КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопрос 3. Имущественные права муниципальных образований.
Имущественные права – это субъективные права участников правоотношений, связанные с владением, пользованием и распоряжением имуществом, а также с теми материальными (имущественными) требованиями, которые возникают между участниками экономического оборота по поводу распределения этого имущества и обмена (товарами, услугами, выполняемыми работами, деньгами, ценными бумагами и др.). Имущественные права муниципальных образований согласно части 1 статьи 49 Федерального закона 131-ФЗ входят в состав экономической основы местного самоуправления. Согласно статье 132 (ч. 1) Конституции РФ органы местного самоуправления управляют муниципальной собственностью самостоятельно. Гражданский кодекс РФ (статьи 215, 125) уточняет: права собственника муниципального имущества от имени муниципального образования осуществляют органы местного самоуправления и лицапо их специальному поручению от их имени. Содержание права собственности раскрывает статья 209 Гражданского кодекса РФ: 1. Собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. 2. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать своё имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом. 3. Владение, пользование и распоряжение землёй и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (статья 129 ГК РФ), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц. 4. Собственник может передать своё имущество в доверительное управление другому лицу (доверительному управляющему). Передача имущества в доверительное управление не влечёт перехода права собственности к доверительному управляющему, который обязан осуществлять управление имуществом в интересах собственника или указанного им третьего лица. Общие правила владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом, составляющие основы имущественных прав муниципальных образований, устанавливает статья 51 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (131-го закона). Органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии со статьёй 132, (ч. 1) Конституции Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами. Муниципальные образования могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения. Функции и полномочия учредителя в отношении муниципальных предприятий и учреждений осуществляют уполномоченные органы местного самоуправления. Конкретизируют имущественные права муниципальных образований статьи 294, 296 Гражданского кодекса РФ. Имущественные права муниципального образования представляют собой в соответствии с гражданским законодательством следующие три основных правомочия: право владения, право пользования и право распоряжения муниципальным имуществом. 1) Право владения – право фактического обладания муниципальным имуществом, которое создаёт возможность непосредственного воздействия на него. Законным (титульным) владельцем муниципального имущества может быть: - муниципальное образование; - наниматель (арендатор) по договору имущественного найма; - лицо, которому имущество передано по договору о безвозмездном пользовании; - залогодержатель; - перевозчик (в отношении переданного ему для транспортировки муниципального имущества); - хранитель имущества; - комиссионер; - другие лица. 2) Право пользования заключается в праве потребления муниципального имущества – эксплуатации имущества, получении плодов и доходов, приносимых им, и др. 3) Право распоряжения муниципальным имуществом – это право, позволяющее органам местного самоуправления передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти РФ (органам государственной власти субъекта РФ) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами. Они вправе совершать такие сделки, как купля-продажа, поставка, дарение, аренда и др. Распоряжением имущества определяется юридическая судьба вещи, т.е. либо прекращается, либо приостанавливается право собственности на неё. Собственник может передавать своё имущество в доверительное управление иным лицам. Реализуя права собственников от имени муниципального образования, органы местного самоуправления в соответствии со статьёй 51 Федерального закона № 131-ФЗ могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения. Учреждая муниципальные предприятия и учреждения, органы местного самоуправления вправе наделять их необходимым для осуществления уставной деятельности муниципальным имуществом. В соответствии с Гражданским кодексом РФ это имущество может предоставляться муниципальные предприятию, учреждению на правах хозяйственного ведения или оперативного управления. На правах хозяйственного ведения муниципальное имущество передаётся унитарным предприятиям[14]. Согласно статье 294 ГК РФ муниципальное образование – собственник имущества, переданного в хозяйственное ведение унитарному предприятию, в соответствии с законом решает вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначает директора (руководителя) предприятия, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества. Собственник имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия. Закон устанавливает ограничения имущественных прав унитарного предприятия: предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника. Остальным имуществом, принадлежащим предприятию, оно распоряжается самостоятельно, за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами. На правах оперативного управления муниципальное имущество может быть передано муниципальным учреждениям и казённым предприятиям. В соответствии со статьёй 296 ГК РФ учреждение и казённое предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества. Собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за учреждением или казенным предприятием либо приобретённое учреждением или казённым предприятием за счёт средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества. Имуществом, изъятым у учреждения или казённого предприятия, собственник этого имущества вправе распорядиться по своему усмотрению. Наконец, в состав имущественных прав муниципального образования входит право на приватизацию находящегося в его собственности муниципального имущества. Приватизация – это возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности муниципального образования, в собственность физических и (или) юридических лиц. Порядок и условия приватизации муниципального имущества устанавливает Федеральный закон от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества». Средства от приватизации муниципального имущества входят в состав доходной части бюджета муниципального образования. Имущественные права тесно связаны с обязательствами. Если, например, муниципальное образование, реализуя право распоряжения, заключает договор аренды муниципального имущества, то у него возникают определенные обязательства как у арендодателя. Основная обязанность арендодателя – своевременно предоставить арендатору имущество в состоянии, соответствующем условиям договора и назначению имущества, вместе со всеми его принадлежностями и относящимися к нему документами (статья 611 ГК РФ). Арендодатель обязан также предупредить арендатора о правах третьих лиц на договорное имущество, поскольку передача имущества в аренду не является основанием для прекращения или изменения прав третьих лиц на это имущество, которыми они обладают на основании закона или договора (статья 613 ГК РФ). При обнаружении недостатков, за которые отвечает арендодатель, арендатор в соответствии с п. 1 статьи 612 Гражданского кодекса РФ вправе по своему выбору использовать следующие способы защиты: а) потребовать от арендодателя либо безвозмездного устранения недостатков, либо соразмерного уменьшения арендной платы, либо возмещения своих расходов на устранение недостатков; б) непосредственно удержать сумму понесённых им расходов на устранение недостатков из арендной платы с предварительным уведомлением об этом арендодателя; в) потребовать досрочного расторжения договора. Аналогичные обязательства возникают и при приватизации муниципального имущества. Органы местного самоуправления от имени муниципального образования субсидиарно[15] отвечают по обязательствам муниципальных учреждений и обеспечивают их исполнение в порядке, установленном федеральным законом. Статья 41 Федерального закона 131-ФЗ устанавливает: органы местного самоуправления, которые в соответствии с Федеральным законом и уставом муниципального образования наделяются правами юридического лица, являются муниципальными казёнными учреждениями, образуемыми для осуществления управленческих функций, и подлежат государственной регистрации в качестве юридических лиц в соответствии с федеральным законом. Представительный орган муниципального образования и местная администрация как юридические лица действуют на основании общих для юридических лиц положений Федерального закона 131-ФЗ и в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации применительно к казённым учреждениям. Согласно статье 296 ГК РФ муниципальное имущество закрепляется за этими органами на праве оперативного управления. Таким образом, реализация имущественных прав местного самоуправления позволяет решать четыре группы задач: во-первых, использовать муниципальное имущество для нужд муниципального образования в целом, то есть реализуя совокупность вопросов местного значения в интересах населения муниципального образования. Во-вторых, наделение муниципальным имуществом органов местного самоуправления обеспечивает эти органы необходимыми для их повседневного функционирования условиями. В-третьих, использовать муниципальное имущество для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления. Наконец, муниципальное имущество и его использование является одним из источников доходов местных бюджетов. В заключение отметим: распад централизованной системы управления сопровождался резким повышением роли муниципалитетов в жизнеобеспечении граждан, в удовлетворении их повседневных нужд. В собственность муниципальных образований были переданы крупные активы, в первую очередь жилищный фонд и объекты социальной сферы. Опыт последних 15 лет показал, что, несмотря на перманентный финансовый кризис, недостаток управленческого опыта, нестабильность условий деятельности, местные власти в целом успешно справились с этим сложнейшим комплексом возложенных на них задач. За исключением отдельных, хорошо известных, но немногочисленных исключений, они обеспечили поддержание в рабочем состоянии систем жизнеобеспечения населения и позволили избежать крупных всплесков социального недовольства на местном уровне.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 8791; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |