Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Анализ профилей психологических черт




Анализ профилей психологических черт как один из вариантов идиографического метода предложен Штерном и используется для анализа инивидуальности с тех пор, как появилась психология индивидуаль­ных различий. В современных работах этот метод применяется: 1) для выяснения индивидуальной структуры психологических черт; 2) для сопоставления индивидуальных и групповых (усредненных) профилей; 3) для установления изменений, происходящих в процессе развития.

1). При изучении индивидуальной структуры психологических черт анализ профилей используется, как правило, для выяснения соотноше­ния между однотипными психологическими характеристиками – субтестами одного и того же теста или шкалами одного и того же опросника. На рисунке 43 показан пример профиля черт личности, который можно получить на основании 16-факторного опросника Р. Кэттела, рассматривавшегося в данной книге при анализе структуры личностных свойств.

Оценки испытуемого но каждой из шкал этого опросника выражаются в стенах – стандартных оценках, варьирующих от 1 до 10. По каждой шкале большинство испытуемых получает средние оценки. Чем больше отклонение оценки от средней величины, чем реже она встречается в популяции. Получив ответы испытуемого и переведя их в стены, можно выяснить, каково его место среди других людей в популяции по каждому из данных психологических свойств. Такой анализ результатов является предметом номотетического анализа.

Но опросник предоставляет возможность не только сравнивать людей друг с другом, но и сопоставлять разные черты у одного и того же человека, т.е. проводить идиографический анализ. Поскольку все оценки выражены в одной и той же шкале (в стенах), сравнивая их, мы можем судить об относительной выраженности того или иного свойства личности, по сравнению с другими свойствами, у данного конкретного человека.

Важно также и то, что совместный анализ разных свойств позволяет получить более адекватное представление о человеке, нежели выявление отдельных психологических характеристик. Так, например, общительность человека (аффектотимия) может принимать совершенно различные формы в зависимости от того, сопровождается ли она высокой или низкой доминантностью или же высоким или низким самоконтролем и т.д.

На выделении тех психологических особенностей, которые имеют „крайнюю" выраженность, а также на анализе соотношения черт, определяемых с помощью личностных опросникои, основаны многие диагностические процедуры – определение акцентуаций характера, типов патологических отклонений. Наиболее известным опросником, ориентированным на такие цели и позволяющем провести индивидуальную диагностику, является MMPI (Миннесотский многофазный личностный опросник).

Анализ профилей широко применяется и при анализе когнитивной сферы человека. Например, при использовании детского теста Векслера, направленного на определение интеллекта, индивидуальный анализ включает в себя построение профилей по 12 субтестам, входящим в состав этого теста. Сравнительно низкие оценки по тем или иным субтестам, по сравнению с другими, позволяют выделить те когнитивные характеристики, которые тормозят умственное развитие ребенка – память, внимание, зрительно-моторную координацию и т.д. (Saltier J.M., 1974).

Некоторые особенности профилей, полученных по тесту Векслера, указывают на высокую вероятность нарушений в эмоциональной сфере. К таким особенностям относятся, в частности, большой разброс (значительная вариабельность) в оценках разных субтестов, более низкие по сравнению с остальными оценки по субтесту „Сложение кубиков", парадоксальность некоторых результатов (например, ребенок делает много ошибок, повторяя цифры, но, когда задание усложняется и цифры надо повторять не в том порядке, в каком их говорит экспериментатор, а в обратном, то результат оказываются значительно лучше).

При диагностированных задержках развития профили интеллектуальных субтестов могут способствовать выяснению причин, лежащих в основе этих задержек. Так, для понимания этиологии отставания в обучении чтению существенным оказывается соотношение между вербальным и невербальным интеллектом.

2). Индивидуальные профили, полученные в психологическом исследовании, могут сопоставляться друг с другом или с некоторым групповым профилем. В этом случае мы можем судить о сходстве или различии структуры психологических особенностей разных людей. Сравнение профилей используется преимущественно в прогностических це­лях. Например, зная психологические особенности, необходимые для успешного овладения какой-либо деятельностью, можно построить „идеальный,, психологический профиль этой профессии.

Как правило, для его построения используются профили тех лиц, которые оказались максимально успешными в этом виде деятельности. Сравнивая индивидуальные профили претендентов, желающих посвятить себя данному роду деятельности, с „идеальным" профилем, можно с некоторой вероятностью, зависящей оттого, насколько адекватно выбраны критерии профессиональной успешности, прогнозировать, кто окажется более, а кто менее успешным.

3). Анализ профилей широко применяется также при исследовании процесса развития. Прослеживая с помощью лонгитюдного метода изменения психологических характеристик, происходящие по мере взросления индивида, исследователи часто представляют полученные данные в виде кривых развития или профилей, в которых показывается изменение одной и той же характеристики во времени.

Анализ индивидуальных профилей этого типа позволяет определить периоды подъемов и спадов в развитии психологических характеристик, возраст достижения максимального уровня характеристики, возраст, в котором наступает стабилизация, а также продолжительность периода стабилизации.

Fuc, 44. Профили развития МЗ и ДЗ близнеце* (Wilson R., 1978)

Сравнение профилей, полученных при исследовании развития, позволяет оценить индивидуальное своеобразие в формировании психологических характеристик. Рассмотрим для примера результаты одной работы, по сопоставлению профилей развития.

Р. Уилсон, руководитель Луизвильскго близнецового лонгитюда, прослеживал в течение ряда лет изменение в уровне интеллекта детей (МЗ и ДЗ близнецов).

Им использовались методы диагностики интеллекта, стандартизованые для каждого возраста. Иначе говоря, в любом возрасте – все равно, в год, 3 или 5 лет - средним показателем интеллекта в выборке являлась одна и та же величина (100 баллов), в каждом возрасте один и тот же процент выборки был расположен в пределах одного стандартного отклонения от средней величины и т.д. Таким образом, показатели, полученные для каждого возраста оказались сопоставимыми между собой и могли быть использованы для построения профилей.

Сравнив внутри каждой пары профили близнецов, Уилсон обнаружил значительно большее совпадение хода развития у партнеров МЗ пар, т.е. у генетически идентичных близнецов, по сравнению с партнерами ДЗ пар, имеющих, в среднем, половину общих генов. (Wilson R., 1974.) Примеры полученных им данных (для четырех пар МЗ и четырех пар ДЗ близнецов) представлены на рисунке 44.

Как видно из рисунка, уровень интеллекта МЗ близнецов в каждой паре (рис. 44(а)) оказывается более похожим, чем уровень интеллекта ДЗ близнецов (рис. 44(6)). У МЗ близнецов развитие характеризуется большей синхронностью. Вместе с тем, сходство в профилях развития есть и у ДЗ близнецов; совпадает у них и общая динамика изменений, например, тенденция к значительному повышению или, наоборот, снижению уровня интеллекта с возрастом, оказывается похожей у обоих типов близнецов. Если же сравнить индивидов, относящихся к разным парам, например, одного близнеца из пары 1 и одного – из пары 4, то можно отчетливо увидеть разительные отличия в динамике развития индивидов, не имеющих ни общих генов, ни общих условий развития.

На основании такого варианта профильного анализа можно сделать выводы и об индивидуальных особенностях процесса развития, и о роли генотипа и среды в этом развитии, т.е. о его причинах.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1136; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.