Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Современный человек и сексуальность. Реховот, 20 октября 2008 г

 

Ну, эта тема очень обще сформулирована, поэтому, если есть более конкретные направления, может быть, было бы проще, если бы они были сформулированы, хотя бы для начала. Это не значит, что беседа будет в форме "вопрос - ответ" идти, а просто, чтобы услышать, что интересно.

 

1. В этой области мы, как бы, очень зависим от природы. Возможно ли достичь такого положения, чтобы можно было сознательно управлять этими процессами? То есть хочу хотеть - хочу, не хочу хотеть - не хочу?

2. Как сексуальность человека связана с кармой?

3. Как это связано с любовью, если вообще связано?

4. Хотелось бы, чтобы вы осветили проблему однополых связей.

5. Как человек стал двуполым, и какое будущее нас ожидает в этом плане?

6. Как можно, управляя этой энергией через определенные упражнения, укрепить и оздоровить организм?

7. Как произошло, что на Западе сексуальность превратилась во что-то запретное, что-то нехорошее, тогда как на Востоке это всегда было правомерным наслаждением, приятным и освежающим?

 

Запирайте дверь, и начнем.

Ну, я думаю, каждый может почувствовать, что эта тема сильно связана с темой симпатии и антипатии. Мы уже ее немножко затрагивали на прошлой лекции. Есть еще одна тема, которая почти так же интенсивно с симпатией и антипатией связана - это тема денег. Поэтому, когда та или другая тема обсуждается, в принципе очень важно определенное настроение души принять - это то, что мы называли эмпатия - способность смотреть на силы симпатии и антипатии как на объекты, а не как на часть своего субъекта, отделять их от себя и наблюдать процессы, по которым они протекают. И вот эта часть симпатий и антипатий, сил, связанных с сексуальностью, она в человеке глубже всего сидит - практически в теле. Если посмотреть на чакры, то она не в верхних чакрах сидит, а в нижней. А чем ниже чакра, тем ближе она к материальным процессам. Так что мы попытаемся этой темой заниматься из состояния эмпатии, с точки зрения, так скажем, научного рассмотрения. И это научное рассмотрение можно начать тогда с истории.

Из духовной науки история сексуальности известна, в том числе также и из библии. Если внимательно читать библию, то там говорится, что первый человек был создан изначально и мужчиной, и женщиной одновременно, а уже потом было разделение на мужчину и женщину. И это было связано с тем, что субстанция земли, материальная субстанция, уплотнялась, - то есть, из огненно-воздушного состояния переходила в более воздушно-водное состояние, а потом уже и твердое. И телесность человека, когда он соединялся с земной субстанцией, вначале имела в себе лишь огонь, теплоту, потом уже воздушные элементы, потом водные элементы, потом уже плотные. И в какой-то момент возникла проблема с размножением, то есть, с воссозданием себе подобного: чтобы человекоподобное тело создать из плотной субстанции, нужно больше энергии, чем чтобы нечто подобное создать из огненной субстанции. Ну, это можно сравнить с тем, что, как мы знаем, чисто умственным или чисто духовным напряжением проще согреть руку, чем, скажем, создать руку, так как там есть и другие субстанции.

И поскольку возникла, на самом деле, вот эта проблема, чисто энергетическая проблема с воссозданием человеком себе подобных, то необходимо было уже, чтобы над созданием телесности работали двое, и тогда возникло разделение полов. Нынешний человек так устроен, что у него есть физическое тело, эфирное, душевное и его дух. И мы видим, что физические тела на два типа дифференцируются, мужской и женский. Эфирные тела тоже дифференцируются на два типа: есть женский тип и мужской тип. Собственно говоря, процесс создания физической формы протекает таким образом. Эфирное тело вначале содержит в себе оба пола. Но его энергия идет на то, чтобы создать однополое существо; это означает, что мужская часть эфирного тела работает над формированием мужского физического тела, и она связывается с этим телом, и тогда мы имеем человека мужского пола. Там есть тесная связь между мужской частью эфирного тела и соответствующей мужской формой физического тела; и у мужского субъекта остается свободной женская часть его эфирного тела. Она не работает над формированием физического тела, иначе у нас было бы двуполое существо, она используется мужчинами для думания, для мышления, для сознания. Поэтому мужское сознание, оно, как бы... ну, нельзя сказать - женское, - оно мужское, но оно имеет характеристику женского начала. Мужское мышление имеет женский тип.

- То есть, воспринимает мысли?

- И вынашивает, и рожает. И это хорошо, что есть свободная часть, опираясь на которую человек может развивать свое сознание, свое мышление. Если бы он был бы двуполым, то не было бы вообще свободного элемента, на который могло бы опираться сознание, все /эфирное тело/ было бы занято образованием /физического/ тела. У женщин наоборот - у них мышление подчиняется мужскому принципу, потому что женская часть эфирного тела занята формообразованием физической материи, а мужская часть свободна, она может быть использована для мышления. И получается своего рода полярность: у мужчин женское эфирное тело, а у женщин - мужское, а образ мышления обратный, противоположный. На физическом плане мужское начало действует при зачатии чего-то нового, скажем, ребенка, так, что оно дает импульс, а потом женское начало вынашивает плод, и через несколько месяцев рождается что-то готовое. В области мышления, если внимательно наблюдать, все наоборот происходит: обычно первый импульс идет от женщины, мужчина вынашивает эту мысль, потом рождается плод. И если сделать обратный просмотр, то можно заметить, что исходный импульс возник благодаря женщине. И женщины, если они знают это, они могут очень умно поступать.

Тут параллельно был задан вопрос, что есть сейчас также люди, у которых есть признаки обои полов, так называемые гермафродиты, и что у них продолжительность жизни низкая. Из того, что я сказал, в принципе, наверное, сразу понятно, почему продолжительность жизни у них сравнительно короткая по сравнению со средней, - потому что эфирное тело истощается быстрее. Оно должно поддерживать обе формы параллельно и еще работать для сознания. И если есть у такого человека сознание, значит, часть эфирного тела используется сознанием, а для полноценной поддержки физического уже не хватает его возможностей.

Если подняться еще выше, до уровня астрального тела, то там различия начинают стираться, там мы уже не можем сказать, что у женщины мужское астральное тело или наоборот. Хотя мы и можем сказать, что элемент симпатии - это больше женское начало, принимающее, а элемент антипатии - больше мужское, но каждый несет в себе оба элемнта, и симпатию, и антипатию. А на духовном плане и этого различия нет. В области эмпатии мы можем сказать, что дух может в себе оба элемента выражать - быть и воспринимающим, и импульсирующим.

- Тем не менее, есть духовные силы, или духовные водители, которые в сознании человечества связываются либо с мужским началом, либо с женским. Так, скажем. София связывается с женским началом, а другие духовные существа - с мужским.

- Это не говорит ничего об их природе внутренней, это говорит об их образе действия. По природе эти духовные сущности могут и то, и другое в себе нести, но действуют они, проявляются в человеческом сознании больше или как импульсирующие, или как вынашивающие, несущие.

И тогда понятно, что если происходит такая поляризация в эфирном теле, то мужское эфирное тело, оно в мужском физическом теле формообразующее работает, оно как бы, на ступеньку глубже опускается в материю, а женская часть этого тела, она немножко приподнята. Возникает поляризация и притяжение между двумя полярностями, и это притяжение проявляется как притяжение полов. То есть, его основа лежит в том, что эфирное тело поляризовано. И тогда свободное женское эфирное тело в мужчине ищет недостающую половину на этом плане у женщины, у которой есть свободная мужская часть эфирного тела. Это глубоко сидящий инстинкт, поскольку есть эта поляризация. И это положение возникло, когда физическая материя Земли достаточно уплотнилась, и когда у людей в результате разделения полов начало пробуждаться самосознание, потому что была эта часть свободная, которая могла использоваться для самосознания.

- До образования Земли не было самосознания у человека в духовном мире?

- Самосознания не было. Было сознание, но не самосознание. В этом разница. Самосознание означает, что я могу о себе самом думать. Сознание означает - я могу чувствовать, думать, но не специально /о самом себе/.

Конечно, пока был человек двуполым и мог сам себе подобного рождать, он был природным существом, без самосознания, и тогда его размножением руководили высшие силы, он в этом процессе сознательно не участвовал, поскольку без самосознания он не мог, скажем, планировать, сколько детей он собирается произвести, и т.д. В принципе, критический пункт возник тогда, когда возникла эта дилемма: если человек имеет самосознание, он может соучаствовать в процессе жизни человечества на Земле, если не имеет - не может. Размножение нужно, чтобы человечество на Земле жило, а божественные силы, они хотели этот процесс, по возможности, дольше держать в своих руках, чтобы избежать злоупотреблений. Еще в эпоху Атлантиды зачатие происходило без осознания. Были мистерии, там была связь с духовным миром и там было известно, когда какие души собираются воплотиться; и тогда искали на Земле такие пары родителей, которые бы для них подходили, для их миссий. Тогда сознание уже было у людей, оно было не такое ясное, как у нас сейчас, но оно уже было, - ну, как у детей в трех-пятилетнем возрасте. И память была, но не было еще мышления. И тогда в процессе зачатия обе души были вне тела, находились в духовном мире. В духовном мире, в душевном мире они оба жили не так сознательно, как мы сейчас в нашем обычном дневном сознании, но не так бессознательно, как мы сейчас во сне живем. Было пограничное состояние. Переживалась встреча одной души с другой душой в мире сновидений, или в душевном мире, скажем так, а на физическом плане происходил процесс зачатия, инстинктивно, без осознания. Ну, точно так же, как у нас пищеварение - оно работает, но мы сами его не контролируем. Тогда это был чисто природный процесс, как переваривание пищи сейчас. И, так сказать, путь материи, который в организме проходит, он не сопровождался сознанием. Но постепенно сознание все больше укреплялось у человека, и наступил момент, когда это вышло из-под контроля мистерий, и тогда возникли правила; скажем, еще 2000 лет назад в германских племенах правило было такое, что зачатия должны были происходить только тогда, чтобы через девять месяцев дети родились в период 12 священных дней и ночей. Души, родившиеся между 25 декабря и 6 января, признавались полноценными членами племени. Там тоже были свои мистерии, и когда наступало время зачатия - это было на Пасху, весной…

- А сам физический акт, он присутствовал?

- Всегда был физический акт, понятно.

- Потому что я всегда думала, что не присутствовал в то время физический акт, это было чисто духовное событие…

- Нет, физическое тело всегда участвовало. Просто там, когда сознание уже было во время физического акта, тогда это не было уже в отрешенном сознании, и тогда начали зачатия регулировать, чтобы это все-таки было по природному циклу.

- То есть, эти два периода в дохристианские времена были тоже священными?

- Вообще ведь каждое время года имеет свои особенности. Астральное тело Земли меняется, эфирное тело Земли меняется, поэтому понятно, что если душа пришла в это или другое время года, она принесла с собой, взяла с собой астральные и эфирные субстанции, которые зависят от времени года.

В самые древние эпохи, там вообще сознания не было. На физическом плане происходило зачатие; в это время души находились на душевном плане; и того, так сказать, сильного астрального переживания симпатии и антипатии, которое сейчас переживается человеком во время полового акта, его еще не было в те времена. То есть, эта астральная атмосфера, в которой происходило зачатие, она была свободна от этих астральных субстанций, и тогда говорили, что это было девственное /непорочное/ зачатие, без астральных этих ингредиентов. В этом смысле, душа которая приходила, она не получила в свое астральное тело вот этих импульсов, она оставалась тоже девственной /непорочной/, это происходило, как в царстве растений сейчас. Вот это называют девственным /непорочным/ зачатием. Но, понятно, там и мужское физическое тело, и женское участвовали. Это действовало на эфирном плане, но не на астральном: энергетика работала; но энергетика, она глубже сидит в подсознании, чем симпатии и антипатии, а их не было. В то древнее время был упорядочен также приход душ: куда, в какую пару должны души прийти, - все это было упорядочено. С одной стороны, сохранялась чистота астральная, с другой стороны, сохранялась связь с космическим гороскопом. Потом эта связь начала нарушаться, когда люди пробудились. Появились люди, которые переживали половой акт, уже находясь в физическом сознании физического тела. Тогда астральное тело начало тоже сопереживать эфирному процессу: в нем возникло вожделение: как будто человек что-то попробовал, что ему понравилось, и после этого возникает желание еще раз…

- Когда это было?

- Еще в Атлантиде. Уже в период упадка этой культуры. И сперва пытались защищаться от этого, так, что если дети рождались из такого зачатия, их убивали, чтобы не рождался человек, у которого нечистое астральное тело, потому что он, как зараза, будет на души действовать. Но потом это все больше и больше выходило из-под контроля.

- Тогда все люди видели в астральном или только посвященные?

- В Атлантиде это было нормальным - ясновидение. То есть, хотя и невозможно было, скажем, полностью контролировать, был человек в теле или не был человек в теле, но контролировали чистоту душ, которые приходили, чтобы не всякие души бы рождались. И остатки этого контроля были еще в германских племенах, когда было сказано: только те души, которые рождаются в двенадцать вот этих священных дней и ночей, они имеют достаточную чистоту, они могут быть свободными. Те, которые рождались вне этого срока, они должны были быть рабами. Им нельзя было позволить руководить социумом, их уже не убивали, но они были рабами тогда, им нельзя было дать свободную волю, потому что в их астральном теле были разрушительные волевые импульсы, и надо было эту волю держать в плену. И, в принципе, вначале этот процесс деторождения таким образом, как бы, согласовывался с космическими ритмами.

Позднее это сознание связи между Космосом и Землей в христианском мире ослабло. Осталось только ощущение, что, скажем так, сознательно пережитый половой акт - это нечто греховное, там есть нечистые субстанции, и поэтому надо его по возможности ограничить только тем, что необходимо для деторождения. То есть, если вообще ограничить, то детей не будет. Но элемент наслаждения, скажем так, которой ведет к астральной нечистоте, его надо, по возможности, исключить. Ну и тогда социум начал действовать так, что все это плохо, что все это неправильно, и т.д. В принципе, за этим кроется реальное переживание людей, и это переживание здесь уже прозвучало, что вот эти силы симпатии и антипатии, которые с нижними чакрами связаны, они для нашего сознания и для тогдашнего тоже (в средние века и т.д.) слишком сильные: человек теряет контроль, теряет свободу под влиянием этих сил, - это было ощущение такое. А каких-то средств укрепить человека, чтобы он перестал терять свободу, чтобы мог контролировать эти силы и т.д. - для массы этого не было. Были люди, которые проходили какой-то внутренний путь, контролировали свои чакры, свое астральное тело, и на Западе и на Востоке, но для большинства средневекового человечества на том уровне его развития это было недостижимо. В наше время ситуация изменилась, человеческое самосознание еще больше укрепилось, и поэтому сейчас мы замечаем, что отношение к сексуальности изменилось. Оно, как бы, сейчас двоякое, оно в переходном состоянии находится. Оно уже не такое, как в средние века, что, мол, там такие силы работают, что это, как бы, вне моего контроля. Человек хочет, как бы, завоевать свою свободу в этой области, а не просто ограничить себя. И снятие всех этих внутренних запретов, это, на самом деле, соответствует этому внутреннему переживанию, что просто ограничивать сейчас уже неверно.

В принципе, есть потенциально возможность для самосознания научиться эти силы контролировать, как я контролирую более тонкие уровни симпатии и антипатии. Ну и, конечно, тут встает вопрос методов, техники. И вот, если теперь о технике еще поговорить, то я на прошлой лекции уже говорил о технике выделения и уравновешивания всех симпатий и антипатий. И я сказал, что у Штейнера есть даже короткое замечание, что тот, кто научился правильно выделять свои симпатии и антипатии, тот сможет воздействовать на процессы роста и размножения в природе. Самые интенсивные из симпатий и антипатий - это те силы, которые действуют в сфере сексуальности. Собственно говоря, эти силы имеют столько интенсивности и такой заряд энергии, что они приводят материю в движение. То есть, то, что в растении приводит соки в движение - это те же самые силы, по своей интенсивности. И если кто-то хочет, скажем, влиять на природные процессы роста и умирания, ему нужно столько же сил, сколько нужно, чтобы полностью контролировать силы симпатии и антипатии нижних чакр. И Штейнер указывал сто лет назад, что человечество, в принципе, созрело для этого. Оно созрело к тому, чтобы свое сознание опустить в эту область.

Но на этом пути есть еще подводные камни. Дело в том, что… Что означает опустить в сознание или, скажем, поднять в сознание какую-то силу, душевную силу симпатии или антипатии? Во-первых, это требует духовного усилия активного: чем сильнее эта энергия, тем больше сил потребуется. Потом, есть там разные варианты: есть такие душевные переживания, которые неприятны, их человек и сам по себе хочет выделить из себя. Никто не захочет просто так боль чувствовать, он обязательно будет пытаться выделить ее, отделить от себя, - там есть внутренняя мотивация. Что же касается вот этих сил, конкретно, сексуальности, - там эта мотивация, она, как бы, очень неоднозначна. Бывают моменты, когда это связано со страданием, бывают моменты, когда это связано с наслаждением. И одна из проблем с этим выделением, - оно всегда связано с отказом от наслаждения; это цена этой способности - влиять на рост и размножение или умирание, - ценой этого является отказ от наслаждения. То есть, техника, она та же, о которой говорилось, - тут нету другой техники, но важно, что сила, которую нужно приложить, она больше. И она больше еще и в том смысле, что надо дольше работать, потому что, как я уже сказал, у эфирного тела есть глубоко сидящая тенденция. Нужно нечто преобразовать не только в душевном теле, - это проще: работа с настроениями, чувствами, - но нужно еще нечто преобразовать в эфирном теле. И это так же сложно, как преобразовывать привычки глубоко сидящие.

И тут есть еще один аспект. Мы видим, что в нашей культуре есть, как бы, это стремление - дать этим силам свободу. А с другой стороны, если не прилагается еще усилие сознания, работа сознания, то есть большая опасность, что человек становится рабом этих сил. То есть, это и в книжке "Как достигнуть…" описано прямо в первой главе: если человек ищет наслаждения ради наслаждения, то он все глубже, как бы, связывается с этим, становится все менее свободным. Это правильно, что сейчас ограничения снимаются, но ценой этого снятия может стать то, что человек станет еще более зависимым, чем он до этого был. Или же он заметит эту опасность и возьмет эту работу на себя - укрепление, усиление сознания, взятие под контроль нижних чакр. Тогда он выработает у себя одну очень важную способность, и об этой способности знала уже католическая церковь. Эта способность обусловлена связью между гортанью и органами размножениям, между соответствующими двумя чакрами. Поэтому когда наступает переходный возраст и происходит половое созревание, у подростка голос меняется. И эта связь, она следующего рода.

