КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Психологические основы периодизации развития личности
Для удобства изучения длительного периода развития личности обратились к приему периодизации, т.е. расчленение всего временного континуума жизни человека на периоды, обладающие специфическими характеристиками. Так были выделены периоды– это промежутки времени, охватывающие определенный законченный процесс. В психологии единого общепринятого взгляда на периодизацию, ее ведущие основания и движущие силы нет. Психологи единодушны в том, что важное значение имеет культурно-историческая специфика времени, в котором личность живет и развивается. Личность – субъект социальных отношений. Поэтому в качестве основания периодизации выбирается социальная ситуация развития, ведущая деятельность и психологическое новообразование. В отечественной психологии наибольшую популярность приобрела периодизация Д.Б. Эльконина. Он разделил детство на эпохи, в каждой из которых 2 периода. Первый - усвоение задач и развитие мотивационно-потребностной стороны деятельности, второй – усвоение способов деятельности. При этом каждому периоду соответствует четко фиксированная ведущая деятельность: Таким образом, у психического развития в форме его перехода от одного периода к другому есть свои движущие силы, не зависящие от внешних условий, какими бы они не были, развитие идет по своим внутренним законам. Чтобы раскрыть качественное своеобразие каждого периода, следует использовать понятия «социальная ситуация развития», «ведущая деятельность», «психологическое новообразование». Идея социальной ситуации развития была сформулирована Л.С.Выготским. «Социальная ситуация развития, - писал он, — представляет собой исходный момент для всех динамических изменений, происходящих в развитии в течение данного периода. Она определяет целиком и полностью те формы и тот путь, следуя по которому ребенок приобретает новые и новые свойства личности, черпая их из социальной действительности как из основного источника развития, тот путь, по которому социальное становится индивидуальным». Поэтому, рассматривая периоды (стадии) развития личности, следует анализировать социальную ситуацию развития, которая характеризуется прежде всего системой взаимоотношений личности с окружающими. Входя в различные формальные и неформальные группы, личность определяет свое отношение к групповым нормам и ценностям, усваивает новые социальные роли. Важным моментом развития личности на определенной стадии становится ее отношение к самой себе. Осознание своих свойств и качеств приводит индивида к формированию потребности быть личностью. Таким образом, под социальной ситуацией развития понимают специфическую для каждого возрастного периода систему отношений личности в социальной действительности, отраженную в ее переживаниях и реализуемую в совместной деятельности с другими людьми. Понятие ведущей деятельности раскрыто в трудах А.Н.Леонтьева. «Это такая деятельность, — указывает он, — развитие которой обусловливает главнейшие изменения в психических процессах, психологических особенностях личности на данной стадии ее развития». Каждая стадия становления характеризуется разнообразными видами деятельности. Осуществляя их, личность разностороннее развивается. Но всегда имеется одна деятельность, которая выполняет определяющую, ведущую функцию в развитии личности. Особую роль в превращении той или иной деятельности в ведущую играет отношение личности к ней. Если деятельность выполняется охотно, заинтересованно, если она приобрела для индивида особый личностный смысл, то основное развитие инициируется в первую очередь ею. Ведущая деятельность имеет следующие признаки: • от нее зависят основные психологические новообразования каждой стадии становления личности; • в ее форме возникают и развиваются новые виды деятельности; • в ней возникают и формируются частные психические процессы. Каждая стадия развития имеет свое особое значение для психики человека и характеризуется уникальными психологическими новообразованиями, которые, включаясь в состав генетически более поздних стадий, не растворяются в них, а, наоборот, существенно обогащаются, так как новая, более сложная система наделяет своим системным качеством формы психики, поведения, деятельности, возникшие на предшествующих стадиях. При этом, чем полноценнее развиваются генетически ранние формы психики, тем более богатые потенции создаются для последующего ее прогресса. Таким образом, каждому периоду развития личности в детстве соответствует своя социальная ситуация развития, ведущая деятельность и психологическое новообразование (таблица 1). Таблица 1
А.В. Петровский, анализирую эту концепцию, возражает против выбора в качестве основания периодизации детства ведущей деятельности и считает, что всестороннее и гармоничное развитие личности требует формирования на каждом этапе комплексной, многоплановой деятельности, т.е. в деятельности не должно быть, на его взгляд, ведущих и ведомых компонентов. Он предлагает обобщенную модель развития личности в онтогенезе: 1. фаза адаптации – усвоение действующих в общности норм и овладение соответствующими формами и средствами деятельности. 2. фаза индивидуальности – поиск средств и способов для обозначения своей индивидуальности. 3. фаза интеграции - принятие личности коллективом, группой, отождествление себя с группой. Таким образом, личность проходит эти фазы многократно, каждый раз заново в группах, иерархически расположенных на ступенях онтогенеза. Суммируя вышесказанное, определим собственную точку зрения на толкование понятия «развитие». Это специально проектируемый и прогнозируемый процесс последовательного прогрессивного изменения психики человека, влекущий за собой адекватное изменение личности в целом, включая её психические процессы, свойства и состояния, детерминируемый совокупным единством биологической (мы имеем в виду развитие органических предпосылок функций психики - нервной системы, анатомо-физиологических особенностей человека), социальной и личностно активной составляющих, характеризующийся стадиальностью и имеющий своим результатом появление личностных новообразований (личностных черт, ценностно-смысловых конструктов, личностных смыслов, личностного образа мира), определяющих её поведение.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 2399; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |