КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Социально-правовых процессов
К сожалению, до настоящего времени не выработано единообразного представления об общих свойствах сложных социальных систем и их формализованном описании, поэтому можно говорить только о некоторых важнейших методологических принципах математического моделирования социальных явлений. Учет этих принципов позволит более целенаправленно применять математические модели в управлении социально-правовыми процессами и обоснованно оценивать возможности и роль математического моделирования в указанной сфере. Среди них необходимо выделить следующие принципы: - принцип проблемности, предполагающий движение не от готовых "универсальных" математических моделей к проблемам, а от реальных, актуальных проблем - к поиску, разработке специальных моделей. Первый путь обычно выбирают потому, что методологические вопросы применения арсенала математических средств зачастую разрабатываются без принятия во внимание особенностей конкретного объекта управления. В результате тот или иной метод или модель используются не потому, что они наиболее целесообразны и эффективны, а лишь в силу их известности, доступности; - принцип системности, рассматривающий все взаимосвязи моделируемого явления в терминах элементов системы и ее среды. Ю.Н.Гаврилец утверждает, что явление, не образующее системы, без дополнительного привлечения других явлений не может быть познано, а С.Е.Вицин пишет, что применение метода моделирования без подхода к объекту управления как к системе трудно представить. Если говорить о математическом моделировании региональных криминологических процессов, то многие трудности, которые при этом возникают, состоят не только в том, что еще не разработан соответствующий математический аппарат, но и в том, что не выделены определенные системные образования в названном объекте управления [16]; - принцип вариативности при формализации процессов управления, связанный со специфическими различиями законов развития природы и общества. Для его объяснения необходимо раскрыть коренное отличие моделей общественных процессов от моделей, описывающих явления природы. Основу математического описания любого процесса должны составлять законы сохранения. В природе эти законы (сохранения массы, энергии и т.д.) наряду с некоторыми законами и принципами конкретных наук играют роль механизма отбора множества допустимых движений объекта исследования. Различные эмпирические соотношения только замыкают математическую модель. Замкнутость модели позволяет с большой точностью определять параметры исследуемого процесса и прогнозировать его развитие исходя только из ретроспективных знаний о нем. Замкнутые модели свойственны физике, химии и другим естественным наукам. В то же время модели общественных процессов принципиально не замкнуты, поскольку выбор вариантов управления этими процессами не может быть полностью обусловлен законами, которые определяют развитие процессов в природе. В социальных системах альтернативы процессов и механизмов управления находятся в распоряжении субъектов исследуемой системы, которой являются люди. Поэтому реальный механизм управления социальными процессами, содержащий огромное количество неопределенностей, связанных со сложнейшей организацией информационных процессов и процессов принятия решений, происходящих в человеческом обществе, не может быть формализовано представлен в математических моделях с помощью методов и подходов классической теории управления, до последнего времени занимавшейся изучением только физических, технических и тому подобных систем. Альтернативность, многовариантность процессов и механизмов управления в социальных системах приводят к тому, что иной будет мера точности результатов моделирования; анализ этих результатов не дает возможности делать однозначные выводы, прогноз развития социальных процессов может носить только характер определенных тенденций. Математические модели, разрабатываемые для описания социальных феноменов, не обладают такой степенью общности и такими длительными в историческом плане интервалами "непогрешимости", какие свойственны моделям в естественных науках. Применительно к математическому моделированию социально-правовых процессов это положение становится основополагающим, если учесть, что в период разработки моделей многие факторы, связанные с целенаправленной деятельностью общества по борьбе с преступностью, иными антиобщественными явлениями, еще не проявились сколько-нибудь заметным образом, и поэтому существует большая вероятность того, что исследователь не сможет отразить их в модели. Все вышесказанное наряду с использованием традиционных методов исследования социальных процессов требует разработки специальных методов анализа. Попытки создания математического аппарата для исследования человеческого поведения были предприняты Р.Акоффом и Ф.Эмери. В работе Р.Беллмана и Л.Заде развивается идея использования "размытых" множеств для описания процессов, происходящих в социальной среде. Появились теории так называемых жестких систем (физических, технических и т.д.) и мягких систем, к которым относятся социальные системы. Принцип системности не исключает возможности автономного (в определенных пространственных и временных границах) изучения специфических закономерностей социальных объектов. Это связано с тем, что многие явления и процессы в обществе (в том числе социально-правовые) обладают относительной самостоятельностью, внутренней логикой развития. При этом социальные системы являются "приближенно декомпозируемыми", т.е. в течение определенных промежутков времени их функционирование отличается относительно слабым взаимодействием между входящими в них подсистемами и вследствие этого относительной независимостью отдельных процессов и явлений, им присущих. Указанные свойства дают возможность практически реализовывать в процессе управления конструктивный принцип итеративности, заключающийся в том, что на первоначальных этапах разрабатываются относительно простые модели, воспроизводящие отдельные закономерности социальных объектов, которые на последующих этапах синтезируются, модифицируются с целью получения последовательно усложняющихся моделей все большей и большей общности. Соблюдение принципа итеративности способствует обеспечению реальности, конкретности в управлении социально-правовыми процессами с использованием математических моделей, дает возможность, с одной стороны, абстрагироваться от множества второстепенных характеристик, или, образно говоря, избавиться от "проклятия многомерности", а с другой - предостерегает от излишнего упрощенчества. Учет данного принципа позволяет конструктивно перейти от набора простых, не связанных между собой моделей социально-правовых процессов, к построению системы макромоделей, в наиболее адекватной форме воспроизводящих сложные взаимодействия преступности со всем причинным факторным комплексом. Традиционно изучению криминологической обстановки обязательно предшествовал сбор информации о совокупности влияющих на нее факторов, перечень которых, как правило, был весьма обширен: от десятков до сотен "единиц". Однако сколько-нибудь глубокого исследования механизмов взаимодействия между включенными в рассмотрение факторами не проводилось. Термин "взаимодействие" только декларировался. В результате содержание понятия "криминологическая обстановка" представляло собой механическую смесь разнородных факторов, которые зачастую фигурировали лишь потому, что о них могла быть достаточно легко получена информация. Кроме того, исследования криминологических процессов не были скоординированы, носили фрагментарный и, как правило, описательный характер, содержание указанных процессов рассматривалось фактически вне зависимости от уровня и целей анализа, возможности машинной обработки информации использовались недостаточно, теория и практика логико-математического моделирования рассматриваемого объекта были разработаны слабо. В конечном счете, все это в числе прочего негативно сказывалось на разработанности концепции моделирования криминологических, а шире - и социально-правовых, процессов. Немногочисленные модели, разработанные на базе сложившихся подходов к управлению правоохранительной системой, позволяли реализовать только "наивный" прогноз, основанный на гипотезе - тенденции прошедшего и настоящего сохранятся в будущем. В плане прогностической функции эти модели не были приспособлены к воспроизведению нетривиального, неожиданного поведения объектов исследования. Такое поведение социальных, и в частности социально-правовых, объектов объясняется их сложностью, определяемой огромным числом внутренних и внешних связей. Именно эта сложность препятствует специалисту, даже отличающемуся глубоким пониманием специфики управления социально-правовыми системами, прогнозировать на достаточно длительный срок динамику их поведения. И это не случайно. Дело в том, что при прогнозировании на сравнительно короткий отрезок времени, когда сложность системы практически не проявляется, для оценок достаточно методов, применяемых в случаях однозначных отношений между причинами и следствиями. При соответствующем увеличении сроков прогнозирования сложные системы начинают проявлять свой "антиинтуитивный характер", т.е. специалисту уже мало практического опыта и интуиции для правильного понимания и прогнозирования поведения системы. Зачастую высокая степень динамической корреляции приводила к попыткам установления причинно-следственных связей между переменными в сложных системах, хотя на самом деле имело место лишь их одновременное движение. Особо следует подчеркнуть, что ошибка при прогнозировании на длительный период вовсе не обусловлена неправильным восприятием структуры прогнозируемой системы. Чаще всего она возникает из-за неправильной оценки тех последствий, которые возникают в результате взаимодействия элементов, входящих в систему. Объясняется это просто: специалисту в области управления социально-правовыми системами не хватает чисто вычислительных способностей, он не приспособлен для прослеживания сложных логических цепочек, характерных для нелинейных многосвязных систем с обратными связями (именно к таким относятся социально-правовые системы). Можно привести ряд примеров, касающихся введения в действие тех или иных нормативных актов, являющихся одним из видов воздействия на указанные системы. Не так уж редко эффект этого воздействия оказывается минимальным, а иногда - просто противоположным ожидаемому, хотя основой всех нормативных актов являлось коллективное решение. Осознание того, что окружающий нас мир представляет собой сложное взаимодействие различных объектов, явлений и процессов, послужило толчком для развития новых методов исследования, с применением которых и вошло в научный аппарат понятие "сложная динамическая система». Изучение таких систем на базе традиционных методов описания и анализа не давало удовлетворительных результатов, поэтому для их анализа и были созданы современные методы математического моделирования, позволяющие исследовать одновременно всю совокупность существенных параметров рассматриваемого объекта. Для лучшего понимания сложных социально-правовых систем, более надежного прогнозирования их поведения и, в конечном счете, для научного управления этими системами наиболее перспективной является ориентация на построение имитационных моделей, воспроизводящих в них структуру взаимодействия процессов. Причем в таких моделях необходимо учитывать взаимодействие между факторами, отражающими ресурсную политику правоохранительных органов, состояние преступности, характеристики социально-экономических отношений и т.д. Выявление целостности этих взаимодействий гораздо важнее, чем внутреннее содержание каждого фактора, взятого в отдельности. Особого внимания заслуживает метод системной динамики, на основе которого в последнее время активизировались исследования сложных социальных систем. Применение этого подхода при построении имитационных моделей предприятия, города, при разработке глобальных моделей мира и т.д. получило всеобщее признание. Представляется, что использование метода системной динамики послужит весьма конструктивным средством конкретизации системного подхода к исследованию столь специфических объектов, как социально-правовые системы. Суть этого метода заключается в построении динамической модели, воспроизводящей основные взаимодействия в функциональной структуре конкретной социально-правовой системы и включающей правила принятия решений. При построении такой модели следует исходить из того, что каждое принимаемое частное решение, направленное на достижение конкретной цели, создает ряд новых проблем в других функциональных подсистемах, требующих новых решений, постановки новых целей, поскольку изменяются исходные данные, на основе которых основывалось принятие начального решения. Таким образом, если ввести в рассмотрение так называемые цепочки обратных связей, то цепочка последствий, вызванных начальным возмущением, замкнется. Именно благодаря цепочкам обратных связей достигается равновесие состояния и создаются предпосылки для развития сложных систем. В разработке математических моделей социально-правовых систем можно выделить в наиболее общем виде два этапа: · выработка концепции, · реализация концепции в виде формальных соотношений. Этап выработки концепции включает в себя следующие основные шаги: -определение социально-правовой проблемы и изучение возможностей исследования составляющих ее задач с помощью методов математического моделирования; - формулировка целей, достижение которых должно явиться результатом модельных исследований; - обособление основных факторов, которые взаимодействуют при возникновении наблюдаемых противоречий в социально-правовой системе; - выбор временного интервала, на котором предполагается производить моделирование; - определение ограничений и степени детализации модели; - выявление диаграммы причинно-следственных связей в реальной социально-правовой системе. Второй этап, включающий в себя практические аспекты модельных разработок социально-правовых процессов, заключается в проведении следующих четырех действий: - создание системы моделей управления правоохранительными органами, на основе которых будут решаться те или иные задачи, связанные с анализом и оценкой реальных управленческих ситуаций, их имитацией на ЭВМ; - выявление закономерностей и механизма изменения социально-правовых процессов, объяснение связей и зависимостей между ними, а также факторами, определяющими развитие криминологической обстановки, и разработка на этой основе рекомендаций по управлению ресурсами правоохранительных органов при организации мероприятий по борьбе с преступностью и охране общественного порядка; - прогнозирование развития правоохранительных систем, функционирующих в условиях различной криминологической обстановки; - повышение уровня методического обеспечения управленческой деятельности в социально-правовой сфере, основывающегося на системной концепции и применении современной вычислительной техники, выработке рекомендаций по совершенствованию информационного и организационно-технического обеспечения задач анализа и прогнозирования.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 840; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |