Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие и общая характеристика принципов права социального обеспечения




Лекция № 2. Основные принципы и источники права социального обеспечения

Отграничение права социального обеспечения от смежных отраслей права

Любую самостоятельную отрасль права необходимо от­граничивать от других отраслей, регулирующих смежные отношения. Для права социального обеспечения таковыми являются трудовое, административное, финансовое и граж­данское право.

Трудовое право. Право социального обеспечения хотя и связывает определенные виды обеспечения с наличием у гражданина трудовых отношений в настоящем или про­шлом, однако в их содержание не вмешивается, а следова­тельно, может существовать параллельно. Общими для трудового права и права социального обеспечения являют­ся вопросы, связанные с трудовым стажем - общим, специ­альным, страховым непрерывным. Однако в каждой из указанных отраслей данным видам трудового стажа прида­ется различное юридическое значение.

Административное право. Отношения между различ­ными органами государственного управления (в связи с их исполнительно-распорядительной деятельностью по орга­низации социального обеспечения) включаются в предмет административного права.

Финансовое право. Отношения, связанные с образовани­ем и расходованием средств различных государственных фондов (Пенсионного фонда, Фонда социального страхова­ния), не являются предметом права социального обеспечения, а от­носятся к финансовому праву.

  1. Понятие и общая характеристика принципов права социального обеспечения
  2. Понятие источников права социального обеспечения и их классификация

 

Показателем самостоятельности отрасли права является наличие не только собственного предмета и метода правового регулирования общественных отношений, но и специфических отраслевых принципов, объединяющих отдельные нормы в систему отрасли, выражающих сущность норм данной отрасли, определяющих положение субъектов права, их права и обязанности.

В теории права под правовыми принципами понимаются руководящие идеи, которые выражают сущность, основные свойства и общую направленность развития правовых норм в пределах всей системы права либо ее отдельных отраслей или институтов.

Принципы ПСО – основополагающие идеи, руко­водящие начала, которые, с одной стороны, характеризуют внутреннее единство данной отрасли права, а с другой ­указывают основные тенденции ее развития.

В зависимости от источников принципы права делятся на:

• нормы-принципы, которые прямо закрепляются в законодательных актах, выступают в виде правовых норм, но значительно отличаются от последних. Такие принципы содержат общее правило поведения и с их помощью невозможно урегулировать конкретное правоотношение, однако их можно использовать для толкования норм нрава в случае пробелов в законодательстве. Нормы-принципы имеют общеобязательный характер и могут официально реализовываться в правоприменительной практике. Эти принципы не со­держат традиционных элементов структуры нормы;

• принципы, выводимые из норм. Они логически выводятся из содержания действующего национального законодательства и норм международного права.

По сфере действия принципы принято классифицировать следующим образом:

1. общеправовые, свойственные всем отраслям права (гуманизм, демократизм, принцип социальной справедливости),

2. межотраслевые, отражающие общие черты нескольких отраслей права, отраслевые, характеризующие специфику конкретной отрасли;

• отраслевые принципы, характеризующие отдельную отрасль права (всеобщность права социального обеспече­ния, социальное обеспечение за счет обязательных плате­жей во внебюджетные фонды, государственного бюджета, негосударственных пенсионных фондов и др.);

• внутриотраслевые принципы, касающиеся отдельных институтов отраслей права (принципы пенсионного обес­печения, социального обслуживания, обязательного меди­цинского страхования и др.).

В рамках права социального обеспечения действуют три группы принципов: общеправовые, межотраслевые и отраслевые принципы.

К числу отраслевых пр инципов относятся следующие принципы права социального обеспечения:

1) всеобщность социального обеспечения. Согласно данному принципу правовой основой социального обеспечения являются Всеобщая декларация прав 1948 г., Пакт «Об экономических, социальных и культурных правах», Конституция РБ и иные нормативные акты.

2) общедоступность социального обеспечения. Данный принцип находит воплощение в нормах, закрепляющих порядок назначения, предоставления и выплаты отдельных видов социального обеспечения;

3)установление уровня социального обеспечения, гарантирующего достойную жизнь человека, свободное развитие личности. Кроме того, уровень социального обеспечения должен удовлетворять потребности не только самого гражданина, но и нетрудоспособных и несовершеннолетних членов его семьи, находящихся на его обеспечении.

4) многообразие оснований, форм и видов социального обеспечения. Под основаниями социального обеспечения понимают обстоятельства, при наступлении которых у человека возникает право па социальное обеспечение. Так, в рамках отрасли права социального обеспечения под основаниями принято понимать социальные риски, к числу которых относятся: временная нетрудоспособность, инвалидность, достижение определенного возраста, потеря кормильца, смерть, рождение человека и др. Об организационно-правовых формах и видах социального обеспечения говорилось ранее;

5)дифференциация условий и порядка предоставления социального обеспечения субъектам общественных отношений. Так, подобная дифференциация может быть обусловлена следующими факторами: вид трудовой деятельности, местность выполнения работ или место проживания, материальное положение субъектов, степень трудоспособности, семейное положение и т. д.;

6) целевое использование средств. Данный принцип предполагает осуществление социального обеспечения за счет денежных средств, специально выделенных и предназначенных для этих целей. В соответствии Конституции РБ социальное обеспечение осуществляется как за счет государственных средств (государственные пенсии, пособия, компенсации, льготы), так и за счет добровольного социального страхования, дополнительных форм социального обеспечения и благотворительности. Целевые государственные средства на социальное обеспечение выделяются из двух источников: гос. бюджета и государственных внебюджетных фондов.

Содержание принципов права социального обеспечения:

Всеобщность социального обеспечения. Конституция РБ, устанавливает равную и одинаковую для каждого возможность при наступлении конкретных социально значимых обстоятельств получить определенные виды социального обеспечения независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств.

В целом право на социальное обеспечение по своей сущности является всеобщим, так как распространяется на всех. Законодательство не предусматривает ограничений в праве на получение тех или иных видов обеспечения, однако, устанавливает условия, при которых они предоставляются. Этому не противоречит то обстоятельство, что право на отдельные виды обеспечения поставлено в зависимость от участия гражданина в прошлом или настоящем в трудовой или общественно полезной деятельности, уплаты страховых взносов, уровня индивидуального дохода, среднедушевого дохода семьи и т. д.

Наиболее полно принцип всеобщности воплощен в пенсионном обеспечении. Пенсии — это наиболее распространенный и характерный вид социального обеспечения престарелых и нетрудоспособных граждан, который представляет основу всей системы социального обеспечения. Все другие виды помощи и обслуживания престарелых и нетрудоспособных граждан предназначены для удовлетворения их специфических потребностей, как правило, сверх пенсии (протезирование, различные бесплатные услуги и т. п.), а иногда частично взамен ее (содержание и обслуживание в домах-интернатах и пр.).

Всеобщность социального обеспечения проявляется в законодательстве, регулирующем государственную помощь в содержании и воспитании детей. Согласно Конституции РБ материнство и детство, семья находятся под защитой государства, каждому гарантируется социальное обеспечение для воспитания детей.

В соответствии с белорусским законодательством каждая семья независимо от ее социального положения, количества воспитываемых детей, материального достатка имеет право при рождении ребенка на материальную помощь в виде пособий, компенсационных выплат, социальных услуг, льгот по системе социального обеспечения.

Принцип всеобщности обеспечения проведен также в законодательстве, касающемся медицинской помощи и лечения.

Осуществление социального обеспечения за счет как страховых платежей, так и средств бюджета. Конституционное право граждан на социальное обеспечение гарантируется системой государственного социального страхования.

Дифференциация видов, условий и уровня обеспечения в зависимости от трудового вклада, причин нуждаемости и иных социально значимых обстоятельств. Данный принцип раскрывается через правовые нормы, которые устанавливают виды социального обеспечения, условия выплаты, размеры.

Критерии дифференциации могут носить объективный характер — это природно-климатические условия, вредные, тяжелые и особо вредные условия труда, либо зависеть от субъективных свойств участников правоотношений, например, физиологических особенностей, состояния здоровья (женщины, несовершеннолетние, инвалиды).

Дифференциация в социальном обеспечении предусмотрена в зависимости от целого ряда социально значимых обстоятельств. Наибольшее значение придается такому критерию дифференциации, как трудовая деятельность.

С определенной продолжительностью трудового стажа связано право на трудовую пенсию по старости, по инвалидности от общего заболевания, по случаю потери кормильца от общего заболевания. Работа в неблагоприятных условиях дает право на льготные условия получения пенсионного обеспечения и в более высоком размере. Определенная длительная профессиональная деятельность является основанием для получения особого вида пенсии — пенсии за выслугу лет. Продолжительность трудовой деятельности влияет на размер пенсионного обеспечения.

Связь социального обеспечения с трудом прослеживается в нормах по обеспечению отдельными видами пособий (по временной нетрудоспособности).

К социально значимым факторам дифференциации относятся причины утраты трудоспособности (трудовое увечье, военная травма, общее или профессиональное заболевание). На содержание права гражданина в сфере социального обеспечения влияют многочисленные социально значимые обстоятельства: возраст, состояние здоровья, семейное положение, наличие иждивенцев, многодетность, воспитание детей в неполной семье, проживание на определенных территориях и в регионах, приобретение статуса безработного, пребывание в отпуске по беременности и родам, по уходу за ребенком и т.д.

