Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экономические принципы организации местного самоуправления

Экономические отношения с учётом их специфики имеют всеобщий характер. Такой характер этим отношениям придаёт Конституция Российской Федерации, устанавливая гарантию единства экономического пространства и свободы экономической деятельности в Российской Федерации.

Система экономических отношений обеспечивает экономическое могущество и экономическую независимость страны, благополучие граждан, способность государства противостоять внешним и внутренним угрозам во всех сферах жизнедеятельности.

Всеобщий характер этим отношениям придают также:

- осуществление местного самоуправления на всей территории РФ;

- их субъектный состав: экономические отношения связывают местное самоуправление и его органы с органами государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, с населением муниципальных образований и хозяйствующими субъектами, осуществляющими свою деятельность как на территории муниципального образования, так и за её пределами.

Экономические принципы организации местного самоуправления делятся на общие правовые и специальные. Основу этих принципов формирует Конституция Российской Федерации.

К общеправовым принципам организации местного самоуправления относятся:

1) гарантия единства экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности в Российской Федерации (статья 8, ч. 1 Конституции РФ);

2) признание и защита равным образом частной, государственной, муниципальной и иных формы собственности (статья 8, ч. 2);

3) конституционные гарантии местного самоуправления, запрет на ограничение его прав (статья 133 Конституции РФ).

Гарантия единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности в Российской Федерации ставят местное самоуправление в один ряд со всеми другими субъектами права в сфере экономических отношений. Местное самоуправление имеет все необходимые для самостоятельной экономической деятельности права, но и обязано починяться требованиям, предъявляемым законом к субъектам экономической деятельности, нести ответственность за её последствия.

Конституция РФ впервые в истории России называет и признаёт муниципальную собственность наравне с иными формами собственности, в том числе государственной. Государство при этом наделяется обязанностью равным образом защищать все виды собственности. Тем самым под защиту государства подпадает материальная основа местного самоуправления: находящиеся в собственности муниципального образования земля, здания, сооружения, объекты инфраструктуры, денежные и иные финансовые ресурсы и т.д.

Конституционные гарантии местного самоуправления, запрет на ограничение его прав в полной мере распространяются на установленные законом полномочия местного самоуправления в экономической сфере.

В состав специальных экономических принципов организации местного самоуправления входят:

1) признание самостоятельности местного самоуправления в пределах его полномочий (статья 12 Конституции РФ);

2) конституционное право владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью (статья 130, ч. 1);

3) самостоятельность органов местного самоуправления в формировании, утверждении и исполнении местного бюджета, установлении местных налогов и сборов (статья 132, ч. 1);

4) гарантия передачи органам местного самоуправления материальных и финансовых средств, необходимых для осуществления ими наделяемых отдельных государственных полномочий (статья 132, ч. 2);

5) гарантия компенсации дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти (статья 133).

Признание Конституцией РФ самостоятельности местного самоуправления в пределах его полномочий влечёт важные для местного самоуправления правовые последствия, в том числе в сфере экономики.

Признавая муниципальную собственность наравне с иными формами собственности, Конституция РФ наделяет местное самоуправление правом владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью. Тем самым муниципальная собственность становится инструментом в реализации всего спектра полномочий местного самоуправления, включая полномочия в сфере экономики.

Самостоятельность органов местного самоуправления в формировании, утверждении и исполнении местного бюджета, установлении местных налогов и сборов (ст. 132, ч. 1 Конституции РФ) формирует финансовую основу местного самоуправления. Составной частью этой основы наряду с налогами и сборами становятся финансовые средства, передаваемые государством органам местного самоуправления в виде субвенций для осуществления ими отдельных государственных полномочий в соответствии со статьёй 132 (ч. 2) Конституции РФ. Финансы муниципального образования становятся неотъемлемой частью единого механизма реализации его полномочий в экономической сфере.

Частные конституционные гарантии, связанные с передачей органам местного самоуправления материальных и финансовых средств, необходимых для осуществления ими отдельных государственных полномочий и компенсациями дополнительных расходов возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, свидетельствует о том, что государство видит и воспринимает местное самоуправление в качестве равноправного партнёра. Партнёра, с которым государство устанавливает регламентированные законом межбюджетные отношения.

Европейская Хартия местного самоуправления оперирует термином «финансовые ресурсы органов местного самоуправления» и устанавливает принципы формирования этих ресурсов[4]:

- достаточность: органы местного самоуправления имеют право, в рамках национальной экономической политики, на обладание достаточными собственными финансовыми ресурсами, которыми они могут свободно распоряжаться при осуществлении своих полномочий;

- соразмерность полномочиям: финансовые ресурсы органов местного самоуправления должны быть соразмерны предоставляемым им по конституции или закону полномочиям;

- субсидиарная ответственность: по меньшей мере часть финансовых ресурсов органов местного самоуправления должна пополняться за счёт местных сборов и налогов, ставки которых органы местного самоуправления вправе устанавливать в пределах, определённых законом;

- равноправие, партнёрство: порядок предоставления перераспределяемых средств необходимо должным образом согласовывать с органами местного самоуправления;

- гибкость: финансовые системы, на которых основываются ресурсы местных органов самоуправления, должны быть достаточно разнообразными и гибкими, с тем чтобы следовать, насколько это практически возможно, за реальными изменениями издержек, возникающих при осуществлении местными органами своих полномочий;

- финансовое выравнивание: защита более слабых в финансовом плане органов местного самоуправления требует ввода процедур финансового выравнивания или эквивалентных мер, предназначенных для корректировки результатов неравномерного распределения потенциальных источников финансирования местных органов и лежащего на них бремени расходов. Такие процедуры или меры не должны ограничивать свободу органов местного самоуправления в пределах их собственной компетенции;

- свобода выбора: предоставляемые местным органам самоуправления субсидии, по возможности, не должны предназначаться на финансирование конкретных проектов. Предоставление субсидий не должно идти в ущерб основной свободе выбора политики органов местного самоуправления в области их собственной компетенции;

- доступность рынка ссудного капитала: для займа средств на капиталовложения местные органы самоуправления должны с учётом законодательства иметь доступ к национальному рынку ссудного капитала.

Поскольку Европейская хартия местного самоуправления ратифицирована Российской Федерацией Федеральным законом от 11 апреля 1998 г. № 55-ФЗ, она в соответствии со статьёй 15 Конституции РФ вошла в состав российской правовой системы. Цитированные принципы формирования финансовых ресурсов органов местного самоуправления входят в состав общих экономических принципов и реализуются в текущем законодательстве Российской Федерации.

Признание и государственные гарантии местного самоуправления предполагают, что государство берёт на себя определённые обязательства по созданию необходимых экономических, финансовых и иных условий и предпосылок для функционирования и развития местного самоуправления.

В этих целях государство в лице федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Федерации в соответствии с Законом об общих принципах организации местного самоуправления:

- регулирует законами порядок передачи объектов государственной собственности в муниципальную собственность;

- передаёт органам местного самоуправления материальные и финансовые средства, необходимые им для осуществления отдельных государственных полномочий, которыми могут наделяться законом данные органы;

- разрабатывает и устанавливает государственные минимальные социальные стандарты;

- регулирует отношения между федеральным бюджетом и местными бюджетами, между бюджетом субъекта Российской Федерации и местными бюджетами;

- обеспечивает сбалансированность минимальных местных бюджетов на основе нормативов минимальной бюджетной обеспеченности;

- обеспечивает гарантии финансовой самостоятельности местного самоуправления;

- компенсирует местному самоуправлению дополнительные расходы, возникающие в результате решений, принятых органами государственной власти;

- осуществляет меры выравнивания уровня бюджетной обеспеченности поселений в соответствии с установленными стандартами минимальной бюджетной обеспеченности;

- участвуют в решении местных задач через целевые федеральные и целевые региональные программы.

Материальная и финансовая основы в своей совокупности составляют экономическую основу местного самоуправления в её предметном, материальном понимании.

Как мы уже знаем, Федеральный закон № 131-ФЗ (часть 1 статьи 49) даёт следующее определение экономической основы местного самоуправления в её материальном понимании: экономическая основа местного самоуправленияэто находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований.

Положения и принципы Конституции РФ, рекомендации Европейской хартии местного самоуправления относительно правового регулирования экономической основы местного самоуправления развивают и конкретизируют федеральные законы, законы субъектов Федерации, нормативно-правовые акты Президента и Правительства Российской Федерации, уставы муниципальных образований. В совокупности эти акты формируют нормативно-правовую базу экономической основы местного самоуправления.

Важнейшими источниками права, формирующими экономическую основу местного самоуправления помимо Конституции РФ и Федерального закона № 131-ФЗ, являются Бюджетный, Гражданский и Налоговый кодексы Российской Федерации, бюджетные кодексы субъектов Российской Федерации. Уставы муниципальных образований устанавливают порядок управления муниципальной собственностью, формирования и исполнения местных бюджетов в соответствии с основополагающими установками Конституции РФ, федеральных и региональных законов.

Таким образом, в формальном смысле экономическая основа местного самоуправления – это совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, связанные с формированием и использованием муниципальной собственности, средств местных бюджетов, а также имущественных прав муниципальных образований в интересах населения муниципальных образований.

Конституционные принципы, наделяющие местное самоуправление и его органы необходимыми полномочиями и гарантиями, создают необходимые правовые предпосылки для реализации экономической основы местного самоуправления в практике его деятельности. Эти принципы лежат также в основе экономики муниципальных образований.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Исторический путь | Вопрос 3. Имущественные права муниципальных образований.
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 2093; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.