Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экологич. страхование




Экономическое стимулирование

Среди методов эконом. регулирования в области охраны окр. среды ст. 14 ФЗ «Об охране ОС» предусматривает предоставление налоговых и иных льгот при внедрении наилучших существующих технологий, нетрадиционных видов энергии, использовании вторичных ресурсов и переработке отходов, а также при осуществлении иных эффективных мер по охране окр. среды в соответствии с законодательством РФ.

Экономическое стимулирование рационального природопользования и охра­ны окружающей природной среды осуществляется путем:
- установления налоговых и иных льгот, предоставляемых государственным и другим предприятиям, учреждениям и организациям при внедрении малоотход­ных и безотходных технологий и производств, использовании вторичных ресур­сов, осуществлении другой деятельности, обеспечивающей природоохранительный эффект;
- освобождения от налогообложения экологических фондов;
- передачи части средств, экологических фондов на договорных условиях под процентные займы предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам для реализации мер по гарантированному снижению выбросов и сбросов загрязняю­щих веществ;
- установления повышенных норм амортизации основных производственных природоохранительных фондов;
- применения поощрительных цен и надбавок на экологически чистую продукцию;
- введения специального налогообложения экологически вредной продукции, а также продукции, выпускаемой с применением экологически опасных техно­логий;
- применения льготного кредитования предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности, эффективно осуществляющих охрану окру­жающей природной среды.



В РФ может осуществляться обязательное государственное экологическое страхование. Экологическое страхование в РФ осуществляется в соответствии с законодательством РФ.

Это направление не получило должного развития, хотя закон 1991 года предусматривал проведение обязательного государственного и добровольного экологического страхования. Было принято в 1992 году типовое положение о добровольном экологическом страховании… Были ещё и эксперименты в 1994 году о проведении добровольного экологического страхования, но потом всё заглохло.

Так что только если прямо в законах закреплено обязательное экологическое страхование (н-р, о промышлен. безопасности).

Эколог. стр. выступает как совокупность отношений между его участниками по перераспределению целевого страхового фонда, формирующегося за счет их денежных взносов и предназначенного для возмещения причиненных убытков (ущерба). Э.С. осуществляется в целях защиты имущественных интересов юр. и физ. лиц на случай экологических рисков. Под эколог. риском понимается вероятность наступления события, имеющего неблагоприятные последствия для природной среды и вызванного негативным воздействием хоз. и иной деятельности, чрезвыч. Ситуациями природного и техногенного характера.

Эколог. стр. осуществляется преимущественно в двух видах: как имущественное страхование и как страхование ответственности предприятия – источника техногенной опасности для близко расположенных природных объектов.

В первом случае различают 2 вида страхователя:

1) страхователем является владелец природного объекта. В данном случае объект страхования – его имущ. интересы. Страховой случай – загрязнение, засорение, истощение, порча, уничтожение природного объекта. Владелец предприятия – потенциального причинителя вреда не является участником договорных отношений.

2) страхователем является владелец предприятия, недвижимости, расположенных в зоне возможного воздействия загрязненного, засоренного природного объекта. В данном случае объектом страхования являются имущ. интересы владельца недвижимости. Страховой случай – внезапное воздействие загрязненного природного объекта на недвижимость. Причинитель вреда – владелец природного объекта, обязанный нести расходы на содержание принадлежащего ему имущества в должном состоянии.

При страховании ответственности предприятия – источника техногенной опасности страхователем является последний. Объектом страхования являются риски причинения вреда окружающей среде, природному объекту или третьим лицам вследствие аварии, катастрофы на предприятии-загрязнителе.

 


35. Понятие, значение и классификация экологических нормативов

Нормирование в области охраны ОС - один из способов гос регулирования воздействия хоз и иной деят-сти на ОС. Оно осущ-ся в целях гос регулир-я воздействия хоз и иной деят-сти на ОС, гарантирующего сохранение благоприятной ОС и обеспечение экологич безопасности. Задачи нормирования = в обеспечении условий д сохранения благоприятной ОС, рационального природопольз-я, воспроизводства природных ресурсов, защиты экологических прав ч-ка и гражданина. Нормирование осущ-ют уполномоченные органы гос власти – Мин-во природных ресурсов и экологии РФ, Федер служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) и др. Нормативы в области охраны ОС - установленные показатели, параметры кач-ва ОС и пределы допустимого воздействия на нее, при соблюдении требований кот обеспечивается устойчивое функционир-е естественных экологич-х систем и сохр-е биологического разнообразия.

У нас есть ФЗ «Об охране окр.среды», гл. 5 его посвящена нормированию.

Цель нормирования – это обеспечить реализацию основополагающего конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду.

Экологическое нормирование можно рассматривать в трёх аспектах:

Во-первых, как правовую меру или инструмент охраны окруж. среды.

Во-вторых, как правовой институт.

В-третьих, как функцию госуд. управления охраны ОС и рационального использования природных ресурсов (природопользования).

В числе основных принципов, содержащихся в статье 3 ФЗ «Об охране ОС» есть принцип, направленный на обеспечение снижения негативного воздействия хоз. и иной деятельности на окружающую среду.

Достижение этого принципа реализуется путём нормирования потребления природной ср. и нормирования негатив. воздействия на окр.ср.

Два вида:1) Нормирование использования компонентов природной среды;

2) Нормирование негативного воздействия.

По сути своей экологические нормативы являются техническими нормами, но после утверждения их компетентными государственными органами, они приобретают юридическую значимость.

При этом ныне действующее эколог. законод-во не содержит прямого требования перехода на международные стандарты, но предоставляет право учитывать эти межд. стандарты при разработке норм. актов.

В соответствии с главой 5 ФЗ «Об охране окр. среды», все действующие нормативы в области ОС можно разделить на две группы:

1) Нормативы качества ОС;

2) Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду.

В них есть принципиальное различие.

Нормативы качества являются критериями благоприятной ОС, то есть критериями безопасности ОС для здоровья человека. То есть они, эти нормативы, определяют предельные количества вредных веществ применительно к отдельным компонентам природной среды (в воде, в воздухе, в почве, растительности…). Тем самым призваны обеспечивать благоприятность ОС.

Нормативы допустимого воздействия представляют требования не к качестве окр. среды, а к источнику негативного воздействия на окруж. среду.

Эти группы нормативов между собой связаны – нормативы кач-ва зависят от жёсткости исполнения нормативов допустимого воздействия на окр. ср.

Те нормативы, что содержатся в главе 5 – не исчерпывающий перечень. Некоторые требования, предъявляемые к различным видам хоз. деят-ти, содержатся в других разделах (про транспорт, сельское хозяйство…) в ФЗ «Об охране ОС». И природоресурсное законодательство содержит ряд норм, которые содержат требования разработки нормативов (ЗК РФ, ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», ФЗ «О континентальном шельфе РФ», «Об исключительной экономической зоне», «Об уничтожении оружия…», инструкции, письма, рекомендации к разработке нормативов и).

Постановление Правительства от 3 августа 1992 года №545 «Об утверждении порядка разработки и утверждения экологических нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, лимитов использования природных ресурсов, размещения отходов».

РФ переходит на технические регламенты – с переходам на них экологические нормативы не пропадут, а войдут в содержательную часть технических регламентов (они, технические регламенты, будут содержать в себе и санитарные нормы, и экологические нормативы…). Но в экологическом праве практически нет сейчас технических регламентов.

Разработка нормативов вкл. в себя: 1) проведение научно-исследовательских работ по обоснованию нормативов; 2) проведение экспертизы, утверждение и опубликование нормативов в установленном порядке; 3) установление оснований разработки \пересмотра нормативов; 4) осуществление контроля за применением и соблюдением нормативов; 5) формирование и ведение единой информационной базы данных нормативов; 6) оценку и прогнозирование экологических, соц-ных, экономических последствий применения нормативов.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 523; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.