КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Профессиональная подготовка и деятельность преподавателя психологии
В настоящее время психология как учебный предмет входит в учебные планы и программы школьного образования, среднего специального и высшего образования, системы повышения квалификации. Особенности построения психологических курсов во многом определяются возрастными особенностями школьников, студентов, слушателей курсов повышения квалификации. Но основой дифференциации программ психологических дисциплин является цель преподавания.
Например, в школе преподавание психологии выступает как средство формирования общегуманитарной культуры учащихся. Психологические знания здесь встроены в такие учебные предметы и факультативные курсы, как «Этика и психология семейной жизни», «Тренинг личностного роста», «Человековедение», «Основы безопасности жизнедеятельности» и др. Методика преподавания психологических курсов соответствует общедидактическим принципам.
Психология в этих программах может изучаться как факультативный, и как обязательный предмет. Цели и содержание обучения психологии в средней общеобразовательной школе не должны дублировать цели и содержание высшего профессионального образования. Основным в изучении психологии в средних школах, гимназиях и лицеях является психологическое просвещение, формирование психологической грамотности и психологической культуры учащихся. В учебно-воспитательной программе психология выполняет общеобразовательную, общекультурную и развивающую функции. В старших профильных классах преподавание психологии может играть профориентационную роль, способствовать более близкому знакомству со сферой будущего среднего специального или высшего профессионального образования.
Цели преподавания психологии по данным образовательным программам:
обучение психологическим знаниям как составной части мировоззрения и общей культуры;
знакомство с методами психологического познания и психологической практики;
обучение психологии как средству самопознания;
обучение психологии как средству саморазвития;
обучение психологии как средству познания других людей;
6) профессиональная ориентация. Перед преподавателем психологии в школе стоят следующие задачи: 1. способствовать формированию мировоззрения учащихся и активной жизненной позиции; 2. воспитывать стремление к самопознанию и самосовершенствованию через самосознание, самораскрытие и самообразование; 3. развивать у учащихся умение применять теоретические знания психологии на практике, уметь наблюдать и анализировать жизненные ситуации, находить источники первопричину (мотив) человеческого поведения и поступков; 4. привить уважение к личности каждого человека, к его индивидуально-характерологическим особенностям, жизненным целям, ценностям, взглядам, позициям; 5. помочь в становлении характера, цельности натуры с богатым и разнообразным внутренним миром и творческим подходом к жизни; 6. научить постигать знания путем рассуждений, сомнений, поиска истины.
В настоящее время существует два основных типа программ обучения психологии в школах: 1) предметно-ориентированные; 2) личностно-ориентированные. В программах предметно-ориентированного типа психология выступает как предмет обучения. Содержание программы составляют научно-психологические знания, а также умения их практического использования. Программа может быть научно- или практически-ориентированной. Знания и умения, которые усваиваются, допускают поурочное планирование и предполагают изучение определенного учебного материала (знаний и умений) на каждом уроке. Основные методы обучения: рассказ, обсуждение, практические упражнения. Усвоение знаний и умений, перечисленных в программе, может быть оценено и оценивается. В программах личностно-ориентированного типа уроки психологии выступают как система занятий, направленных на развитие учащихся. Задача обучения теоретическим психологическим знаниям непосредственно не ставится (хотя может подразумеваться). Формирование практических психологических умений и личностное развитие учащихся составляют основную задачу такой программы. На этапе среднего специального и высшего образования принципиальное понимание роли и места психологических дисциплин в учебных программах определяется тем, на каких факультетах они читаются.
Цели преподавания психологии в программе высшего профессионального образования по специальности «психология»:
1) обучение фундаментальным психологическим знаниям;
2) обучение прикладным психологическим знаниям;
3) обучение научно-исследовательским умениям;
4) обучение практическим психологическим умениям в применении психологических знаний для решения практических задач;
5) обучение умениям психологического просвещения и обучения психологическим знаниям других людей;
6) формирование психологической культуры.
7) формирование общей психологической культуры студентов.
Деятельность преподавателя при сохранении общих, типологических характеристик педагогической деятельности имеет свои специфические характеристики. Преподаватель высшей школы, как и любой педагог, реализуя свою основную функцию – передачу знаний, делает это с учетом как минимум двух моментов:
- субъекты, которым преподаватель передает знания – студенты, - имеют свои возрастные и социально-ролевые отличия;
- сама ступень системы образования (высшая школа) подразумевает не только и не столько задачу передачи знаний, сколько задачу формирования профессиональной идентичности и профессионального сознания.
В настоящее время психологические знания включены в обязательные курсы «Педагогика и психология» при подготовке специалистов любого профиля. Задача этого курса – продолжение формирования общекультурных мировоззренческих гуманитарных представлений. Об этом свидетельствуют его принадлежность к блоку общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, где предмет «Педагогика и психология» изучается наряду с такими дисциплинами, как «Общественная история», «Культурология», «Философия», «Социология» и др.
Иная картина расположения психологических дисциплин просматривается в образовательных стандартах высшего профессионального, а также среднего специального образования при подготовке психологов, педагогов, социальных работников, медиков, управленческих кадров и т.д. При подготовке этих категорий специалистов такие предметы, как «Общая психология», «Социальная психология», «Психология развития», «Основы специальной психологии», «Педагогическая психология» и др. включены в блоки «Общие профессиональные дисциплины» и «Дисциплины предметной подготовки».
Цели преподавания психологии по данным образовательным программам:
обучение основам психологических знаний;
знакомство с методами психологии;
обучение прикладным психологическим знаниям, соответствующим профессиональной специализации студентов;
обучение применению психологических знаний для решения практических задач в рамках будущей профессиональной деятельности;
формирование общей психологической культуры студентов.
Принципиальные отличия места и роли психологических дисциплин в подготовке по психологическим и социально-педагогическим направлениям заключается в том, что:
- на психологических факультетах изучение психологии выступает как средство формирования профессионального сознания, а на других как средство психологизации профессионального (педагогического) сознания;
- пропорциональное соотношение изучаемых психологических дисциплин на психологических факультетах больше, чем на непсихологических;
- дифференциация психологических курсов на психологических факультетах выше, чем на непсихологических;
Такое же соотношение в методике преподавания психологии просматривается и на курсах повышения квалификации в зависимости от специальности слушателей.
Вопросы для самоконтроля:
1. Понятие методики преподавания, ее объекта и предмета.
2. В чем заключаются особенности психологического знания?
3. Цели изучения психологии в различных специализациях. Кто лучше может преподавать психологию: психолог или педагог?
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 2287; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |