Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Антропоэкологические проблемы при разработке ОВОС




Социально-экономические характеристики состояния населения, которые должны учитываться в ходе проведения ОВОС, классифицируются экологией человека следующим образом: демографические характеристики; показатели, характеризующие условия трудовой деятельности и быта, отдыха, питания, водопотребления, воспроизводства и воспитания населения, его образования и поддержания высокого уровня здоровья; характеристики природных и техногенных факторов среды обитания населения. При этом оценки подразделяют на субъективные (даваемые самими работающими или проживающими людьми) и профессиональные (получаемые с использованием объективных мкетодов измерения или официальных информационных источников). Для характеристики социально-экологической ситуации на объекте или территории специалисты в области экологии человека выделяют две группы факторов, характеризующих антропоэкологическую обстановку, комплексные (интегральные) показатели: уровень комфортности природной среды и степень детериорированности жизненного пространства. Оценка комфортности природных условий связана с анализом более трех десятков параметров природной среды, из которых более 10 относится к климатическим факторам, а остальные характеризуют наличие природных предпосылок болезней (в том числе рельеф, геологическое строение, состояние вод, растительности и животного мира и многие другие, рассматривавшиеся в предыдущих разделах). Для горных районов, например, дополнительно важно знать высоту объекта над уровнем моря и степень расчлененности рельефа. Уровень детериорированности окружающей среды также объединяет довольно большое число показателей самого разного плана. К ним относятся традиционные комплексные оценки загрязненности геосфер, рассчитываемые в виде суммы соотношений реальных концентраций ЗВ и их ПДК, удельные суммарные показатели ПДВ и ПДС, связанные с оцениваемой площадью территории, и ряд других. В числе демографических показателей, учитываемых при антропоэкологических оценках, чаще всего приводятся: коэффициент общей и детской стандартизованной смертности по возрастам (на 1000 населения) населения, коэффициент рождаемости, увязываемые в общий коэффициент естественного прироста, средняя ожидаемая продолжительность жизни и жизненный потенциал населения, показатели брачности и миграции, косвенно свидетельствующие об экологическом неблагополучии в регионе размещения объекта. Существуют и более сложные в расчетах комплексные демографические показатели: качества жизни и качества здоровья населения. К числу наиболее комплексных региональных показателей относится интегральный показатель социально-экономического развития, включающий 15 базовых параметров, оцениваеых по 10-балльной шкале: валовый национальный продукт (ВНП) на душу населения, потребление на душу населения, уровень индустриализации, доля экспортно-пригодной продукции в общем объеме сельскохозяйственной продукции, обеспеченность собственной промышленной продукцией, развитость инфраструктуры, уровень образования, наличие рыночного общественного мнения, ориентированность населения на западные стандарты жизни и др. Оцениваемый регион ранжируется по каждому из этих 15 параметров, потом присвоенные баллы складываются и в итоге получается суммарная оценка. К сожалению, в числе этих параметров пока отсутствуют «чисто экологические»оценки типа уровень экологического самосознания населения, уровень социально-экологической напряженности и другие. К числу других экологизированных социально-экономических показателей относятся: рекреационный потенциал местности и степень его использования, опасность (вероятность) инвазий, эпизоотий и нападений на людей представителей животного мира, комплексные показатели техногенной нагрузки и степень урбанизированности территории, а также ряд других.

При проведении экспертизы социально-экономического раздела ОВОС и соответствующих разделов ТЭО или проекта эксперт опирается на те же базовые положения нормативно-правовых документов, обеспечиваю­щих экологическую безопасность, которые служили основой при состав­лении ОВОС.

Конституция Российской Федерации, в которой записано, что: земля и другие природные ресурсы используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствую­щей территории; каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, досто­верную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причи­ненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением

Закон Российской Федера­ции «Об охране окружающей природной среды» от 19 декабря 1991 г., в котором сказано: «Природа и ее богатства являются национальным достоянием народов России, естественной основой их устойчивого со­циально-экономического развития и благосостояния человека».
Федеральный закон Российской Федерации «Об экологи­ческой экспертизе» (1995 г.). В этом законе подчеркивается необходи­мость установления соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации проекта в целях предупреждения возможных неблагопри­ятных воздействий этой деятельности на окружающую природную, сре­ду и связанных с ними социальных, экономических и иных последст­вий. Федеральный закон Российской Федерации «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и технического характера» от 21 декабря 1994 г. Закон обеспечивает предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций, а также эко­логическую экспертизу проектов и решений по объектам производст­венного и социального назначения - возможных источников чрезвычай­ной ситуации. Закон Российской Федерации «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Содержание этого зако­на в обязательном порядке должно учитываться при проведении экспер­тизы социально-экономического раздела ОВОС, т.к. санитарно-эпидемиологическое благополучие является одним из главных условий нор­мальной жизнедеятельности людей. Из всего многообразия экосоциокультурных показателей при проведении ОВОС (в соответствии с рекомендациями Регламента ГЭЭ) наиболее часто учитываются следующие: 1. Оценка санитарно-эпидемиологического состояния территории. 2. Социальные условия жизни населения. 3. Оценка состояния здоровья населения. 4. Миграция населения. 5. Прогноз возможных изменений численности населения, включая коренное. 6. Оценка прогнозных изменений социально-экономических условий жизни населения, комфортности проживания при реализации намечаемой деятельности. 7. Прогнозная оценка экологических последствий эксплуатации объекта (при нормальном режиме и авариях) для жизни и здоровья населения (увеличение смертности населения, изменение продолжительности жизни, появление профессиональных и др. специфических болезней, увеличение общей, инфекционной заболеваемости детей и взрослых, и т.д.). 8. Прогнозная оценка воздействия намечаемой деятельности на особо охраняемые объекты (природные, рекреационные, культурные, культовые и др.). 9. Утрата эстетической ценности территории. 10. Оценка прогнозных изменений природной среды для существующего природопользования, включая национальное. 11. Мероприятия по обеспечению экологической безопасности населения при нормальном функционировании объекта и при аварийных ситуациях. 12. Мероприятия по регулированию социальных отношений в процессе намечаемой социальных условий жизни населения. 13. Комплексная прогнозная оценка экологического риска (для населения и окружающей среды) планируемой деятельности. 14. Объем природоохранных мероприятий и оценка стоимости затрат на мероприятия по сохранению благоприятных условий жизни и здоровья населения.



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1228; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.