Обязанность государства гарантировать уровень социального обеспечения не ниже прожиточного минимума. Принцип зависимости уровня обеспечения от прожиточного минимума означает, что пенсии, пособия, компенсационные выплаты, различные виды социального обслуживания должны поддерживать уровень жизни нуждающихся в социальной помощи не ниже установленного законом прожиточного минимума.

В настоящее время данный принцип не реализуется, поскольку ни одна из выплат по системе социального обеспечения, назначаемая в фиксированном размере либо соизмеряемая с минимальной оплатой труда, такого уровня не достигает (например, минимальная пенсия по старости, пособия на детей, компенсационные выплаты и др.). Однако это не означает, что государство освобождается от обязанности гарантировать человеку достойный уровень жизни. Такая обязанность вытекает как из международных актов в области социального обеспечения, так и из Конституции РБ, ст. 26 Декларации прав и свобод человека и гражданина, где закреплено, что пенсии, пособия и другие виды социальной помощи должны обеспечивать уровень жизни не ниже установленного законом прожиточного минимума.

Гарантированность социальной помощи в случаях, когда человек нуждается в ней в силу обстоятельств, признаваемых социально значимыми.

Содержание данного принципа выражается в том, что к числу оснований, признаваемых государством социально значимыми и влекущими его обязанность предоставить социальную помощь, относятся различные события, которые могут сопровождать человека в течение всей его жизни. Это — достижение определенного возраста; потеря трудоспособности временно либо постоянно, полностью или частично; утрата кормильца семьей; длительная профессиональная деятельность в определенных сферах; беременность и роды; наличие детей в семье; нуждаемость в медицинской помощи и лечении, в постороннем уходе, средствах передвижения; протезирование; вынужденное переселение; смерть близких и т. д.

Данные обстоятельства выполняют роль юридических фактов, влекущих определенные правовые последствия, связанные с возникновением права на тот или иной вид обеспечения. Государственная помощь оказывается, когда лицо объективно уже или еще не способно трудиться, зарабатывать средства к существованию, нуждается в дополнительных расходах, удовлетворении специфических потребностей, вызванных болезнью, инвалидностью, старостью и т. д.

Представление о нуждаемости в социальном обеспечении не остается неизменным, оно со временем трансформируется. Законодательство последних лет расширило перечень социальных рисков, при наступлении которых гражданин подлежит защите (например, заражение вирусом иммунодефицита человека медицинским работником при исполнении своих служебных обязанностей, утрата трудоспособности в связи с участием в борьбе с терроризмом, возникновение поствакционных осложнений и др.).

Многообразие видов социального обеспечения. Данный принцип находит свое выражение в том, что в случае наступления того или иного социального риска государство оказывает социальную поддержку, помощь различными способами (денежные выплаты, социальные услуги и др.).

В денежной форме выплачиваются пенсии, пособия, компенсации, виды которых постоянно расширяются. Так, наряду с традиционными пенсиями по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет законодательством предусмотрены социальные пенсии.

Заново сформировалась система социальных пособий на детей. Закон «О государственных пособиях семьям воспитывающим детей» предусмотрел следующие виды государственных социальных выплат:

пособие по беременности и родам;

единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;

единовременное пособие при рождении ребенка;

ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;

ежемесячное пособие на ребенка.

Отдельными нормативными актами предусмотрены: пособие по временной нетрудоспособности; по безработице; социальное пособие на погребение.

Система компенсационных выплат — новое явление для белорусскго социального обеспечения. Они предоставляются работникам за время вынужденного отпуска без сохранения заработной платы; за время отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет; студентам, аспирантам за время академического отпуска; женам (мужьям) военнослужащих и женам служащих органов внутренних дел; трудоспособным неработающим гражданам, занятым уходом за инвалидом I группу престарелым, ребенком-инвалидом; на детей, находящихся под опекой и попечительством; на питание учащимся; вынужденным переселенцам и беженцам; на санаторно-курортное лечение; инвалидам на обслуживание транспортных средств.

Социальное обслуживание является неотъемлемым элементом государственной системы социального обеспечения, в рамках которого предусматривается социальная помощь не в денежной форме, а в виде социальных услуг. В настоящее время социальное обслуживание охватывает многообразные виды социальных услуг, предоставляемых бесплатно или со скидкой, адресованных гражданам для удовлетворения их специфических потребностей, обусловленных болезнью, инвалидностью, старостью, многодетностью. Это — медицинская помощь и лечение; лекарственная помощь; санаторно-курортное лечение; социальная помощь на дому; содержание в учреждениях социального обслуживания; содержание детей в детских учреждениях; обеспечение транспортным средством или средством передвижения, профессионального обучения и трудоустройства инвалида; протезно-ортопедическая помощь; предоставление льгот по системе социального обеспечения. Многообразие видов социального обеспечения позволяет полнее осуществлять заботу о тех, кто в ней нуждается.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 11255; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.