Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рассмотрим особенности метода ПСО




Цель предоставления обеспечения

Условия предоставления обеспечения

Круг лиц, подлежащих обеспечению

Источники финансирования

Практически все ученые единодушны в том, что социальное обеспечение должно предоставляться за счет специальных фондов, образуемых государством. В настоящее время финансирование социального обеспечения происходит за счет Фонда социальной защиты населения.

С юридических позиций общепринято, что обеспечение за счет общества должно осуществляться не для всех граждан, а лишь для определенных их категорий, установленных в законе. На сегодняшний день таковыми являются: нетрудоспособные (по старости, инвалидности, выслуге лет); лица, потерявшие кормильца; беременные женщины; дети; семьи, имеющие детей; безработные и др. Круг этих лиц устанавливается применительно к конкретным видам обеспечения;

Право на тот или иной вид обеспечения устанавливается для определенных групп из вышеперечисленных граждан только при наступлении соответствующих обстоятельств, указанных в законе. К таковым преимущественно относятся события (достижение определенного возраста, инвалидность, смерть, рождение гражданина и т. д.). Указанные обстоятельства в большинстве случаев связываются с наступлением для человека трудной жизненной ситуации, в которой он оказался по не зависящим от него причинам и когда помощь общества является крайне необходимой;

Их можно условно подразделить на ближайшие, промежуточные, конечные. Так, при обеспечении женщины пособием по беременности и родам ближайшей целью является материальная поддержка женщины в тот период, когда она освобождается от работы перед или после родов. Промежуточной целью является забота о здоровье матери и ребенка. Конечной целью является воспитание здорового поколения и рост народонаселения страны. Однако следует полагать, что основной целью каждого вида обеспечения является выравнивание социального положения отдельных категорий граждан с остальными членами общества. Действительно жизненные ситуации, в которых оказывается гражданин, требуют от него как правило, повышенных материальных затрат либо дополнительных физических, психических, нравственных усилий по сравнению с другими членами общества.

При формировании понятия социального обеспечения необходимо учитывать также, что оно является выражением социальной политики государства на данном этапе его развития. Изменение социальных приоритетов неизбежно влечет за собой и изменения в содержании понятия социального обеспечения.

Социальное обеспечение как явление общественной жизни можно рассматривать в следующих аспектах:

1)это экономическая категория, один из способов распределения материальных благ между членами общества;

2) это одна из основных внутренних функций государства;

3)это социальная категория, которая гарантирует человеку сохранение статуса полноценного члена общества в тех случаях, когда он по не зависящим от него причинам нуждается в социальной помощи и государственной поддержке;

4)это правовая категория, которая означает субъективное право лица на оказание государственной помощи, и правовой механизм, закрепляющий организационно-правовые способы осуществления социального обеспечения, порядок образования соответствующих финансовых систем, систем управления социальным обеспечением, порядок социального обеспечения, виды и условия предоставления социальной помощи, механизм защиты нарушенных прав;

5) это самостоятельная отрасль права, система правовых норм.

Законодатель выделяет формы и виды социального обеспечения. Так, например, организационно-правовыми формами социального обеспечения являются:

* система социального страхования; система пенсионного обеспечения; система выплаты пособий и компенсаций;

* система социального обслуживания пожилых граждан, инвалидов, семей с детьми и безработных граждан.

В зависимости от источника выплаты денежных средств (источника финансирования) на социальное обеспечение граждан выделяют следующие его виды:

1) государственное социальное обеспечение — это такой вид социального обеспечения, который осуществляется за счет средств бюджета, а также за счет внебюджетных государственных социальных фондов;

2) негосударственное социальное обеспечение — это такой вид социального обеспечения, который осуществляется за счет средств частных физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, предприятий, организаций.

Сущность социального обеспечения наиболее рельефно отражают его функции: экономическая; компенсационно­-распределительная; политическая; социально-реабилита­ционная; демографическая; защитная. Основными из них являются экономическая и социально-реабилитационная функции.

Экономическая функция социального обеспечения за­ключается в полном или частичном замещении заработка или другого источника средств существования, утраченно­го в связи с возрастом, нетрудоспособностью или потерей кормильца, частичном возмещении дополнительных расхо­дов при наступлении определенных жизненных обстоя­тельств, а также оказании минимальной денежной или на­туральной помощи малоимущим гражданам.

Социально-реабилитационная функция направлена на восстановление общественного статуса нетрудоспособных граждан и другой социально менее защищенной части на­селения, позволяющего им ощущать себя полноценными членами общества.

Поскольку существует какая-либо область отношений между людьми, постольку существует и специальная от­расль права, которая регулирует отношения в этой области, следовательно, социальное обеспечение как деятельность и как совокупность общественных отношений регулирует особая отрасль права — право социального обеспечения. В самостоятельную отрасль оно выделилось в конце 1960-х — начале 1970-х гг., а до этого времени отношения по со­циальному обеспечению рассматривались в рамках ад­министративного, гражданского, трудового и колхозного права.

Понятие социального обеспечения тесно увязывается с понятием социальной защиты, под которой понимается конкретная социальная политика государства, стремящая­ся правовыми мерами обеспечить удовлетворительное или безбедное существование тем группам населения, которые находятся в особо сложном материальном положении и не­способны без внешней поддержки улучшить его.

Необходимо также отметить, что систему социального обеспечения следует рассматривать как составную часть государственной системы социальной защиты населения, которая помимо социального обеспечения включает гаран­тии по охране труда, здоровья и окружающей природной среды, минимальной оплате труда и другие меры, необхо­димые для нормальной жизнедеятельности человека и функционирования государства.

По источникам и способам формирования специальных социальных фондов, а также в зависимости от органов, осуществляющих социальное обеспечение, и соответству­ющей нормативной базы выделяют различные роды, виды и формы социального обеспечения.

Таким образом, понятие «социальная защита» значи­тельно шире понятия «социальное обеспечение», так как последнее входит в категорию первого.

Следует различать понятия социального обеспечения и социального страхования. Социальное страхование — это система создаваемых государством правовых, экономических и организацион­ных мер для компенсации или минимизации последствий изменений материального и (или) социального положения работающих граждан, а также в случаях профессионально­го заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беремен­ности и родов, потери кормильца, наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санатор­но-курортного лечения и наступления иных установленных законодательством социальных рисков, подлежащих обяза­тельному социальному страхованию.

Существует ряд признаков, отличающих социальное страхование от социального обеспечения:

  1. выполнение социальным страхованием функции не только компенсации социального риска, но и предупрежде­ния неблагоприятных последствий рисковой ситуации;
  2. способ финансирования дохода застрахованного лица даже в том случае, когда за наемного работника взносы уп­лачивает наниматель;
  3. высокий уровень обеспечения.

 

  1. Предмет и метод права социального обеспечения

 

Право социального обеспечения как самостоятельная отрасль права состоит из совокупности правовых норм, регламентирующих эффективное функционирование указанных выше форм, видов социального обеспечения, и направлена на создание правового механизма социального обеспечения.

Право социального обеспечения имеет самостоятельный предмет отрасли — совокупность правовых отношений, обладающих рядом отличительных признаков. К таким признакам относятся:

1) общая экономическая природа отношений по социальному обеспечению, т. е. указанные отношения носят распределительный характер;

2) специфический круг субъектов отношений социального обеспечения, одним из которых всегда является государство либо иной уполномоченный государством субъект. Другим же субъектом всегда выступает физическое лицо; социальное обеспечение юридических лиц невозможно;

3) объектом отношений социального обеспечения всегда является материальное благо. Формами выражения указанного блага являются: денежные выплаты (пенсия, пособия, компенсации и др.), оказание услуга социального характера (предоставление на льготных условиях медицинской помощи, санаторно-курортного лечения, содержания детей в образовательных и воспитательных учреждениях и др.);

4) специфические юридические факты, с которыми связаны возникновение, изменение и прекращение отношений по социальному обеспечению. Как правило, это обстоятельства, которые не зависят от воли субъекта отношений и признаются государством социально значимыми (так называемые социальные риски).

Предмет права социального обеспечения как самостоятельной отрасли права разделяется на три блока отношений:

1) отношения, возникающие по поводу денежных выплат. Данные отношения в зависимости от вида денежных выплат подразделяются на следующие виды:

* по поводу обеспечения пенсиями,

* по поводу обеспечения пособиями,

* по поводу обеспечения компенсационными выплатами,

* по поводу обеспечения страховыми выплатами;

2) отношения, возникающие по поводу натуральных видов социального обеспечения.

(по поводу предоставления бесплатной или на льготных условиях медицинской (лекарственной) помощи, по поводу санаторно-курортного лечения, по поводу профессионального обучения и трудоустройства молодежи и др.)

3) отношения процедурно-процессуального характера, основной целью которых является обеспечение оптимального функционирования первых двух видов отношений по социальному обеспечению. В зависимости от объектов, на которые они направлены, отношения процедурно-процессуального характера подразделяются на следующие виды:

* по поводу установления юридических фактов,

* по поводу реализации права на отдельные виды социального обеспечения,

* по поводу защиты нарушенных прав.

Таким образом, предмет права социального обеспечения — это комплекс общественных отношений материального и процедурно-процессуального характера, возникающих в связи с наступлением определенных законом случаев (так называемых социальных рисков) и направленных на компенсацию или минимизацию последствий от их наступления путем распределения материальных благ.

Предмет науки права социального обеспечения значи­тельно шире, чем предмет отрасли права, так как наука изучает не только содержание правовых норм данной от­расли, но и дает понятия самой отрасли права, ее предме­та, метода правового регулирования, содержит историчес­кие аспекты развития отрасли, анализирует нормы по со­циальному обеспечению граждан в иностранных государ­ствах.

Метод ПСО. В соответствии с положениями общей теории права под методом правового регулирования понимается совокупность приемов и способов, используемых законодателем для наиболее эффективного регулирования определенного комплекса общественных отношений.

Всякий отраслевой метод правового регулирования общественных отношений характеризуется не одним каким-либо признаком, а представляет собой целый комплекс средств и способов воздействия на общественные отношения, регулируемые нормами данной отрасли права.

1. Сочетание централизованного и локального способов установления прав и обязанностей субъектов.

2. Составными элементами метода нормативного регулирования ПСО являются дозволение, предписание и запрет. Для метода нормативного регулирования ПСО характерно преобладание дозволения над предписанием и запретом.

3. Своеобразие общественных отношений, возникающих в сфере социального обеспечения, предопределяет и уникальность метода воздействия на данные отношения. В соответствии с основами теории государства и права для наиболее точного установления метода правового регулирования отрасли ПСО используются следующие 4 критерия:

1) уровень регулирования общественных отношений социального обеспечения — характеризуется сочетанием республиканского, местного и локального уровней правового регулирования отношений социального обеспечения;

2) порядок установления прав и обязанностей субъектов общественных отношений социального обеспечения — проявляется в сочетании договорных и внедоговорных способов установления таких прав и обязанностей;

3) правовое положение (правовой статус) субъектов общественных отношений социального обеспечения — заключается в том, что в праве социального обеспечения нет ни отношений равенства сторон, ни отношений субординации (власти-подчинения). Участники отношений, являясь экономически неравными, тем не менее обладают административной независимостью друг от друга. Своеобразие заключается в том, что имущественные права всегда принадлежат физическим лицам, а обязанности по их реализации возлагаются на уполномоченный государственный орган. Физические лица, как правило, выполняют полномочия процедурно-процессуального характера;

4) юридические меры воздействия (способы защиты нарушенных прав) — проявляются в том, что у отрасли права социального обеспечения нет какого-либо особого механизма правового воздействия, т. е. физические лица могут воспользоваться административным либо судебным порядком защиты своих нарушенных прав. Однако есть особенности в характере санкций права социального обеспечения — отсутствие репрессивных санкций. Правонарушитель подвергается только правоохранительным либо правовосста-новительным мерам воздействия. В праве социального обеспечения отражена специфика юридических фактов, с которыми связано возникновение, изменение, прекращение правоотношений.

В данной отрасли почти все юридические факты — это не действия, а события, возникающие, как правило, объективно и не зависящие от воли людей, в результате которых утрачивается возможность самостоятельного обеспечения необходимыми жизненными средствами либо этих средств становится недостаточно (старость, инвалидность, безработица, потеря кормильца, бедность, рождение ребенка, смерть и т.д.).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 4016; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.006 сек.