На самом деле, человек работает творчески не только когда, когда происходит его размножение, - тогда он, можно сказать, детей творит с помощью природы, - но и когда он говорит слово в воздухе, - тогда он тоже творит существо. И слово рождается здесь (в гортани), это - орган размножения. То есть, у человека не один орган размножения, а два, и они энергетически взаимосвязаны. Если кто-то хочет рождать более энергетически интенсивные слова, он должен из нижней чакры брать энергию. Если кто-то всю энергию направляет вниз, живет интенсивной половой жизнью, то его слово будет слабым. Это как два сообщающихся сосуда: если здесь много, там будет меньше, и наоборот. Католическая церковь в какой-то момент заметила, что слово священника стало терять силу. Это было связано с объективными процессами развития человечества, - и в VII веке авторитет церкви стал ослабляться, как у 7-милетнего ребенка…

/Вопрос невозможно разобрать по аудиозаписи/

- Я имел в виду, что само человечество развивается объективно, что-то меняется. Если раньше фараон говорил слово, то оно сильно действовало на подчиненных, но если мы сейчас детям что-то говорим, то это так не действует. И где-то в VII веке было замечено, что теперь слова священника и Евангелия не так звучат для слушающих в церкви, как они до этого звучали. Они до этого вызывали имагинации: люди слушали, и у них сильнейшие переживания возникали от прочитанного перед ними текста, - там была энергия. И вот, это влияние, оно стало ослабляться, и церковь это заметила, и поэтому в VII веке ввели безбрачие для священников; сказали: чтобы слово сохранилось или еще сильнее стало, доходило до слушателей, нужно теперь, чтобы священники эту область ограничили. Это просто еще один пример. Принцип безбрачия для священников, он имел этот смысл. Как он соблюдался - это другое дело. Но в этом была его идея.

И на самом деле, это связано с будущим развитием человечества. Когда мы сейчас говорим слово, оно возникает как воздушная такая форма, вибрация, и оно растворяется, умирает. Это, как бы, мертвое слово само по себе, как скажем, какая-то форма, которая быстро распадается. Представьте себе способность, что человек сказал бы слово, и это слово начало бы, как растение, повторяясь, размножаться. Иногда эхо таким бывает, но это всего лишь механическое размножение, клонирование. Скажем, в Армении есть такой монастырь, вырубленный в скале, и там вот это переживание живого слова - живого в том смысле, что оно, как растение, размножается, - там можно это девять раз пережить: вы скажете одно слово, и оно будет девять раз повторяться. Но оно все равно умрет потом, поэтому что это еще мертвое образование, минеральное образование. Но в будущем человечество должно научиться говорить такие слова, которые будут в себе иметь заряд эфирной энергии, симпатий и антипатий выделенных. Представьте себе, что кто-то говорит слово, и в этом слове есть еще эфирное тело, как у растений. Но растение имеет твердые субстанции, а слово будет состоять из пара, воздуха и огня, и еще будет иметь эфирное тело, которые вы из себя выделили как какую-то симпатию или антипатию. Вот такое образование, оно может размножаться. И тогда человек будет вот этим органом размножения творить растения, а не только мертвые образования, как сейчас. Это способность будущего. Нынешние органы размножения будут отмирать, а гортань будет дальше развиваться. В более отдаленном будущем надо будет добавить еще частичку души. Тогда это будет не растение, а животное. А в еще более отдаленные времена надо добавить туда еще дух. Тогда человек будет творить людей. Это, так сказать, будущее развитие человечества. И основной орган, которым это будет делаться, он здесь сейчас только в зачатке имеется, он только мертвое пока производит.

На самом деле, что мы сейчас имеем? Мы сейчас имеем интересную тенденцию, что область симпатий и антипатий в сексуальной жизни отделяется от деторождения. Сперва просто пытались как-то заниматься сексом, но не рожать детей, потом появились противозачаточные средства, а теперь, в принципе, возможно уже так, что оплодотворение производится искусственно - это одна сфера, а интимная жизнь - это совсем другая сфера. И эта тенденция все больше будет приводить к тому, что они отделяются друг от друга, что по природе человечество станет бесплодным. Уже и сейчас есть проблема бесплодия, и она усугубляется. В конце концов, вот в этой форме телесной человечество кончится, оно будет бесплодно в этой форме, оно с помощью машин еще какое-то время будет дальше существовать, потом и этого не будет. И Штейнер называл совсем не такой далекий - с исторической точки зрения - срок, он говорил, что через восемь тысяч лет женщины будут бесплодны, и одновременно произойдет метаморфоза и внешней среды окружающей, и телесности человеческой. То есть, в принципе уже тогда понадобится способность для рождения добавлять эфирную энергию сознательно. И тогда уже больше проявится и эта способность живые слова говорить. Но в полной мере эта способность живые слова рождать будет выработана на следующей планете, на будущем Юпитере. Это далекое будущее, но уже сейчас это вырабатывается, когда это практикуют как упражнение.

- Какова будет мотивация создавать эти существа?

- Да, насчет мотивации - она тоже связана с сексуальностью, я забыл это сказать. В принципе в переживаниях, связанных с сексуальностью, в центре стоит чувство осязания. Человек ведь связан с физическим миром и со своим телом, как частью этого мира, с помощью 12-ти чувств. Чувство осязания для физического плана имеет особенное место, потому что обычно человек говорит: "Я верю только тому, что могу потрогать". Оно дает, как бы, глубинное переживание материальности. Оно не настолько глубинное при зрении или слухе: например: я могу что-то видеть, но не верить, или слышать, но все равно сомневаться. Но если вы можете нечто потрогать и ощутить твердость, тогда вы говорите, что это и в самом деле есть. И когда произошло разделение полов, возникло это притяжение эфирное. С одной стороны, можно сказать это плохо, что люди оказались с симпатией и антипатией связаны, и она слишком сильно действует, и так далее. Но, с другой стороны, для самосознающего человека, если бы не было мотивации наслаждения, то деторождения бы не происходило. То есть, это было одновременно и мотивацией, чтобы вообще заметить кого-то, семью образовать, детей иметь и так далее. Если бы элемента наслаждения не было, то мотивация была бы слишком слаба для продолжения рода человеческого. Достаточно представить, сколько забот с детьми, да? И еще этой мотивации нет!:

- Еще и боль при родах…

- Там много чего есть, что может понизить мотивацию. И поэтому, в принципе, можно еще дальше пойти назад к началу того периода, когда человечество стало переживать себя в физическом теле. Тогда это переживание, оно на самом деле, было слишком интенсивным по природе. Материальные процессы, они очень интенсивны, они куда более интенсивны, чем мыслительные процессы, поэтому мы можем мыслями двигать, а предметами не можем двигать. Законы природы сильнее действуют, чем мышление. И вот, человечество вдруг опустилось на этот план, где действуют материальные законы и мощнейшие силы, намного более интенсивные, чем силы душевные. Если бы мы их полную интенсивность переживали, тогда бы человек, например, при виде какого-нибудь цвета, скажем, красного, переживал бы чудовищной интенсивности красную энергию. То, что от глаз идет, это было бы чудовищно интенсивным для него, то есть он, встречаясь с каким-то цветом, переживал бы сильнейшее наслаждение или сильнейшую боль, без границ. Если бы не было поставлено защитного процесса, то каждое внешнее восприятие было бы или сильнейшей болью, или сильнейшим наслаждением. О свободе речи вообще бы не было. Когда глаза человека открылись внешнему миру, - это сделал Люцифер, - то человечество было, как бы, перед этой опасностью. И тогда другое духовное существо дало защиту. Это то, что я говорил о дополнительных чувствах в отношении внешних чувств.

- Какое другое существо?

- Это был Христос, который погасил силу внешних восприятий до того уровня, где уже можно было их выдержать. То есть, вот, скажем, мы смотрим на какой-то цвет; первое впечатление, оно очень сильное, но оно очень короткое, сильное настолько, что если бы оно продлилось 10 секунд, мы бы не выдержали… Но сразу же включается дополнительный процесс, который мы потом видим как дополнительный цвет в глазу; он гасит внешнюю силу сразу же. Если долго смотришь, вообще перестаешь видеть. Если кто-то сидит только в красной комнате, он перестает красное видеть. Если слышит только один звук, то перестает его слышать. Потому что вот этот уравновешивающий процесс сразу же начинает работать и нейтрализует внешние восприятия, - во всех областях чувств, кроме одной. В одной сфере интенсивность, как бы, не настолько ослаблена - это в сфере сексуальности. Она должна быть достаточно интенсивной, чтобы мотивировать продолжение рода человеческого. И поэтому в этой области внутреннюю свободу получить труднее, чем в области других восприятий.

- Но к чувству осязания есть, как бы, дополнительное? Вы имеете в виду только область сексуального - а само чувство осязания имеет дополнительное?

- Да, оно имеет дополнительное. Я могу сидеть на стуле и потом перестать чувствовать стул, и так далее. Но в одной области это ослаблено, принцип дополнительности слабее действует. Это было с этим связано, с одной стороны, а с другой стороны, конечно, является дополнительной задачей, - если говорить о внутренней свободе. И вот, эта задача, она связана с процессами материального плана. Деторождение, оно, как бы, на материальном плане должно происходить.

- Связано ли это еще с процессами сознания?

- Ну, вообще полярность связана с процессами сознания человека. Ведь уже само человеческое сознание, оно на полярности основывается, - на полярности между восприятием и мышлением. И, так сказать, их соединение называется познанием, - соединение этих двух полярностей.

Вопросы, может быть? Да, еще один вопрос был - какова мотивация будущего?

Мотивация в будущем будет связана с повышением переживания того, что можно назвать моральностью и любовью. Душевно человек развивается в сторону эмпатии. Это означает - контролировать силы симпатии и антипатии на уровне всех чакр. Если это на всех уровнях, то это полная эмпатия. Но жизнь в состоянии эмпатии, она, как бы, уже на другом плане происходит. Человек начинает воспринимать в этом состоянии истину как гармонию, которая может радость приносить, а ложь - как дисгармонию, которая боль приносит. И его мотивацией будет только такие действия совершать, - слова это тоже действия, - которые повышает переживание созвучия с миром. А со стороны окружения это будет переживаться как действие любви.

- Каковы в наше время кармические последствия, если человек оказывается в чрезмерной зависимости от нижних чакр?

- Это касается нашего времени. Раньше другая была связь, там все по-другому переживалось, и кармические последствия были другие тогда. В наше время человечество созрело для того, чтобы взять, как бы, ответственность в свои руки за эту область. Поэтому кармические последствия в наше время другие, чем они были, когда еще не было этой зрелости. И, в принципе, можно сказать, что мы и в самом деле живем сейчас в переходное время. Сейчас, на самом деле, рождается очень много душ, которые живут с очень сильным чувством одиночества. Такого чувства не было раньше, когда человек имел сильные чувства симпатии, связанные с родственными узами, с кровными узами. Эти кровные узы, они сейчас ослабели. Души чувствуют недостаток связи с ними. Также были раньше связи, связанные с традициями общими; общие традиции тоже создавали чувство общности. И это ослабело, и там одиночество. И, как бы, найти душу которая так же чувствует, как я, чтобы почувствовать мостик сразу, что он есть - сегодня очень сложно.

Но, с другой стороны, надо сказать, что если раньше люди находили друг друга по симпатии, то это было, так сказать, в плане жизни, соответствовало замыслу. В плане богов было, чтобы души, приходя на Землю, встречались друг с другом, связывались бы друг с другом через общие действия, общую жизнь, и у них возникала бы общая карма, чтобы человечество становилось единым целым. Представьте себе, если две души вообще не встречались на Земле, то у них нет общей кармы. Если они на Земле встретятся, они будут равнодушны друг к другу. Иногда бывает так, что кто-то был, а потом ни имени не помнишь, ничего не помнишь. И вот, все человечество так бы и жило, каждый сам по себе, вообще без всякой связи, если бы не было родственных уз вначале. Родственные узы заставляли одного человека иметь интерес к другому, а когда он уже с ним пожил некоторое время, уже была общая карма. Если он в следующей жизни с ним встречался, уже не надо было родственных уз, потому что общая карма уже вызывала неравнодушное отношение.

И теперь человечество уже до того уровня дошло, что в принципе у нас очень мало людей, с которыми мы не имеем общей кармы. Поэтому родственных уз, чтобы вообще с кем-то иметь какое-то дело, уже не нужно, и они ослабляются поэтому. Но на это место должно встать воспоминание об общей карме. То есть, я встречаюсь с кем-то, может быть, у меня будут симпатии и антипатии, но, на самом деле, они не обязательно связаны с общей кармой, а может, они связаны с внешними факторами только. А реальное воспоминание об этой личности происходят не на уровне чувств обычных. И у каждого человека, когда он приходит на Землю, есть желание всех своих знакомых вспомнить. Но если ощущение просто на уровне чувств - это не воспоминание, это недостаточно, так как у меня свои чувства, у него свои чувства, мы не находим здесь того общего, где мы вместе были. И это чувство одиночества в нашей жизни, оно происходит из-за того, что я неспособен вспомнить старых знакомых, кто они на самом деле.

Тоска по этому воспоминанию, она, на самом деле, есть основное, что живет в душе современного человека в социальном плане. Если она не удовлетворяется до конца, то, как сказал Штейнер, произойдет следующее. Тогда люди, вместо того, чтобы, встречаясь с кем-то, вспомнить эту индивидуальность из прошлой жизни, вспомнить, кто мы на самом деле, будут переживать: у меня есть с ним что-то общее, что-то у нас должно быть общее, но я не могу его на этом плане найти. Тогда человек ищет это на плане интимной близости. Тогда он пытается это одиночество заполнить, так сказать, как говорится, чтобы лучше его узнать. Но это воспоминание не идет из нижних чакр. Нижние чакры, они ведь связаны больше с физическим телом, а оно /воспоминание/ идет отсюда /из верхней чакры/, поэтому его можно как-то почувствовать, если прямо в глаза смотреть. Если выдержать этот контакт, тогда, может быть, возникнет такое воспоминание. А через нижние чакры не возникает. Возникает только вот это искушение, которое будет все сильнее затягивать, и человек будет дальше искать, и дальше искать… И это Штейнер описал. Он сказал: этому человечество должно научиться - вспоминать другого кармически. И если это не произойдет, произойдет взрыв сексуальных разных отклонений, где то, что является наименьшей свободой, будет называться наибольшей свободой. Тот факт, что этот процесс сейчас происходит, и означает, что то, что Штейнер предсказывал, уже наступило.

