КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 3. Методология дифференциальной психологии
План лекции: 1. Исследования групповых различий (Маккоби и Джеклин). 2. Правила группового анализа. 3. Фактор группового процесса и принципы группового анализа (С. Фоулкс). 4. Статистические критерии групповых различий. 5. Анализ профилей психологических черт. 6. Биографический метод. 7. Обобщение документальных материалов. 8. Этологическое исследование. 9. Феноменологические методы оценивания индивидуальности.
Цель лекции: сформировать у студентов способность и готовность владеть теоретико-методологической базой дифференциальной психологии, а также навыками анализа результатов исследований смежных наук и соотнесения их с результатами психологических исследований. Исследование групповых различий как способ анализа источников индивидуальных различий. Соотношение различий внутри групп и между группами. Влияние на индивидуальные различия пола. Маккоби и Джэклин выявили достоверные половые различия по четырем группам свойств: Девочки превосходят мальчиков по вербальным способностям. Мальчики превосходят девочек по пространственным способностям. Мальчики превосходят девочек по математическим способностям. Мальчики более агрессивны, чем девочки. Уровень агрессивности связывают с действием андрогенов. По некоторым данным (не слишком надежным) можно говорить о большей тревожности девочек и их меньшей независимости. Мальчики, возможно, более активны, любят соревнования с окружающими, а мужчины – более доминантны. Названные характеристики кросс – ситуативны. Причины половых различий. Биологические (хромосомный набор, выделение определенных гормонов, активность ферментов и чувствительность тканей к этим ферментам.). Социальные факторы: общественные представления о том, какое поведение мальчиков и девочек является „нормальным" и социально одобряемым. Теории, объясняющие развитие поло-ролевой идентификации у ребенка. Теории социального обучения: одни и те же типы поведения по-разному подкрепляются у мальчиков и девочек. Девочки чаще получают одобрение окружающих, если ведут себя пассивно, а мальчики – если проявляют активность и независимость. Теория идентификации: половые различия возникают благодаря имитации поведения родителей – дети дошкольного возраста наблюдают за родителями и моделируют их поведение. Когнитивная теория: принятие ребенком половой роли является следствием развития его представлений о половых различиях. Усваивая половые стереотипы, которые он видит в окружающем его мире (девочки играют в куклы, а мальчики – в машинки; девочки носят платья, а мальчики – брюки), ребенок начинает относить эти стереотипы к себе, и именно это и формирует раннюю поло-ролевую идентификацию. Параллельно изменениям в обществе происходит уменьшение половых различий – в прошлом эти различия являлись скорее результатом обучения и стереотипов полового поведения, чем биологического приспособления. Расовые различия. Основным показателем, который исследовался в психологии изучении расовых различий, является интеллект. Белые всегда имеют, в среднем, более высокий интеллект, чем, в среднем, черные. Были попытки объяснить такие различия с точки зрения генетических различий между расами. В действительности расовые различия – это различия между привилегированными и ограниченными в правах группами населения, независимо от их расовой принадлежности. В случаях, когда группы белых и чернокожих испытуемых были уравнены по социально-экономическому статусу, по составу семьи, по особенностям отношений в семье, по отношению родителей к образованию, расовых различий по интеллекту не обнаруживается; Различия в социально-экономическом положении. Разные социальные группы, отличающиеся друг от друга по образованию, профессии, жилищным условиям, питанию и др. создают разные условия для воспитания детей. В хороших условиях способности ребенка имеют большую вероятность проявиться, что скажется на уровне интеллекта. Чем выше социально-экономические параметры семьи, тем выше интеллект ребенка. Интеллект, в среднем, связан с социальным положением родителей, но не определен им жестко. Есть родители, которые могут компенсировать ребенку вниманием и правильным воспитанием то, чего он лишен из-за низкого социально-экономического статуса семьи. Это могут быть и сами дети, которые изменяют свой низкий социальный статус, благодаря своим природным задаткам и личностным особенностям. Структура семьи и интеллект. Уровень интеллекта имеет тенденцию снижаться по мере увеличения порядкового номера детей. Сведения о групповых различиях говорят только о средних тенденциях. Не следует переносить закономерности, полученные на группе, на конкретных людей - различия внутри группы всегда больше, чем различия между группами. Так, женщины по своим психологическим характеристикам больше отличаются друг от друга, чем женщины, в среднем, от мужчин.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 2034; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |