КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Характеристика принципов, целей, задач, базовых концепций и моделей управления финансами организации
Рассмотрев эволюцию финансового менеджмента перейдем к изучению его управленческо - финансовых аспектов. В основе финансового менеджмента как системы управления лежат две основные его составляющие: принципы управления и базовые концепции. Основными принципами управления финансами организации являются на наш взгляд следующие (слайд 9): 1.Интегрированность с общей теорией и системой управления. 2.Диалектический характер (динамизм) и альтернативность процесса управления указывает на то, что микро-, макросреда и внутренняя среда финансового менеджмента подвержены значительным количественным и качественным изменениям, которые требуют альтернативного подхода при разработке управленческих решений. 3. Ориентированность на выбранную предприятием миссию (причину существования организации), из которой вытекают стратегические цели и тактические задачи управления финансами предприятия. Стратегические цели при этом должны быть конкретными, измеримыми, ориентированными во времени, достижимыми и т.д. 4.Комплексный характер формирования управленческих решений. С учетом содержания и принципов финансового менеджмента формируются его главная цель и задачи. С развитием микроэкономической теории (а затем — теории фирмы) менялись и подходы экономистов к определению главной цели функционирования организации (слайд 10). 1. Модель максимизации прибыли. Впервые эта целевая модель деятельности организации была четко сформулирована в 1938 году французским экономистом А. Курно и затем развита в работах представителей неоклассической школы. Использование в качестве главной целевой функции предприятия модели максимизации прибыли, даже, несмотря на очевидную значимость показателя, не представляется возможным по последующим причинам: 1) она вся может быть израсходована на цели только текущего потребления; 2) уровень капитализации прибыли не отражается данным целевым критерием; 3) максимизация прибыли повышает уровень финансового риска. 2. Модель минимизации трансакционных издержек базируется на теоретических подходах лауреата Нобелевской премии по экономике Р. Коуза, который ввел понятие "трансакционные издержки", которые определил как затраты по обслуживанию сделок на рынке. В США их доля в валовом внутреннем продукте в 1970 году составила 54,9% и имела тенденцию к постоянному возрастанию. Значимость данного показателя не отменяет ряд следующих существенных его недостатков: 1) необходимость учета этих издержек требует значительного расширения объема затрат по проведению учетных работ (вместо их экономии); 2) критерий минимизации трансакционных издержек принижает значимость комплексной экономии ресурсов организации; 3) отсутствие связи показателя с конечными экономическими интересами основных групп участников его хозяйственного процесса. 3. Модель максимизации объема продаж. Приверженцы этой модели объясняют ее преимущество следующими доводами: 1) данный целевой критерий наилучшим образом отражает результаты деловой активности предприятия в рыночной среде; 2) отражает результаты не только экономической, но и социальной миссии предприятия, направленной на повышение обеспечение потребностей покупателей в товарах и услугах; 3) максимизация объема продажи при опережающих темпах роста прибыли по сравнению с издержками обеспечивает и максимизацию прибыли; 4) рост объема продаж требует делает необходимыми постоянные изменений в технологии производства и реализации продукции; 5) в психологическом плане, как управленческий аппарат, так и рабочие более чувствительны к объемным показателям деятельности предприятия. Вместе с тем, объективная оценка этой модели показывает, что она имеет ряд существенных недостатков: 1) рост объема продаж без учета рыночного спроса на товары и услуги способен вызвать трудности реализации большого объема продукции; 2) целевая функция поддерживает рост доходов предприятия, но она практически не увязана с экономией его расходов. Сказанное выше позволяет констатировать, что модель максимизации объема продаж не может быть использована как главная целевая функция предприятия. 4. Модель максимизации темпов роста предприятия. Данная модель в отличие от предыдущей является более емкой так как ее достижение предполагает: рост операционной прибыли организации, правильное ее распределение и эффективное использование и соблюдение других важнейших структурных параметров финансового состояния хозяйствующего субъекта. К недостаткам использования этой модели следует отнести: 1) эта модель в качестве целевой функции может функционировать лишь в условиях устойчивости спроса на продукцию; 2) модель фиксирует в качестве основной предпосылки фактически достигнутый уровень прибыли предприятия, не оценивая степень его достаточности для решения задач перспективного периода. Резюмируя вышеизложенное, можно констатировать, что максимизация темпов роста предприятия может рассматриваться как одна из важных задач, но не как главная цель его функционирования. 5. Модель обеспечения конкурентных преимуществ. Преимуществами этой целевой концепции предприятия является: 1) емкость модели в результате отражения ею результатов деятельности практически всех служб организации; 2) конкурентные преимущества обеспечивают формирование избыточной доходности (прибыльности) предприятия. Вместе с тем, и этот целевой критерий функционирования предприятия имеет ряд недостатков. 1) понятие " конкурентное преимущество " характеризуется целым рядом показателей, которые очень сложно формализовать и интегрировать в едином измерителе; 2) конкурентное преимущество характеризует относительное положение предприятия в рамках конкретного вида экономической деятельности, в то время как значительная часть организаций являются многоотраслевыми; 3) конкурентное преимущество предприятие может поддерживать лишь в относительно коротком периоде времени. Таким образом, обеспечение конкурентных преимуществ может рассматриваться как задача основных функциональных систем управления, но не как главная цель функционирования предприятия. 6. Модель максимизации добавленнойстоимости как главная целевая функция предприятия была выдвинута японскими экономистами и получила название "японской модели развития фирмы". Преимуществом данного целевого критерия оценки деятельности предприятия является: 1) позволяет обеспечивать максимизацию экономических интересов не только рабочих и менеджеров, но и собственников предприятия; 2) возможность оценки инвестиционных потребностей предприятия в развитии основных средств и нематериальных активов инновационного характера; 3) данный целевой критерий носит долгосрочный характер. Вместе с тем, рассматриваемая целевая модель имеет существенный недостаток, она вступает в конфликт с экономическими интересами конечного покупателя продукции. С учетом этого "японская модель развития фирмы" не была поддержана ни европейскими, ни американскими экономистами. 7. Модель максимизации рыночной стоимости предприятия. В течение последнего десятилетия эта концепция получила приоритетное развитие в США, Европе и Японии, ее поддерживает преимущественная часть руководителей фирм и компаний в странах с развитой рыночной экономикой. Эта модель характеризуется следующими основными особенностями (слайд 11): • определяет собственников как главных субъектов в системе экономических интересов, связанных с деятельностью организации. • гармонизирует экономические интересы основных субъектов организации (собственники, менеджеры, инвесторы, кредиторы). • интегрирует основные цели и задачи эффективного функционирования различных его служб и подразделений; • обладает более глубоким потенциалом роста в сравнении с другими целевыми показателями; • гармонизирует текущие и перспективные цели развития предприятия, что достигается путем приведения рыночной стоимости предприятия на любом из этапов его развития к единой стоимостной оценке на основе ее дисконтирования; • обеспечивает возможность оценки более отдаленной перспективы функционирования организации в сравнении с другими целевыми ориентирами. • представляет наиболее полную информацию о функционировании предприятия в сравнении с другими оценочными показателями; • охватывает все основные направления финансовой деятельности — инвестирование, финансирование, управление активами и денежными потоками, а соответственно позволяет оценить качество всего спектра принимаемых финансовых решений; • является наиболее всеобъемлющим критерием эффективности использования капитала предприятия (соотношение рыночной стоимости организации (или одной его акции) к сумме его чистых активов (или чистых активов в расчете на одну акцию); динамика рыночной стоимости предприятия формирует мнение инвесторов о способности его менеджеров эффективно управлять этим процессом, а соответственно определяет мотивацию их экономического поведения; • мониторинг рыночной стоимости служит одним из наиболее эффективных средств контроля инвесторов за действиями менеджеров. Рассмотрение сущности и особенностей отдельных моделей целевой функции предприятия показывает, что наиболее приемлемой из них в условиях рыночной экономики является модель максимизации рыночной стоимости предприятия. Учитывая, что наибольшую роль в реализации этой модели играют финансовые службы предприятия, она может быть принята в качестве главной цели управления финансовой деятельностью и сформулирована следующим образом: главной целью финансового менеджмента является максимизация благосостояния собственников предприятия в текущем и перспективном периоде, обеспечиваемая путем максимизации его рыночной стоимости. Учитывая важность категории «рыночная стоимость» предприятия в настоящее время формируется теория управления стоимостью предприятия, которая предполагает формировании у руководства предприятием «стоимостного» мышления и формирование у менеджеров стойкого мотивационного интереса к постоянному поиску тех ключевых параметров, которые ведут к максимизации стоимости своей организации. «Стоимостное» мышление предполагает управленческую координацию в «долгосрочной системе координат». Стремление к максимизации корпоративной стоимости может быть обеспечено только постоянной реорганизацией т.е., важна как сама величина корпоративной стоимости в конкретный момент времени (цель), так и то, что предприятие стремится предпринимать какие либо усилия для ее приращения. Т.е., важна та «атмосфера», которая сопутствует осуществлению этого процесса, ну и конечно люди, их компетентность, профессиональные навыки и умения. Концепция роста стоимости гармонично сочетается с реинжинирингом, активные проводники которого Майкл Хаммер и Джеймс Чапли формулируют его основную задачу как «фундаментальное переосмысление и радикальное перепроектирование бизнес процессов для достижения существенных улучшений в бизнесе». Таким образом, как реинжиниринг, так и рост корпоративной стоимости подчеркивают значимость не только изменений рабочих процессов, но и изменения корпоративных ценностей. В процессе реализации своей главной цели финансовый менеджмент направлен на реализацию следующих основных задач (слайд 12): 1.Обеспечение формирования достаточного объема финансовых ресурсов в соответствии с задачами развития предприятия в предстоящем периоде. 2.Обеспечение наиболее эффективного распределения и использования сформированного объема финансовых ресурсов в разрезе основных направлений деятельности предприятия. 3.Оптимизация денежного оборота. 4.Обеспечение максимизации прибыли предприятия при предусматриваемом уровне финансового риска. 5.Обеспечение минимизации уровня финансового риска при предусматриваемом уровне прибыли 6.Обеспечение постоянного финансового равновесия предприятия в процессе его развития. 7.Обеспечение возможностей быстрого реинвестирования капитала при изменении внешних и внутренних условий осуществления хозяйственной деятельности Базовые концепции финансового менеджмента представляют собой теоретические закономерности функционирования финансов и являются продуктом их эволюции. Известно большое количество базовых концепций и моделей, которые служат теоретической основой финансового менеджмента. Концепция (от латинского слова сonceptio - понимание, система) представляет собой определённый способ понимания и трактовки какого-либо явления (слайд 13). По мнению И.А.Бланка целесообразно объединить все концепции в три группы (слайд 14): 1. Концепции, определяющие тактические задачи и основные параметры финансовой деятельности предприятия, которые связаны с эффективным привлечением, распределением и использованием финансовых ресурсов. а). Концепция приоритета экономических интересов собственников. Впервые ее выдвинул американский экономист Герберт Саймон, которому в 1978 г. была присуждена Нобелевская премия по экономике. б). Современная портфельная теория. Ее родоначальником является Гарри Марковиц, изложивший основные принципы данной концепции в 1952 г. в работе "Выбор портфеля". В основе этой концепции лежат методологические принципы статистического анализа и оптимизации соотношения уровня риска и доходности рисковых инструментов финансового инвестирования. В дальнейшем в разработку этой теории существенный вклад внесли Джеймс Тобин и Уильям Шарп. Все три исследователя являются лауреатами Нобелевской премии по экономике. в). Концепция стоимости капитала. Первоначальные теоретические разработки этой проблемы были осуществлены еще в 1938 году американским экономистом Джоном Уильямсом и изложены в работе "Теория инвестиционной стоимости". Эта концепция получила отражение в 1958 г. в работе американских исследователей Франко Модильяни и Мертона Миллера "Стоимость капитала, корпоративные финансы и теория инвестиций". Сущность этой концепции состоит в необходимости минимизации средневзвешенной стоимости капитала, что при прочих равных условиях обеспечивает максимизацию благосостояния собственников. г). Концепция структуры капитала. Это одна из краеугольных концепций финансового менеджмента также была выдвинута Франко Модильяни и Мертоном Миллером и изложена в их работе "Стоимость капитала, корпоративные финансы и теория инвестиций" (1958 г.). В основе этой концепции лежит, механизм влияния избранного предприятием соотношения собственного и заемного капитала на показатель его рыночной стоимости. д). Теория дивидендной политики. Основы теоретических разработок этой проблемы были заложены в 1956 году американским экономистом Джоном Линтером в его работе "Распределение корпоративного дохода между дивидендами, капитализацией и налогами". Однако наиболее существенные теоретические выводы были сделаны Мертоном Миллером и Франко Модильяни в их работе "Дивидендная политика, возрастание стоимости акций", опубликованной в 1961 году. Последние авторы рассмотрели механизм влияния размера текущих дивидендов на рыночную стоимость компании, цену ее акций, с учетом влияния различных факторов. е). Модели финансового обеспечения устойчивого роста предприятия. Первая из этих моделей была разработана в 1988 году американским экономистом Джеймсом Ван Хорном и изложена в его работе "Моделирование устойчивого роста". Затем более усложненные модели устойчивого роста предприятия были разработаны Робертом Хиггинсом. Они рассматриваются в его работе "Какие темпы роста может позволить себе фирма", опубликованной в 1997 году. 2. Концепции оценки финансовых инструментов инвестирования. При принятии инвестиционных управленческих решений приходится осуществлять дисконтирование денег и находить компромисс между доходностью и риском. а). Концепция стоимости денег во времени. Основные теоретические положения этой концепции были сформулированы в 1930 году Ирвином Фишером в работе "Теория процента: как определить реальный доход в процессе инвестиционных решений". Позднее в 1958 году Джоном Хиршлейфером в работе "Теории оптимального инвестиционного решения". Сущность концепции состоит в том, что настоящая стоимость денег всегда выше их будущей стоимости в связи с альтернативой возможного их инвестирования, а также влиянием факторов инфляции и риска. б). Концепция взаимосвязи уровня риска и доходности. Теоретические основы этой концепции впервые были сформулированы в 1921 году Фрэнком Найтом - основателем Чикагской школы экономической теории — в книге "Риск, неопределенность и прибыль". Сущность концепции в том, что между уровнем ожидаемого дохода и уровнем сопутствующего ему риска существует прямо пропорциональная зависимость. в). Модели оценки акций и облигаций на основе их доходности. Простейшие модели оценки акций и облигаций на основе данных об их доходности были впервые систематизированы Джоном Уильямсом еще в 1938 году в его работе "Теория инвестиционной стоимости". Затем система моделей этого вида была дополнена Майроном Гордоном в работе "Инвестирование, финансирование и оценка стоимости корпорации", опубликованной в 1962 г. и Скоттом Бауманом в работе "Инвестиционный доход и настоящая стоимость", опубликованной в 1969г. В основе всех моделей оценки этого вида лежит дисконтированная стоимость ожидаемой доходности финансовых инструментов при соответствующем уровне их риска. г). Модель оценки финансовых активов с учетом систематического риска. Уильям Шарп, опубликовал ее в 1964 году в работе "Цены финансовых активов". Ее основу составляет определение необходимого уровня доходности отдельных финансовых инструментов инвестирования с учетом уровня их систематического риска. Позднее эта модель была усовершенствована Джоном Линтнером в 1965 году, Яном Моссиным в 1966 году и другими исследователями. д). Модель оценки опционов. Эта модель предложена американскими экономистами Фишером Блэком и Майроном Скоулзом в 1973 году в работе "Ценообразование корпоративных обязательств". Модель отражает теоретическую концепцию авторов об условиях ценообразования опционов. Позднее были разработаны альтернативные модели этого вида, в частности, модель Роберта Мертона в работе "Теория рационального ценообразования опционов", опубликованной в 1973 году; модель Джона Кокса и Стефена Росса в работе "Ценообразование опционов в альтернативном стохастическом процессе", опубликованной в 1976 году, и другие. 3. Концепции достижения информационной эффективности рынка, указывают на необходимость «идеализации» финансового рынка: совершенная (свободная) конкуренция, равнодоступность информации, отсутствие трансакционных затрат и т.д. а). Гипотеза эффективности рынка. (слайд 15 ). Эта гипотеза была выдвинута в 1970 году американским экономистом Юджином Фама в работе "Эффективные рынки капитала: обзор теоретических и практических исследований". Она отражает зависимость ценовой эффективности фондового рынка от уровня информационного обеспечения его участников. Применительно к рынку капитала термин «эффективность» понимается не в экономическом, а в информационном плане. Уровень информационной насыщенности и доступности информации участникам рынка характеризует степень эффективности рынка. Следовательно, при полном и свободном доступе участников рынка к информации цена акции на данный момент является лучшей оценкой ее реальной стоимости. Любая информация на эффективном рынке капитала по мере ее поступления немедленно отражается на ценах акций. Для того чтобы обеспечить информационную эффективность рынка, необходимо выполнение четырех условий. 1. Информация становится доступной всем субъектам рынка одновременно, и ее получение не связано с какими – либо затратами. 2. Отсутствуют трансакционные затрат, налоги и другие факторы, которые препятствуют совершению сделок. 3. Сделки, совершаемые отдельными физическими или юридическими лицами, не могут повлиять на общий уровень цен. 4. Все субъекты рынка действуют рационально (дешевле купить и дороже продать), стремясь максимизировать ожидаемую выгоду. В зависимости от условий информационного обеспечения участников следует различать слабую, среднюю (полусильную) и сильную ценовую эффективность фондового рынка. б). Концепция агентских отношений. Авторами этой концепции являются американские исследователи Майкл Дженсен и Уильям Меклинг, опубликовавшие ее в 1976 году в работе "Теория фирмы: управленческое поведение, агентские затраты и структура собственников". Рассматриваемая концепция предполагает, что деятельность менеджеров (агентов) должна стимулироваться их участием в прибыли и соответственно эффективно контролироваться собственниками. в). Концепция асимметрической информации. Авторами этой концепции являются американские экономисты Стюарт Майерс и Николас Майджлаф, опубликовавшие ее в 1984 г. в работе «Корпоративное финансирование и инвестиционные решения в условиях, когда фирмы владеют информацией, которой не располагают инвесторы». Сущность её в том, что потенциальные инвесторы — возможные покупатели ценных бумаг компании располагают о ее деятельности меньшим объемом информации, чем ее менеджеры. В результате асимметрической информации инвесторы несут впоследствии определенные финансовые потери. г). Арбитражная теория ценообразования. Она была разработана американским профессором Стефеном Россом в 1976 году и изложена в его работе "Арбитражная теория ценообразования финансовых активов". Основу этой теории составляет положение о том, что на конкурентных финансовых рынках "арбитраж" (спекулятивные операции, основанные на разнице рыночных цен на отдельных рынках) обеспечивает выравнивание реальных рыночных цен отдельных финансовых активов в соответствии с уровнем их риска и доходности. Позднее (в 1984 г.), на основе конкретизации факторов, влияющих на доходность финансовых активов, данные модели оценки были уточнены Ричардом Роллом и Стефеном Россом в работе "Использование теории арбитражного ценообразования при стратегическом планировании инвестиционного портфеля".
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 975; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |