Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Определение функций педагогического общения и его специфика




План

ОБЩЕНИЕ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПОНЯТИЕ

Целевая установка:

в процессе изучение данной темы у студентов должны быть сформированы:

– представления о роли общения в процессе развития человека и в его жизнедеятельности;

– знания о функциях, видах, стилях педагогического общения, типах отношений с другими людьми, стилях руководства отношениями;

– умения: характеризовать функции общения (коммуникативную, перцептивную, интерактивную и др.); объяснять и учитывать действия психологических механизмов восприятия в общении; соотносить этапы педагогического общения с этапами профессиональной деятельности, определять их задачи и пути осуществления; устанавливать контакты с субъектами инженерно-педагогической деятельности; быстрого включения во взаимодействие, применение приемов самопрезентации; классифицировать методы саморегуляции психического состояния и правильно их выбирать; определять и выбирать стиль и вид педагогического общения, тип отношений, и стиль руководства общением

 

2.1. Определение функций педагогического общения и его специфика.

2.2. Характеристика этапов педагогического общения.

2.3. Понятие и характеристика стилей педагогического общения.

 

 

Проблема общение занимает важное место в жизни каждого человека. Это один из самых сложных видов человеческой деятельности.

Ораторское искусство в Древних Греции и Риме изучалось такими науками как диалектика, риторика, эвристика. В наше время проблемы общения рассматриваются в философии, социологии, лингвистике, общей психологии, педагогике, педагогической психологии, риторике и других науках.

«Эффект Пигмалиона», сущность которого формулируется следующим образом: если к какому-то событию или явлению относиться как к такому, которое реально произошло, то оно действительно состоится.

Значит, если относится к ученику как к способному, дисциплинированному, одаренному, и показывать это ему своим отношением, то создаются предпосылки для этого. И наоборот, если проявлять отрицательное отношение к ученику, то это вызовет его отрицательное отношение к себе, к обучению, то есть, «эффект Пигмалиона» будет действовать в обратном направлении.

Деловое общение – это

 

 

Одним из видов делового общения есть педагогическое.

Педагогическое общение – это

 

Таблица 2.1

Сравнительная характеристика

профессионального и непрофессионального делового

(педагогического) общения

 

№ п/п Характеристики профессионального делового общения Характеристика непрофессионального делового общения
1. Многогранность Бедность деловой речи, словарного запаса, ограниченное видение положительных возможностей влияния общения на профессиональную деятельность
2. Многофункциональность Узкая направленность, ограниченность в применении методов и средств общения
3. Личностная ориентация, умение устанавливать межличностные отношения Неумение установить межличностные отношения с подчиненными, коллегами, руководством (инженерная деятельность), учениками, родителями (педагогическая деятельность)
4. Оптимизирует деятельность, повышает результативность Снижает трудоспособность работников или учеников, результативность их деятельности
5. Формирует у подчиненного (ученика) и инженера (педагога) уверенность в собственном “Я”, утверждает достоинство Вызывает неуверенность, страх, дисгармонию взаимоотношений
6. Профессиональная деятельность подчиненных, усвоение знаний учениками происходит как формирование ценностных ориентаций Развиваются отрицательные стереотипы в поведении и высказываниях подчиненных или учеников (через жесткую регламентацию, копирование опыта и др.)
7. Обеспечивает вхождение подчиненного (ученика) в культуру (через деятельность и личность инженера (педагога), отношения с коллегами, ровесниками) Формирует отрицательное отношение к личности инженера (педагога), профессиональной или учебной деятельности, к предприятию, учебному заведению.

 

Профессионально организованное деловое общение способствует успеху, а непрофессионально организованное – создает препятствия в работе, что следует из характеристик, приведенных в табл. 2.1. В процессе профессионального делового общения следует учитывать многоуровневую структуру, ядром которой является общая деятельность (табл. 2.2).

Профессиональное общение характеризуется своими функциями: перцептивной, коммуникативной, интерактивной и другими.

Перцептивная функция реализуется

 

 

Восприятие – это процесс

 

Различают механизмы, действующие при восприятии знакомых и незнакомых людей (рис. 2.1).

Таблица 2.2

Структура общения

 

№ п/п Название уровня Сущность уровня профессионального общения
1. І уровень Отношение членов коллектива к содержанию и ценностям коллективной деятельности, которое обеспечивает сплоченность коллектива как ценностно-ориентированного единства
2. ІІ уровень Межличностные отношения, которые опосредствуются через общую деятельность (коллективное самоопределение, дифференциация, идентификация и прочее)
3. ІІІ уровень Межличностные отношения, которые опосредствованы личными ценностными ориентирами, эмоциональными выборами, связанными с общей деятельностью.

 

 
 

 


Рис. 2.1. Схема психологических механизмов восприятия в процессе общения.

 

Стереотип – это

 

 

Первое впечатление о незнакомом человеке очень важное для дальнейшего общения. Но оно может также быть источником ошибок. Такие ошибки обусловлены наличием трех факторов:

фактора преимущества,

 

фактора привлекательности,

фактора отношения к нам,

 

При межличностном общении со знакомым человеком он воспринимается не как представитель определенной социальной группы, а как индивид, представление об индивидуальных качествах которого уже имеются. В данном случае действуют психологические механизмы межличностного общения: идентификация, эмпатия, рефлексия.

Идентификация – это

 

 

Эмпатия

Рефлексия

Коммуникативная функция

 

Реализуется коммуникативная функция с помощью различных средств и механизмов передачи информации, например, с помощью языка и других знаковых систем (вербальных и невербальных).

Интерактивная функция

 

Специфика

 

 

– на организацию взаимодействия;

– на участников общения;

– на предмет общения.

Педагогическое общение представляет собой вид деятельности, поэтому его структура есть типичной для деятельности.

Субъекты общения –

 

• межличностное общение –

• индивидуально-групповое общение –

 

• коллективно-индивидуальное общение –

 

• групповое общение –

 

Цель общения – это

 

 

Предметом общения может быть

Условия общения –

 

 

Средства общения –

 

 

Общение классифицируются по средствам:

• речевое общение

• с помощью жестов, мимики, пантомимики

• общение действиями

• предметное общение

 

• кодово-символическое общение

Другие классификации общения приведены на рис. 2.2.

Результат общения –

 

Результаты общения можно подразделить на:

• внешние

 

• внутренние

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 617; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.