КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Развития и становления личности
Тема: Психологические основы периодизации Лекция 4
Основные понятия: Развитие, природные задатки, социальная ситуация развития, ведущая деятельность, психологическое новообразование, становление.
Понятие развитие является междисциплинарным понятием (философским, психологическим, социологическим, педагогическим). В самом общем виде под развитием понимают процесс количественных, качественных и структурных преобразований психических процессов, а так же свойств личности. В психологии категорию «развитие» понимают как: – последовательность изменений в течение всей продолжительности жизни организма. – созревание (раскрытие, развертывание). Здесь имеется в виду, что этот процесс биологический и в значительной степени определяется генетическими процессами. – необратимая последовательность изменений, то есть подчеркивается наличие стадий конкретного изменения, которые регулярно следуют одна за другой. - прогрессивное изменение, ведущее к более высоким уровням дифференциации и организации. Здесь подразумевается положительный характер процесса, увеличение эффективности и функционирования, созревание, улучшение, обогащение и усложнение. В современной психологии существуют и продолжают разрабатываться несколько различных теорий развития психики. Большинство из них придерживаются двух характерных общих положений. Первое положение - о двух группах факторов, от которых зависит развитие психики. К первой группе относят природные задатки как некие индивидуальные врожденные предпосылки, дающие толчок, или, наоборот, их отсутствие, препятствующее развитию психических функций. Вторую группу составляют все элементы внешнего окружения, в котором “вращается” человек и от которых он получает определенные стимулы развития или, наоборот, если это окружение неблагоприятно, то под его давлением развитие замедляется. Основное влияние на развитие личности оказывает именно вторая группа факторов, что повсеместно отражено в работах как отечественных ученых, так и многих зарубежных исследователей. Под внешним окружением представители всех психологических направлений имеют в виду действующие в данном обществе социальные нормы и специфическую культуру народа. Американский психолог Г.Олпорт выделяет третью группу факторов развития личности, согласно его представлениям эта группа представлена личностной активностью во всей совокупности ее составляющих. Второе положение – это положение о том, что существуют некоторые универсальные законы развития психики, опирающиеся на онтогенетическое и филогенетическое развитие. К ним относят: - Необратимость. Любая деградация, обратное развитие, не является зеркальным отражением поступательного развития; возвращение системы на исходный уровень функционирования возможно лишь по одному или нескольким показателям – полное восстановление того, что было раньше – невозможно. - Прогресс/регресс как диахронические структуры развития. Прогрессивное развитие (от низшего к высшему, от простого к сложному) обязательно включает в себя элементы регрессии уже хотя бы в силу того, что выбор одного из направлений развития оставляет нереализованными многие другие. - Неравномерность. Периоды резких качественных скачков сменяются постепенным накоплением количественных изменений. - Сохранение предыдущего в новом. Всякое развитие осуществляется в единстве с тенденцией к устойчивости, сохранению достигнутого и воспроизведению сложившихся типов функционирования. - Зигзагообразность развития. Условием нового подъема является ухудшение функционирования системы, не только замедление развития, но и «откат» назад. Этот феномен связан с формированием принципиально новых структур, которые на начальных этапах функционирования работают в некоторых отношениях хуже, чем старые.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1020; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |