Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социально-правовых процессов

 

К сожалению, до настоящего времени не выработано единообразного представления об общих свойствах сложных социальных систем и их формализованном описании, поэтому можно говорить только о некоторых важнейших методологических принципах математического моделирования социальных явлений. Учет этих принципов позволит более целенаправленно применять математические модели в управле­нии социально-правовыми процессами и обоснованно оценивать воз­можности и роль математического моделирования в указанной сфере. Среди них необходимо выделить следующие принципы:

- принцип проблемности, предполагающий движение не от гото­вых "универсальных" математических моделей к проблемам, а от ре­альных, актуальных проблем - к поиску, разработке специальных мо­делей. Первый путь обычно выбирают потому, что методологические вопросы применения арсенала математических средств зачастую раз­рабатываются без принятия во внимание особенностей конкретного объекта управления. В результате тот или иной метод или модель используются не потому, что они наиболее целесообразны и эффек­тивны, а лишь в силу их известности, доступности;

- принцип системности, рассматривающий все взаимосвязи моде­лируемого явления в терминах элементов системы и ее среды. Ю.Н.Гаврилец утверждает, что явление, не образующее системы, без дополнительного привлечения других явлений не может быть познано, а С.Е.Вицин пишет, что применение метода моделирования без подхода к объекту управления как к системе трудно представить. Если говорить о математическом моделировании региональных криминологических процессов, то многие трудности, которые при этом возникают, состоят не только в том, что еще не разработан соответствующий математический аппарат, но и в том, что не выде­лены определенные системные образования в названном объекте уп­равления [16];

- принцип вариативности при формализации процессов управле­ния, связанный со специфическими различиями законов развития при­роды и общества. Для его объяснения необходимо раскрыть коренное отличие моделей общественных процессов от моделей, описывающих явления природы.

Основу математического описания любого процесса должны сос­тавлять законы сохранения. В природе эти законы (сохранения массы, энергии и т.д.) наряду с некоторыми законами и принципами конкретных наук играют роль механизма отбора множества допустимых движений объекта исследования. Различные эмпирические соотношения только замыкают математическую модель. Замкнутость модели позво­ляет с большой точностью определять параметры исследуемого про­цесса и прогнозировать его развитие исходя только из ретроспек­тивных знаний о нем. Замкнутые модели свойственны физике, химии и другим естественным наукам.

В то же время модели общественных процессов принципиально не замкнуты, поскольку выбор вариантов управления этими процессами не может быть полностью обусловлен законами, которые определяют развитие процессов в природе. В социальных системах альтернативы процессов и механизмов управления находятся в распоряжении субъ­ектов исследуемой системы, которой являются люди. Поэтому реальный механизм управления социальными процессами, содержащий огромное количество неопределенностей, связанных со сложнейшей организацией информационных процессов и процессов принятия реше­ний, происходящих в человеческом обществе, не может быть формализовано представлен в математических моделях с помощью методов и подходов классической теории управления, до последнего времени занимавшейся изучением только физических, технических и тому по­добных систем.

Альтернативность, многовариантность процессов и механизмов управления в социальных системах приводят к тому, что иной будет мера точности результатов моделирования; анализ этих результатов не дает возможности делать однозначные выводы, прогноз развития социальных процессов может носить только характер определенных тенденций. Математические модели, разрабатываемые для описания социальных феноменов, не обладают такой степенью общности и такими длительными в историческом плане интервалами "непогрешимости", какие свойственны моделям в естественных науках.

Применительно к математическому моделированию социально-пра­вовых процессов это положение становится основополагающим, если учесть, что в период разработки моделей многие факторы, связанные с целенаправленной деятельностью общества по борьбе с преступ­ностью, иными антиобщественными явлениями, еще не проявились сколько-нибудь заметным образом, и поэтому существует большая ве­роятность того, что исследователь не сможет отразить их в модели.

Все вышесказанное наряду с использованием традиционных методов исследования социальных процессов требует разработки специ­альных методов анализа. Попытки создания математического аппарата для исследования человеческого поведения были предприняты Р.Акоф­фом и Ф.Эмери. В работе Р.Беллмана и Л.Заде развивается идея использования "размытых" множеств для описания процессов, проис­ходящих в социальной среде. Появились теории так называемых жестких систем (физических, технических и т.д.) и мягких систем, к которым относятся социальные системы. Принцип системности не исключает возможности автономного (в определенных пространс­твенных и временных границах) изучения специфических закономер­ностей социальных объектов. Это связано с тем, что многие явления и процессы в обществе (в том числе социально-правовые) обладают относительной самостоятельностью, внутренней логикой развития. При этом социальные системы являются "приближенно декомпо­зируемыми", т.е. в течение определенных промежутков времени их функционирование отличается относительно слабым взаимодействи­ем между входящими в них подсистемами и вследствие этого относи­тельной независимостью отдельных процессов и явлений, им прису­щих.

Указанные свойства дают возможность практически реализовы­вать в процессе управления конструктивный принцип итеративности, заключающийся в том, что на первоначальных этапах разрабатываются относительно простые модели, воспроизводящие отдельные закономер­ности социальных объектов, которые на последующих этапах синтези­руются, модифицируются с целью получения последовательно усложня­ющихся моделей все большей и большей общности.

Соблюдение принципа итеративности способствует обеспечению реальности, конкретности в управлении социально-правовыми процес­сами с использованием математических моделей, дает возможность, с одной стороны, абстрагироваться от множества второстепенных ха­рактеристик, или, образно говоря, избавиться от "проклятия много­мерности", а с другой - предостерегает от излишнего упрощенчест­ва.

Учет данного принципа позволяет конструктивно перейти от на­бора простых, не связанных между собой моделей социально-правовых процессов, к построению системы макромоделей, в наиболее адекват­ной форме воспроизводящих сложные взаимодействия преступности со всем причинным факторным комплексом.

Традиционно изучению криминологической обстановки обязатель­но предшествовал сбор информации о совокупности влияющих на нее факторов, перечень которых, как правило, был весьма обширен: от десятков до сотен "единиц". Однако сколько-нибудь глубокого исследования механизмов взаимодействия между включенными в расс­мотрение факторами не проводилось. Термин "взаимодействие" только декларировался. В результате содержание понятия "криминологичес­кая обстановка" представляло собой механическую смесь разнородных факторов, которые зачастую фигурировали лишь потому, что о них могла быть достаточно легко получена информация.

Кроме того, исследования криминологических процессов не были скоординированы, носили фрагментарный и, как правило, описатель­ный характер, содержание указанных процессов рассматривалось фак­тически вне зависимости от уровня и целей анализа, возможности машинной обработки информации использовались недостаточно, теория и практика логико-математического моделирования рассматриваемого объекта были разработаны слабо. В конечном счете, все это в числе прочего негативно сказывалось на разработанности концепции моде­лирования криминологических, а шире - и социально-правовых, про­цессов.

Немногочисленные модели, разработанные на базе сложившихся подходов к управлению правоохранительной системой, позволяли реа­лизовать только "наивный" прогноз, основанный на гипотезе - тен­денции прошедшего и настоящего сохранятся в будущем. В плане прогностической функции эти модели не были приспособлены к восп­роизведению нетривиального, неожиданного поведения объектов ис­следования.

Такое поведение социальных, и в частности социально-право­вых, объектов объясняется их сложностью, определяемой огромным числом внутренних и внешних связей. Именно эта сложность препятс­твует специалисту, даже отличающемуся глубоким пониманием специ­фики управления социально-правовыми системами, прогнозировать на достаточно длительный срок динамику их поведения.

И это не случайно. Дело в том, что при прогнозировании на сравнительно короткий отрезок времени, когда сложность системы практически не проявляется, для оценок достаточно методов, приме­няемых в случаях однозначных отношений между причинами и следс­твиями. При соответствующем увеличении сроков прогнозирования сложные системы начинают проявлять свой "антиинтуитивный характер", т.е. специалисту уже мало практического опыта и интуи­ции для правильного понимания и прогнозирования поведения систе­мы. Зачастую высокая степень динамической корреляции приводила к попыткам установления причинно-следственных связей между перемен­ными в сложных системах, хотя на самом деле имело место лишь их одновременное движение.

Особо следует подчеркнуть, что ошибка при прогнозировании на длительный период вовсе не обусловлена неправильным восприятием структуры прогнозируемой системы. Чаще всего она возникает из-за неправильной оценки тех последствий, которые возникают в резуль­тате взаимодействия элементов, входящих в систему.

Объясняется это просто: специалисту в области управления со­циально-правовыми системами не хватает чисто вычислительных спо­собностей, он не приспособлен для прослеживания сложных логичес­ких цепочек, характерных для нелинейных многосвязных систем с об­ратными связями (именно к таким относятся социально-правовые сис­темы). Можно привести ряд примеров, касающихся введения в дейс­твие тех или иных нормативных актов, являющихся одним из видов воздействия на указанные системы. Не так уж редко эффект этого воздействия оказывается минимальным, а иногда - просто противопо­ложным ожидаемому, хотя основой всех нормативных актов являлось коллективное решение.

Осознание того, что окружающий нас мир представляет собой сложное взаимодействие различных объектов, явлений и процессов, послужило толчком для развития новых методов исследования, с при­менением которых и вошло в научный аппарат понятие "сложная динамическая система». Изучение таких систем на базе традиционных ме­тодов описания и анализа не давало удовлетворительных результа­тов, поэтому для их анализа и были созданы современные методы математического моделирования, позволяющие исследовать одновременно всю совокупность существенных параметров рассматриваемого объекта.

Для лучшего понимания сложных социально-правовых систем, бо­лее надежного прогнозирования их поведения и, в конечном счете, для научного управления этими системами наиболее перспективной явля­ется ориентация на построение имитационных моделей, воспроизводя­щих в них структуру взаимодействия процессов. Причем в таких мо­делях необходимо учитывать взаимодействие между факторами, отра­жающими ресурсную политику правоохранительных органов, состояние преступности, характеристики социально-экономических отношений и т.д. Выявление целостности этих взаимодействий гораздо важнее, чем внутреннее содержание каждого фактора, взятого в отдельности.

Особого внимания заслуживает метод системной динамики, на основе которого в последнее время активизировались исследования сложных социальных систем. Применение этого подхода при построе­нии имитационных моделей предприятия, города, при разработке гло­бальных моделей мира и т.д. получило всеобщее признание. Представляется, что использование метода системной динамики пос­лужит весьма конструктивным средством конкретизации системного подхода к исследованию столь специфических объектов, как социаль­но-правовые системы.

Суть этого метода заключается в построении динамической мо­дели, воспроизводящей основные взаимодействия в функциональной структуре конкретной социально-правовой системы и включающей пра­вила принятия решений.

При построении такой модели следует исходить из того, что каждое принимаемое частное решение, направленное на достижение конкретной цели, создает ряд новых проблем в других функциональных подсистемах, требующих новых решений, постановки новых целей, поскольку изменяются исходные данные, на основе которых основыва­лось принятие начального решения. Таким образом, если ввести в рассмотрение так называемые цепочки обратных связей, то цепочка последствий, вызванных начальным возмущением, замкнется. Именно благодаря цепочкам обратных связей достигается равновесие состоя­ния и создаются предпосылки для развития сложных систем.

В разработке математических моделей социально-правовых сис­тем можно выделить в наиболее общем виде два этапа:

· выработка концепции,

· реализация концепции в виде формальных соотношений.

Этап выработки концепции включает в себя следующие основные шаги:

-определение социально-правовой проблемы и изучение возмож­ностей исследования составляющих ее задач с помощью методов мате­матического моделирования;

- формулировка целей, достижение которых должно явиться ре­зультатом модельных исследований;

- обособление основных факторов, которые взаимодействуют при возникновении наблюдаемых противоречий в социально-правовой сис­теме;

- выбор временного интервала, на котором предполагается про­изводить моделирование;

- определение ограничений и степени детализации модели;

- выявление диаграммы причинно-следственных связей в реаль­ной социально-правовой системе.

Второй этап, включающий в себя практические аспекты модель­ных разработок социально-правовых процессов, заключается в прове­дении следующих четырех действий:

- создание системы моделей управления правоохранительными органами, на основе которых будут решаться те или иные задачи, свя­занные с анализом и оценкой реальных управленческих ситуаций, их имитацией на ЭВМ;

- выявление закономерностей и механизма изменения социаль­но-правовых процессов, объяснение связей и зависимостей между ни­ми, а также факторами, определяющими развитие криминологической обстановки, и разработка на этой основе рекомендаций по управле­нию ресурсами правоохранительных органов при организации меропри­ятий по борьбе с преступностью и охране общественного порядка;

- прогнозирование развития правоохранительных систем, функционирующих в условиях различной криминологической обстановки; - повышение уровня методического обеспечения управленческой деятельности в социально-правовой сфере, основывающегося на сис­темной концепции и применении современной вычислительной техники, выработке рекомендаций по совершенствованию информационного и ор­ганизационно-технического обеспечения задач анализа и прогнозиро­вания.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Принципы построения математических моделей | Математическая поддержка принятия управленческих решений
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 840; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.