Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Управление устойчивым развитием организации и теория заинтересованных сторон




Теория управления стоимостью компании традиционно была ориентирована на максимизацию стоимости бизнеса как результат «для акционеров», при этом принижается роль и значение других участников бизнеса, также определяющих результаты его функционирования и, следовательно, его стоимость. Теория VBM ставит во главу угла интересы собственников бизнеса, что, казалось бы должно про­тиворечить интересам других заинтересованных лиц. Эта позиция получила развитие в контрактной теории фирмы, впервые сформулированной Р. Коузом [12]. В рамках этой теории фирма представлена как совокупность отношений между работниками, управляющими и собственниками, выраженных в виде договоров (контрактов).

Теория определяет затраты, которые несет собственник при осуществлении этих контрактов, - внутренние (издержки контроля) и внешние (трансакционные), а, также приоритетное право собственников на удовлетворение потребностей, ибо именно собственники несут высокий риск и получают компенсацию по остаточному принципу. Издержки контроля призваны сглаживать конфликты интересов. Действительно, менеджеры, как правило, заинтересованы в текущих продажах и прибыли, а собственники - в будущих денежных потоках; сотрудники ориентированы на повышение заработной платы без дополнительных усилий, а собственники - на их более производительный труд).

Классическая теория фирмы нашла продолжение в теории корпоративной социальной ответственности и теории заинтересованных сторон (Stakeholder Theory) посредством включения в нее большего количества экономических агентов теории заинтересованных сторон утверждается, что успешность организации определяется степенью удовлетворения интересов заинтересованных лиц (стейкхолдеров). Под ними понимают любых участников, влияющих на достижение компанией ее целей, независимо от того, связывают их с этой компанией материально-финансовые, измеримые взаимоотношения или нет. Если сначала в этой теории не упоминалось, о каких целях идет речь, то в дальнейших исследованиях появилось доказательное уточнение, что таковой целью является стоимость компании, поскольку именно рост стоимости утвердился в качестве критерия стратегического развития. Теория, получившая измеритель эффективности, стала называться просвещенной теорией заинтересованных сторон. При этом критерий эффективности представляет собой долгосрочную рыночную стоимость, в отличие от текущих рыночных котировок определенную с учетом долгосрочных перспектив развития компании, которые рынок может на сегодняшний день и не распознать.

Стоимость компании при этом рассматривается как сумма стоимостей, созда­ваемых (разрушаемых) компанией для всех участников. Появление измеряемой конечной цели позволило повысить степень ее объективности и найти более внят­ные объяснения сути взаимосвязей компании со стейкхолдерами. Действительно, функционирование всех перечисленных заинтересованных лиц можно связать с размерами денежных потоков предприятия и/или с рисками бизнеса, находящими отражение в цене капитала (ставке дисконтирования денежных потоков). Оба фактора являются ключевыми для стоимости. Теория заинтересованных сторон породила концепцию корпоративной социальной ответственности, которая приобрела попу­лярность и получила общественное звучание в России в начале текущего века.

Анализ взаимосвязи интересов стейкхолдеров и стоимости компании через названные факторы представлен на слайде 5 и 6.

Итак, рост стоимости необходимо связывать с интересами не только потреби­телей, но более широкого круга участников. От успешности удовлетворения этих интересов зависит операционная либо финансовая эффективность организации, а вслед за этим стоимость. Вместе с тем возникает вопрос: не страдают ли интересы собственника при такой ориентированности на мотивы других участников? Пола­гаем, что правильный ответ - нет, напротив - выигрывают, но при определенных условиях. Данные выше приведенных слайдов 5 и 6 показывают, что взаимоотношения с каждым участни­ком имеют как затратную, так и выигрышную для предприятия (его собственников) сторону. Эффективное взаимодействие, которое нужно организовать, обусловит превышение выигрыша над затратами и появление положительных денежных по­токов и станет необходимым условием роста стоимости.

Заметим, что роль приведенных выше участников все-таки различна. Часть из них непосредственно создает стоимость, это топ - менеджеры, сотрудники, поставщики и дилеры. Остальные - способствуют этому процессу, формируют благоприятные (или наоборот) условия для этого. Особую роль играют в этих процессах конкуренты. Их непосредственные действия состоят в создании «отрицательной» стоимости для рассматриваемой компании, а задачей управленческих процессов является ее «сглаживание». В любом случае управление стоимостью требует умения выполнять оценки вклада стейкхолдеров в рост стоимости, т.е. количественно оценивать последствия взаимоотношений компании с ними, что требует научного решения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 426; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.