Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Перестроения — переходы из одного строя в другой




Построения и перестроения

Построения — действия занимающихся после команды препода¬вателя для принятия (первоначально) того или иного строя.

Развернутый строй группы перед началом занятий, как прави¬ло, одношереножный, реже двухшереножный.

Для построения подается команда «В одну (две, три и т. д.) шеренгу — СТАНОВИСЬ!» Одновременно с подачей команды ста¬роста или дежурный становится лицом к фронту в положение «смирно». Группа выстраивается слева от него.

Перед докладом о готовности к занятиям староста (дежурный) выравнивает группу, рассчитывает ее, затем подает команду «СМИРНО! Равнение НАПРАВО (НАЛЕВО, НА СЕРЕДИНУ!)».

Не доходя строевым шагом 2—3 шага до преподавателя, староста

 

(дежурный) останавливается и рапортует: «Товарищ преподаватель! На занятии присутствует... группа... курса факультета... По списку... человек, присутствует... человек. Староста (де¬журный)...». Затем, кратчайшим путем пройдя на линию распо¬ложения преподавателя, встает лицом к строю. После приветствия преподавателя и ответа группы староста (дежурный) дублирует команду преподавателя «ВОЛЬНО!» и встает на правый фланг строя.

Построение в колонну выполняется по команде «В колонну по одному (по два, по три и т. д.) — СТАНОВИСЬ!» Группа выстраи¬вается за преподавателем.

Построение в шеренги, колонны, круги и т. д. по распоряже¬нию. Например: «Встаньте в круг», «Встаньте в две шеренги».

Перестроение из одной шеренги в две. После предварительного расчета на 1-й и 2-й подается команда «В две шеренги — СТРОЙ¬СЯ!». По этой команде вторые номера делают левой ногой шаг назад (счет «раз»); правой ногой, не приставляя ее, шаг вправо (счет «два») и, вставая в затылок первому, приставляют левую ногу (счет «три»).

Перестроение из одной шеренги в три. После предварительного расчета подается команда «В три шеренги — СТРОЙСЯ!» По этой команде вторые номера стоят на месте, первые номера делают шаг правой ногой назад, не приставляя ногу, шаг левой в сторону и, приставляя правую ногу, становятся в затылок вторым номерам. Третьи номера делают шаг левой ногой вперед, шаг правой в сторону и, приставляя левую ногу, становятся впереди вторых номеров. Для обратного перестроения подается команда «В одну шеренгу — СТРОЙСЯ!». Перестроение проводится в порядке, обратном по¬строению.

Перестроение из шеренги уступом. После предварительного рас¬чета по заданию («6—3 — на месте», «6—4—2 — на месте» и т. д.) подается команда «По расчету шагом — МАРШ!». Занимающиеся выходят на положенное им по расчету количество шагов и пристав¬ляют ногу. Преподаватель ведет подсчет до момента приставления ноги первой шеренгой. Так, при расчете «6—3 — на месте» — до 7; «9—6—3 — на месте» — до 10.

Для обратного перестроения подается команда «На свои места шагом — МАРШ!». Все выходившие из строя делают поворот кру¬гом, идут на свои места и, дойдя до них, делают поворот кругом.

Преподаватель ведет подсчет «раз-два» до тех пор, пока послед¬ние, вошедшие в строй, не сделают поворот кругом (рис. 28).

Перестроение из шеренги в колонну захождением отделений пле¬чом. После предварительного расчета по 3—4 и т. д. подается коман¬да «Отделениями в колонну по 3 (по 4 и т. д.) левые (правые) плечи вперед шагом — МАРШ!».

По этой команде рассчитанные на отделения, сохраняя равнение по фронту, начинают захождение плечом до образования колонны. Вторая команда «Группа — СТОЙ!».

Для обратного перестроения подаются команды:

1. «Кру-ГОМ!»

2. «Отделениями в одну шеренгу, правые (левые) плечи вперед, шагом — МАРШ!»

3. «Группа — СТОЙ!»

Последняя команда подается в тот момент, когда занимающиеся дойдут до своего места в шеренге.

Перестроение из одной колонны в три уступом. После предвари¬тельного расчета по три подается команда «Первые номера — два (три, четыре и т. д.) шага вправо, третьи номера — два (три, че¬тыре и т. д.) шага влево шагом — МАРШ!». Для обратного пере¬строения подается команда «На свои места шагом — МАРШ!». Перестроение выполняется приставными шагами (рис. 29).

Перестроение из колонны по одному в колонну по два (три и т. д.) поворотом в движении. При движении группы налево в обход подается команда «В колонну по два (три, четыре и т. д.) налево — МАРШ!» (как правило, команда подается, когда направляющий; находится на верхней или нижней границе зала или площадки). После поворота первой двойки (тройки, четверки и т. д.) следующие делают поворот под команду своего замыкающего на том же месте, что и первые. Здесь же можно дать указание об интервале и дистан¬ции, с тем, чтобы не размыкать колонну потом специально.

Для обратного перестроения подаются команды:

1. «Напра-ВО!»

2. «В колонну по одному направо (налево) в обход шагом — МАРШ!»

При обучении целесообразно показать перестроение на несколь¬ких занимающихся, останавливая их в тех местах, где должны подаваться соответствующие команды.

Перестроение колонны по одному в колонны по 2, 4, 8 дробле¬нием и сведением. Перестроение выполняется в движении. Команды:

1. «Через центр — МАРШ!» (как правило, подается на одной из середин).

2. «В колонны по одному направо и налево в обход — МАРШ!»

(* Под движением группы «в обход» следует понимать передвижение вдоль границ зала или площадки).

Подается на противопо¬ложной середине. По этой команде первые номера идут направо, вторые но¬мера — налево в обход.

 

3. «В колонну по два через центр — МАРШ!)». Подается при встрече ко-лонн в той середине зала, откуда начиналось перест¬роение (рис. 31).

Продолжая дробление и сведение дальше, можно построить колонны по че¬тыре, восемь и т. д. (рис.32).

Обратное перестроение называется разведением и слиянием. Например, из колонны по два в колонну по одному.

Команды:

1. «В колонну по одному направо и налево в обход шагом — МАРШ!» По этой команде правая колонна идет направо в обход, левая — налево. При встрече колонн на противоположной сере¬дине подается команда:

2. «В колонну по одному через центр — МАРШ!»

Передвижения

К этой группе относятся упражнения, связанные с передвижениями различного характера.

Виды передвижений

Строевой шаг — шаг, при котором ногу надо выносить на высоту 15—20 см от пола (подошву держать горизонтально и ставить ее твердо на всю ступню); движения руками выполняются вперед (сгибать в локтях так, чтобы кисти поднимались на ширину ладони выше пояса и на расстоянии ширины ладони от тела) и назад (руки прямые отводятся до отказа в плечевом суставе), пальцы слегка сжаты в кулаки. Команда: «Строевым шагом — МАРШ!».

В практике встречается разновидность строевого шага, которая заключается в том, что движения руками выполняются с большой амплитудой — вперед до высоты плеча, назад — до отказа и слегка наружу (движения ногами остаются те же). Эта разновидность имеет широкое применение во время массовых гимнастических вы¬ступлений и торжественных прохождений спортсменов.

Походный (обычный) шаг отличается от строевого большей свободой движений. Команды:

1. «Шагом — МАРШ!» — подается для всякого движения ша¬гом с места (даже на один шаг).

2. «Обычным шагом (бегом) — МАРШ!» — применяется при переходе с других видов ходьбы, бега и при окончании упражнений в движении. Исполнительная команда подается под левую ногу. Движение на месте выполняется по команде:

1. «На месте шагом (бегом) — МАРШ!»

2. «Направляющий, на месте!» — подается тогда, когда пере¬двигающуюся группу надо сомкнуть на дистанцию в один шаг, так как при выполнении упражнений в движении дистанция, как правило, большая.

Переход с движения на месте к передви¬жению.

Команды:

1. «Прямо!» (подается под левую ногу) — выполняется шаг правой ногой на месте, и с левой ноги начинается движение вперед.

2. «Два (три, четыре и т. д.) шага вперед (назад, вправо, влево) — МАРШ!»

Прекращение движения по команде «Груп¬па — СТОЙ!» — подается под левую ногу (выполняется шаг пра¬вой и приставляется левая нога).

Для изменения характера передвижения подаются команды «Идти не в ногу!», «Идти в ногу!» (после такой команды необходимо вести подсчет до выполнения ее всей группой).

Для изменения длины шага и темпа движения подаются команды «ШИРЕ ШАГ!», «КОРОЧЕ ШАГ!», «ЧАЩЕ ШАГ!», «РЕ-ЖЕ!» (команда подается под левую ногу через счет), «ПОЛНЫЙ ШАГ!», «ПОЛШАГА!»,

Движение бегом. Команда: «Бегом — МАРШ!» При пе¬реходе с движения шагом под музыку исполнительная команда подается под левую ногу, после чего занимающиеся делают шаг пра¬вой и с левой начинают движение бегом (то же при переходе с бега на шаг под музыку по команде «Шагом — МАРШ!» Если музыкаль¬ного сопровождения нет, команда «МАРШ!» подается под правую ногу.

Повороты в движении. Команды те же, что и для поворотов на месте, за исключением команды для поворота кру¬гом. Исполнительная команда для поворота направо подается под правую ногу, после чего занимающийся, делая шаг левой вперед, поворачивается на левом носке и с правой ноги начинает движение в новом направлении. При ходьбе на месте после исполнительной команды поворот также осуществляется после постановки левой ноги.

Исполнительная команда для поворота налево подается под ле¬вую ногу; поворот выполняется на правом носке.

Для выполнения поворота кругом подается команда «Кругом — МАРШ!». Исполнительная команда «МАРШ!» подается под правую ногу, после чего занимающийся делает шаг левой вперед, полшага правой вперед, поворачивается на носках обеих ног и с левой ноги начинает движение в новом направлении.

При выполнении поворотов в движении (особенно поворота кругом) целесообразно после подачи исполнительной команды вести подсчет, чтобы сохранить ритм движения.

Обучать повороту кругом надо по разделениям, после того, как освоены повороты направо и налево.

 

 

Перемена направления фронта захожде¬нием плечом.

Команды:

1. «Правое (левое) плечо вперед шагом — МАРШ!» (при движе¬нии слово «шагом» опускается). По этой команде группа, не нарушая шереножного строя, движется вокруг левофлангового, который, обозначая шаг на месте, поворачивается вместе со всей шеренгой, соблюдая равнение.

2. «Прямо!» (подается под левую ногу), «На месте!» или «Груп¬па — СТОЙ!»

Движение в обход. Команда «Налево (направо) в обход шагом — МАРШ!». Если команда подается во время пере¬движения, то исполнительная команда «МАРШ!» должна быть по¬дана у угла зала или площадки (рис. 33), а слово «шагом» исключа¬ется.

Движение по диагонали. Команда «По диагонали — МАРШ!».

Передвижение противоходом — движение всей колонны за направляющим в противоположном направлении. Команда «Противоходом направо (налево) шагом -— МАРШ!» (рис. 34). Интервал между встречными колоннами — один шаг. Может исполняться по прямым и косым направлениям.

Движение змейкой — несколько противоходов под¬ряд. Величина змейки определяется по первому противоходу. Команды:

1. «Противоходом налево (направо) шагом — МАРШ!»

2. «Змейкой — МАРШ!» (рис. 35).

Движение по кругу. Команда «По кругу — МАРШ!». Исполнительная команда подается на середине одной из границ зала или площадки, после чего указывается дистанция, для того чтобы определить размер круга.

Размыкания и смыкания

Размыкания — способы увеличения интервала или дистанции строя. Смыкания — приемы уплотнения разомкнутого строя.

1. Размыкание по Уставу Вооруженных Сил РБ. Команда «Вправо (влево, от середины) на столько-то шагов разом-КНИСЬ». Если количество шагов не указывается, то размыкание производится на один шаг.

Все, за исключением того, от кого производится размыкание, выполняют поворот направо (налево) и, продвинувшись настолько, чтобы расстояние между ними и стоящими рядом сзади составило указанное количество шагов, поворачиваются лицом к фронту. После подачи команды преподаватель ведет подсчет по два до тех пор, пока все не займут своего места в строю. Для смыкания по¬дается команда «Влево (вправо, к середине) сом-КНИСЬ», и все действия выполняются в обратном порядке. Это же размыкание и смыкание может быть выполнено бегом. При подаче команды до¬бавляется слово «бегом».

2. Размыкание приставными шагами производится по фронту.

Команда «От середины (вправо, влево) на два (три и т. д.) шага

приставными шагами разом-КНИСЬ».

После подачи команды преподаватель начинает подсчет по два до тех пор, пока размыкание не закончится. Начинают размыкание крайние в шеренге (шеренгах), затем последовательно, через каж¬дые два счета, вступают остальные. Для смыкания подается коман¬да «К середине (вправо, влево) приставными шагами сом-КНИСЬ». Смыкание все начинают одновременно. Преподаватель ведет подсчет по два до окончания смыкания.

3. Размыкание по распоряжению. Например: «Встаньте на два шага друг от друга», «Разомкнитесь на вытянутые руки» и т. д.

4. Размыкание по направляющим в колоннах, которых препода¬ватель ставит на необходимый интервал.

Методические указания

1. Команды, как правило, разделяются на предварительные и исполнительные («Шагом — МАРШ!», «КруГОМ!»и т. д.).

Есть команды только исполнительные («РАВНЯЙСЬ», «СМИР¬НО!» и пр.), но при необходимости перед их подачей преподаватель может добавить слова «отделение», «группа», «внимание», «колонна» и т. д., чтобы привлечь внимание занимающихся к исполнительной команде. Например: «Группа — СМИРНО!», «Колонна — СТОЙ!»

Предварительная команда подается отчетливо, громко и не¬сколько протяжно, чтобы занимающиеся могли понять, что пред¬стоит сделать, и приготовиться к выполнению. Исполнительная команда подается после небольшой паузы отрывисто и энергично.

Голос при подаче команд и пауза между предварительной и ис-полнительной командами должны быть соразмерны величине строя: чем больше строй, тем протяжнее предварительная команда и боль¬ше пауза между предварительной и исполнительной командами и громче подача последней.

Исполнительная команда, являющаяся сигналом к началу ра¬боты, по произношению должна соответствовать характеру выпол¬нения последующих действий. Так, если к началу движения бегом в быстром темпе следует подать команду громко и отрывисто, то для начала движения в медленном темпе и там, где невозможно выполнить команду одновременно всем занимающимся, ее следует подавать громко и протяжно. Следует помнить, что команда долж¬на подаваться с твердой и повелительной интонацией. Нужно пра¬вильно акцентировать слова и уметь варьировать силу и тон голоса.

Громкость подачи команды надо соразмерять с ее необходи¬мостью. Недопустимы как неоправданно тихие команды, так и крикливость.

Подавая команды, преподаватель должен находиться в положе¬нии основной стойки.

2. По предварительной команде занимающийся принимает по¬ложение стойки «смирно», поэтому подачей этой команды злоупот¬реблять не следует (в особенности при проведении общеразвивающих упражнений). Если же команда «СМИРНО!» подана, то нужно требовать безупречного ее выполнения.

3. В некоторых случаях целесообразно заменять команды рас-поряжениями. Если команда определяет собой одновременно дей¬ствие из определенного и. п. определенным способом, то распоря¬жение допускает выполнение действий, не уложенных в счет, и несколько иными способами. Например: вместо того чтобы группе, сидящей на полу, подать команду «Нале-ВО!», лучше отдать рас¬поряжение «Повернитесь налево».

4. При подаче команд на перестроение надо соблюдать последо-вательность ее частей: а) название строя; б) направление движе¬ния; в) способ исполнения. Например, при перестроении из колон¬ны по одному в колонну по четыре команда должна быть подана так: «В колонну по четыре налево (направо) шагом — МАРШ!» При движении, если способ передвижения не меняется, его не ука¬зывают. В приведенном примере, если команда на перестроение подается для идущей группы, слово «шагом» опускается.

При размыкании последовательность частей команды будет та¬кой: а) направление; б) величина интервала; в) способ исполнения. Например: «Влево на два шага приставными шагами разом-КНИСЬ».

5. Команды, в которых есть указание о направлении движения, различаются следующим образом: «налево» («направо») — движе¬ние в указанную сторону с одновременным поворотом в самом дви¬жении; «влево» («вправо») — движение в указанную сторону без поворота, т. е. боком.

6. При обучении строевым упражнениям пользуются в основ¬ном методами показа, объяснения и обучения по частям (по разделе¬ниям).

Исходя из небольшой сложности овладения строевыми упраж¬нениями, чаще всего при обучении сочетаются показ и объяснения, и затем упражнение выполняется всей группой одновременно.

Более сложные строевые упражнения надо разучивать по разде¬лениям. В данном случае для выполнения каждого действия пода¬ется отдельная команда. Так, например, при перестроении из одной шеренги в две вторые номера выполняют следующие команды:

1) «Шаг левой назад, делай РАЗ!» 2) «Шаг правой в сторону, делай ДВА!» 3) «Приставить левую, делай ТРИ!»

При обучении по разделениям ученик осознает и запоминает свои действия, а преподаватель до подачи очередной команды может исправить ошибки занимающихся. Можно рекомендовать разучи¬вать по разделениям такие упражнения, как повороты на месте и в движении, перестроение из одной колонны или шеренги в две, строевой шаг и другие разновидности передвижения, размыкание приставными шагами.

Начинать обучение строевым упражнениям следует с самых необходимых для проведения занятий, одновременно из всех групп, начиная с построения, строевых приемов, передвижения и кончая размыканиями и смыканиями, ставя узкие, конкретные задачи в каждом уроке.

 

Для более успешного овладения строевыми упражнениями це¬лесообразно с первых же уроков проводить учебную практику по их проведению в составе учебных отделений. Некоторые строевые приемы можно проводить в парах, когда один подает команду, а второй ее выполняет.

 

Литература

 

1. Брыкин, А.Т. Гимнастическая терминология / А.Т. Брыкин. – М.: Физкультура и спорт,1969. – 189 с.

 

2. Гимнастика и методика преподавания / Под ред. В.М. Смолевского. – 3-е изд., перераб., доп. – М.: Физкультура и спорт, 1987. – 336 с.

 

3. Мартовский, А.Н. Гимнастика в школе / А.Н. Мартовский. – М.: Физкультура и спорт, 1976. – 108 с.

 

4. Петров, П.К. Методика обучения упражнениям в висах и упорах в школе: учеб. пособие / П.К. Петров. – Ижевск: Издательство УдГУ, 1995. – 92 с.

 

5. Петров, П.К. Урок гимнастики в школе: учеб. пособие / П.К. Петров. – Ижевск: Изд-во УдГУ, 1994. – 80 с.

 

 

ЛЕКЦИЯ 12

 

ГИМНАСТИЧЕСКАЯ ТЕРМИНОЛОГИЯ

 

Цель – формирование у студентов основ физической культуры, включение будущих педагогов в процесс осознанного формирования личностных ценностных ориентаций в области физического воспитания, углубление ориентации на педагогическую профессию через глубокое познание технологий обучения, воспитания в сфере физической культуры и спорта.

Основные понятия: система терминов, слова-термины, доступность, точность, краткость, терминологическая запись, методические указания, смыкания, размыкания, графическая запись, передвижения, разновидности прыжков, разновидности бега, подскоки,

Требование к усвоению понятий: - иметь представление о значении терминологии; знать требования, предъявляемые к терминологии; знать основные термины гимнастических упражнений; знать правила и формы записи гимнастических упражнений; знать методические указания при проведении упражнений.

 

Вопросы для обсуждения

 

1. Значение терминологии.

2. Требования, предъявляемые к терминологии.

3. Способы образования терминов.

4. Правила и формы записи упражнений.

5. Методические указания при проведении строевых упражнений.

 

 

Значение терминологии

 

В энциклопедической трактовке терминология — это совокупность, система терминов какой-либо науки, области техники, вида искусства и т.д. Специальной терминологией пользуются во многих областях знаний, в различной производственной, двигательной деятельности с целью краткого обозначения предметов, явлений, понятий, процессов. В физическом воспитании, в частности на занятиях физической культурой, терминология играет очень важную роль. Она облегчает общение между преподавателями и учениками во время занятий, помогает упростить объяснение и описание гимнастических упражнений.

В учебном процессе краткие слова-термины оказывают существенное влияние на формирование двигательных навыков, способствуют лучшей настройке на выполнение упражнений, делают учебный процесс более компактным и целенаправленным, что подтверждается исследованиями.

Гимнастическая терминология — это система специальных наименований (терминов), применяемых для краткого обозначения гимнастических упражнений, общих понятий, названий снарядов, инвентаря.

Терминология, как раздел лексики, тесно связана с содержанием данной науки, ее теорией и практикой. Под термином в гимнастике принято понимать краткое условное название какого-либо двигательного действия или

понятия.

Отечественная гимнастическая терминология со времени ее официального утверждения в 1933 г. сыграла важную роль в развитии гимнастики как научно-методической дисциплины. Принятые и применяемые до настоящего времени лексические принципы образования терминов, правила записи движений и положений, сокращение наименований позволили создать профессиональный язык гимнастики, дающий возможность полного обозначения любых гимнастических упражнений.

 

Требования, предъявляемые к терминологии

 

Создание современной гимнастической терминологии, осуществленное на базе словарного фонда родной речи, сделало ее понятной, удобной для изучения, доступной широким кругам специалистов физической культуры и спорта. От слов общепринятой лексики термины отличаются точностью и специализированностью своего значения. Слова, становясь терминами, приобретают необходимую однозначность (вис, упор, мост, выпад, спад, наклон и др.). При этом термины не только обозначают то или иное понятие, действие, но и уточняют его, отделяя от смежных.

 

К терминам предъявляются определенные требования:

 

• Доступность: терминология должна строиться на основе словарного состава родного языка и заимствованных из других языков слов, а также из интернациональных слов-терминов, полностью соответствовать законам словообразования и грамматике языка; нарушение норм родного языка приводит к тому, что терминология становится непонятной;

• Точность: термин должен давать ясное представление о сущности определяемого действия (упражнения) или понятия; точность термина имеет большое значение для создания правильного представления об упражнении, что способствует более быстрому овладению им;

• Краткость: наиболее целесообразны краткие термины, удобные для произношения; этому же служат и правила сокращений, облегчающие наименование и записи.

 

Способы образования терминов

 

Термины образуются:

• путем словосложения (например: разновысокие брусья, далеко-высокие прыжки);

• путем переосмысления известных понятий (например: мост, вход, переход, шпагат, выход);

• от корней отдельных слов (например: вис, сед, кач, мах, упор);

• от названий статических положений с учетом условий опоры и положения тела (например: стойка на лопатках, стойка на голове, стойка на руках, упор на предплечьях, упор на руках, вис углом, вис прогнувшись, вис согнувшись, вис сзади, горизонтальный вис);

• от названий маховых упражнений с учётом особенностей того или иного двигательного действия (например: подъём разгибом, подъём двумя или одной ногой);

• от названий прыжков и соскоков в зависимости от формы движения в фазе полета (например: прыжок ноги врозь, согнув ноги, переворот, лёт).

• путем заимствования иностранных слов (например: рондат, фляк, сальто, курбет).

• аутотермины, то есть название новых оригинальных упражнений по фамилии первых исполнителей данного элемента (например: «петля Корбут», «перелёт Ткачёва», «вертушка Диомидова», «сальто Дельчева»).

 

Правила сокращений

Для краткости принято не указывать целый ряд общепринятых положений, движений или их деталей. Обычно опускаются следующие слова:

 

• вперед — при указании направления движения, если оно выполняется кратчайшим, единственно возможным путем, обозначающие положение рук, ног, носков, ладоней, если оно соответствует установленному стилю;

• туловище — при наклонах;

• нога — при перемахах, движениях ногой в ОРУ, постановкой ее на носок;

• поднять, опустить — при движении руками или ногами;

• продольно, поперек — в обычных положениях, наиболее — хват сверху, как наиболее распространенный;

• соскок или прыжок, если по названию снаряда это очевидно;

• прогнувшись, если техника выполнения предопределяет это положение;

• ладони внутрь — в положении руки вниз, вперед, назад, вверх;

• ладони книзу — в положении руки в стороны или влево (вправо);

• дугами вперед, если руки поднимаются или опускаются движением вперед.

Исходное положение указывается только в начале упражнения.

 

Основные термины гимнастических упражнений

 

Исходные положения (и.п.) — это положения, из которых выполняются упражнения.

• Основная стойка (о.с.) соответствует строевой стойке. Из низких исходных положений переход в любое положение стойки обозначается термином встать.

• Сед — положение сидя на полу или снаряде.

• Присед — положение занимающегося на согнутых ногах.

• Выпад — движение (или положение) с выставлением и сгибанием опорной ноги.

• Упор — положения, в котором плечи выше точек опоры.

• Круг — движения руками, ногами, туловищем, головой по окружности.

• Наклон — термин, обозначающий сгибание тела.

• Равновесие — устойчивое положение занимающегося на одной ноге.

• Подскок — небольшое подпрыгивание на месте или с продвижением.

• Хват — способ держания за снаряд.

• Вис — положение занимающегося на снаряде, в котором плечи находятся ниже точек хвата. Смешанные висы и упоры — это такое положение, при котором используется дополнительная опора другой частью тела (ногой, ногами и др.).

• Подъём — переход в упор из виса или более низкого упора в более высокий.

• Спад — движение, противоположное подъёму. Медленный спад принято называть опускание.

• Поворот — движение тела вокруг вертикальной оси.

• Оборот — круговое движение занимающегося вокруг оси снаряда.

• Мах — свободное движение относительно оси вращения.

• Кач — однократное маятникообразное движение занимающегося вместе со снарядом.

• Соскок — спрыгивание со снаряда из виса или из упора.

• Прыжок — преодоление расстояния: высоты, длины, препятствия или снаряда в свободном полете после отталкивания ногами.

• Опорный прыжок выполняется с дополнительной опорой (толчком) руками. Различают прыжок согнув ноги, ноги врозь, боком, углом, переворотом.

• Замах — предварительный мах ногами назад после толчка ногами.

• Перекат — вращательное движение тела с последовательным касанием опоры (без переворачивания через голову).

• Группировка — согнутое положение тела (колени к плечам, локти прижаты, захват за голени).

• Кувырок — вращательное движение тела с последовательной опорой и переворачиванием через голову.

• Переворот — вращательное движение тела с полным переворачиванием (с опорой руками, головой или тем и другим) с одной или двумя фазами полёта.

• Рондат — переворот с поворотом кругом и приземлением на обе ноги.

• Курбет — прыжок назад с рук на ноги.

• Сальто — свободное переворачивание тела в воздухе.

• Темповой подскок (вальсет) — небольшое подпрыгивание на маховой ноге, другая согнута вперёд, руки вверх.

• Мост — дугообразное, максимально прогнутое положение тела спиной к опоре.

• Шпагат — сед с предельно разведенными ногами (с касанием опорой всей длиной той или другой ноги).

• Полушпагат — аналогичное положение, но с согнутой ногой, находящейся впереди.

• Продольно — плечевая ось занимающегося параллельна оси снаряда.

• Поперёк — плечевая ось занимающегося перпендикулярна оси снаряда.

Движения, совершаемые конечностями по отношению друг к другу, подразделяются на одновременные, поочерёдные, последовательные, одноименные и разноименные, волнообразные.

• Одноименные — совпадающие по направлению со стороной конечности (руки, ноги).

• Разноименные — противоположные.

• Одновременные — выполняемые конечностями в одно и то же время.

• Поочерёдные — выполняемые сначала одной конечностью (рукой или ногой), затем другой.

• Последовательные — выполняемые одно за другим с отставанием одной конечности на половину амплитуды.

• Волнообразные — соединение одновременных и последовательных движений в нескольких суставах, сгибание и разгибание в суставах ног, туловища и рук, которое совершается последовательно от одного сустава к другому.

Все движения туловища, конечностей и головы могут выполняться в трех основных плоскостях:

• в лицевой, проходящей по передней (или задней) стороне тела;

• в боковой, проходящей в переднезаднем направлении по отношению к телу занимающегося;

• в горизонтальной, проходящей по горизонтали по отношению к телу занимающегося (независимо от его положения).

Движения туловища, конечностей и головы могут также выполняться в промежуточных плоскостях:

• в наклонных, расположенных под углом 45° по отношению к основным;

• в косых, расположенных под углом 45° к наклонным плоскостям.

Круговые движения руками: из исходного положения руки вниз и руки вверх выполняется круг руками вперёд, круг руками назад, круг руками наружу, круг руками вовнутрь, круг руками вправо и круг руками влево; из исходного положения руки вперёд и в стороны выполняется круг руками книзу и круг руками кверху.

 

Правила и формы записи упражнений

 

К правилам записи относится: порядок записи, установленный для отдельных групп гимнастических упражнений; соблюдение грамматического строя и знаков, применяемых при записи.

Запись общеразвивающих упражнений осуществляется следующим образом. При записи отдельного движения надо указывать:

1) исходное положение, из которого начинается движение;

2) название движения (наклон, поворот, мах, присед, выпад и др.);

3) направление (вправо, назад и т.п.);

4) конечное положение (если необходимо).

Например:

И. п. — стойка ноги врозь, руки к плечам.

1. Сгибая правую, наклон влево, руки вверх.

2. И.п.

3. Сгибая левую, наклон вправо, руки вверх.

4. И.п.

При записи упражнений на гимнастических снарядах, кроме названия самого снаряда принято указывать:

1) исходное положение (из виса, упора, с прыжка, с разбега) или движение, предшествующее первому элементу (размахивание в упоре на руках, предплечьях);

2) названия движения (подъём, спад, перелёт, оборот, выкрут и др.);

3) способ выполнения (разгибом, дугой, махом назад, переворотом);

4) направление (влево, назад и др.);

5) конечное положение (в вис, в упор сзади), если само движение не указывает на него.

Например, на перекладине: размахивание — подъём разгибом — оборот назад — мах дугой с поворотом налево кругом в вис разным хватом — соскок махом назад.

 

Основные формы записи гимнастических упражнений

 

1. Обобщённая запись; ею пользуются в тех случаях, когда необходимо лишь обозначить (перечислить) содержание гимнастических упражнений в учебных и других программах, когда не требуется точности в записи каждого движения.

2. Конкретная терминологическая запись предусматривает точное обозначение каждого элемента (упражнения) в соответствии с правилами терминологии.

3. Сокращённая запись применяется при составлении конспектов, при записи зачётных и других упражнений. В этом случае термины записываются сокращённо (применяются условные сокращения). Например: дв. — движение, эл. — элемент, соед. — соединение, об. — обозначить, д. — держать, в/ж — верхняя жердь, упр. — упражнение, гимн. — гимнастика, акроб. — акробатика и т.д.

4. Графическая запись (изображение) может иметь самостоятельное и вспомогательное значение. Применяется линейная запись, полуконтурная и контурная.

5. Сочетание текстовой и графической записи — это наиболее удобная форма записи, которой широко пользуются на практике.

 

 

Терминология строевых упражнений

 

Назначение и особенности строевых упражнений Строевые упражнения представляют собой совместные или одиночные действия занимающихся в том или ином строю. С помощью строевых упражнений успешно решаются задачи воспитания коллективных действий, чувства ритма и темпа, дисциплины и организованности. Строевые упражнения служат средством постепенного и умеренного разогревания мышц, а также содействию формирования правильной осанки и регулируют эмоциональный настрой занимающихся. Основные строевые понятия, действия и команды взяты из Строевого Устава Вооруженных Сил. Определенная часть понятий создавалась в процессе практической работы по гимнастике.

Для более четкого выполнения строевых упражнений спортивный зал (площадка) обозначен условными точками: центр, середина и углы. Они определяются по правой границе зала. Это одна из длинных сторон, где группа строится перед началом занятий.

Классифицируются строевые упражнения на четыре группы:

— строевые приемы;

— построения и перестроения;

— передвижения;

— размыкания и смыкания.

 

Основные строевые понятия

• Строй — установленное размещение занимающихся для совместных действий.

• Сомкнутый строй — строй, в котором занимающиеся расположены в шеренгах с интервалом, равным ширине ладони (между локтями), один от другого или в колоннах на дистанции, равной поднятой впереди руки.

• Разомкнутый строй — строй, в котором занимающиеся расположены в шеренгах с интервалом в один шаг или с интервалом, указанным преподавателем.

• Шеренга — размещение занимающихся на одной линии, один возле другого.

• Колонна — строй, в котором занимающиеся расположены в затылок друг другу.

• Фланги — правая и левая оконечности строя.

• Фронт — сторона строя, в которую занимающиеся обращены лицом.

• Верхний левый угол

• Верхняя середина

• Верхний правый угол

• Левая середина

• Центр

• Правая середина

• Нижний левый угол

• Нижняя середина

• Нижний правый угол

• Интервал — расстояние по фронту между занимающимися (в шеренге).

• Дистанция — расстояние между занимающимися в глубину (в колонне).

• Направляющий — занимающийся, идущий в колонне первым.

• Замыкающий — занимающийся, идущий в колонне последним.

Управление строем осуществляется посредством команд и распоряжений, которые обычно подаются голосом или установленными сигналами.

Основные группы строевых упражнений.

Строевые приемы

«Становись!» — по этой команде занимающийся встает в строй, принимает строевую (основную) стойку.

«Равняйсь!», «Налево — равняйсь!», «На середину — равняйсь!» — по этой команде все занимающиеся, кроме (право-) лево- флангового или среднего поворачивают голову направо (налево).

«Смирно!» — по этой команде занимающиеся принимают строевую стойку.

«Отставить!» — по этой команде занимающиеся принимают предшествующее ей положение.

«Вольно!» — по этой команде занимающийся, не сходя с места, ослабляет одну ногу в колене. В разомкнутом строю занимающийся отставляет правую (левую) ногу на шаг в сторону, распределяет тяжесть тела на обеих ногах и ставит руки за спину.

«Разойдись!» — по этой команде занимающиеся действуют произвольно.

Повороты на месте (команды «Направо!», «Налево!», «Кру-гом!», «Полповорота налево!»).

Расчёт: команды «По порядку — рассчитайсь!», «На пер-вый и второй — рассчитайсь!», «По три (четыре, пять и т.д.) — рассчитайсь!» и др. Расчёт начинается с правого фланга; каждый, называя свой номер, чётко поворачивает голову к стоящему слева и затем принимает исходное положение. В строю из двух шеренг левофланговый второй шеренги после расчёта говорит: «Полный» или «Неполный».

Построения и перестроения

Построение в шеренгу: команда «В одну (две, три и т.д.) шеренгу становись!». Преподаватель, подавая команду, становится лицом к фронту, а группа выстраивается слева от него (или самостоятельно).

Построение в колонну: команда «В колонну по одному (два, три, четыре и т.д.) — становись!». Группа выстраивается за преподавателем в затылок (или за направляющим).

Построение в круг: по распоряжению «Встаньте в круг!».

Перестроения — переходы из одного строя в другой.

Перестроение из одной шеренги в две: после предварительного расчёта на 1-й и 2-й подаётся команда «В две шеренги — стройся!». По этой команде вторые номера делают левой нагой шаг назад (счёт «раз»); правой ногой, не приставляя ее, шаг вправо (счёт «два») и, вставая в затылок первому, приставляют ногу (счёт «три»).

Для обратного перестроения подаётся команда «В одну шеренгу — стройся!». Перестроение проводится в порядке обратном построению:

Перестроение из одной шеренги в три: после предварительного расчёта (по три) подаётся команда «В три шеренги — стройся!». По этой команде вторые номера стоят на месте, первые номера делают шаг правой ногой назад, не приставляя ногу, шаг левой в сторону и, приставляя правую ногу, становятся в затылок вторым номерам. Третьи номера делают шаг левой ногой вперёд, шаг правой в сторону и, приставляя левую ногу, становятся впереди вторых номеров. Для обратного перестроения подаётся команда: «В одну шеренгу — стройся!». Перестроение проводится в порядке, обратном построению:

Перестроение из шеренги уступом: после предварительного расчёта по заданию («6-3 — на месте», «6-4-2 на месте» и т.д.) подаётся команда «По расчёту шагом — марш!». Занимающиеся выходят на положенное им по расчёту количество шагов и приставляют ногу. Преподаватель ведёт подсчёт до момента приставления ноги первой шеренгой. Так, при расчёте «6-3 —на месте» — до 7; «9-6-3 — на месте» — до 10.

Для обратного перестроения подаётся команда «Кругом!», «На свои места шагом — марш!». Все делают поворот кругом, идут на свои места в шеренгу). Преподаватель ведёт подсчёт до 7 (до 10) и подаёт команду «Кругом!»:

Перестроение из шеренги в колонну захождением отделений плечом: после предварительного расчёта по 3-4 и т.д. подаётся команда «Отделениями в колонну по 3 (по 4 и т.д.) левые (правые) плечи вперёд шагом — марш!». По этой команде рассчитанные на отделения, начинают захождение плечом до образования колонны. Вторая команда «Группа! Стой!».

Для обратного перестроения подается команда «Кругом!», «Отделениями в одну шеренгу, правые (левые) плечи вперед, шагом — марш!», «Группа! Стой!» — подается в тот момент, когда занимающиеся дойдут до своего места в шеренге:

Перестроение из одной колонны в три уступом: после предварительного расчёта по три подаётся команда «Первые номера — два (три, четыре и т.д.) шага вправо, третьи номера — два (три, четыре и т.д.) шага влево шагом — марш!».

Для обратного перестроения подаётся команда: «На свои места приставными шагами, шагом — марш!»:

Перестроение из колонны по одному, по два (три и т.д.) поворотом в движении. При движении группы подаётся команда «В колонну по два (три, четыре и т.д.) налево — марш!» (как правило, команда подаётся, когда направляющий находится на верхней или нижней границе зала или площадки). После поворота первой двойки (тройки, четверки и т.д.) следующие делают поворот на том же месте, что и первые. Здесь же можно дать указание об интервале и дистанции с тем, чтобы не размыкать колонну потом специально.

Для обратного перестроения команды «Направо!», «В колонну по одному направо (налево) в обход шагом — марш!»:

Перестроение колонны по одному в колонны по 2, 4, 8 дроблением и сведением выполняется в движении. Команды:

— «Через центр — марш!», как правило, подаётся на одной из середин;

— «В колонны по одному направо и налево в обход — марш!» подаётся на противоположной середине; по этой команде первые номера идут направо, вторые номера — налево в обход;

— «В колонну по два через центр — марш!» подаётся при встрече колонн в той середине зала, откуда начиналось перестроение (рис.1); продолжая дробление и сведение дальше, можно построить в колонны по четыре, восемь и т.д.

Обратное перестроение называется разведением и слиянием; например, из колонны по два в колонну по одному. Команды: — «В колонну по одному направо и лево в обход шагом — марш!» По этой команде правая колонна идёт направо в обход, левая — налево. При встрече колонн на противоположной середине подаётся команда: — «В колонну по одному через центр — марш!»

 

 

Передвижения

Передвижения осуществляются по прямым, косым и закруглённым линиям. По мере овладения техникой передвижений, фигуры усложняются различными заданиями: переход с ходьбы на бег; прыжки, танцевальные шаги и т.д. Занимающиеся должны знать, что все строевые движения начинаются с левой ноги, а танцевальные — с правой.

Движение на месте: команда «На месте шагом (бегом) —марш!».

Остановка движения на месте: команда «Группа! Стой!» подаётся под левую ногу; затем делается ещё один шаг правой и приставляется левая нога; команда «Направляющий — на месте!» подаётся для всякого движения шагом (даже на один шаг).

Переход из движения на месте к передвижению: команда «Прямо!» подаётся под левую ногу, затем делается шаг правой на месте и с левой ноги начинается движение вперёд.

Строевой шаг: команда «Строевым шагом — марш!» в положении «Смирно!»; ногу надо поднимать на 15-20 см от пола, держать ступню горизонтально, ставить ногу твердо на всю ступню.

При движении рук вперёд сгибать их в локтях и поднимать немного выше пояса; при движении назад руки выпрямляют и отводят до отказа в плечевом суставе; пальцы слегка сжаты в кулак.

Походный шаг (обычный): команда «Шагом — марш!», нога поднимается свободно, ставится на пол мягко и несколько с пятки.

Переход из строевого шага на походный выполняется по команде «Вольно!» или «Обычным — марш!».

Переход с ходьбы на бег выполняется по команде «Бегом —марш!».

Переход с бега на ходьбу выполняется по команде «Шагом —марш!», она подаётся под правую ногу, затем делается еще два шага бегом и с левой ноги начинается ходьба.

Изменение характера и темпа передвижения: команды «Шире — шаг!», «Короче шаг!», «Чаще шаг!», «Реже!», «Идти не в ногу!», «Идти в ногу!», «Полный шаг!», «Полшага!» подаются под левую ногу.

Повороты в движении: команда «Направо!» подаётся под правую ногу, затем делается шаг левой ногой и поворот направо. Для поворота налево исполнительная команда подаётся под левую ногу. По команде «Кругом — марш!» исполнительная команда подаётся под правую ногу, затем делается шаг левой, полшага правой вперед немного влево и на носках повернуться налево кругом; с шага левой продолжать движение в новом направлении.

Повороты в движении бегом выполняются по тем же командам, что и при движении шагом.

Разновидности ходьбы: походная (или обычная; на носках; на пятках; на внутренней и наружной стороне стоп; с опорой руками о колени; пригнувшись; крадучись; с высоким подниманием бедра (сгибая ноги вперёд); в полуприседе; в приседе; выпадами; приставными и переменными шагами; скрестными шагами вперёд и в сторону; острый шаг (выполняется перекатом с носка на всю стопу), пружинный шаг (выполняется с резким подъёмом на полупальцы после небольшого приседа) —с различными положениями рук.

Разновидности бега: обычный бег; с высоким подниманием бедра; со сгибанием ног назад; со взмахом прямых ног вперёд, назад или в стороны; скрестным шагом вперёд и в сторону; спиной вперёд; с поворотами с различными положениями рук.

Разновидности прыжков и подскоков: на двух и на одной ноге; ноги врозь и вместе; ноги врозь скрестно; с ноги на ногу; с различными положениями рук; с поворотами; с движениями рук, туловища, ног.

Разновидности танцевального шага: приставной, переменный, шаг вальса, мазурки, венгерки, польки, шаг галопа вперед и в сторону.

Фигурная маршировка:

— обход: команда «Налево (направо), в обход, шагом —марш!» подаётся для передвижения группы по границам зала или площадки;

— противоход: команда «Противоходом налево (направо) —марш!». Подаётся команда для смены движения в противоположном направлении.

Противоходом наружу: команда «Противоходом наружу —марш!».

Противоходом внутрь: команда «Противоходом внутрь —марш!» подаётся во время движения группы в двух колоннах или в колонне по два.

«Змейка» и другие фигуры могут выполняться в продольном и поперечном направлениях. Каждая фигура по своему размеру может быть большой, если она занимает всю длину или ширину зала; средней, если она занимает половину длины или ширины зала; малой, если она занимает 1/4 зала.

Петля открытая: команда «Открытой петлей — марш!» выполняется следующим образом: направляющий поворачивается по дуге на 90° направо (налево) и, дойдя до границы зоны, по которой он шёл первоначально, поворачивается направо (налево) и продолжает обход, оставляя между началом и окончанием петли интервал в один шаг.

Петля закрытая: команда «Закрытой петлей — марш!».

Диагональ: команда «По диагонали — марш!» подаётся при подходе направляющего к одному из углов зала.

Зигзаг: команда «На правую середину и дальше зигзагом —марш!».

Круг: команда «По большому (среднему, малому) кругу налево (направо через центр (или другую точку) — марш!».

Дуга: команда «Большой (средней, малой) дугой к центру (или ко мне) — марш!».

 

Двойная дуга: команда «К центру дугой (определить направление) — марш!» и, после выполнения, команда «Двойной дугой — марш!».

Спираль: команда «Спиралью направо (налево) — марш!».

Для выхода из спирали подаётся команда «Направо (налево) противоходом — марш!». Во время движения по спирали направляющий колонны должен идти с таким расчетом, чтобы интервал между витками был достаточным для обратного движения колонны во время выхода из спирали. Второй выход из спирали производится поворотом колонны кругом по команде «Кругом — марш!».

Восьмерка: команда «Восьмёркой через центр — марш!».

Направляющий ведёт колонну дугой к центру, а затем противодугой в центре проходит скрещением (проход через одного); закрывает фигуру и продолжает движение восьмеркой.

Для выхода из восьмерки подаётся команда: «В верхний правый угол (в нижний правый угол, к верхней, к нижней середине, ко мне и т.д.) — марш!». Направляющий выходит из фигуры и ведёт колонну в указанном направлении.

Размыкания и смыкания

Размыкания — способы увеличения интервала или дистанции строя. Смыкания — приёмы уплотнения разомкнутого строя.

Размыкания и смыкания в движении: команда «Вправо (влево, от середины) на 2-3 шага разомкнись!».

Занимающийся, от которого начинается размыкание, движется в полшага, а остальные в полповорота направо (налево), продолжая движение, размыкаются на указанный интервал.

Смыкание в движении: команда «Вправо (влево, к середине) сомкнись!» или «Бегом сомкнись!». Смыкание выполняется в обратном порядке относительно размыкания.

Размыкание приставными шагами на поднятые руки в стороны: команда «На поднятые руки в стороны от середины (вправо, влево) разомкнись!» производится приставными шагами, постепенно поднимая руки в стороны до интервала на ширину ладони между пальцами партнера. После окончания размыкания подаётся команда «Руки — вниз!».

Смыкание производится по команде «К середине (вправо, влево) приставными шагами сомкнись!».

Размыкание колонны по четыре приставными шагами: команда «Влево (вправо, от середины) приставными (окрестными шагами, прыжками, выпадами, кувырками и т.д.) на два шага разомкнись!». После подачи команды преподаватель начинает подсчет «раз-два» до тех пор, пока размыкание не закончится. Начинают размыкание крайние колонны, затем последовательно, через каждые два счёта вступают остальные.

Для смыкания подаётся команда: «Влево (вправо, к середине) сомкнись!». Начинают смыкание все колонны одновременно. Преподаватель ведет подсчёт до окончания смыкания.

Размыкание с поворотами: команда «Налево (направо) от середины разомкнись!». В том случае, когда интервал не указывается, занимающиеся размыкаются на один шаг. Для размыкания все занимающиеся поворачиваются в указанную сторону и идут вперёд, повернув голову налево-назад, смотрят на занимающихся, идущих сзади. После размыкания все поворачиваются в исходное положение.

Для смыкания подаётся команда: «Вправо (влево, к середине) сомкнись!». Выполняя эту команду, все занимающиеся поворачиваются в сторону смыкания и подходят на установленный интервал, самостоятельно останавливаются в исходном положении.

Размыкание разведением по направляющим из колонны по три (четыре и т.д.). Преподаватель расставляет направляющих из колонны по три (четыре и т.д.) на необходимые интервалы. Затем при общей команде «За направляющим в колоннах — становись!» каждые колонны занимают места за своими направляющими.

Для смыкания подаётся команда «К середине сомкнись!»; занимающиеся возвращаются в первоначальное положение.

Размыкание дугами вперед из колонны по три: по команде «От середины, дугами вперед, на интервал два шага разомкнись!» первые и третьи номера на пять счетов выходят вперёд по дуге (вторые номера стоят на месте), останавливаются на интервал два шага от них, на шестой счёт приставляют ногу, а по счёту «семь, восемь» поворачиваются кругом.

Смыкание производится в обратном порядке по команде «Дугами вперед сомкнись!».

Размыкание дугами вперед из колонны по четыре: по команде «От середины, дугами вперед, на интервал два шага разомкнись!» вторые и третьи номера на пять счетов выходят вперед по дуге (первые и четвертые номера стоят на месте), останавливаются на интервал два шага от них на шестой счёт

приставляют ногу, а по счёту «семь, восемь» поворачиваются кругом.

Смыкание производится в обратном порядке по команде «Дугами вперед сомкнись!».

Размыкание дугами назад: по команде «От середины, дугами назад на интервал два шага разомкнись!» вторые и третьи, третьи и четвертые) номера на счет «раз-два» поворачиваются кругом и на пять счетов выходят по дуге на интервал два шага от первых и четвёртых номеров, на «шесть» — приставляют ногу.

Размыкание круга в два круга: необходимо рассчитать занимающихся по три, затем по команде «В два круга шагом —марш!» вторые номера делают два (три, четыре и т.д., в зависимости от предварительной условности) шага вперед; третьи номера делают полшага вправо.

Смыкание в один круг производится по команде «В один круг сомкнись!»: вторые номера поворачиваются кругом и возвращаются в наружный круг, приставляют ногу и поворачиваются вторично кругом; третьи номера делают полшага влево.

Размыкание круга в три круга: для размыкания в три круга необходимо рассчитать занимающихся по семь, затем, объяснив им, что делает каждый из них, по команде «В три круга шагом — марш!» четвертые номера делают шесть шагов вперёд; вторые и шестые три шага вперёд; седьмые полшага вправо, первые, третьи и пятые стоят на месте. Второй внутренний образовавшийся круг должен быть в два раза меньше наружного, а третий круг в два раза меньше второго круга.

Смыкание производится по команде «В один круг сомкнись!», по которой все вышедшие номера возвращаются в исходное положение.

 

Методические указания при проведении строевых упражнений

 

1. Команды, как правило, разделяются на предварительные и исполнительные («Шагом — марш!», «Кругом!» и т.д.).

Есть команды только исполнительные («Равняйсь!», «Смирно!» и т.д.), но при необходимости перед их подачей преподаватель может добавлять слова «отделение», «группа», «внимание», «колонна» и др., чтобы привлечь внимание занимающихся к исполнительной команде. Например: «Группа! Смирно!», «Колонна — стой!».

Предварительная команда подаётся отчётливо, громко и несколько протяжно, чтобы занимающиеся могли понять, что предстоит сделать, и приготовиться к выполнению. Исполнительная команда подаётся после небольшой паузы отрывисто и энергично.

Голос при подаче команд и пауза между предварительной и исполнительной командами должны быть соразмерны величине строя: чем больше строй, тем протяжнее предварительная команда и больше пауза между предварительной и исполнительной командами, громче подача последней.

Исполнительная команда, являющаяся сигналом к началу работы, по произношению должна соответствовать характеру выполнения последующих действий. Так, если к началу движения бегом в быстром темпе следует подать команду громко и отрывисто, то для начала движения в медленном темпе и там, где невозможно выполнить команду одновременно всем занимающимся, ее следует подавать громко и протяжно. Следует помнить, что команда должна подаваться с твердой и повелительной интонацией. Нужно правильно акцентировать слова и уметь варьировать силу и тон голоса.

Громкость подачи команд надо соразмерять с необходимостью. Недопустимы как неоправданно тихие команды, так и крикливость.

Подавая команды, преподаватель должен находиться в положении основной стойки.

2. По предварительной команде занимающийся принимает положение стойки «Смирно!», поэтому подачей этой команды злоупотреблять не следует (в особенности при проведении общеразвивающих упражнений). Если же команда «Смирно!» подана, нужно требовать безупречного ее выполнения.

3. В некоторых случаях целесообразно заменять команды распоряжениями. Если команда определяет собой одновременно действие из определенного и.п. определенным способом, то распоряжение допускает выполнение действий, не уложенных в счёт, и несколько иными способами. Например, вместо того, чтобы группе, сидящей на полу, подать команду «Налево!», лучше отдать распоряжение «Повернитесь налево».

4. При подаче команды на перестроение надо соблюдать последовательность ее частей:

а) название строя;

б) направление движения;

в) способ исполнения.

Например, при перестроении из колонны по одному в колонну по четыре команда должна быть подана так: «В колонну по четыре налево (направо) шагом — марш!». При движении, если способ передвижения не меняется, его не указывают. В приведённом примере, если команда на перестроение подаётся для идущей группы, слово «шагом» опускается.

При размыкании соблюдается следующая последовательность:

а) направление;

б) величина интервала;

в) способ выполнения.

Например: «Влево на два шага приставными шагами разомкнись!».

5. Команды, в которых есть указание о направлении движения, различаются следующим образом: «налево» («направо») — движение в указанную сторону с одновременным поворотом в самом движении; «влево» («вправо») — движение в указанную сторону без поворота, т.е. боком.

6. При обучении строевым упражнениям пользуются в основном методами показа, объяснения и обучения по частям (по разделениям).

Исходя из небольшой сложности овладения строевыми упражнениями, чаще всего при обучении сочетаются показ и объяснения, а затем упражнение выполняется всей группой одновременно. Более сложные строевые упражнения надо разучивать по разделениям. В данном случае для выполнения каждого действия подаётся отдельная команда.

Например, при перестроении из одной шеренги в две вторые номера выполняют следующие команды:

— «Шаг левой назад делай раз!»;

— «Шаг правой в сторону делай два!»;

— «Приставить левую, делай три!».

При обучении по разделениям занимающийся осознаёт и запоминает свои действия, а преподаватели до подачи очередной команды может исправить ошибки у них.

Рекомендуется разучивать по разделениям такие упражнения, как:

— повороты на месте и в движении;

— перестроение из одной шеренги (колонны) в две (три);

— строевой шаг и другие разновидности передвижения;

— размыкание приставными шагами и др.

Начинать обучение строевым упражнениям следует с самых необходимых для проведения занятий, одновременно из всех групп, начиная с построения, строевых приёмов, передвижения, кончая размыканиями и смыканиями, ставя узкие, конкретные задачи на каждом уроке. Для более успешного овладения строевыми упражнениями целесообразно с первых же занятий начинать учебную практику по их проведению в составе учебных отделений. Некоторые строевые приёмы можно проводить в парах, когда один подаёт команду, а второй её выполняет.

 

Литература

 

1. Брыкин, А.Т. Принципы образования терминов и построения терминологии в гимнастике / А.Т. Брыкин. — Л.: Ленинградский институт физической культуры, 1962.

 

2. Брыкин, А.Т. Гимнастическая терминология / А.Т. Брыкин. — М.: Физкультура и спорт, 1969.

 

3. Гимнастика: Учебник для техникумов физической культуры / Под ред. А.Т.Брыкина, В.М.Смолевского. — М.: Физкультура и спорт, 1985. — С. 33-56.

 

4. Гимнастическая терминология. — М.: Физкультура и спорт, 1983. — 152с.

 

5. Палыга В.Д. Гимнастика: Учебное пособие для студентов педагогических институтов. — М.: Просвещение, 1982. — С. 60-167.

 

6. Советский энциклопедический словарь / Под ред. А.М. Прохорова. — М: Советская энциклопедия, 1990. — С.1336.

 

7. Спортивная гимнастика: Учебник для институтов физической культуры Под ред. Ю.К.Гавердовского, В.М.Смолевского. — М.: Физкультура и спорт, 1979. — С. 23-34.

 

 

ЛЕКЦИЯ 13

 

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ

 

 

Цель – формирование у студентов основ знаний о физической культуре, включение будущих педагогов в процесс осознанного формирования личностных ценностных ориентаций в области физического воспитания, углубление ориентации на педагогическую профессию через глубокое познание технологий обучения, воспитания в сфере физической культуры и спорта.

 

Основные понятия: общеразвивающие упражнения, анатомический признак, развитие силы, гибкости, быстроты, повороты, взмахи, вращение, сгибание, поднимание, вскоки, выпады, рондат, курбет.

 

Требования к усвоению понятий: знать характерные особенности общеразвивающих упражнений; знать классификацию общеразвивающих упражнений; знать комплексы упражнений для рук и плечевого пояса, для ног, для всего тела; иметь представления о методических особенностях при проведении общеразвивающих упражнений.

 

Вопросы для обсуждения

 

1. Характеристика общеразвивающих упражнений.

2. Классификация общеразвивающих упражнений.

3. Упражнения для рук и плечевого пояса.

4. Упражнения для ног.

5. Упражнения для всего тела.

6. Методические особенности общеразвивающих упражнений.

 

Общеразвивающими упражнениями называются движения руками, ногами, туловищем и головой, выполняемые с различным мышечным напряжением, разной скоростью и амплитудой. Цель их — общее физическое развитие и подготовка занимающихся к овладению более сложными двигательными действиями. Они выполняются без предметов и с предметами (с гантелями, набивными мячами, гирями, штангой, резиновыми амортизаторами, палками, скакалками, булавами), на различных гимнастических снарядах, а также с взаимной помощью друг другу (вдвоем).

Общеразвивающие упражнения применяются в занятиях всеми видами гимнастики и особенно основной гимнастикой. Это объясняется тем, что регулярное выполнение их способствует развитию и укреплению двигательного аппарата, сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной систем, а, следовательно, всего организма человека. В результате улучшается физическое развитие, здоровье, работоспособность и жизнедеятельность занимающихся. Общеразвивающие упражнения — прекрасное средство развития силы, гибкости, быстроты движений и ловкости.

Характерные особенности общеразвивающих упражнений:

1. Общеразвивающие упражнения по своей структуре просты и доступны всем категориям занимающихся. Они служат основным содержанием занятий гигиенической, корригирующей, производственной и основной гимнастикой. Обучать этим упражнениям довольно просто. Достаточно повторить то или другое из них несколько раз. Следует также иметь в виду, что прилагать максимальные усилия можно только при выполнении хорошо усвоенных упражнений. В процессе обучения общеразвивающим упражнениям сократительные возможности мышц мобилизуются не полностью. Следовательно, прежде чем пользоваться упражнениями для воспитания тех или других физических качеств, не¬обходимо их предварительно усвоить.

2. С помощью общеразвивающих упражнений можно оказывать относительно изолированное воздействие на отдельные части тела и группы мышц. Эта особенность упражнений позволяет добиться гармонического развития двигательного аппарата. Более того, имеется возможность проверять и поддерживать степень развития тех или других навыков и постоянно развивать отстающие.

3. На занятиях общеразвивающими упражнениями сравнительно легко (даже без преподавателя) регулировать физическую нагрузку.

Нагрузка зависит от подбора упражнений и их количества в одном занятии — упражнения могут быть легче или труднее в зависимости от прилагаемых мышечных усилий и количества мышечных групп, участвующих в работе. В занятия можно включать по 10, 30 упражнений; чем их больше, тем нагрузка выше.

Нагрузка изменяется в зависимости от интенсивности мышечных напряжений, с которой выполняются упражнения. Повышение интенсивности мышечных напряжений достигается: увеличением продолжительности (количества повторений одного и того же упражнения), скорости выполнения упражнений, применением внешней нагрузки и увеличением веса отягощения (гантелей, набивных мячей, гирь), изменением исходных положений (сгибание рук в упоре стоя и в упоре лежа различны по нагрузке), применением волевых усилий. Усилием воли можно увеличивать и уменьшать нагрузку. Кроме того, волевые усилия помогают точнее ощущать напряжение мышц (концентрировать внимание на их работе, преодолевать усталость).

Нагрузка зависит от способа проведения упражнений. Общеразвивающие упражнения могут выполняться с различными интервалами для отдыха (от 5 до 10 сек.). Чем интервал меньше, тем нагрузка больше. Упражнения могут выполняться без пауз, одно за другим. В этом случае нагрузка увеличивается.

На величине нагрузки и утомляемости сказывается эмоциональное состояние занимающихся. При проведении упражнений игровым методом усталость уменьшается и можно выполнить работу, большую по объему.

Известно, что функциональная деятельность нервной системы, внутренних органов и мышц при физической работе нарастает постепенно. Необходимо некоторое время, в течение которого организм приспосабливается к работе. Очевидно, нельзя резко от занятия к занятию увеличивать или уменьшать физическую нагрузку. Рекомендуется первые занятия проводить с умеренной нагрузкой (подбирая доступные упражнения) и увеличивать физическую нагрузку не чаще чем раз в одн




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 4403; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.438 сек.