Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие и характеристика стилей педагогического общения




Организация непосредственного общения (коммуникативная атака).

 

3. Управление общением.

 

 

Саморегуляция психического состояния

Эмоциональный процесс

 

 

 

К методам саморегуляции психического состояния относятся:

 

• (рис. 2.4).

Рассмотрим некоторые из этих методов и приемов.

Имитационная игра (имаготерапия)

 

Для нейтрализации негативных эмоций создаются зоны защитных действий.

 

 

Метод обращения к чувству долга

 

• торможение собственных действий,

 

• активизация деятельности,

 

 

Метод контроля физического состояния

 


 


Рис. 2.4. Классификация методов саморегуляции психического состояния.


 

Метод самовнушения

Аутотренинг состоит из трех этапов:

• релаксация (расслабление);

• самовнушение (формирование специальных эмоциональных реакций на фоне расслабления);

• выход из состояния релаксации.

4. Контроль, анализ результатов общения и моделирование нового коммуникативного задания.

Стиль и тип педагогического общения существенно влияет на организацию и результаты инженерно-педагогической деятельности. В этом общении преобладают следующие типы отношений (тал. 2. 4) и стили общения (табл. 2.5).

Стиль общения

 

 

Таблица 2.4

Характеристика типов отношений

№ п/п Название типа отношений Характеристика типа отношений
1. Активно-позитивный    
2. Пассивно-позитивный  
3. Негативный    

 

Стиль определяетсяиндивидуально-типологическими особенностями субъекта общения, его уровнем общей и профессиональной культуры, коммуникативной компетентностью, творческой индивидуальностью. Тип отношений и стиль руководства процессом общения также являются составляющими частями стиля общения.

Выбор определенного типа отношения определяет стратегию общения и структуру коммуникативных умений.

Известный советский педагог В. А. Кан-Калик на основе описанных выше стилей общения выделил и другие, знания о которых полезны будут не только в педагогическом, но и в других видах делового общения (табл. 2.6).

Таблица 2.6

Классификация стилей общения (по В. А. Кан-Калику)

 

№ п/п Стили руковод- Типы ства отношений   Авторитарный   Демократический   Либеральный
1. Активно-позитивный   Общение на основе увлеченности общей творческой деятельностью  
2. Пассивно-позитивный Общение-дистанция Общение, базирующееся на дружеских отношениях Общение-заигрывание
3. Негативный Общение-запугивание    

Стиль общения на основе увлеченности общей творческой деятельностью

 

 

Стиль общения на основе дружеских отношений

 

 

Стиль общения на основе заигрывания

Стиль общение-дистанция

Стиль общение-запугивание

 

Выбор стиля общенияопределяет тактику общения, т. е.реализацию в конкретных условиях определенной стратегии общения.

 

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Дайте определение педагогического общения.


 

Таблица 2.5

Характеристика стилей руководства процессом общения

 

№ п/п Название и определение стиля Основа стиля Сущность деятельности специалиста Сущность деятельности подчиненного Методы и приемы Результат коммуникативной деятельности
1. Авторитарный – стиль диктата, при котором подчиненный рассматривается как пассивный исполнитель, не имеющий, фактически, права на инициативу и самостоятельность Диктат Полное и жесткое управление деятельностью подчиненных Некритичное подчинение требованиям руководства Приказ, указание, требование, инструкция Быстро получаемый, высокий предметный результат, отсутствие у подчиненных ответственности, активности, самостоятельности
2. Демократический – стиль, базирующийся на глубоком уважении к личности каждого участника общения, основанный на доверии и ориентации на самоорганизацию, самоуправление личности и коллектива Уважение к личности каждого Опора на мнение коллектива, включение всех в активную деятельность Коллективная творческая деятельность, проявление инициативы и самостоятель-ности Информирование, беседа, консультация, объяснение, координирова-ние, просьба, совет Высокий предметный результат, но получаемый не быстро; формирование у подчиненных способностей к инициативной и активной деятельности
3. Либеральный – стиль, характеризирующийся недостатком устойчивой профессиональной позиции, проявляющийся невмешательством, низким уровнем требований, формальным решением проблем Невмеша-тельство Дистанциро-вание от деятельности коллектива, низкий уровень требований, пассивность Полная свобода в деятельности, граничащая со вседозволен-ностью Отсутствуют Неуправляемая деятельность, отсутствие положительного результата или низкий результат.

2. Какие психологические механизмы действуют во время восприятия людьми друг друга?

3. Чем обусловливаются ошибки, которые возникают при восприятии людьми друг друга?

4. Дайте определение понятий «стереотип», «идентификация», «эмпатия», «рефлексия».

5. В чем специфика профессионального общения?

6. Приведите классификацию видов общения.

7. Дайте характеристику этапов делового общения.

8. Приведите примеры коммуникативных задач в процессе профессионального общения.

9. Какие приёмы могут быть использованы в процессе самопрезентации для привлечения внимания субъектов педагог7ического процесса?

10. Приведите классификацию методов саморегуляции психического состояния и дайте их характеристику.

11. Какие типы отношений Вам известны?

12. Дайте определение стиля педагогического общение. Какое значение имеет стиль в коммуникативной деятельности?

13. Дайте характеристику авторитарного, демократического и либерального стилей общения.

 

Рекомендуемая литература

1. Батракова С. Н. Основы профессионально-педагогического общения: Учеб. пособие. – Ярославль: Яросл. гос. унив-т, 1986. – 80 с.

2. Каган М. С. Мир общения: Проблема межсубъективных отношений. – М.: Политиздат, 1988. – 319 с.

3. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1987. – 190 с.

4. Левашова Т. Н. Культура педагогического общения. – Л.: Знание, 1984. – 16 с.

5. Лобанов А. А. Основы профессионально-педагогического общения: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 192 с.

6. Рыданова И. И. Основы педагогики общения. – Мн.: Беларуская навука, 1998. – 319 с.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 558; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.