КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Расчет стоимости отдельных элементов ИК
На конкретном примере произведем оценку гудвилла компании, который рассчитывается как разница между справедливой (рыночной стоимостью) компании и стоимостью чистых активов компании (ПБУ 14/2007, ст.42). Метод позволяет определить размер сверхстоимости, т.е. повышенной стоимости компании с истечением времени, которой присущ определенному уровню гудвилла. Пример (Слайд 21). Предполагаем, что текущая рыночная стоимость основных средств и производственных запасов в результате инфляции по нашим предположениям будет соответствовать 145 млн. руб. и 100 млн. руб. (запасы). Перечисленные выше статьи актива баланса увеличатся на: (145 – 95) + (100 - 90) = 60 млн. руб. Эти изменения в активе отразятся на изменении в пассиве баланса (Актив баланса должен быть равен его Пассиву). Предположим, что это произойдет в добавочном капитале организации. 1- этап (пересчет активов фирмы в текущие рыночные цены): а) 250 * 900= 225 млн. руб. б) 310 * 900= 279 млн. руб. 2 - этап (расчет величины чистых активов приобретаемой фирмы): = 330-20-70 = 240 млн. руб. 3 - этап (расчет гудвилла): а) 225 – 240 = -15 млн. руб. б) 279 - 240 = +39 млн. руб. Литература 1.Гражданский кодекс РФ. ч. 4 раздел 7. Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации. 2.Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 157-ФЗ 3.Федеральный закон от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". 4. Приказ министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 20 июля 2007 г. N 254 Об утрверждении федерального стандарта оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО N 3)» 5. Приказ министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 20 июля 2007 г. N 255 Об утверждении федерального стандарта оценки "Цель, оценки и виды стоимости (ФСО N 2)" 6. Приказ министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 20 июля 2007 г. N 256 Об утверждении федерального стандарта оценки «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО N 1)" 7. Международные стандарты оценки. 7-е издание. М.: Российское общество оценщиков, 2006. 367с. 8.Международный стандарт финансовой отчетности IAS 38 «Нематериальные активы» (ред. 2004 г.). 9.Положение по бухгалтерскому учету 14/07 «Учет нематериальных активов» утверждено приказом Минфина России № 153н от 27.12.2007 г. 10.Азгальдов Д.Д., Карпова Н.Н. Оценка стоимости интеллектуальной собственности и нематериальных активов: Учебное пособие. - М.: Международная академия оценки и консалтинга, 2006. -400. 11.Бонг Н.В. Оценка стоимости гудвилла. Сб. Финансовый мир. Вып.2, вып. 3 / Под.ред.В.В Иванова, В.В.Ковалева- М/. Изд-во Проспект, 2006. 400 с. 12.Булыга Р.П. Совершенствование методологического инструментария экономического анализа на основе концепции интеллектуального капитала бизнеса // Аудит и финансовый анализ. — 2005. — № 2. 13. Еникеева Л.А Основы теории и методологии построения моделей оценки нематериальных активов. - СПб.: Изд-во Политехнического Ун-та, 2006. - 192 с. 14.Климов СМ. Интеллектуальные ресурсы организации. - СПб.: ИВЭСЭП, «Знание»,2004.-168с. 15. Козырев А.Н. Макаров В.Л. Оценка стоимости нематериальных активов и интеллектуальной собственности. - М.: РИЦ ПШ ВС РФ, 2003.-368 с. 16. Просвирина И.И. Теория неосязаемых активов бизнеса: Монография. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2004.-284 с. 17.Сергеев А.Л.//Экономический анализ: теория и практика.- 2005. № 11(44)-С. 51. 18. Теплова Т. Влияние интеллектуального капитала на политику компании / Т. Теплова // Проблемы теории и практики управления: Междунар.журн.Междунар. Науч.- иссл.ин-т проблем упр. М., 2006. №1 – С.88 - 100. 19.Трофимова Н.А. Нематериальные активы как часть интеллектуального капитала. // Финансовый менеджмент – 2008 №3 – с.34 – 39. 20.Федотов В.Е. Институт интеллектуальной собственности. Монография. М.: Финакадемия, 2007. - 187 с. 21.Фукина СП., Тимирясова А.В., Ахметьянова З.А., Найденов Л.И. Оценка стоимости нематериальных активов — Казань: Изд - во «Таглимат» Института экономики, управления и права, 2003.-96 с. 22. Эффективный экономический рост: теория и практика / Под ред. Т.В. Чечелевой. - М.: Издательство «Экзамен». — 2003. — 320 с.
Контрольные вопросы. 1. Назовите основные эволюционные формы категории «капитал». 2. Определите основные сущностные характеристики интеллектуального капитала компании. 3. Назовите основные подходы к определению интеллектуального капитала организации. 4. Раскройте сущность нематериальных активов организации как экономической категории. 5. Перечислите основные элементы ИК, в чем проявляется их взаимосвязь? 6. Назовите основные элементы НМА. 7. Перечислите основные показатели эффективности использования интеллектуальных ресурсов организации. 8. Назовите основные виды собственности. 9. Какими отличиями обладает интеллектуальная собственность компании, в чем их сущность? 10. Перечислите основные свойства ИС. 11. Назовите элементы интеллектуальных ресурсов согласно концепции Э. Бруклина. 12. С помощью каких моделей производится оценка ИК? 13. Перечислите основные принципы при оценке объектов собственности. 14. Каковы основные подходы при оценке объектов интеллектуальной собственности? 15. Объясните основные аспекты доходного подхода к оценочной деятельности. 16. Назовите основные аспекты затратного подхода. 17. Объясните основные аспекты сравнительного подхода. 18. Назовите основные методы оценки стоимости объектов интеллектуальной собственности. 19. Дайте сущностную характеристику гудвилла, каковы его основные особенности? 20. В чем заключаются особенности методик оценки гудвилла в мировой и отечественной практике?
Тема 4. Теоретические основы финансового управления на основе стоимости (4 часа) 1.Концепция управления стоимостью (слайд 2) 2.Управление стоимостью и ценность 3.Управление устойчивым развитием организации и теория заинтересованных сторон 4.Виды, стандарты и методы оценки стоимости. 5.Организация стратегического управления стоимостью 1. Концепция управления стоимостью Для того чтобы оценить, развивается ли предприятие в необходимом направлении или данное направление нуждается в корректировке, пользуются определенным критерием. Именно благодаря наличию критерия появляется возможность оценить степень достижения цели в каждый конкретный момент и при необходимости из всего множества управляющих воздействий выбрать именно то, которое позволяет достичь желаемого состояния путем повышения или понижения данного критерия. Как свидетельствует практика, до сих пор отсутствуют строгие доказательства утверждения о преимуществах использования стоимости бизнеса как критерия управления перед другими критериями (доход, прибыль, количество проданного товара, рентабельность и др.), что ограничивает сферу его возможного применения. (Слайд 3) Это во многом объясняется недостаточно глубоким теоретическим исследованием темы наращения стоимости бизнеса и отсутствием доступных методик и технологий. C 60-х годов прошлого столетия в западных странах родилась концепция управления стоимостью компании. В ее основу легло понимание того факта, что для собственников бизнеса центральным вопросом стал прирост их благосостояния, которое измеряется не количеством ресурсов, привлеченных в производство, а стоимостью принадлежащего им бизнеса. Высокая капитализация бизнеса есть своего рода гарантия от недружественных поглощений, условие активного притока инвестиций, кредитных ресурсов и формирования высокого делового имиджа компании. Указанный подход к управлению получил название менеджмента, основанного на управлении стоимостью, или Value-Based Management (VBM). VBM - это концепция управления, направленная на качественное улучшение стратегических и оперативных решений на всех уровнях организации за счет концентрации усилий на ключевых факторах стоимости [13, 14]. В основе этой концепции лежит постулат: стоимость фирмы определяется будущими денежными доходами ее собственников, а новая стоимость создается лишь тогда, когда компании получают такую отдачу от инвестированного капитала, которая превышает все затраты, включая затраты на его привлечение. Перенося общее понимание сути управления компанией на управление ее стоимостью, можно сформулировать сущность управления стоимостью компании как процесс обеспечения роста (поддержания достигнутого уровня) ценности фирмы и ее акций, так как такой рост позволяет акционерам (инвесторам) получать самый значимый по величине, по сравнению с другими формами, доход от вложений в фирму — курсовой денежный доход от перепродажи всех или части принадлежащих им акций, либо курсовой неденежный доход, выражающийся в увеличении стоимости принадлежащих акционерам чистых активов, а значит, и суммы их собственного капитала [7].Последнее может иметь место и по отношению к росту ценности долей в фирме или бизнесе, даже если они не представляют собой пакетов акций, что существенно для так называемых институциональных инвесторов (в том числе банков). Этаориентированность стоимости как целевого управленческого показателя на будущее, в отличие от бухгалтерской прибыли и рентабельности, предопределила в настоящее время ее доминирование в финансовой теории и мировой практике, включая Россию. В частности, проведенное бизнес - консалтинговой компанией V-Ratio исследование уровня управления стоимостью на крупнейших российских предприятиях показало понимание топ - менеджерами концепции управления стоимостью. Однако практика управления отстает от уровня осознания важности этой проблемы: регулярно оценивают стоимость, по признанию менеджеров, лишь на 25% опрошенных предприятий, полноценным критерием она стала лишь на 13,6% из них, а в основу мотивации менеджмента положена на 18,6%. Как показано в чрезвычайно популярном труде по обсуждаемой проблеме Т. Коупленда, Т. Колера, Д. Муррина «Стоимость компаний: оценка и управление» [10] действия компаний, ориентированных на стоимость, должны базироваться на стоимостном мышлении, которое, в свою очередь, обусловливается наличием двух компонентов: системы измерения стоимости и стоимостной идеологии Измерение стоимости требует осознания процесса создания стоимости и поддержания равновесия между долгосрочными и краткосрочными целями. Слайд. 4. Стоимостная идеология основана на целенаправленной и заинтересованной деятельности высшего руководства компании в создании стоимости, умении принимать даже непопулярные решения, если они сулят наращивание стоимости в долгосрочной перспективе. Несмотря на активное обсуждение проблемы управления стоимостью в трудах как зарубежных, так и отечественных авторов, в теории управления стоимостью есть нерешенные проблемы, связанные как с концептуальными взглядами, так и с технологиями управления. Далее попытаемся последовательно систематизировать эти проблемы и обозначить собственное видение решения некоторых из них. 2. Управление стоимостью и ценность. Проблема взаимосвязи ценности и создания стоимости нашла детальное обсуждение в книге А. Сливотски «Миграция ценности. Что будет с вашим бизнесом послезавтра?» [11]. Стоимость компаний создается как следствие приоритетов ее продукции у потребителей по сравнению с конкурентами. Пока потребители осознают ценность, т.е. превышение своих выгод над расходами, компания выгодно продает продукцию, получает доходы и выплачивает вознаграждение владельцам. Поэтому компании следует изучать не только потребности, но приоритеты покупателей (скрытые, будущие потребности) и соответствовать им. А. Сливотски связывает это соответствие с реализуемой бизнес - моделью, под которой понимается способ выбора потребителя, формулировка и разграничение своих предложений, распределение ресурсов, выход на рынок. Таким образом, бизнес-модель - это комплексная система действий и взаимоотношений, которая может совершенствоваться, обновляться и создавать ценности, а может устаревать, и тогда происходит миграция ценности к другим компаниям. Стоимость компании разрушается. Примером этого стали события в компьютерной отрасли, когда ценность мигрировала от бизнес - моделей, ориентированных на универсальные компьютеры, к производителям персональных компьютеров, а далее в компании, которые сфокусировались на компьютерной функциональности, ценимой потребителями - процессорах, операционных системах, коммуникационном компьютерном обеспечении и системной интеграции). Понимание приоритетов потребителей требует не только осознания их потребностей. Потребности формируются в ответ на выгоды и особенности продукта, который хочет приобрести покупатель. Исследования рынка зачастую фокусируются именно на изучении потребностей, в то время как истинное желание купить формируется в сложном процессе принятия решений, где под воздействием ряда внешних факторов вырабатываются четкие приоритеты. Таким образом, анализ потребностей дает представление о том, какие продукты хочет приобрести покупатель, а анализ приоритетов определяет, какая бизнес-модель приносит наибольшую пользу потребителю и доход компании. Изучение приоритетов может показать, что приоритетом потребителя является отказ от традиционного продукта (способа удовлетворения потребности) в пользу принципиально нового. Как следствие, в 90-х годах на место бизнес - моделей, ориентированных на объемы и доли рынка, пришли и определили миграцию ценности бизнес - модели, основанные на инновациях. Произошло изменение центров сосредоточения ценности и необходимых ключевых компетенций менеджмента. Компании с оборотами, различающимися на порядок, могут иметь одинаковую стоимость, и, наоборот, при одинаковых оборотах, иметь существенные различия в стоимости, поскольку создают разные ценности. Таким образом, управление ростом стоимости тесно связано с приоритетом потребителей и инновационным способом удовлетворения их запросов (стратегическими маркетинговыми решениями). Чем выше ценность, ощущаемая потребителем, тем больше денежные потоки компании-производителя, обеспечивающие рост стоимости.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 895; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |