КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Парламентско-правительственная система
Классификации парламентаризма.
Парламентско-правительственная система правления окончательно сформировалась в начале XX века в Великобритании и в настоящее время существует во многих демократических странах, особенно в странах Европы. Ее основополагающие характеристики определяются видом отношений между главой государства, парламентом и правительством (кабинетом министров), а также способом их взаимодействия. Конституция и конституционная практика закрепляет доминирующее положение избираемого путем свободных выборов3 парламента по отношению к правительству. Глава государства, монарх либо президент, обычно избирается парламентом и не обязан участвовать в решении текущих политических проблем. При парламентско-правительственной системе глава государства выполняет прежде всего функции гаранта конституции и неотчуждаемого суверенитета и является символом страны. Отличительные черты данной системы предопределяют механизм назначения членов правительства и степень их политической ответственности. Премьер-министр, который в большинстве случаев — это представитель партии, одержавшей победу на выборах в парламент, выдвигает кандидатуры министров, назначаемые впоследствии главой государства. Затем премьер-министр в установленное законодательством время представляет в парламенте проект состава кабинета министров и его политическую программу, выдвигает данное предложение на голосование для получения вотума доверия. Итак, в парламентско-правительственной системе именно поддержка парламента (вотум доверия) дает правительству право возложить на себя конституционные полномочия. Таким образом, правительство приобретает «полномочия править согласно воле парламента». Правительство отвечает перед парламентом, который может вынести ему либо одному из его членов вотум недоверия. При вынесении вотума недоверия любая дальнейшая деятельность кабинета министров прекращается. Чтобы не допустить доминирования законодательной ветви власти над исполнительной, правительство может распустить парламент и объявить о досрочном проведении выборов. Глава государства наделяется подобными полномочиями в случаях, если это указано в конституции данного государства. В стране с фрагментарной многопартийной системой степень доминирования парламента над правительством более выражена. В подобной ситуации правительство не имеет стабильной поддержки в парламенте и поэтому может быть подвержено внутренним конфликтам, приводящим к отстранению от полномочий. Для предотвращения такого негативного развития событий во многих странах с парламентско-правительственной формой правления вводятся новые элементы, способствующие укреплению исполнительной власти. Президент, избранный в результате прямых выборов народом, обладает сильной властью и имеет большее влияние при определении состава кабинета министров и выборе политического курса, является посредником между парламентом и правительством и имеет права объявить референдум. Подобная форма правления называется рационализированным парламентаризмом. Ее возникновению способствовало повышение избирательных порогов, которые не позволяют малочисленным партиям попасть в парламент, а также право вынесения конструктивного вотума недоверия, который не дает парламенту право распустить правительство. Еще одной особой формой проявления парламентско-правительственной системы является канцлерская система, характеризующаяся усилением полномочий главы государства (канцлера), закрепленных в конституции.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 2701; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |