Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Состав тела. Жировой, котсный компоненты. Факторы риска Соматометрия, как количественный метод оценки морфологичесикх признаков здоровья

Конституциональные особенности детского возраста и технологии формирования здоровья средствами физического воспитания.

Несколько иные, в отличие от взрослых, морфологические типы выделяют у детей младшего возраста: мышечный тип(похож на нормостенический тип взрослого), астеноидный(похож на астенический тип), дигестивный(похож на гиперстенический), торакальный, абдоминальный и неопределённый,являющиеся переходными.

У представителей разных типов конституции различаются показатели метаболизма, эндокринной системы, высшей нервной деятельности.

Так, у детей дигестивноготипа конституции обычно повышен аппетит, они склонены к избыточному потреблению пищи и полноте, малоподвижны.

У детей астеноидноготипа конституции из-за более низкого уровня секреции пищеварительных желёз аппетит снижен, мышечная система и подкожно-жировой слой слабо выражены, масса тела относительно низкая, хотя рост может быть высоким, они труднее справляются с повышенными физическими нагрузками.

Детей с выраженным мышечным типомконституции в силу естественных потребностей более подвижны, активны, охотно вступают в занятия и игры, требующие повышенного мышечного напряжения.

Каким сформируется конституциональный тип ребёнка до половой зрелости и после, во многом зависит от условий питания, воспитания, перенесённых заболеваний и др. причин. Однако при этом сохраняют своё значение и наследственные предпосылки к формированию того или иного типа.

Одним из наиболее мощных факторов профилактики заболеваний с учётом конституциональных особенностей является целенаправленное физическое воспитание. Детей с выраженным мышечным типом конституции редко приходится стимулировать к повышенной двигательной активности. Чаще такие дети в силу естественных потребностей более подвижны, активны, охотно вступают в занятия и игры, требующие повышенного мышечного напряжения. Совсем иначе ведут себя дети дигестивного и астеноидного типов конституции.

Целенаправленное занятие физической культурой, организация с детьми подвижных игр на свежем воздухе способствует укреплению их организма и постепенному переходу астеноидногои дигестивноготипов конституции в мышечный.

С ростом уже в школьном и далее дошкольном возрастеу детей, как и у взрослых, выделяются три основных морфологических типа конституции: астенический, нормостенический и гиперстенический.

Технологический процесс в восстановительной медицине требует обязательного использования количественных методик оценки здоровья, в том числе и по морфологическим параметрам.

В медицинской и педагогической практике известно, что в детском и подростковом возрастах темп роста и созревания организма отличаются у представителей различных типов конституции. В свою очередь конституциональный морфологический тип тесно связан с особенностями протекания метаболических процессов, в том числе и тех, которые предопределяют состав тела человека.Сравнительно новый раздел морфо-физиологии о составе тела, основанный на введении в практику методов физического и химического анализа, предоставил специалистам новые возможности в формировании оздоровительных технологий.

Под составом телабольшинство специалистов понимают количественное соотношение таких компонентов, как мышечная, жировая и костная ткань, а также вода. Эти компоненты выполняют различные функции в организме. При потере слишком большой массы того или иного компонента под угрозой оказывается способность организма поддержипать гомсостаз. Особенно остро эта проблема встате при потере более 10 % воды, 11% белка, 33% минеральных веществ, 40% углеводов или 90% жира. Таким образом, состав тела служит одновременно и морфологической, и обменной характеристикой организма, чутко реагирующей на влияние эндо- и экзогенных факторов среды.

Приведенные выше данные показывают, что организму значительно безопаснее расставаться с жиром, чем с любыми другими компонентами тела и, прежде всего, с водой.

Для примера можно сказать, что при массе тела в 75 кг без нарушений гомеостаза допустима потеря 9-10 кг жира и не более 4,5-5 кг воды.

Идеальный химический состав тела не установлен. Однако, известно, что для «среднего человека» на массу в 75 кг приходится: 18% белка, 14% жира, 1% углеводов, 61 % воды и 6% минеральных элементов.

В медицинской практике как серьезный фактор рискаразвития патологии рассматривается избыточная масса тела.Очевидно, что в свете современных концепций здоровья и патогенеза таких болезней цивилизации как атеросклероз и его осложнения (ишемическая болезнь сердца, гипертоническая болезнь, инсульты и инфаркты) борьба с ожирением становится одной из приоритетных в борьбе за здоровье в целом. Поэтому количественная оценка избыточного жира в организме представляет весьма актуальную задачу.

Каждый человек с раннего детства имеет совершенно определенный, генетически детерминированный тип психофизиологической конституции.

Основоположник учения о конституции, Гиппократ, предложил всех людей по темпераменту делить на сангвиников, холериков, флегматиков и меланхоликов.

И.П. Павлов в последующем экспериментально доказал, что в основе каждого темперамента лежит определенное соотношение свойств нервной системы, а именно соотношение возбудимых и тормозных процессов, а также их сила, подвижность и разный порог чувствительности нервной системы к внешним и внутренним раздражителям.

Общая характеристика названных выше типов и их поведенческие особенности могут быть представлены следующим образом.

Холерик - сильный неуравновешенный тип высшей нервной деятельности (ВНД). Это человек порывистый, общительный, легко возбудимый, склонный к бурным эмоциональным вспышкам и сменам настроения. Это «боевой тип». Часто неформальный лидер. Возможно, руководитель. Тип обидчивый, иногда грубый (в зависимости от воспитания), с высокой самооценкой. О таком человеке говорят, что он слишком горяч, несдержан, склонен к ярости. Вместе с тем такой индивид быстро остывает и успокаивается, если ему уступают.

Ребенок-холерик обидчив, болезненно воспринимает критику в свой адрес. Так как у ребенка холерического темперамента процесс возбуждения недостаточно уравновешен торможением, у него надо воспитывать сдержанность по отношению к сверстникам и взрослым. Учитывая высокую самооценку такого ребенка, его не следует часто хвалить. Бурную его энергию следует направлять в полезное русло (занятия физкультурой и спортом).

Указанные особенности со стороны ЦНС обуславливают то, что холерики отличаются четок выраженным доминированием той или иной потребности, целеустремленной направленностью на сигналы объектов, способствующих ее удовлетворению, при этом игнорируют конкурирующие мотивации, отвлекающие достижение намеченной цели.

Холерики подвержены срывам ВНД. У них возможен выход в патологию ВНД типа истерии, маниакальных состояний.

Сангвиник- сильный, уравновешенный, подвижный тип. Человек живой, подвижный, стремящийся к частой смене впечатлений, увлекающийся. Это очень продуктивный деятель, но лишь в случае заинтересовавшей его идеи. При отсутствии интереса, может быть поверхностным. Самооценка завышена. Сангвиник энергичен, работоспособен, устойчив к воздействиям внешней среды, имеет высокие адаптивные возможности. Он легко и с удовольствием вступает в контакты с другими людьми, является хорошим собеседником, оптимистом.

У ребенка-сангвиника необходимо воспитывать усидчивость, ответственность за порученное дело. Такого ребенка нельзя захваливать, ибо у него и без того завышенная самооценка.

Реакция на перенапряжение возбудительного процесса - только при действии сверхсильных раздражителей. Возникает трудно. Реакция на перенапряжение тормозных процессов также бывает редко (чаще это результат отсрочки подкрепления, дифференцировочного торможения). Перенапряжение подвижности нервных процессов наблюдается при ломке стереотипа (частой и глубокой), но более вероятно происходит «сшибка» (столкновение процессов возбуждения и торможения).

Флегматик - это сильный уравновешенный, инертный тип ВНД. Люди этого типа в силу особенностей ЦНС имеют хорошо сбалансированные потребности (нет акцентирования ни на одной), игнорируют множество происходящих вокруг событий. К деятельности их побуждают только высоко значимые сигналы. Они трудно переключаются на решение новых задач. Терпимы, выдержанны. Склонен к обучению, но в медленном темпе. Мало подвержены психоэмоциональному стрессу.

Ребенку-флегматику трудно соблюдать режим детского сада и выполнять многие требования родителей. Его нельзя постоянно торопить, требовать быстрое выполнение заданий. Необходимо тактично помогать ему вырабатывать более ускоренные реакции поведения. Ученик-флегматик не всегда успевает следить за ходом урока, медленно переключается с одной деятельности на другую.

При развитии срыва высшей нервной деятельности возникает апатия.

Меланхолик- это тип ВНД со слабыми процессами торможения и возбуждения. Преобладание подсистемы «миндалины - гиппокамп» предопределяет такую особенность, как трудности при выделении доминирующей мотивации (нерешительность). Готов реагировать на широкий круг малозначимых сигналов, и, как следствие, к колебаниям. Имеет повышенную чувствительность, переоценивает роль внешних событий, Это трудно обучаемый, плохо тренируемый тип ВНД. Плохо адаптируется к внешним возмущающим воздействиям. Меланхолический темперамент свойствен человеку мрачного настроя. Он живет сложной и напряженной внутренней жизнью, придает большое значение тому, что касается непосредственно его самого, обладает повышенной тревожностью, ранимой душой. Меланхолик всегда тяготеет к обороне, к защите, нередко окрашенной эмоциями страха, неуверенности, растерянности.

Ребенку-меланхолику свойственна повышенная впечатлительность, легкая эмоциональная ранимость. Он часто преувеличивает свои промахи и недостатки. Родителям необходимо постоянно ободрять такого ребенка, укреплять его веру в себя, способствовать укреплению его нервной системы с помощью занятий спортом.

Меланхолик склонен к неврозам, часто вплоть до глубокой депрессии.

Наряду с рассмотренными выше, широко распространенными, в настоящее время разрабатываются и другие классификации, также характеризующих типологические особенности личности.

По мнению П.В. Симонова в основе поведенческих реакций субъекта лежит
соотношение потребностей и информированности о возможностях их удовлетворения. Это обеспечивается функциями 4-х мозговых структур: фронтальной (лобной) коры, гиппокампа, ядер миндалевидного комплекса и гипоталамуса. Автор выделяет:

1. информационную подсистемумозга (лобная кора, гиппокамп), обеспечивающую ориентацию поведения на сигналы а) высо­ковероятностных событий - лобная кора; б) маловероятных событий -гиппокамп.

2. потребностно-мотивационную систему (миндалина, гипоталамус),
обеспечивающую выделение доминирующей потребности.

Известный российский врач-психотерапевт К. Линейка рекомендует учитывать тип своей нервной системы и темперамент при выборе методов самовоздействия с целью совершенствования характера и предупреждения дистресса.

Сангвинику следует меньше переживать, а больше действовать целенаправленно, доводить начатое дело до конца.

Холерику - более критически оценивать свои желания и порывы, чтобы не наносить незаслуженных обид окружающим.

Меланхоликужелательно избегать самоанализа и воспоминаний об обидах, научиться переключать внимание на оказание помощи другим, а если все же одолевает меланхолия, полезно выполнить комплекс физических упражнений, принять контрастный душ.

Флегматику важно воспитывать в себе привычку быть деятельным и отзывчивым, но не равнодушным и пассивным.

Изучение особенностей типов ВНД необходимо для оценки поведенческих реакций в различных ситуациях:

1) возможность развития невротических состояний при повышенных психоэмоциональных нагрузках,

2) прогнозирование поведения с целью выработки тактики общения с больными,

3) прогнозирование поведения при отборе лиц для работы в замкнутых, изолированных коллективах (экспедиции, зимовки и т.д.),

4) прогнозирование поведенческих реакций в стрессовых ситуациях,

5) разработка программ воспитания личности с учетом индивидуальных особенностей ВНД.

Эмоциональные факторы имеют непосредственное влияние практически на любую болезнь; их воздействие ощущается даже в таком известном органическом заболевании, как туберкулез. Знание о взаимодействии между эмоциональными факторами и основными органическими функциями организма еще в зачаточном состоянии, но его потенциальная ценность огромна, поскольку эмоциональные факторы задействованы в любом заболевании.

Среди работ по физиологическим последствиям эмоциональных стрессов очень важны исследования Д.Х. Функинштейна и его сотрудников. В своей лаборатории они моделировали ситуации эмоциональных стрессов у различных субъектов и им удалось определить различие в физиологических реакциях на страх или гнев.

Исследование Функинштейна подтвердило точку зрения ряда ученых, что гнев усиливает выделение норадреналина, в то время как страх сопровождается выделением адреналина.

В настоящее время не вызывает сомнений влияние психогенных факторов на возникновение таких заболеваний как эссенциальная гипертония, язвенная болезнь двенадцатиперстной кишки, бронхиальная астма и др.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Взаимосвязь между генотипом, морфологическим типом конституции и предрасположенностью к определённым заболеваниям | Лекция №3. Адаптивные типы
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 505; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.