Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Подвести итого деятельности

Лекция № 3 Младший школьный возраст

 

Опрос – ребенок – как вы думаете, чем он отличается от взрослого и какие возрастные рамки у понятия «детство».

 

Ребенок не является уменьшенной копией взрослого человека. В каждом возрасте он отличается присущими этому возрасту особенностями, которые влияют на жизненные процессы в организме, на физическую и умственную деятельность ребенка. Каждый ребенок как личность уникален, но так как становление его личности связано с развитием организма, усложнением психических процессов, а так же с получением необходимого опыта, детей можно разделить по возрастным группа. Знание и понимание закономерностей более или менее присущих той или иной группе, вожатый может лучше наладить работу как с детским коллективом в целом, так и с каждым ребенком в частности.

Принято различать следующие возрастные группы детей школьного возраста:

1. Младшая школьная (от 7 до 11 лет);

2. Средняя школьная (от 11 до 15 лет);

3. Старшая школьная (от 15 до 18 лет).

Анатомо-физиологические и психологические особенности детей младшего школьного возраста

 

Младшее школьное детство - это период (7-11 лет), когда происходит процесс дальнейшего развития индивидуально-психологических и формирования основных социально-нравственных качеств личности.

Это возраст относительно спокойного и равномерного физического развития. Увеличение роста и веса, выносливости, жизненной емкости легких, идет довольно равномерно и пропорционально.

До 11-12 лет пропорции тела у мальчиков и девочек почти одинаковы.

В этом возрасте продолжает формироваться структура тканей, продолжается их рост. Темп роста в длину несколько замедляется по сравнению с предыдущим периодом дошкольного возраста, но вес тела увеличивается.

Дыхательный аппарат детей функционирует менее производительно (дыхание у младшего школьника относительно учащенное и поверхностное, организмом усваивается меньше кислорода (около 2%), чем у старших детей или взрослых (около 4%)). Задержка, а также затруднение дыхания у детей во время мышечной деятельности, вызывает быстрое уменьшение насыщения крови кислородом (гипоксемию). Поэтому при обучении детей физическим упражнениям необходимо строго согласовывать их дыхание с движениями тела.

Кровяное давление у детей обычно несколько ниже, чем у взрослых. При предельной напряженной мышечной работе сердечные сокращения у детей значительно учащаются, превышая, как правило, 200 ударов в минуту. После соревнований, связанных с большим эмоциональным возбуждением, они учащаются еще больше - до 270 ударов в минуту.

Недостатком этого возраста является легкая возбудимость сердца, в работе которого нередко наблюдается аритмия, в связи с различными внешними влияниями.

Занятия физическими упражнениями и участие в спортивных соревнованиях требуют от младших ребят значительно больше энергетических затрат по сравнению со старшими школьниками и взрослыми.

Мышечная система у детей этого возраста способна к интенсивному развитию, что выражается в увеличении объема мышц и мышечной силы. К 8-9 годам заканчивается анатомическое формирование структуры головного мозга, однако, в функциональном отношении он требует еще развития.

 

Мышление у детей в возрасте от 7 до 9 имеет наглядно-образный характер, неотделимо от восприятия конкретных особенностей явлений, у детей в возрасте от 10 до 11 наблюдается переход к словесно-логическому мышлению.

 

В младшем школьном возрасте развивается внимание. Особенностью внимания младших школьников является его непроизвольный характер: оно легко и быстро отвлекается на любой внешний раздражитель. Недостаточно развита и способность концентрации внимания. Долго удерживать внимание на одном и том же объекте они еще не могут. Напряженное и сосредоточенное внимание быстро приводит к утомлению.

У младших школьников более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая. Они лучше, быстрее запоминают и прочнее сохраняют в памяти конкретные сведения, события, лица, предметы, факты, чем определения, описания, объяснения. Младшие школьники склонны к механическому запоминанию без осознания смысловых связей внутри запоминаемого материала.

В связи с этим и процесс воспроизведения, заученного у младших школьников, отличается неточностью, большим количеством ошибок, заученное недолго удерживается в памяти.

Основной ведущей деятельностью становится учение, важнейшей обязанностью - обязанность учиться, приобретать знания.

Младшие школьники отличаются остротой и свежестью восприятия, своего рода созерцательной любознательностью. Младший школьник с живым любопытством воспринимает окружающую среду, которая с каждым днем раскрывает перед ним все новые и новые стороны.

Младший школьный возраст - возраст достаточно заметного формирования личности. Для него характерны новые отношения с взрослыми и сверстниками, включение в целую систему коллективов, включение в новый вид деятельности. Все это решающим образом сказывается на формировании и закреплении новой системы отношений к людям, коллективу, к учению и связанным с ними обязанностям, формирует характер, волю, расширяет круг интересов, развивает способности.

В младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности.

Характер младших школьников отличается некоторыми особенностями.

Прежде всего они импульсивны - склонны незамедлительно действовать под влиянием непосредственных импульсов, побуждений, не подумав и не взвесив всех обстоятельств, по случайным поводам. Причина - потребность в активной внешней разрядке при возрастной слабости волевой регуляции поведения.

Общая недостаточность воли: младший школьник еще не обладает большим опытом длительной борьбы за намеченную цель, преодоления трудностей и препятствий

Младшие школьники очень эмоциональны. Эмоциональность проявляется, во-первых, в том, что их психическая деятельность обычно окрашена эмоциями. Во-вторых, младшие школьники не умеют сдерживать свои чувства, контролировать их внешние проявления, они очень непосредственны и откровенны в выражении радости,горя, печали, страха, удовольствия или неудовольствия. В-третьих, эмоциональность выражается в их большой эмоциональной неустойчивости, частой смене настроений, склонности к аффектам, кратковременным и бурным проявлениям радости, горя, гнева, страха.

Дружба основана, как правило, на общности внешних жизненных обстоятельств и случайных интересов (дети сидят за одной партой, живут в одном доме, интересуются приключенческой литературой и т.п.). Сознание младших школьников еще не достигает того уровня, чтобы мнение сверстников служило критерием подлинной оценки самого себя. Конечно, дети девяти-десяти лет с большим интересом относятся к оценке, которую дают им одноклассники, но такие переживания кратковременны и, главное, их легко изменить оценкой со стороны взрослых или учителя.

Младшие школьники безоговорочно признают авторитет старшего (взрослого). Они обращаются к нему по самым разным поводам - от случайных и мелких до самых глубоких и личностных. Дети откровенно делятся со взрослым своими заботами, переживаниями, домашними событиями. В случае обиды младший школьник также обращается к вожатому, и обидчик чаще всего воспринимает это как должное, поскольку вожатый для всех выступает общим нравственным арбитром.

 

Ведущая педагогическая идея в работе с младшими школьниками - формирование первоначальных детских убеждений, построенных на главных постулатах общечеловеческих ценностей, создание ситуации успеха в учебной деятельности.

Убеждения, как известно, представляют собой идею, в истинность которой человек верит, которую готов отстаивать и которой руководствуется в повседневной деятельности. К младшим школьникам, разумеется, это не применимо.

Но ребенок с большой силой верит в те общечеловеческие идеи, которые доступны его возможностям, его пониманию. Их немало, но можно выделить наиболее существенные: вера в родительскую любовь, в могущество взрослых, в свое бессмертие, в свою неповторимость, в красоту и неповторимость Родины.

Эту веру дети пытаются отстаивать в своеобразной детской форме. Это и есть зародыш тех социально значимых убеждений, которые могли бы сформироваться при благоприятных условиях. Не вина, а беда многих детей, что едва ли не с младенческого возраста эта вера разрушается. Едва ребенок начинает осознавать себя и окружающий мир, он попадает под отрицательное воздействие макро- и микросреды.

В этом возрасте происходит формирование первичных представлений о целостности морали, о единстве нравственных норм поведения.

Дети 7-9 лет отличаются исключительной доверчивостью к тем нормам и правилам, которые объявляются им как непреложные законы жизни в ДОЛ. Оценки ребенка зеркально отражают оценки самого авторитетного человека - вожатого.

По мере естественного развития, на рубеже 10-11 лет у младших школьников начинает формироваться собственное видение отношений, свои критерии оценок поступков и поведения окружающих. При этом может сложиться такая ситуация, когда их уверенность в истинности, справедливости оценок вожатого может быть поколеблена.

Это случается в тех случаях, когда слово вожатого разошлось с делом («Обещала нам рассказать что-то интересное, а ничего не рассказала», «Ругает нас, что мы на зарядку опаздываем, а сама тоже опаздывает», и т. п.). Когда расходятся их мнения о товарищах по отряду («В. говорит, что Танька умная и красивая, а она - жадная! Когда у нее стерженек кончится - ей все дают, а попробуй попросить у нее шарик надувной - ни за что не даст! В. ее хвалит и хвалит, а Алешку все ругает. А он - добрый!»).

Возможны и такие ситуации, когда ребенок явно замечает, что «правила, висящие на стене», далеко не всегда стыкуются с явлениями окружающей его жизни. Так, формируется представление о двойной морали. Одна - «висящая на стене», другая - «теневая и удобная».

 

СОВЕТЫ РАЗРЕШЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СИТУАЦИЙ

 

Младший возраст (6—8 лет)

Раздражительность, тоска по домашним, слезы – отвлечь интересными делами, переключить внимание, дать какое-либо задание, чтобы ребенок почувствовал себя нужным в новом коллективе.

Множество вопросов - внимательно выслушивать и спокойно отвечать, повторяя ответ столько раз, сколько необходимо для понимания.

Быстрая утомляемость - быстрее «бежать» к финишу мероприятия, к результатам в игре, труде...

Неуверенность в себе - давать нагрузку с учетом физического здоровья, без акцентирования на этом внимания.

Готовы пробовать все на вкус - рассказывать детям о ядовитых ягодах, растениях.

Опасность травматизма - избегать чрезмерный ограничений в деятельности детей, заполнять их жизнь полезными и нужными играми, состязаниями, следя при этом за соблюдением необходимых правил безопасности.

Потеря интереса к занятиям, рассеянное внимание - частая смена видов деятельности, игры, конкурсы, соревнования не должны быть продолжительными по времени.

Слезы и страхи в темноте - не оставлять одного в темноте.

Желание играть со сверстниками - поддержка, поощрение и направление действий детей по опеке малышей.

Копирование привычек, манеры поведения, лексикона взрослых - стремиться подавать только положительный пример.

Постоянные опоздания - не давать поручений связанных с учетом времени.

Впечатлительность - не рассказывать сказки, истории с «плохим концом».

 

Младший возраст (9—11 лет)

Обидчивость, повышенная чувствительность к несправедливости - внимательное, доброе отношение, стремление разобраться в причинах поведения детей.

Курение, игра в карты, проба спиртного, употребление взрослого лексикона, использование косметики, украшений - проводить разъяснительную работу с привлечением всех специалистов и показом соответствующих кинофильмов. Приучать к выполнению разумного режима дня.

ЗАМКНУТОСТЬ, одиночество - стремиться переключать внимание детей, давать поручения, связанные с необходимостью общения.

Непослушание, действие «наперекор», постоянные споры - вникать в интересы детей, сотрудничать с ними.

Появление тайн, укромных уголков, озорство, шалости - знать секреты детей, совместно сохранять их, разумно использовать. Организовывать интересные игры с элементами романтики.

Возрастные особенности подросткового возраста

 

Средний школьный возраст (подростковый) 11-15 лет.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Личность. Личность— понятие, обозначающее совокупность устойчивых психологических качеств человека, составляющих его индивидуальность | Ведущая деятельность: Интимно-личностное общение
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 448; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.036 сек.