Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Обучение приемам страховки и помощи




 

Каждое гимнастическое упражнение требует особых приемов страховки, помощи и самостраховки. При обучении этим приемам исходят из правильной техники выполнения упражнений и возможных ошибок. Эти приемы изучаются одновременно с освоением гимнастических упражнений. Педагог показывает и объясняет и.п. страхующего у снаряда, правильную стойку, способ захвата и действия в случае выполнения упражнения с ошибками, затем практически отрабатываются приемы страховки и помощи. Кроме практических действий, перед каждым подходом для страховки следует спросить страхующего, как он будет ее осуществлять. Действия страхующих преподаватель должен всегда держать в поле зрения. Лишь после прочного овладения навыками можно доверить осуществление самостоятельной страховки и помощи, обращая внимание страхующих на строгое соблюдение всех требований техники безопасности и других мер предупреждения травматизма.

Обязательное обучение занимающихся приемам страховки и помощи диктуется тем, что преподаватель не может сам обеспечить их при проведении занятий с несколькими группами. Навыками страховки и помощи должен владеть каждый занимающийся гимнастикой. Студенты физкультурных учебных заведений овладевают ими на практических занятиях.

Обеспечение страховки и помощи воспитывает у занимающихся чувство ответственности за это поручение и профессиональную компетентность.

В вольных и акробатических упражнениях страховку оказывают с помощью ручного или подвесного пояса. При страховке веревки держатся свободно, а в случае ошибочных действий гимнаста, при угрозе падения они быстро натягиваются. Безопасность выполнения сложных упражнений достигается применением для этого поролоновых ям и матов, «обкрутки» в руках педагогов.

В упражнениях на бревне страхующий передвигается вдоль бревна в готовности в любой момент потери равновесия исполняющим упражнение подать руку, гимнастическую палку или поддержать при падении, неудачном соскоке. При наскоках на снаряд страховка оказывается у места отталкивания, а при соскоках сбоку гимнастка поддерживается в области спины и живота. В работе с начинающими рекомендуется страховать вдвоем с обеих сторон бревна. Нельзя в процессе страховки захватывать занимающегося за ноги.

В упражнениях на высокой перекладине, кольцах и брусьях разной высоты страховка осуществляется сбоку под снарядом и передвигаясь на небольшое расстояние вперед и назад в зависимости от направления и характера движения гимнаста. Возможны быстрые переходы на другую сторону (делать надо это очень умело), так чтобы не помешать выполнению упражнения. При соскоках надо быстро переходить к предполагаемому месту приземления. Страховка может оказываться стоя на возвышении или с помощью подвесного пояса.

В упражнениях на низких и средних брусьях страховка осуществляется руками из-под жердей. На низких брусьях при страховке детей и при оказании помощи в исполнении некоторых статических элементов можно держать руки и над жердями. Другими средствами страховки являются поролоновые маты, подвесные пояса, возвышения, подставки различного рода и др.

В опорных прыжках ноги врозь, согнув ноги, согнувшись, страховка оказывается стоя спереди и несколько сбоку от места приземления; гимнаст поддерживается или двумя руками за плечо, или одной рукой за предплечье, другой – за плечо или под грудь. При страховке боковых прыжков место страхующего – впереди снаряда со стороны опорной руки. При выполнении прыжков переворотом и более сложных ему надо стоять сбоку и поддерживать под спину и плечо либо под грудь и спину.

Умелое применение страховки и помощи является не только одной из эффективных мер предупреждения травматизма на занятиях, но и имеет большое значение для успешного овладения техникой гимнастических упражнений. Болезненные ощущения, возникающие у гимнастов при ушибах, растяжениях и других травмах, могут явиться причиной возникновения защитного рефлекса и появления в связи с этим боязни и неуверенности, что существенно замедляет и осложняет процесс технического совершенства спортсмена.

Для успешного осуществления страховки и помощи необходимо:

1. Хорошо разбираться в технике разучиваемых гимнастических упражнений, знать наиболее опасные моменты во время выполнения элементов и соединений.

2. Знать индивидуальные особенности занимающихся, их физические возможности и волевые качества.

3. Надежно владеть приемами страховки, уметь правильно выбрать место для страховки.

4. Быть внимательным, своевременно и адекватно реагировать при возможных и случайных срывах и падениях, уметь предугадать особенности поведения гимнаста в рискованных ситуациях.

Помощь, как правило, применяется на начальной стадии обучения новому упражнению. Она не только исключает возможность срыва, но и является действенным методическим приемом, способствующим созданию у занимающихся правильного представления об изучаемом двигательном действии.

По мере овладения технической основой упражнения непосредственная помощь заменяется страховкой.

Страховка в различных видах гимнастического многоборья имеет свою специфику.

Акробатические прыжки, как правило, разучивают с применением ручного пояса, который не только повышает надежность страховки, но и позволяет оказать необходимую помощь обучаемому. Страхуют с помощью пояса обычно вдвоем. При выполнении прыжков с поворотами надо в исходном положении проверить правильность расположения веревок, удерживающих гимнаста.

На высокой перекладине, кольцах и брусьях разной высоты страхуют либо стоя под снарядом (переходя на небольшое расстояние вперед и назад в зависимости от направления и характера движений гимнаста), либо удерживая гимнаста за руки, стоя на возвышении, либо с помощью подвесного пояса (реже с помощью ручного пояса).

На параллельных брусьях надо страховать в большинстве случаев, держа руки под жердями. Держать руки над жердями можно лишь при страховки детей и при оказании помощи во время выполнения некоторых статических упражнений. Ряд сложных упражнений на брусьях целесообразно разучивать с помощью подвесного пояса (сальто над жердями, некоторые соскоки). При освоении элементов, связанных с переходом из упора в вис и наоборот, под брусья (на станину) следует класть гимнастические маты. При обучении поворотам в стойке маты кладут на жерди.

Обучать основным приемам помощи и страховки следует всех занимающихся. Делать это надо параллельно с освоением техники выполнения упражнений. Знание приемов помощи и страховки способствует более глубокому пониманию техники изучаемых упражнений и ускоряет процесс формирования двигательных навыков. Умение занимающихся страховать и оказывать помощь друг другу облегчает работу преподавателя и делает ее более эффективной.

Гимнасты не должны делать без страховки упражнения, не достаточно освоенные и связанные с риском, не следует также выполнять сложные упражнения без разминки.

 

 

Литература

 

1. Гимнастика: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. А.Г. Брыкина. – М.: Просвещение, 1971. – 365 с.

 

2. Гимнастика: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. М.Л. Журавина, Н.К. Меньшикова. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. -448с.

 

3. Петров, П.К. Методика преподавания гимнастики в школе: учеб. для студ. высш. учеб. заведений / П.К. Петров. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 448 с.

 

4. Теория и методика гимнастики:. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.Ч. Фименович. – М.: Просвещение, 1982. – 217 с.

 

5. Теория и методика физической культуры: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. Ю.Ф. Курамшина. – М.: Советский спорт, 2004. – 257 с.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1716; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.