- Почему так трудно выдержать взгляд прямо в глаза?

- Потому что это кармическое воспоминание, оно не симпатия, оно не антипатия, оно требует воли.

- А что в случае, если это не тяжело?

- В случае, если это не тяжело, это означает, что или нету там общей кармы, или не такой тяжелый груз.

Насчет однополых связей был вопрос еще. Насколько я это могу себе объяснить, эта тяга к однополым связям возникает, если, как бы, полярность эфирного тела неполная. То есть, если, скажем, мужская часть эфирного тела, она строит мужское физическое тело, но в наше время, как Штейнер описывает, эфирное тело уже не так тесно связано с физическим, между ними есть какое-то пространство, - тогда эта часть эфирного тела тоже может развить в себе притяжение к соответствующей части, к женской части. И, скажем, такая свободная женская часть есть в эфирном теле мужчины. Тогда возникает, что часть мужской половины эфирного тела одного мужчины, она притягивается к свободной женской части эфирного тела другого мужчины. И может быть такая вот перекрестная тенденция. Нередко, как раз, можно заметить, что люди, у которых такая тенденция к однополым связям, они и в самом деле не полностью инкарнированы. Поэтому, может быть, люди такие очень в искусстве активны, - это связаны с подвижностью их эфирного тела. И, может быть, та, другая, часть эфирного тела, собственная женская, она уравновешивается активной деятельностью, а вот недоинкарнированная мужская половинка, она ищет уравновешивания, и тогда получается уже, что у человека того же пола.

Ну, это понятно, такая конституция, она кармическая, в основном. Хотя через воспитание, может быть, и можно высвободить эфирное тело. Но, конечно, если это через воспитание делать, надо обязательно предусмотреть, чтобы то, что освободилось, нашло бы правильное применение, а не просто тянулось бы к своей полярности. И в принципе у Штейнера есть несколько примеров таких кармических задач. Допустим, есть пример с левшами. Их приблизительно столько же, сколько и людей, ориентированных на однополые связи. А с левшами так, что если человек в прошлой жизни действовал не в соответствии с окружающей обстановкой, - скажем, надо молчать, а я кричу, и так далее, - тогда человек рождается левшой. Теперь он должен сознательно менять то, что в нем наоборот, подгонять себя под окружающее, - как бы, уже выбора мало. То есть, он должен теперь тренироваться в том, чтобы приводить в согласие с действительностью свои действия. Это кармическое следствие такой прошлой жизни. И, понятно, это на всю жизнь может быть задача, если человек - левша. И я думаю, задачей человека, если у него есть стремление к тому же полу, может быть эту силу освободившегося эфирного тела правильным образом направить в канал спиритуального. Часто эти люди уже имеют спиритуальную профессию, но не все, как бы, выполняют свою задачу до конца, скажем так.

Еще был один вопрос, который касался Востока и Запада. На мой взгляд, и на Востоке, и на Западе, есть и то, и другое: на Востоке есть техники, которые обучают управлять нижними чакрами, но на том же Востоке есть и сильное разделение мужского и женского. Это везде есть. Так что я бы так не ставил вопрос, что на Западе так, а на Востоке так.

- А на что стоит обратить внимание в наше время в этой области, чтобы себя вести гармонично, то есть что с этим делать, с этой проблемой?

- Ну, я бы, например, сказал, что хорошо было бы взять за основу какой-то связи кармические причины, кармическое воспоминание.

- А как это сделать?

- По крайней мере, если такое направление выбрать, что при встрече с другим не это ставить на первое место, а вопрос, какие у нас общие задачи сейчас. Тогда проблема встречи с другим человеком получит еще и другую окраску, не только будет на одном уровне происходить.

- Вы давали упражнения с симпатиями и антипатиями, можете ли вы и в этом направлении какие-то упражнения рекомендовать? Не в смысле упражнения, как вспомнить общую карму, а как контролировать эти чакры?

- Это то же самое. Начинают просто с более слабых симпатий и антипатий, и если постепенно эта способность вырабатывается, - выделять их и нейтрализовывать, - то можно заметить, что сознание начинает постепенно опускаться к нижним чакрам тоже. То есть, не надо специальных упражнений. Одно это упражнение, оно работает сверху донизу, если его правильно делать.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Встреча-столкновение культур и наций. Реховот, вечер 17 октября 2008 г | Как найти отношение к импульсу Христа. Реховот, 21 октября 2008 г
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 301; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.061 сек.