Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Возрастные периодизации




Автор Кол-во лет Стадия
Теория рекапитуляции Ст. Холла Детское развитие – повторение стадий развития человечества 0-5 Стадия рытья и копания
5-11 Стадия охоты (агрессивность, жестокость)
8-12 Пастушеская (стремление к собственному пространству, покровительству)
11-15 Земледельческая (интерес к окружающему миру, садоводству)
14-20 Стадия промышленности и торговли (стадия современного человека)
Теория кризиса идентификации Э. Эриксона   Детство – результат необратимого формирования личности, каждая стадия развития включает параметры, которые могут принимать +/- значения. 0-1 Доверие / недоверие к миру
2-3 Самостоятельность / нерешительность, стыд
4-5 Предприимчивость / чувство вины
6-11 Умелость, компетентность / чувство неполноценности
12-18 Идентификация / путаница ролей
19-25 Дружба / одиночество
25-50 Общечеловечность / самопоглащенность
50-… Целостность, осмысленность жизни / безнадежность
Международный симпозиум   Начиная с младшего школьного возраста развитие женщин быстрее на 1 год. 1-10 дн. Период новорожденности
0,1-1 Младенческий возраст
1-3 Раннее детство
3-7 Дошкольное детство
8-12 Младший школьный возраст
13-16 Подростковый возраст
17-21 Юношеский возраст
22-60 Средний возраст
61-75 Пожилой возраст
76-90 Старческий
90-… Долгожители
Эльконин Д.Б. Использует понятие ведущей деятельности Леонтьева А.Н. ВД – деятельность, развитие которой обусловливает главное изменение психологических процессов и свойств личности на данном этапе.   0-1 Младенчество Непосредственно – эмоциональное общение
1-3 Раннее детство Предметно – манипулятивная деятельность
3-7 Дошкольный период Игра
7-10 Младший школьный Учение
10/11-13/14 Подростковый Интимно – личностное общение
15-17 Старший школьный Учебно-профессиональная деятельность
18-… Взрослый период Трудовая деятельность
Выготский Л.С. культурно – историческая концепция.   Кризис – качественная перестройка функций, отношений; скачок в литическом развитии   Кризис новорожденности
0,2-1 Младенческий возраст
  Кризис 1 года
1-3 Раннее детство
  Кризис 3 лет
3-7 Дошкольный возраст
  Кризис 7 лет
8-12 Младший школьный возраст
  Кризис 13 лет
14-18 Пубертатный возраст
  Кризис 17 лет

 

§5. Проблема кризиса развития в психологии.

 

В ряде психологических теорий онтогенез представляет собой чередование, смену определенных периодов развития. В частности Выготский рассматривал развитие ребенка как диалектический процесс, в котором переход от одной стадии к другой совершается революционным, а не эволюционным путем. В отечественной психологии считается, что возрастной кризис связан с тем, что изменяется система отношений ребенка с миром. Он начинает видеть новую, пока еще потенциально возможную систему связей с окружающим и стремится к ней.

Кризис развития – переломный момент в литическом развитии (Эльконин Д.Б. –пустота), в который происходят качественные, резкие изменения (формируются новые отношения, новая деятельность и пр.).

Л.С. Выготским было предложено деление критического возраста на три фазы для его анализа:

ü Предкритическая. Выход ребенка во «временную перспективу», открытие идеальной формы, (более эффективно и открывает новые возможности) и идеализирование её.

ü Критическая. Период возникновения наиболее острых противоречий, конфликтов Характерна попытка материализовать идеальную форму(от манерничания к чувству взрослости); конфликт с окружающим миром как возможность для ребенка раскрыть собственные возможности т.к. провоцирует запреты и развитие способности преодолевать (самоуважение, самоутверждение) а так же рефлексия своих способностей.

ü Посткритическая. Затухание конфликтности в силу изменения и самой среды и переживания ребенком среды. На данном завершающем этапе реализуется идеальная, а не идеализированная форма, происходит переход к новой ведущей деятельности и поиск «нового значимого другого».

 

В отечественной психологии наиболее полный психологический анализ кризисов возрастного развития был дан Поливановой К.Н.

В детской психологии чаще всего говорят о трех критических периодах: 3, 7 и 12-16 лет (кризис подросткового возраста). Л.С. Выготский так же рассматривал кризис 1 года, а в подростковом выделял две фазы: негативную (13-14 лет) и позитивную (15-17 лет)

Причины возникновения трудностей:

Божович Л.И., анализируя результаты психологических исследований, отмечает, что особенности детей в кризисный период связаны с отсутствием удовлетворения или активным подавлением возникших новых потребностей ребенка. Во взаимодействии с детьми необходимо учитывать позитивный характер возрастного кризиса, его роль в решении вопросов развития.

Ребенок должен открыть для себя новые способности, которыми скрыто уже обладает. Новая способность – новые возможности, которых можно достичь только в новых ситуациях. Ребенок начинает примеривать свою новую способность к анализу реальных жизненных ситуаций: критикует, анализирует, прежде всего, жизнь семьи, учится анализировать, но не умеет еще предвидеть результаты своих действий, поэтому реально ломаются, деформируются привычные связи, отношения с миром, родители, взрослые пресекают действия ребенка.

Цели участников взаимодействия.

ребенок Взрослый
Объективные   Построение новой формы поведения, необходимой для развития Субъективные   Превращение во взрослого Создание условий для превращения действий ребенка в пробующие Сохранение привычных, устойчивых форм взаимодействия с ребенком.
Противоречие: усиление требований 4поиск



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 382; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.