Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предмет философии




Или

Филосо­фия — это наука о наиболее общих законах развития приро­ды, общества и человеческого мышления.

С другой стороны философия возникает для удовлетворения общественной потребности в новом мировоззрении. Но какие изменения в общественной жизни привели к возникновению философии?

Философия возникла в эпоху перехода от патриархальных обществ, регулируемым мифологическим сознанием, к первым земледельческим и городским цивилизациям древности. В этот период произошло усложнение социальных связей, возникновение классовых отношений и новых видов деятельности. Все это потребовало выработки новых мировоззренческих ориентаций. В результате появились первые философские учения в Китае, Индии и Древней Греции.

Таким образом, важную роль в возникновении философии сыграла борьба классов. Философия возникает как мировоззрение новых слоев городского населения, борющихся с теми, кто обосновывал свое право на власть и привилегии, исходя из мифологического мировоззрения. У новых слоев появляется социальная потребность в новом мировоззрении, которое отодвигало бы мифологическое мировоззрение на задний план и соответствовало бы уровню знаний этих слоев.

Последующее развитие философии было обусловлено особенностями типов культур и цивилизаций. В древневосточных культурах складывался специфический тип философствования, во многом сохраняющий связи с мифологическим сознанием, из которого вырастало философское мышление. Для философских школ Востока был характерен:

· традиционализм;

· ориентация на обоснование уже сложившихся социальных ценностей.

Здесь была слабо развита рационально-логическая компонента и связь с наукой, но детально разрабатывались и обосновывались идеи космологической природы сознания, принципы и технология житейской мудрости, нравственного восприятия и духовного самоконтроля. Все эти мировоззренческие ориентации включались в культуру традиционных земледельческих цивилизаций, которые ориентировались на воспроизводство существующего социального уклада жизни, кастово-клановой иерархии и закрепления индивидов в системе строго определенных корпоративных связей.

Иной тип философствования возник в античной культуре. Его предпосылкой была социальная жизнь полиса, основанная на товарно-ремесленных отношениях, демократии. Здесь складывалась философия, ориентированная на связь с наукой и логико-рационалистическое построение системы знаний. В античной философии в зародышевой форме обозначились основные направления развития будущей западной философии.

Философия отличается от иных форм мировоззрения тем, что относится, прежде всего, к научной сфере общественного сознания (и не только к ней), а внутри нее имеет специфический категориальный аппарат, опирающийся в своем развитии не на одну какую-либо научную дисциплину, а на весь единый совокупный опыт развития человека.

Сущность философии – в размышлениях над всеобщими проблемами в системе «мир-человек».

Основные проблемы философии:

1. Каково соотношение духа и материи?

2. Существуют ли в глубинах бытия сверхъестественные силы?

3. Конечен или бесконечен мир?

4. В каком направлении развивается Вселенная и имеет ли она цель в своем вечном движении?

5. Существуют ли законы природы и общества или человек лишь верит в них в силу своей склонности к порядку?

6. Что такое человек и каково его место во всеобщей взаимосвязи явлений мира?

7. Какова природа человеческого разума?

8. Как человек познает окружающий его мир и самого себя?

9. Что есть истина и заблуждение?

10. Что такое добро и зло?

11. В каком направлении и по каким законам движется история человечества и в чем ее сокровенный смысл?

Размышляя над этими вопросами человек приходит к определенной мировоззренческой позиции.

В античной философии термин «Философия» обозначал всю сумму внерелигиозных знаний, научное знание в целом в противоположность вере. Также к области философии в эту эпоху относили искусство и знание об общих нормах поведения людей. Происходил процесс объединения науки, этики и эстетики в рамках единого знания. В эпоху Возрождения и Нового времени понятие философии получает значение тотального объединителя научного знания. Во второй половине 17 века науки стали обретать самостоятельность. Но практически во все времена предметом философии считали «всеобщее» в системе «мир-человек».

М
Ч
←духовно-практические субъективно-объективные отношения→

←аксиологические субъективно-объективные отношения→

←познавательные субъективно-объективные отношения→

←онтологические отношения материи и человека→

 

III.Основные философские направления – материализм и идеализм. Плюрализм философских учений.

. Классификация философских учений по качеству первоначал

Материализм -------ц«----------- Идеализм

Объективный Субъективный

идеализм —и+- идеализм

Материализм — это течение в философии, в котором в качестве первоначала бытия признается материя (природа). В Индии материа­лизм с древнейших времен развивался в школе чарвака, в европейской философии у его истоков стоит Демокрит, но значительную роль мате­риализм стал играть только начиная с эпохи Просвещения (Дидро, Гольбах, Фейербах, Маркс и т.д.).

Идеализм — это течение в философии, в котором в качестве перво­начала бытия признается некая идеальная сущность.

Очевидно, материализм и идеализм — два противоположных, проти­воречащих друг другу направления.

Внутри идеализма существуют два крупных течения.

Объективный идеализм — это течение в философии, в котором в качестве первоначала бытия признается некая идеальная сущность, существующая объективно, т.е. вне и не зависимо от человеческого сознания (Бог, Абсолют, Идея, Мировой ум и т.п.).

Объективный идеализм зародился и развивался во многих школах Древнего мира: в Индии (все ортодоксальные школы), в Китае (конфу­цианство, даосизм), в Греции и Риме (Пифагор, Платон, неоплатоники и др.), а затем в эпоху Средневековья, Возрождения и Нового времени. Свою последовательную и завершенную форму он обрел в немецкой классической философии (Гегель).

Субъективный идеализм — это течение в философии, в котором в качестве первоначала бытия признается человеческое сознание, чело­веческое «я».

Наиболее последовательное воплощение субъективный идеализм получил в буддийской философии, возникшей в Древней Индии. В ев­ропейской философии субъективный идеализм в основном развивался в Новое время. Основоположником европейского субъективного идеа­лизма принято считать Беркли, к этому же течению обычно относят Юма, Канта, сторонников экзистенциализма и феноменологии.

На протяжении всей истории философии между этими тремя на­правлениями в философии шла постоянная борьба. В различные эпохи в культуре разных стран ведущее место занимало то одно, то другое течение. Так, например, в европейской философии в эпохи Древнего мира, Средневековья и Возрождения господствовал объективный идеа­лизм, в эпоху Нового времени (в XVIII—XIX вв.) его значительно по­теснил материализм, а в XX в. — субъективный идеализм.

Плюрализм философских учений основывается на определение указанного термина. Плюрализм философское учение, в котором признается суще­ствование многих (более двух) первоначал бытия. В основном плюра­лизм встречался в философии Древнего мира: например, Эмпедокл признавал в качестве первоначал четыре стихии (Земля, Огонь, Вода, Воздух) и две силы (Любовь и Вражда).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 634; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.