Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ЛЕКЦИЯ №4. Тема: Принципы построения региональной системы образования, муниципальной системы образования




 

Тема: Принципы построения региональной системы образования, муниципальной системы образования

1. Идея гуманизации.

2. Идея демократизации.

3. Идея опережающего образования.

4. Идея непрерывности образования.

 

1. Гуманизацию профессионального образования будем рассматривать как его переориентацию на личностную направленность, как процесс и результат профессионального развития и самоутверждения личности, а также как средства ее социальной устойчивости и социальной защиты в условиях рыночных отношений.[1]

С этих позиций изменяется представление о целях, содержании, формах, методах обучения и воспитания.

Три основные цели профессионального образования:

· создание условий для овладения профессиональной деятельностью, получения квалификации или переквалификации. Это необходимо человеку для включения в общественно-полезный труд в соответствии с его интересами и способностями;

· воспитание граждан – социально-активных, творческих членов общества, ценностно ориентированных, ответственных за результаты своего труда, деятельности соей организации, за охрану природы, за судьбу страны и мира;

· удовлетворение текущих, перспективных потребностей производства в экономической, культурной, социальной и др. сферах в квалифицированных специалистах.

Идея гуманизации опирается на четыре принципа: гуманитаризации, фундаметализации, деятельностной направленности, национального характера.

Принцип гуманитаризации. В первоисточнике гуманитарный (humanitus – латинский термин) означает свойственный человеческой природе. Таким образом гуманитаризацию следует рассматривать в широком смысле как формирование у человека особой человеческой формы отношения к окружающему и самому себе, своей собственной деятельности в нем. Применительно к профессиональному образованию гуманитаризация будет означать формирование сугубо человеческой формы отношения к миру производства и к своей собственной профессиональной деятельности в этом мире производства.

При таком понимании гуманитаризации образования существенно меняются акценты и приоритеты. По сути исчезает традиционное противопоставление гуманитарных и естественнонаучных, специальных технических и технологических предметов. На передний план выходят задачи профессионально-этического (нравственного), профессионально-экономического, профессионально-экологического, профессионально-правового воспитания.

Принцип фундаметализации образования. Сегодня в условиях рыночных отношений профессиональное образование, профессиональная квалификация становятся личным капиталом граждан. Для того, чтобы этим капиталом можно было выгодно распорядиться, он должен быть «конвертируемым» на рынке труда. Возникает понятие фундаметализации образования как углубление теоретической, общеобразовательной, общенаучной, общепрофессиональной подготовки студентов и расширение профиля их профессиональной подготовки в отличие от узкоспециализированной.

Идея эта не нова. Ее основы заложил еще С.Ю. Витте в 1899г. Он писал: «У меня появилась мысль устроить высшие коммерческие и технические университеты в России в форме политехнических институтов, которые содержали бы в себе различные отделения человеческих знаний, но имели бы организацию не технических школ, а университетов, т.е. такую организацию, которая наиболее способна была бы развивать молодых людей, давать им общечеловеческие знания…»

В последние годы советского периода профессиональное образование дробилось, исходя из узковедомственных интересов. А зачем в условиях рыночной экономики готовить инженеров по радиолокации, сварке, порошковой металлургии? Таких инженеров в шутку стали называть «инженер по шляпке гвоздя». Все это может осуществляться на базе широкого инженерного образования в рамках дополнительной подготовки и переподготовки в системе непрерывного образования.

Принцип деятельностной направленности профессионального образолвания. Переориентация учебно-воспитательного процесса от знаниевого к деятельностному подходу. В связи с этим актуальным становится применение педагогических технологий в процессе обучения.

Принцип национального характера образования. Вполне понятно, что общее образование, общеобразовательная школа всегда являются национальными – хотя бы потому, что изучается родной язык, национальная история и т.д. Продолжающаяся в профессиональном учебном заведении общеобразовательная подготовка студентов также будет иметь национальную направленность. Понятно. Что профессии народных промыслов и ремесел являются сугубо национальными. Национальную специфику могут иметь профессии художников, артистов, юристов (в некоторой степени) и т.п. Педагогическое образование тоже будет иметь национальную направленность, поскольку педагогические колледжи и институты готовят учителей для общеобразовательной школы.

Но можно ли говорить о национальной специфике, национальной направленности профессионального образования? В области организации труда и организации производства национальные различия имеют место, и они довольно существенны. Достаточно рассмотреть такой пример.

Многие западные эксперты утверждают, что японские организационные структуры более восприимчивы к подвижной рыночной коньюнктуре рынка, к различным инновациям. В результате американские и европейские структуры вытесняются из международного бизнеса, теряют прежнее влияние на региональных рынках. Секрет этого преимущества японцев объясняется как правило национальными особенностями организации труда. В публикациях много пишут о «кружках качества»: японский рабочий в среднем выдвигает в 10 раз больше рационализаторских предложений, чем американский. Система организации труда и производства отлично приспособлена к национальным особенностям.

Демократизация – одно из понятий нового времени. Демократизация - опорное понятие и для профессиональной школы.

Если гуманизация профессионального образования – это взгляд на преобразование профессиональной школы с точки зрения интересов личности студента, создания оптимальных условий для ее разностороннего развития, то демократизация образования – взгляд на его преобразование с точки зрения нормализации отношений между обществом, государством и учебными заведениями, между руководителями и подчиненными, между педагогами и студентами и между самими студентами.

Семь основных принципов демократизации профессионального образования: равных возможностей, сотрудничества, многообразия, открытости, регионализации, общественно –государственного управления, самоорганизации.

Выделяют эти принципы по основанию уровней управления: студент (принцип самоорганизации); преподаватель как руководитель студентов (принцип сотрудничества); образовательное учреждение (принцип открытости); систем профессионального образования (принцип многообразия); регион (принцип регионализации); страна в целом – в двух аспектах – общество (принцип равных возможностей) и государство (принцип общественно-государственного управления).

Идея опережающего образования. В описании этого принципа будем опираться на точку зрения А.М. Новикова. Не производство будет диктовать свои условия системе образования, а работники образования будут задавать тон производству: «имейте ввиду, что к такому-то году уровень образования населения вырастет настолько, что рабочие места по таким-то профессиям окажутся пустующими … - принимайте заблаговременно меры!».

Во-первых, передовые профессиональные учебные заведения всех уровней уже давно готовят специалистов, которые вроде бы и не требовались.

Во-вторых, некоторые профессиональные учебные заведения создают сами новые рабочие места (например учебные кооперативы).

По каким профилям специальностей следует осуществлять профессиональное образование в регионах, чтобы обеспечить опережающее развитие? В первую очередь структурные изменения производства будут заключаться в преимущественном развитии сферы малого бизнеса.

Логика возрождения экономики и ее дальнейшего развития, очевидно, общая для всех стран – сначала развивается торговля, затем сфера обслуживания и инфраструктура, затем легкая и пищевая промышленность, а лишь затем машиностроение и тяжелая промышленность.

Идея непрерывного образования. Понятие непрерывного образования можно отнести к трем объектам (субъектам):

· к личности. Это означает, что человек учится постоянно, без относительно длинных перерывов либо в образовательных учреждениях, либо занимается самообразованием;

· к образовательным процессам (образовательным программам). Непрерывность в образовательном процессе выступает как характеристика включенности личности в образовательный процесс на всех стадиях ее развития. Она же характеризует преемственность образовательной деятельности при переходе от одного ее вида к другому, от одного жизненного этапа человека к другому;

· к организационной структуре образования. Непрерывность в данном случае характеризует такую номенклатуру сети образовательных учреждений, образовательных программ и их взаимосвязь, которая с необходимостью и достаточностью создаст пространство образовательных услуг.

Системообразующим фактором непрерывного профессионального образования выступает его целостность, т.е. интеграция всех подсистем и процессов профессионального образования.

В законе Российской Федерации об образовании система образования трактуется как совокупность взаимодействующих преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; сети реализующих их образовательных учреждений и органов управления образованием. Тем самым подчеркивается не организационно-структурная основа как раньше в жестко централизованной системе образования, а прежде всего ее содержательная основа.

Можно выделить три принципа построения содержания образования, соответствующего разным векторам движения человека в образовательном пространстве: принцип многоуровневости, принцип дополнительности, принцип маневренности.

 


[1] Новиков А.Н. Профессиональное образование России / Перспективы развития. М., ИЦП НПО РАО, 1997. – 254 с.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 535; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.