Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основы прогнозирования и планирования производства




В

 

где С - себестоимость единицы продукции (ста рублей выручки), руб.;

З – затраты на производство и реализацию продукции, руб;

В – выручка от реализации продукции, руб.

 

4.3 КЛАССИФИКАЦИЯ ЗАТРАТ, ВКЛЮЧАЕМЫХ В СЕБЕСТОИМОСТЬ

ПРОДУКЦИИ. СТРУКТУРА СЕБЕСТОИМОСТИ

 

Предприятие несет самые разнообразные затраты для того, чтобы произвести и реализовать продукцию. Эти затраты различны по их экономическому назначению; роли, выполняемой в процессе производства; месту возникновения; зависимости от изменения объемов производства. Это вызывает необходимость их группировки по определенным классификационным признакам.

1) Группировка затрат по признаку их экономической однородности.

Цель такой группировки: определение полной себестоимости всего объема продукции, анализ структуры затрат.

Документ, в котором осуществляется такая группировка, называется сметой затрат на производство. В смету сводятся затраты всех цехов, участков, отделов, служб.

В смете затраты группируются по следующим экономическим элементам:

а) материальные затраты;

б) расходы на оплату труда;

в) отчисления на социальные нужды;

г) амортизация основных фондов и нематериальных активов;

д) прочие затраты.

К материальным затратам относятся такие подэлементы: сырье и материалы; покупные комплектующие изделия и полуфабрикаты, работы и услуги производственного характера, выполненные сторонней организацией; топливо со стороны; энергия со стороны.

К затратам «Сырье и материалы» относятся:

- стоимость приобретаемых со стороны сырья и материалов, которые входят в состав вырабатываемой продукции, образуя ее основу, или являются необходимым компонентом при изготовлении продукции (проведении работ, оказании услуг);

- стоимость приобретаемых со стороны сырья и материалов, которые используются в процессе производства продукции (работ, услуг) для обеспечения нормального технологического процесса и упаковки продукции или расходуются на другие производственные и хозяйственные нужды (проведение испытаний, контроль, содержание, ремонт и эксплуатация оборудования, зданий, сооружений, других основных фондов и прочее);

- стоимость запасных частей для ремонта оборудования (вспомогательные материалы);

- амортизация инструментов, приспособлений, инвентаря, приборов, лабораторного оборудования и других средств труда, не относимых к основным фондам, амортизация спецодежды и других малоценных предметов;

- плата за воду, забираемыми промышленными предприятиями из водохозяйственных систем в пределах установленных лимитов.

В отрасли связи продукцией являются услуги связи, на производство которых не затрачиваются сырье и материалы, эти затраты в составе себестоимости отсутствуют. Однако для осуществления производственного процесса предприятиям необходимы эксплуатационные материалы, запчасти, инструменты, приспособления, спецодежда.

К затратам «Покупные комплектующие изделия и полуфабрикаты, работы и услуги производственного характера, выполненные сторонней организацией» относится стоимость:

- покупных комплектующих изделий и полуфабрикатов, подвергающихся в дальнейшем монтажу или дополнительной обработке на данном предприятии;

- работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними предприятиями или производствами и хозяйствами, не относящимися к основному виду деятельности, а также предпринимателями без образования юридического лица.

К работам производственного характера относятся: выполнение отдельных операций по изготовлению продукции, обработке сырья и материалов, ремонт основных производственных фондов, транспортные услуги сторонних организаций по перевозкам грузов внутри предприятия; затраты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, связанные с подготовкой и освоением новых видов продукции, технологических процессов.

К затратам «Топливо со стороны» относится стоимость приобретаемого со стороны топлива всех видов, расходуемого на технологические цели, выработку всех видов энергии (электрической, тепловой, сжатого воздуха, холода и др.), отопление производственных зданий, транспортные работы, выполняемые транспортом предприятия.

К затратам «Энергия со стороны» относится стоимость покупной энергии всех видов (электрической, тепловой, сжатого воздуха, холода и др.), расходуемой на технологические, энергетические, двигательные и другие производственные и хозяйственные нужды предприятия.

В элементе «Расходы на оплату труда» отражаются выплаты по заработной плате, исчисленные исходя из сдельных расценок, тарифных ставок и должностных окладов, устанавливаемых в зависимости от результатов труда; стимулирующих и компенсирующих выплат, включая компенсации по оплате труда в связи с повышением цен и индексацией заработной платы; систем премирования рабочих, руководителей, специалистов и других служащих за производственные результаты, иных условий оплаты труда в соответствии с применяемыми на предприятии формами и системами оплаты труда.

Состав фонда оплаты труда, относящегося на себестоимость продукции, рассматривался в главе «Трудовые доходы работников предприятия».

В элементе «Отчисления на социальные нужды» отражаются обязательные отчисления по установленным законодательством тарифам в фонд социальной защиты населения, а также расходы предприятия на обязательное медицинское страхование некоторых категорий работников в соответствии с законодательством.

В элементе «Амортизация основных фондов и нематериальных активов» отражается сумма амортизационных отчислений на полное восстановление основных производственных фондов и нематериальных активов, исчисленная исходя из балансовой стоимости и норм амортизации, методов и правил, включая и ускоренную амортизацию их активной части, а также индексацию амортизационных отчислений, производимую в соответствии с законодательством. При этом начисление амортизации по основным фондам и нематериальным активам прекращается после истечения нормативного срока службы при условии полного перенесения всей их стоимости на затраты производства.

Методика расчета амортизационных отчислений рассматривалась в части 1 курса лекций.

К элементу «Прочие расходы» относятся:

- чрезвычайный налог для ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС;

- отчисления в централизованный инновационный фонд;

- земельный налог;

- экологический налог;

- уплата процентов: - за краткосрочные ссуды банков (кроме процентов по просроченным и отсроченным ссудам и ссудам, полученным на восполнение недостатка собственных оборотных средств, приобретение основных средств и нематериальных активов); - за долгосрочные ссуды на пополнение оборотных средств; - по векселям в пределах установленных сроков платежей; - за краткосрочные займы других юридических и физических лиц; - за приобретение материальных ресурсов (проведение работ, оказание услуг сторонними предприятиями) в кредит, предоставляемый поставщиком материальных ресурсов (производителем работ, услуг);

- другие услуги, связанные с обслуживанием предприятий;

- плата за аренду, в случае аренды отдельных объектов основных производственных фондов, расходы по лизинговым операциям;

- оплата работ по сертификации продукции;

- командировочные расходы;

- плата сторонним организациям за пожарную и сторожевую охрану, включая оплату работ по сооружению охранно-пожарной сигнализации на действующих объектах;

- оплата услуг связи и вычислительных центров;

- плата сторонним организациям за подготовку и переподготовку кадров;

- оплата консультационных, информационных и аудиторских услуг, выполняемых соответствующими организациями;

- компенсация за износ (амортизацию) использованных для нужд предприятия личных транспортных средств, оборудования, инструментов и приспособлений по договоренности в соответствии с законодательством;

- другие затраты, входящие в состав себестоимости продукции (работ, услуг), не относящиеся к ранее перечисленным элементам затрат;

- отчисления в ремонтный фонд и резерв предстоящих затрат по ремонту основных производственных фондов.

2) По способу отнесения на себестоимость продукции затраты делятся на 2 группы:

- прямые расходы;

- косвенные расходы.

Прямые расходы – это такие расходы, которые могут быть сразу, непосредственно отнесены на себестоимость конкретного изделия или услуги. К ним относятся покупное сырье, основные материалы; полуфабрикаты, топливо и энергия на технологические нужды, заработная плата основных производственных рабочих, начисления на заработную плату этих рабочих: на социальные нужды, обязательное медицинское страхование отдельных категорий работников.

Если предприятие производит несколько видов продукции, то некоторые расходы нельзя сразу отнести на себестоимость конкретных изделий или услуг. Это – косвенные расходы. К ним относятся содержание административно-управленческого персонала, специалистов, занятых в управлении производством, расходы на отопление, освещение помещений, оплата за канализацию, амортизация оборудования, его ремонт, заработная плата других работников, которые не изготавливают продукцию (вспомогательные рабочие и др.) и другие виды затрат.

3) В зависимости от изменения объема производимой продукции различают такие виды затрат:

- переменные;

- постоянные (условно-постоянные) расходы.

Переменные затраты изменяются пропорционально изменению объема производства.

К ним относятся затраты сырья, материалов, топлива и электроэнергии на технологические нужды, заработная плата рабочих-сдельщиков.

Постоянные (условно-постоянные) затраты либо не изменяются, либо изменяются незначительно в связи с изменением объема производства.

К ним относятся затраты топлива на отопление зданий, другие коммунальные услуги, электроэнергия на освещение помещений, заработная плата рабочих-повременщиков, административно-управленческого персонала, амортизация и др.

4) В зависимости от периода возникновения и отнесения на себестоимость:

- расходы текущего периода;

- расходы будущих периодов.

5) По степени целесообразности:

- производительные расходы;

- непроизводительные расходы (потери) – это расходы, связанные с изготовлением бракованной продукции и последующим исправлением брака.

 

Структура себестоимости

 

Структура себестоимости – это процентное соотношение элементов затрат в общей сумме затрат.

Структура в разных отраслях разная. Она зависит от особенностей производства и таких факторов:

- технического уровня производства;

- формы организации производства;

- его размещения;

- характера изготавливаемой продукции;

- состава перерабатываемых материально-сырьевых ресурсов;

- особенностей реализации продукции и др.

В зависимости от удельного веса отдельных видов затрат в затратах производства выделяют следующие типы производств:

1) трудоемкие – наибольший удельный вес занимают затраты на заработную плату;

2) материалоемкие – наибольший удельный вес занимают материальные затраты;

3) энергоемкие – наибольший удельный вес занимают расходы на электроэнергию и топливо;

4) фондоемкие – наибольший удельный вес составляют амортизационные отчисления;

5) смешанные – значительны удельные веса не одного, а двух элементов.

Производство услуг связи не является материалоемким, так как продукция связи носит невещественный характер, - это услуги. В разных подотраслях и предприятиях связи структура себестоимости различна. Почтовая связь носит ярко выраженный трудоемкий характер, так как наибольший удельный вес занимает элемент «Расходы на оплату труда» из-за низкой степени механизации труда в многочисленных узлах почтовой связи и отделениях связи с небольшим объемом работ. Подотрасли электросвязи являются фондоемкими либо энергоемкими, так как наибольший удельный вес приходится на амортизационные отчисления и затраты энергии из-за большого количества аппаратуры, высокой степени автоматизации и низкой степени ручного труда.

Структура себестоимости динамична. Общим направлением изменения структуры себестоимости в рыночной экономике является рост удельного веса заработной платы. Эта закономерность – следствие повышения цены рабочей силы.

Положительным направлением является снижение доли затрат прошлого труда, т.е. снижение материалоемкости, энергоемкости продукции. В Республике Беларусь снижение доли материальных затрат в себестоимости единицы продукции является государственным приоритетом. В Республике действует Национальная программа энергосбережения. Также в составе важнейших параметров ежегодного прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь предусматриваются задания по снижению материалоемкости и энергоемкости продукции.

Динамика удельного веса амортизации находится под влиянием изменения объема основных производственных фондов и величины норм амортизации. В настоящее время эти факторы действуют в сторону повышения доли амортизации в структуре издержек. Для снижения амортизации в расчете на единицу продукции необходимо обеспечить опережение темпов роста объема реализованной продукции по сравнению с ростом амортизационных отчислений.

Изучение состава, структуры и динамики затрат позволяет выявить источники и факторы их снижения в конкретных предприятиях.

4.4 ПЛАНИРОВАНИЕ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ. СМЕТА ЗАТРАТ НА

ПРОИЗВОДСТВО

 

План по себестоимости продукции является составной частью экономического и социального развития предприятия и представляет собой систему технико-экономических расчетов, которые определяют величину затрат на производство и реализацию продукции в планируемом году.

Целью планирования является определение оптимального уровня затрат при наиболее рациональном использовании материальных и трудовых ресурсов.

План по себестоимости должен разрабатываться на основе прогрессивных норм расхода материальных и трудовых ресурсов, должен быть тесно увязан с производственной программой, с планами по труду, прибыли, снабжения, повышения эффективности производства.

Величина затрат планируется по каждой статье или элементу прямым расчетом либо с помощью укрупненных показателей.

Расходы на оплату труда планируются в порядке, изложенном в главе 2 «Трудовые доходы работников предприятия».

Отчисления на социальные нужды планируются по установленным нормативам. В частности, отчисления в фонд социальной защиты населения составляют 35% от фонда оплаты труда.

Амортизационные отчисления на полное восстановление основных производственных фондов планируются на основе амортизируемой стоимости фондов и соответствующих норм амортизации. Порядок их расчета подробно рассмотрен в части 1 данного курса лекций.

Амортизационные отчисления по нематериальным активам (правам пользования землей, патентам, лицензиям, (ноу-хау, программным продуктам, товарным знакам и т.п.) также определяются исходя из их первоначальной стоимости и годовой нормы амортизации.

Например, предприятие купило компьютерную программу за 500 тыс. руб. Норма амортизации – 20%. Годовая сумма амортизации составит: 500 * 20 / 100 = 100 тыс. руб.

Материальные затраты (материалы, запчасти, электроэнергия и топливо на технологические цели) могут планироваться на основе укрупненного измерителя – затрат на 100 рублей выручки от реализации продукции, а общехозяйственные расходы (отопление, освещение) – на 1 кв. м. производственной площади. Общую сумму расходов по этим статьям планируют путем умножения плановой выручки (ли производственной площади) на планируемую величину затрат, приходящуюся на единицу выручки (или площади).

Затраты на электроэнергию могут планировать и по видам оборудования исходя из его мощности, продолжительности работы, нормы потребления электроэнергии и прогнозируемых тарифов на нее.

Транспортные расходы, в том числе и на перевозку почты, планируют на основе договоров с теми, кто производит транспортировку. Если предприятия самостоятельно производят перевозку почты (УП «Облпочта», городские и районные узлы почтовой связи), затраты планируют на основе двух показателей: годовой пробег транспорта с почтой (отдельно железнодорожного, автомобильного, водного и гужевого) и тарифы на оплату 1 км пробега либо плановой стоимости 1 км пробега (для собственного транспорта).

Расходы на рекламу, подготовку и переподготовку кадров планируются исходя из установленных норм и нормативов.

Все рассчитанные по отдельным элементам и статьям затраты включаются в общую смету, которая и определяет сумму затрат на производство и реализацию продукции на планируемый год.

На основе плановой суммы затрат на производство и реализацию продукции рассчитываются аналитические показатели себестоимости в планируемом году:

а) себестоимость единицы продукции - по формуле (4.1);

б) процент снижения себестоимости в планируемом году по сравнению с текущим годом по формуле

 

СПЛ

Δ С = (1 - ---------) * 100, (4.2)

СТЕК

 

где СПЛ – себестоимость единицы продукции (ста рублей выручки) по плану, руб.;

СТЕК – себестоимость единицы продукции в текущем году, руб.

в) сумма экономии затрат на производство и реализацию продукции за счет снижения себестоимости единицы продукции определяется по формуле

 

Э = ЗПЛ – З УСЛ, (4.3)

 

где Э – экономия затрат на производство и реализацию продукции, руб;

ЗПЛ – затраты на производство и реализацию продукции по плану руб;

З УСЛ – условные затраты на производство и реализацию продукции, руб.

Условная сумма затрат в планируемом году рассчитывается по формуле

 

СТЕК * ВПЛ

ЗУСЛ = --------------, (4.4)

 

где ВПЛ – выручка в планируемом году, руб.

 

Пример 4.2

Запланировать себестоимость единицы продукции, процент снижения себестоимости и сумму экономии затрат за счет снижения себестоимости, если в текущем году себестоимость ста рублей выручки составила 82 руб., в планируемом году затраты на производство и реализацию продукции – 630 млн. руб., а выручка – 800 млн. руб.

Решение:

1) определяем себестоимость ста рублей выручки в планируемом году по формуле (4.1):

Спл = -------- * 100 = 78,75 руб.

2) определяем процент снижения себестоимости единицы продукции в планируемом году по формуле (4.2):

78,75

∆ С = (1 – -------) * 100 = 4,0 %

82,0

3) определяем условные затраты на производство и реализацию продукции по формуле (4.4):

82 * 800

Зусл = ----------- = 656,0 млн. руб.

4) определяем сумму экономии затрат на производство и реализацию продукции за счет снижения себестоимости единицы продукции по формуле (4.3):

Э = 630 – 656 = –26 млн. руб.

Если бы предприятие в планируемом году оставило себестоимость единицы продукции на уровне текущего года, то для получения запланированной выручки пришлось бы затратить 656,0 млн. руб. текущих затрат. Однако за счет снижения себестоимости единицы продукции предприятие планирует сэкономить, то есть не вовлекать дополнительно в производство 26 млн. руб. текущих затрат.

 

4.5 КАЛЬКУЛЯЦИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ

 

Как известно, смета затрат на производство дает нам представление о количественном соотношении экономически однородных элементов затрат. Однако из сметы не видна себестоимость конкретной единицы продукции (одного изделия, одной услуги и т. д.), а также не видно место образования затрат, то есть тех производственных и управленческих подразделений, в которых образовались затраты. Например, в элементе «Расходы на оплату труда» одним числом отражена заработная плата всех работников всех цехов, служб, отделов. Однако она выплачивается разным категориям работников, работающих в разных подразделениях предприятия: основным рабочим, вспомогательным рабочим, специалистам, административно-управленческому персоналу предприятия. Место образования затрат очень важно знать для того, чтобы правильно определить стоимость единицы продукции, выявить центры ответственности за снижение себестоимости; выявить резервы для снижения себестоимости. Для достижения этих целей осуществляется калькулирование.

Калькулирование – это процесс определения величины затрат, связанных с производством и реализацией конкретной единицы продукции, отдельно по каждой статье затрат.

Калькуляция – это документ, в котором отражаются затраты, связанные с производством и реализацией единицы продукции.

В калькуляции все издержки группируются по статьям расходов, в зависимости от места их возникновения и назначения.

Объектом калькуляции является конкретное изделие, единица продукции, одна услуга, единица объема работ.

Для достижения определенных целей разрабатываются нормативные, плановые и отчетные калькуляции.

Нормативная калькуляция рассчитывается на основе технически обоснованных норм и нормативов расхода живого и овеществленного труда.

Плановая калькуляция составляется для определения плановой себестоимости единицы продукции.

Отчетная калькуляция составляется после окончания отчетного периода и отражает фактические затраты на выпуск и реализацию единицы продукции. Такие калькуляции необходимы для анализа, сопоставления плановых и фактических затрат и выявления резервов для снижения себестоимости; разработки мероприятий по снижению себестоимости.

Наименование и состав статей расходов в калькуляции определяется отраслевыми рекомендациями. Ниже приводятся наиболее типичные калькуляционные статьи затрат на производство и реализацию промышленного изделия.

Таблица 4.1 – Калькуляция себестоимости изделия

  Статья расходов Себестоимость изделия, руб.
- сырье и материалы - покупные комплектующие изделия, полуфабрикаты, и услуги производственного характера - возвратные отходы (вычитаются) - топливо и энергия на технологические цели - основная заработная плата основных производственных рабочих - дополнительная заработная плата основных производственных рабочих - отчисления на социальные нужды от заработной платы производственных рабочих - расходы на подготовку и освоение производства - расходы по эксплуатации и содержанию машин и оборудования - цеховые (общепроизводственные) расходы  

 

Продолжение таблицы 4.1  
   
Итого ЦЕХОВАЯ СЕБЕСТОИМОСТЬ - общехозяйственные расходы - потери от брака (только в фактической себестоимости) - прочие производственные расходы  
Итого ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ СЕБЕСТОИМОСТЬ - внепроизводственные расходы (коммерческие)  
Итого ПОЛНАЯ СЕБЕСТОИМОСТЬ  

 

Статьи расходов подразделяются на прямые и косвенные.

К прямым расходам относятся такие расходы, которые могут быть непосредственно отнесены на себестоимость конкретного вида изделия, услуги и напрямую связаны с его изготовлением: сырье и материалы, топливо и энергия на технологические цели, заработная плата основных производственных рабочих, непосредственно изготавливающих продукцию.

К косвенным затратам относятся такие, которые связаны с обслуживанием и управлением производством в целом по предприятию: затраты по содержанию и эксплуатации машин и оборудования, общепроизводственные, общехозяйственные расходы, коммерческие расходы.

Важно понимать, в чем отличие классификации затрат по элементам затрат от классификации по калькуляционным статьям затрат. Затраты, принадлежащие к одному экономически однородному элементу, могут быть разбросаны в разных калькуляционных статьях в зависимости от того, в каких подразделениях предприятия они возникают. Так, заработная плата производственных рабочих учитывается в таких статьях, как «Основная заработная плата производственных рабочих», «Дополнительная заработная плата производственных рабочих»; заработная плата специалистов и руководителей цехов – в статье «Общепроизводственные расходы»; заработная плата специалистов, руководителей и других служащих, занятых в сфере управления всем предприятием – в статье «Общехозяйственные расходы».

Содержание калькуляционных статей расходов раскрыто в таблице 4.2

 

Таблица 4.2 – Содержание калькуляционных статей расходов

 

Наименование статьи Вид статьи Содержание статьи
     
1 Сырье и материалы Прямая статья Затраты на сырье и основные материалы, которые входят в состав вырабатываемой продукции, образуя ее основу, или являются необходимыми компонентами при ее изготовлении, а также вспомогательные материалы, используемые на технологические цели.

 

Продолжение таблицы 4.2  
     
2 Покупные комплектующие изделия, полуфабрикаты и услуги производственного характера Прямая статья Затраты на приобретение в порядке производственной кооперации готовых покупных изделий и полуфабрикатов, используемых на комплектование продукции данного предприятия; затраты на оплату услуг производственного характера, оказываемых сторонними предприятиями, которые могут быть прямо отнесены на себестоимость отдельных изделий.
3 Возвратные отходы Прямая статья Стоимость остатков сырья, материалов, образовавшихся в процессе превращения сырья в готовую продукцию, если они полностью или частично утратили потребительские качества и в силу этого не используются по прямому назначению.
4 Топливо и энергия на технологические цели Прямая статья Затраты на все виды топлива и энергии, непосредственно расходуемые в процессе производства продукции
5 Основная заработная плата производственных рабочих Прямая статья Расходы на оплату труда производственных рабочих, непосредственно связанных с изготовлением продукции, выполнением работ, услуг: - по сдельным расценкам, тарифным ставкам; - доплаты и выплаты, предусмотренные законодательством о труде; - премии за производственные результаты; - оплата по договорам; - оплата брака и простоев не по вине работника.
6 Дополнительная заработная плата производственных рабочих Прямая статья Выплаты за неотработанное время, предусмотренные законодательством о труде и положениями по оплате труда, принятыми на предприятии.
7 Отчисления на социальные нужды Прямая статья Отчисления в фонд социальной защиты от пунктов 5 и 6.
8 Расходы на подготовку и освоение производства Прямая статья - Расходы на освоение новых предприятий, производственных цехов и агрегатов (пусковые расходы); - расходы, связанные с подготовкой и освоением новых видов продукции, включая затраты наНИОКР.

 

 

Продолжение таблицы 4.2  
     
9 РСЭМО Косвенная статья - Затраты на содержание, обслуживание и ремонт основных средств, используемых непосредственно в производственном процессе; - амортизация этих основных средств; - внутризаводское перемещение грузов; - износ МБП и приспособлений общего назначения.
10 Общепроизводственные расходы Косвенная статья - Расходы на содержание аппарата управления цехов; - расходы на содержание неуправленческого аппарата цехов (специалистов, технических исполнителей); - амортизация зданий, сооружений, инвентаря общецехового назначения; - расходы на текущее содержание зданий, сооружений, инвентаря общецехового назначения: отопление, освещение, водоснабжение, канализация, материалы на хозяйственные нужды; - отчисления в ремонтный фонд цехов; - расходы на охрану труда в цехах.
11 Общехозяйственные расходы Косвенная статья Расходы на содержание аппарата управления предприятия; - командировки и перемещения; - оплата услуг (консультационных, информационных, услуг связи и сигнализации); - канцелярские расходы; - освещение, отопление административных помещений; - оплата услуг банка; - содержание персонала неуправленческого характера; - амортизация зданий, сооружений и инвентаря общезаводского назначения; - износ по нематериальным активам; - мероприятия по охране труда; - расходы на подготовку кадров; - налоги и сборы, относящиеся на себестоимость.
12. Потери от 4брака Прямая статья - стоимость окончательно забракованных изделий; - стоимость некачественно выполненных работ, услуг; - стоимость материалов, испорченных при наладке оборудования сверх технических норм; - затраты на исправление брака.

 

Продолжение таблицы 4.2  
     
    Браком в производстве считается продукция, которая не соответствует по своему качеству установленным стандартам и не может быть использована по прямому назначению или может быть использована лишь после дополнительных затрат на исправление.
13. Прочие производственные расходы Прямая статья Расходы на гарантийное обслуживание и ремонт продукции: - оплата труда персонала, обеспечивающего нормальную эксплуатацию изделий у потребителя в пределах установленного гарантийного срока; - содержание помещений мастерских гарантийного ремонта (арендная плата за пользование помещением, отопление, освещение и т.п.);
    - оплата командировочных расходов персонала, производящего гарантийный ремонт непосредственно у потребителя продукции. Эти расходы включаются в себестоимость тех изделий, на которые установлен гарантийный срок службы.
14. Внепроизводственные (коммерческие) расходы Косвенная статья Расходы, связанные со сбытом продукции: - тара и упаковка, хранение и транспортировка, погрузка готовой продукции в транспортные средства; - расходы, связанные с исследованием рынка (маркетинговые операции).

 

Конечно, классификацию калькуляционных статей затрат промышленных изделий и методы калькулирования нельзя полностью переносить в отрасль связи, которая имеет значительные отличия от промышленности.

Во-первых, услуги связи имеют невещественный характер, и на их производство не требуются сырье, комплектующие изделия, полуфабрикаты. Следовательно, отсутствуют статьи «Сырье и материалы», «Возвратные отходы», «Комплектующие изделия и полуфабрикаты».

Во-вторых, если в промышленности процесс основного производства – это изготовление изделий, а обслуживание машин и оборудования – это вспомогательный процесс, то в отрасли связи обслуживание оборудования и аппаратуры связи – это и есть основной процесс производства. Если в промышленности рабочие, изготавливающие продукцию – это основные рабочие, а рабочие, обслуживающие оборудование – это вспомогательные рабочие, то в отрасли связи такого деления нет. Кроме того, основным производственным процессом в отрасли связи заняты не столько рабочие, сколько специалисты: инженеры, техники. В связи с этим нет необходимости выделять статьи «Основная заработная плата основных производственных рабочих», «Дополнительная заработная плата основных производственных рабочих», «Отчисления на социальные нужды от заработной платы основных производственных рабочих».

В-третьих, поскольку услуги связи носят невещественный характер, невозможно выделить затраты, связанные с исправлением брака: отсутствует стоимость испорченных и использованных на исправление брака сырья и материалов, нет затрат на повторную экспертизу изделий. В связи с этим не целесообразно выделять статью «Потери от брака».

В четвертых, из-за невещественности услуг нет необходимости выделять статью «Коммерческие расходы», в которой основную долю составляют транспортные расходы по доставке готовой продукции до покупателя. В то же время, в почтовой связи целесообразно выделить статью «Перевозка почты», так как эти расходы довольно значительны.

С учетом всех перечисленных факторов, калькуляционные статьи затрат на производство и реализацию продукции в отрасли связи перекликаются с элементами затрат, хотя и некоторым образом от них отличаются. Группировка затрат по калькуляционным статьям может быть на предприятиях связи примерно следующей:

- затраты на оплату труда персонала основной деятельности;

- отчисления на социальные нужды;

- амортизационные отчисления;

- материальные затраты: эксплуатационные материалы, запчасти, инструменты специального назначения;

- топливо и энергия для технологических целей;

- транспортные расходы;

- расходы на приобретение маркированной продукции (для почтовой связи);

- перевозка почты (для почтовой связи);

- прочие расходы (налоги и сборы, относящиеся на себестоимость);

- общехозяйственные и административно-управленческие расходы (отопление, освещение, оплата труда административно-управленческого персонала, содержание помещений, подготовка кадров, охрана труда и др.).

В отрасли связи сами предприятия редко определяют себестоимость конкретных видов услуг, так как тарифы на услуги связи в основном – регулируемые и рассчитываются централизованно Министерством связи, однако при формировании свободных тарифов на некоторые виды услуг предприятиям приходится калькулировать затраты на их производство. Здесь не рассматривается методика определения себестоимости конкретной услуги. Чаще всего в практической деятельности предприятия связи калькуляция используется в аналитических целях – для выявления источников снижения затрат. Для этого рассчитывается себестоимость укрупненной единицы продукции, то есть ста рублей выручки от реализации продукции, по каждой статье отдельно, по формуле

 

ЗСТ

ССТ = ------- * 100, (4.5)

В

 

где ССТ – себестоимость ста рублей выручки по статье (элементу) затрат, руб.;

ЗСТ – сумма затрат по данной статье (элементу), тыс. руб.;

В – выручка от реализации продукции, тыс. руб.

Анализ позволяет выявить наиболее весомые статьи затрат, в которых кроются основные резервы снижения себестоимости. Кроме того, сравнение плановых и отчетных калькуляций позволяет выявить те статьи, по которым произошел перерасход, увеличение затрат, приходящихся на единицу продукции, и разработать организационно-технические мероприятия по снижению себестоимости продукции в будущем периоде.

Например, если сумма выручки от реализации продукции составляет 6240 млн. руб., затраты на производство и реализацию продукции соответствуют представленным в таблице 4.3, то можно составить калькуляцию себестоимости ста рублей выручки.

 

Таблица 4.3 – Калькуляция себестоимости единицы продукции

 

Наименование статей затрат Расходы, млн. руб. Калькуляция себестоимости, руб.
Затраты на оплату труда Отчисления на социальные нужды Амортизационные отчисления Материалы, топливо, запчасти Электроэнергия на технологические цели Прочие производственные расходы Общехозяйственные и административно-управленческие расходы   18,08 6,86 13,62 5,37 3,20 2,45   1,73
Итого   51,31

 

Из таблицы видно, что для получения ста рублей выручки затрачено 51,31 рублей текущих затрат. Производство продукции является трудоемким, большую долю занимают также амортизационные отчисления. Следовательно, в расходах на оплату труда и амортизации кроются основные резервы дальнейшего снижения себестоимости продукции.

 

4.6 ИСТОЧНИКИ И ФАКТОРЫ СНИЖЕНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ

 

В условиях рыночных отношений успех в конкурентной борьбе и устойчивое финансовое состояние предприятия могут быть достигнуты только тогда, когда уровень издержек предприятия – не выше среднеотраслевого уровня.

Во-первых, снижение издержек является важнейшим источником роста прибыли предприятия, а, следовательно, увеличения средств, направляемых на расширение производства, техническое перевооружение, разработку и внедрение новых видов продукции, удовлетворение интересов собственника и трудового коллектива;

во-вторых, обеспечивает возможность уменьшения цен на изделие. А это – важнейшее условие успешной конкурентной борьбы на рынке продукции. Снижение цен позволяет предприятию привлечь большее число покупателей, потеснив конкурентов и увеличить общую массу прибыли за счет роста объема продаж;

в-третьих, уменьшает потребность в оборотных средствах, что позволяет увеличить расходы на производственные и социальные нужды предприятия.

Возможности снижения издержек производства анализируются по двум направлениям: по источникам и факторам. Под источниками понимают виды затрат, за счет экономии которых могут быть снижены издержки. Факторы – это технико-экономические условия, под влиянием которых изменяются издержки.

Основные источники снижения издержек производства и реализации продукции:

- снижение расхода сырья, материалов, топлива и энергии в расчете на единицу продукции;

- уменьшение размера амортизационных отчислений, приходящихся на единицу продукции;

- снижение расхода заработной платы, приходящейся на единицу продукции;

- сокращение административно-управленческих расходов;

- ликвидация непроизводительных потерь и расходов.

Рассмотрим факторы, оказывающие большое влияние на экономию затрат. Они делятся на две большие группы: внутрипроизводственные и внешние. К внутрипроизводственным факторам относятся те, на которые может влиять предприятие:

- совершенствование норм расхода материальных ресурсов;

- внедрение прогрессивной технологии;

- повышение уровня механизации и автоматизации производства;

- улучшение использования оборудования, трудовых ресурсов путем применения научной организации труда и производства;

- изменение объема производства и др.

Повышение технического уровня производства, совершенствование организации производства и труда приводит к снижению затрат сырья, материалов и заработной платы.

К снижению издержек также приводят снижение норм расхода сырья и материалов, сокращение потерь в процессе производства и хранения товаров, использование вторичных отходов, внедрение безотходных технологий.

Существенное влияние оказывает изменение объема производства. Увеличение объема продукции в краткосрочном периоде приводит к изменению переменных издержек в расчете на единицу продукции. При этом затраты вначале резко снижаются, а затем начинают возрастать.

Снижение затрат обеспечивается за счет опережающих темпов роста производительности труда над темпами роста заработной платы. За счет этого в стоимости каждой единицы продукции будет меньше затрат живого труда.

Внешние (внутрипроизводственные) факторы – это те, на которые предприятие влиять не может:

- рыночные цены на сырье, материалы и оборудование;

- ставки налогов и отчислений, включаемых в состав себестоимости;

- природные факторы и др.

В настоящее время большое влияние на величину текущих затрат оказывает рост рыночных цен на сырьевые и топливно-энергетические ресурсы. Задача предприятия – лучше исследовать рынок, стараться заключать договора на поставку более дешевого сырья; совершенствовать технологию изготовления с целью замены материалов на более дешевые, но не уступающие по качеству.

Ставки налогов и отчислений, включаемых в себестоимость продукции, устанавливаются законодательными органами. Чем выше ставки, тем больше себестоимость. В настоящее время в себестоимость включается большое число налогов, что значительно влияет на рост затрат. Задача государства состоит в том, чтобы уменьшить число и ставки налогов, относящихся на себестоимость, и сместить акцент на прямые налоги, уплачиваемые за счет прибыли.

Важное значение в формировании издержек имеют природные факторы: состав, количество и глубина залегания полезных ископаемых, плотность лесных массивов, так как это влияет на величину затрат на добычу и заготовку.

Страны с развитой экономикой имеют богатый опыт в вопросе снижения издержек производства. Предприятия разрабатывают и применяют специальные системы управления издержками. Особое внимание уделяется издержкам, связанным с повышением качества продукции. Зарубежные предприятия выделяют эти затраты в самостоятельный блок, рассматривая их как «цену качества».

Значительное снижение затрат производства достигается применением прогрессивных методов организации производства. Например, в Японии получила распространение система «точно вовремя». Сущность ее заключается в том, что комплектующие изделия, материалы поставляются строго в определенное время, в нужное место, в требуемом количестве. Если попадаются бракованные детали, производственный процесс останавливается, так как запасов на рабочем месте нет. Таким образом, снижаются затраты на складирование и хранение полуфабрикатов и у производителя этих полуфабрикатов, и у их потребителя. Применение системы невозможно без обеспечения бездефектного изготовления продукции у поставщика. Поэтому первый этап этой системы заключается в повышении качества у изготовителя полуфабрикатов до очень высокого уровня. Японские предприятия обучают всех сотрудников методам контроля качества, повышают ответственность за качество, используют автоматические устройства для обнаружения брака. Работники предприятия образуют «кружки качества», которые отвечают за качество на своем участке работы, обеспечивают экономию затрат при движении комплектующих изделий по заводу.

Зарубежные экономисты много внимания уделяют таким резервам снижения себестоимости, как изменение классификации, учета и калькулирования затрат. Например, разграничиваются затраты на производство продукции высшего качества и стандартной продукции; усиливается роль калькулирования по месту возникновения затрат; более четко выделяются затраты на управление, подготовку производства, повышение качества продукции.

 

Вопросы для самоконтроля:

1 Дайте понятие издержек. Кратко охарактеризуйте их виды.

2 В чем сущность и значение себестоимости?

3 Назовите функции себестоимости продукции.

4 Охарактеризуйте виды себестоимости продукции.

5 Перечислите и охарактеризуйте экономически однородные элементы затрат.

6 Дайте характеристику прямых и косвенных калькуляционных статей затрат.

7 Чем отличаются по составу элементы затрат и статьи затрат?

8 Чем отличаются переменные и постоянные затраты?

9 Охарактеризуйте порядок планирования затрат на производство и реализацию продукции.

10 Как рассчитывается и что означает себестоимость единицы продукции?

11 Как планируются показатели снижения себестоимости?

12 Охарактеризуйте сущность и виды калькуляции себестоимости.

13 Как и для чего рассчитывается калькуляция себестоимости?

14 Назовите основные источники и факторы снижения себестоимости.

 

 

5.1 ФУНКЦИИ И ЗАДАЧИ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ И ПЛАНИРОВАНИЯ

ПРОИЗВОДСТВА

 

В Республике Беларусь действует Закон «О государственном прогнозировании и программах социально – экономического развития Республики Беларусь».

Согласно Закону, прогноз социально-экономического развития – это система научно обоснованных представлений о направлениях, критериях, принципах, целях и приоритетах развития в будущих периодах.

Прогнозирование осуществляется на разные периоды времени:

- на долгосрочную перспективу – стратегия устойчивого развития на 15-10 лет;

- на среднесрочную перспективу – программа социально-экономического развития на 5 лет;

- на краткосрочный период – годовой прогноз социально-экономического развития.

Прогноз – это предсказание, предвидение развития или исхода конкретного процесса. Прогнозирование является предплановым аналитическим этапом. Научный экономический прогноз представляет собой систему вероятностных оценок возможных путей и результатов экономического развития в определенном будущем периоде времени.

Прогнозирование деятельности предприятия – это определение его долговременных путей развития с учетом возможных изменений на рынке продукции и ресурсов, экологических, социальных, внешнеэкономических факторов. Прогноз определяет стратегию, направления будущего развития предприятия.

Задача прогнозирования заключается в том, чтобы подготовить предприятие к возможным изменениям рыночной ситуации, противостоять неблагоприятным воздействиям случайных факторов рынка.

Разработка прогнозов включает ряд этапов:

- оценку перспективных тенденций развития внешней среды (рынка, научно-технического прогресса, общей экономической ситуации в стране и т. д.);

- выявление благоприятных и, наоборот, негативных тенденций в ее развитии;

- определение потенциальных возможностей развития предприятия, выработку его долгосрочных задач;

- разработку программы действий и нахождение источников ее финансирования.

План – это определенный порядок, последовательность осуществления намеченной на конкретный период программы, прогноза. План составляется на основе заключения хозяйственных договоров, с указанием конкретных объемов продукции, работ, расчетом необходимых материальных и трудовых ресурсов для выполнении намеченного объема продукции. План предполагает конкретные организационно-технические мероприятия с указанием сроков их выполнения, ответственных за их выполнение.

Планы тесно связаны с прогнозированием. Если прогноз определяет, что может произойти в будущем периоде при определенных условиях, то план намечает, что надо практически осуществить для достижения прогнозируемых целей.

На предприятии планирование включает прежде всего выполнение технико-экономических расчетов, разработку и обоснование необходимых нормативов, технико-экономических показателей как в целом по предприятию, так и по его структурным подразделениям.

Непременное условие эффективного планирования – знание экономических законов. Например, закон стоимости требует, чтобы цена товара устанавливалась исходя из общественно необходимых затрат на производство продукции. Закон накопления требует часть прибыли использовать для расширенного воспроизводства капитала, то есть для приобретения новой техники, модернизации. Закон повышающей производительности труда требует уменьшать трудовые затраты на производство каждой единицы продукции.

Посредством планирования предприятие должно ответить на следующие вопросы:

1) какие виды деятельности надо осуществлять в планируемом периоде;

2) каковы потребности в трудовых, финансовых и материальных ресурсах, чтобы эти виды деятельности осуществлять;

3) какую отдачу можно предвидеть в результате осуществления выбранных видов деятельности?

Конечно, каждое предприятие хочет получить максимальную прибыль, но этого невозможно достичь неограниченным увеличением объема выпуска продукции. Дело в том, что предприятие не обладает неограниченным количеством финансовых средств, трудовых и материальных ресурсов. Оно может приобрести лишь определенную их сумму. Кроме того, произведенную продукцию нельзя сбыть на рынке больше того, что востребовано рынком под воздействием спроса и предложения. Вот почему предприятию для избежания потерь необходимо увязывать свои возможности и желаемые результаты. А это позволяет сделать планирование.

Планирование на предприятиях выполняет следующие функции:

- выявление потребных предприятию трудовых, материальных и финансовых ресурсов, необходимых для производства продукции;

- постановка перед трудовым коллективом конкретных производственных задач;

- четкая взаимоувязка работы отдельных подразделений и служб предприятия, согласование действий между ними;

- обеспечение максимального использования производственных факторов, роста производительности труда, высокой доходности и рентабельности.

 

5.2 ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ ПЛАНИРОВАНИЯ

 

Планирование базируется на следующих принципах: непрерывность, оптимальность, экономичность, стабильность, единство планов и его подразделений, выделение приоритетов, комплектность.

Непрерывность планирования обеспечивается сочетанием долгосрочных и краткосрочных планов.

Оптимальность планов достигается разработкой нескольких альтернативных вариантов решения производственно-технических задач и выбором из них наиболее эффективного. Оптимальным, то есть наиболее эффективным, считается такой вариант, который обеспечивает наилучшее сочетание результатов (прибыли) и затрат, другими словами – наибольшую рентабельность вложенных средств.

Аналогичный смысл имеет понятие экономичности. Не всегда предприятие имеет возможность увеличивать свои прибыли. Бывают такие ситуации, когда увеличение прибыли невозможно из-за тяжелого положения на рынке. Тогда план должен быть направлен на достижение минимальных убытков, должен предусматривать мероприятия, направленные на экономию затрат и снижение потерь.

Стабильность плана – необходимый атрибут стабильности предприятия. Он должен предвидеть все возможные последствия развития ситуации. Непредсказуемое развитие событий может привести к потере финансовой устойчивости и банкротству предприятия.

Органическое единство планов предприятия и его производственных подразделений достигается двумя путями. Директивное жесткое планирование заданий сверху вниз: от директора предприятия к цехам, отделам и т.д. Индикативное планирование: рекомендация руководства по отдельным наиболее важным показателям работы подразделений, а само планирование осуществляется снизу вверх. В обоих случаях обеспечивается единство планов предприятия в целом и его подразделений.

Выделение приоритетов необходимо каждому предприятию и связано оно, в основном, с разработкой новых видов продукции на перспективу. В качестве приоритета (направления, имеющего первостепенное значение) может быть переход за энергосберегающие технологии, поиску средств для защиты окружающей среды и др. Первостепенные направления получают преимущество в финансировании.

Научность планов обеспечивается в том случае, если учтены все перечисленные выше основные принципы планирования. В противном случае план не будет оптимальным, экономичным, стабильным, взаимоувязанным. С таким планом вряд ли можно рассчитывать на успех.

Для разработки планов на предприятиях используются многие методы.

Наиболее универсальным и распространенным методом является балансовый метод. Он основан на сопоставлении и соизмерении всех имеющихся трудовых, материальных и финансовых ресурсов с потребностями в них, в соизмерении затрат и результатов, обеспечении единства и сбалансированности всех частей и разделов плана. Его сущность заключается в построении балансов в форме взаимно уравновешивающихся таблиц, содержащих, с одной стороны, источники образования ресурсов и потребности в них, с другой стороны. Составляются материальные, финансовые, трудовые балансы.

Если при их разработке выявляется несоответствие ресурсов и потребностей, необходимо принять меры по их устранению.

Нормативный метод заключается в том, что ряд экономических показателей рассчитывают с использованием научно обоснованных норм и нормативов – норм расхода материальных ресурсов, трудовых ресурсов на единицу продукции, ставок налогов и сборов, норм амортизации, процентных ставок.

Факторный метод заключается в экономическом анализе зависимости между производственными затратами и влияющими на них факторами. После выявления зависимости показатель, достигнутый в текущем году, корректируется на влияние факторов, таким образом определяется плановое значение показателя.

Сметно-нормативный метод заключается в составлении плановых смет, например, сметы общепроизводственных расходов, сметы общехозяйственных расходов, сметы строительно-монтажных работ.

Экономико-математические методы – это способы решения задач экономики с помощью математики и кибернетики. Их основой являются экономико-математические модели, то есть описание математическими средствами экономических процессов, явлений и задач.

Корреляционный метод позволяет найти изменение результативного признака при изменении факторного признака.

Метод экстраполяции базируется на анализе прошлого развития объекта за ряд периодов и перенесении закономерности развития на будущий период.

Кроме перечисленных, применяются и другие методы планирования технико-экономических показателей.

 

5.3 КЛАССИФИКАЦИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ

 

Планирование деятельности предприятия – явление многогранное и может быть систематизировано в зависимости от ряда признаков.

По видам различают технико-экономическое и оперативно-производственное планирование.

Технико-экономическое планирование в зависимости от постановки целей и временных аспектов подразделяется на стратегическое и тактическое.

Стратегическое планирование – это перспективное планирование. Оно намечает долгосрочные направления деятельности. Практически осуществляется составлением долгосрочных (10-15 и более лет) и среднесрочных (3-5 лет) планов, прогнозов.

Современное рыночное стратегическое планирование, основанное на маркетинговом подходе к организации производства, должно отличаться от традиционного долгосрочного планирования, много лет применявшегося на наших предприятиях. Это – планирование с совершенно другим подходом, в отличие от традиционного планирования. При разработке традиционных долгосрочных планов обычно анализируется сложившаяся тенденция изменения экономических показателей, выявленная на основе анализа данных за ряд предшествующих лет. Затем путем экстраполяции (переноса) этих тенденций производится оценка на будущее. Другими словами, если за последние пять лет наблюдался рост показателей, то на перспективу необходимо запланировать дальнейший рост с такой же интенсивностью. От прошлого шли к будущему, отталкиваясь от достигнутого. В системе стратегического рыночного планирования отсутствует предположение о том, что будущее обязательно лучше, и, кроме того, меняется исходный принцип планирования: от прошлого к настоящему. Стратегическое рыночное планирование можно представить как последовательность ряда этапов.

Для разработки стратегии развития необходим анализ экономического положения предприятия, целью которого является выявление факторов, влияющих на развитие, и определение места предприятия на рынке. Влияющие факторы подразделяют на внешние и внутренние. К внутренним относятся существующая на предприятии структура управления, организационная структура. К внешним – наличие ресурсов на рынках труда и материалов, динамика цен на материалы, электроэнергию и труд, число потребителей и их структура, их потребности, величина спроса на продукцию предприятия.

При стратегическом планировании предприятие сначала формирует глобальную цель, например, вывод предприятия из убыточных в рентабельные, завоевание международного рынка, расширение существующей доли на национальном рынке. Затем глобальная цель разбивается на совокупность подцелей, для реализации которых вырабатываются собственные стратегии: повышение конкурентоспособности продукции предприятия, увеличение и разнообразие объема реализации услуг, снижение затрат, внедрение новых технологий и т.д.

Центральной проблемой стратегического планирования является разработка технологической стратегии. Все остальные виды стратегий так или иначе связаны с технологической, дополняют ее. Технологическую стратегию составляют: анализ сложившегося научно-технического уровня производства, разработка конкретных решений в области технологического развития. Задача технологической стратегии состоит в создании новых видов продукции, услуг, способных принести предприятию необходимую прибыль.

Сначала оценивается тот уровень спроса, который позволяет достичь желаемой прибыли. Для этого проводятся маркетинговые исследования. После этого рассчитываются ожидаемые результаты деятельности предприятия в рамках существующего рынка потребителей, действующей номенклатуры услуг и организации управления на предприятии. Затем проводится количественная оценка между требуемыми и ожидаемыми результатами и формируются возможные пути заполнения стратегического разрыва, определяются варианты решения проблем. Стратегическое планирование реализуется через долгосрочные и среднесрочные планы. Долгосрочные и среднесрочные планы отражают следующие направления:

- создание новых подразделений и производственных мощностей,

- капитальные вложения,

- потребности в финансовых средствах,

- исследования и разработки,

- увеличение доли рынка,

- повышение конкурентоспособности продукции,

- проект баланса доходов и расходов.

Тактическое планирование – это краткосрочное (текущее) планирование. Временной отрезок – год. Тактическое планирование позволяет достичь главной цели стратегического планирования и осуществляется в строго ограниченном временном отрезке. Краткосрочное планирование преследует цель сбалансировать имеющиеся ресурсы и спрос на продукцию предприятия и достичь прибыли в плановом году. Для этого разрабатывается план экономического и социального развития предприятия.

Оперативно-производственное планирование заключается в распределении годового текущего плана экономического и социального развития предприятия по подразделениям и исполнителям: цехам, участкам, отдельным рабочим местам, а также по отрезкам времени: квартал, месяц, декаду, сутки, смену и даже час. Оно является внутрипроизводственным планированием и призвано решить следующие основные задачи:

- детализация и распределение общего плана предприятия по месту и времени их выполнения. Должна обеспечиваться равномерная загрузка оборудования, производственных площадей, рабочей силы, конкретизация плановых заданий по рабочим местам с указанием сроков выполнения заданий;

- обеспечение рабочих мест материалами, заготовками, деталями, оснасткой, приспособлениями, инструментом;

- координация работы сопряженных цехов, участков, бригад, рабочих мест;

- контроль и регулирование хода производства.

По объектам планирования различают: план предприятия, план цеха, отдела, участка, бригады, рабочего места.

По видам документов бывают следующие виды планов: прогноз, план, программа, проект, задание.

Под прогнозом понимается система научно обоснованных представлений о возможном состоянии предприятия в будущем. Прогноз неоднозначен и носит многовариантный характер, в нем просчитываются альтернативные пути развития предприятия. Прогноз позволяет выяснить перспективы ближайшего или более отдаленного будущего, сформировать цели развития.

План – это документ, который содержит конкретные показатели и комплекс различных мероприятий по решению социально-экономических задач. В нем отражаются ресурсы, результаты, порядок и сроки выполнения. Отличительной чертой плана является конкретность показателей, их определенность во времени и количественно. План опирается на прогноз, а прогноз способствует разработке оптимальных планов.

Программа – это документ, в котором представлен комплекс мероприятий с указанием исполнителей, сроков, направленных на решение определенной проблемы. Чаще всего программы являются составной частью прогноза и призваны выделить приоритетные направления развития предприятия.

Проект составляется для обоснования эффективности внедрения конкретного мероприятия: разработки новых видов продукции, новых технологий, строительства или реконструкции объектов, реорганизации системы управления предприятием, внедрения новой техники и т.д.

Плановое задание доводится структурным подразделениям предприятия. В нем указываются конкретные плановые показатели, зависящие от данного подразделения: план выпуска продукции, нормы выработки, нормы расхода материалов, план экономии ресурсов, уровень качества изделий и др.

 

5.4 ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ ПЛАНОВ ПРЕДПРИЯТИЯ

 

На предприятиях связи в состав годовых планов предприятия обычно входят такие разделы:

- «Развитие связи» - в нем планируются такие показатели, как прирост емкостей городских, сельских, междугородных телефонных станций и общая емкость сетей: прирост телефонных аппаратов, факсов, абонентских телеграфных устройств; общая протяженность междугородных каналов, а также их прирост;

- «Выручка от реализации продукции» - планируется объем доходов от услуг связи, в том числе доходы от населения; выручка от не основной деятельности;

- «Труд» - планируются такие показатели по труду, как фонд оплаты труда, среднесписочная численность работников, средняя заработная плата, уровень производительности труда;

- «Затраты на производство и реализацию продукции» - планируется смета затрат на производство и реализацию продукции по статьям расходов, себестоимость единицы продукции, процент снижения себестоимости в планируемом году по сравнению с текущим годом;

- «Прибыль и рентабельность» - планируется величина прибыли от реализации услуг связи и от других видов деятельности, отчисления от прибыли в виде налогов, чистая прибыль, уровень рентабельности, процент ее увеличения по сравнению с текущим годом.

 

5.6 БИЗНЕС-ПЛАН ПРЕДПРИЯТИЯ

 

Бизнес-план является инструментом управления производством в рыночной экономике.

Процесс составления плана, детальный анализ, который предшествует его написанию, заставляют представить собственный бизнес в конкретных действиях, ориентированных на успех. План, оформленный в документах, цифрах, графиках, - это прекрасный способ довести свои идеи до сотрудников предприятия. Он может быть предназначен также для акционеров, чтобы убедить их купить акции и вложить свой капитал. Он нужен для инвесторов, банкиров, чтобы видеть перспективность вложения средств.

Бизнес-план – это технико-экономическое обоснование деятельности предприятия в рыночных условиях. Он составляется как для действующей организации, так и для вновь создаваемой. Содержание и объем бизнес-плана зависят от различных факторов: размеров предприятия (для малого предприятия - 10-20 страниц, для крупного – 40-50); полноты составных частей (укрупненно или детально); назначения (для внутреннего пользования, для инвесторов, как заявка на банковский кредит); квалификации составителей и практического опыта подготовки технико-экономических обоснований.

Ниже приводится структура бизнес-плана для действующего крупного и среднего предприятия. В нем содержатся следующие разделы:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 555; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.