Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ж.6. Оценка прибыли и рентабельности торговых предприятий

Количественно прибыль можно охарактеризовать абсолютными и относительными показателями.

Наиболее информативным показателем является абсолютная валовая (балансовая) прибыль Пб.:

Пб = Пр + Ппр + Дво,

где Пр – прибыль от реализации за указанный период;

Ппр – прибыль от прочей реализации за указанный период;

Дво – сальдо доходов и расходов по внереализационным операциям.

Наибольшую долю в валовой (балансовой) прибыли торгового предприятия составляет прибыль от реализации товаров и услуг, поэтому ее анализируют наиболее часто.

Абсолютная прибыль от реализации товаров Пр за определенный период определяется как разность между абсолютными доходами и абсолютными расходами (включая расходы на закупку товаров):

Пр = Д – Зт – З, где

Д – доходы за определенный период;

Зт – расходы на закупку товаров за этот период;

З – расходы (исключая расходы на закупку товаров) за указанный период.

 

Еще одним абсолютным показателем, представляющим интерес для торговых предприятий, является чистая прибыль Пч предприятия за определенный период:

Пч = Пб – Нп, где

Нп – налог на прибыль и др. аналогичные платежи за этот период.

 

Однако абсолютная валовая прибыль не позволяет оценить эффективности работы торгового предприятия, она характеризует лишь полученный экономический эффект. Поэтому показатель абсолютной валовой прибыли дополняют относительными показателями, позволяющими анализировать динамику распределения прибыли, эффективность работы предприятия в целом и эффективность использования каких-либо ресурсов.

Для того, чтобы проанализировать, правильно ли распределяется прибыль, рассматривают след. относительные показатели:

- коэффициент налогообложения прибыли Кнп за определенный период характеризует долю прибыли, изымаемой в виде налогов и сборов:

Кпн = Пн/Пб, где

Пн – налог на прибыль и др. налоги, выплачиваемые за счет прибыли за определенный период;

 

- коэффициент чистой прибыли Кпч характеризует долю чистой прибыли Пч валовой (балансовой) прибыли Пб и показывает, какая часть прибыли остается в распоряжении торгового предприятия:

Кпч = Пч/Пб;

 

- коэффициент капитализации прибыли Ккп характеризует долю чистой прибыли, направляемой на развитие производства торгового предприятия:

Ккп = Пр/Пч, где

Пр – прибыль, направляемая на развитие (в фонд накопления) предприятия торговли;

 

- коэффициент потребления прибыли Кпп показывает долю чистой прибыли, направляемой на потребление (в основном на з/п и социальное развитие):

Кпп = Пп/Пч, где

Пп – прибыль, напрвляемая на потребление;

 

- коэффициент резервирования прибыли Крп, показывает долю резервируемой чистой прибыли:

Крп = През/Пч, где

През – резервируемая часть прибыли.

Аналогично можно анализировать любые составные части чистой прибыли.

Для оценки эффективности разных аспектов хозяйственной деятельности торговых предприятий используется относительный показатель прибыли – рентабельность. Понятие «рентабельность» идентично понятию «прибыльность».

Общая рентабельность Е (или рентабельность продаж – по зарубежной терминологии) торгового предприятия за определенный период рассчитывается по формуле: П

Е = ----- 100%, где

Т

П – прибыль за указанный период;

Т – товарооборот за этот период.

Общая рентабельность характеризует долю прибыли, приходящейся на один рубль товарооборота. Для предприятий разных подотраслей торговли при расчетах берется различное значение товарооборота: для розничной торговли – розничного товарооборота, для оптовой торговли – оптового товарооборота. Соответственно в числителе данной формулы могут фигурировать различные значения прибыли (от реализации, валовой, чистой и т.д.) в зависимости от решаемых задач.

Наряду с общей рассчитывают и частные показатели рентабельности. Например, рентабельность совокупных ресурсов Еср торгового предприятия определяется след. образом: П

Еср = ------- 100%, где

Рсов

Рсов – сумма совокупных ресурсов торгового предприятия за определенный период. В состав совокупных ресурсов торгового предприятия включается средняя стоимость основных фондов за анализируемый период; средние за исследуемый период остатки оборотных фондов и фондов обращения; затраты на оплату труда и социальные выплаты за этот период.

Если соизмерять прибыль с каждым видом ресурсов в отдельности, то можно получить систему частных показателей рентабельности:

- рентабельность основных фондов Еоф: П

Еоф = ----- 100%,

Сф

где Сф – средняя стоимость основных фондов за анализируемый период;

 

- рентабельность оборотных средств Еос: П

Еос = ------- 100%, где

Бср

Бср – средние за период оборотные средства;

 

- рентабельность затрат живого труда Ез: П

Ез = ------ 100%, где

З

З – затраты на оплату труда и социальные выплаты за период;

 

- рентабельность издержек обращения Еио: П

Еио = ------ 100%, где

Ио

Ио – издержки обращения за указанный период.

 

 

Рентабельность является одним из важнейших показателей хозяйственной деятельности предприятия, и потому особый интерес представляют не только сами показатели, но и их динамика за период.

На объем прибыли оказывает влияние значительное количество внешних (независимых от деятельности предприятия) и внутренних факторов.

К внешним факторам относятся:

- политическая стабильность;

- состояние экономики;

- демографическая ситуация;

- конъюнктура рынка, в т.ч. рынка потребительских товаров;

- темпы инфляции;

- ставка процента за кредит.

К внутренним факторам относятся:

- объем валового дохода (и, соответственно, факторы, его определяющие);

- размер ИО;

- производительность труда работников;

- скорость оборачиваемости товаров;

- наличие собственных оборотных средств;

- эффективность использования основных фондов.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Методы ценообразования. Цены на товары рассчитывают с помощью различных методов | Вопрос 2. Знание особенностей содержания и формирования сегментарной отчетности обеспечивает построение стройной методики ее анализа
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 366; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.