КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Возрастные периодизации
§5. Проблема кризиса развития в психологии.
В ряде психологических теорий онтогенез представляет собой чередование, смену определенных периодов развития. В частности Выготский рассматривал развитие ребенка как диалектический процесс, в котором переход от одной стадии к другой совершается революционным, а не эволюционным путем. В отечественной психологии считается, что возрастной кризис связан с тем, что изменяется система отношений ребенка с миром. Он начинает видеть новую, пока еще потенциально возможную систему связей с окружающим и стремится к ней. Кризис развития – переломный момент в литическом развитии (Эльконин Д.Б. –пустота), в который происходят качественные, резкие изменения (формируются новые отношения, новая деятельность и пр.). Л.С. Выготским было предложено деление критического возраста на три фазы для его анализа: ü Предкритическая. Выход ребенка во «временную перспективу», открытие идеальной формы, (более эффективно и открывает новые возможности) и идеализирование её. ü Критическая. Период возникновения наиболее острых противоречий, конфликтов Характерна попытка материализовать идеальную форму(от манерничания к чувству взрослости); конфликт с окружающим миром как возможность для ребенка раскрыть собственные возможности т.к. провоцирует запреты и развитие способности преодолевать (самоуважение, самоутверждение) а так же рефлексия своих способностей. ü Посткритическая. Затухание конфликтности в силу изменения и самой среды и переживания ребенком среды. На данном завершающем этапе реализуется идеальная, а не идеализированная форма, происходит переход к новой ведущей деятельности и поиск «нового значимого другого».
В отечественной психологии наиболее полный психологический анализ кризисов возрастного развития был дан Поливановой К.Н. В детской психологии чаще всего говорят о трех критических периодах: 3, 7 и 12-16 лет (кризис подросткового возраста). Л.С. Выготский так же рассматривал кризис 1 года, а в подростковом выделял две фазы: негативную (13-14 лет) и позитивную (15-17 лет) Причины возникновения трудностей: Божович Л.И., анализируя результаты психологических исследований, отмечает, что особенности детей в кризисный период связаны с отсутствием удовлетворения или активным подавлением возникших новых потребностей ребенка. Во взаимодействии с детьми необходимо учитывать позитивный характер возрастного кризиса, его роль в решении вопросов развития. Ребенок должен открыть для себя новые способности, которыми скрыто уже обладает. Новая способность – новые возможности, которых можно достичь только в новых ситуациях. Ребенок начинает примеривать свою новую способность к анализу реальных жизненных ситуаций: критикует, анализирует, прежде всего, жизнь семьи, учится анализировать, но не умеет еще предвидеть результаты своих действий, поэтому реально ломаются, деформируются привычные связи, отношения с миром, родители, взрослые пресекают действия ребенка. Цели участников взаимодействия.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 415; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |