Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психологическое направление в разработке социологической теории общественного мнения ( Г.Тард, Г. Лебон, В. ,Дж. Кули, Ч. Кули и др.)

«Психология толп». Создатель Гюстав Ле Бон (1841-1931). Француз. У себя дома, поскольку он был домоседом, на протяжении тридцати лет воспитал когорту государственных деятелей, писателей, ученых: психологов Рибо, Тарда, философ Бергсон, математик Анре Пуанкаре, Поль Валерии, принцессу Марию Бонапарт.

Существует «душа толпы», состоящая из элементарных импульсов, объединенных сильной верой и мало восприимчивых к опыту и разуму. Аналогично «душе индивидов» подвержена внушающим действиям гипнотизера, погружающего в сон, «душа толп» подчиняется внушению вождя, навязывающего ей свою волю. Он видел себя в роли Макиавелли массовых обществ.

Главная характеристика толпы – слияние индивидов в единые разум и чувство, которые затушевывают личностные различия и снижают интеллектуальные способности. Каждый стремится походить на ближнего, с которым он общается. Исчезновение индивидуальных свойств, растворение личностей в группе независимо от социального класса и культуры. «С самого момента, когда люди оказываются в толпе, невежда и ученый становятся одинаково неспособными соображать». Один комментатор: «Сорок академиков ведут себя также как сорок домохозяек».

Они более агрессивны и архаичны, чем индивиды, но и более героичны. Их легче побудить, взывая к коллективному идеализму. Они реагируют в иной, нежели индивидуальная психологической плоскости. Отсюда для них нормальны паника, стычки и т.д. Могут разрушить то, что создано элитой и лишь новая элита, точнее вождь, может превратить их в созидательную силу нового общества (ПР. Французская революция)

Массы/ толпы не способны формировать мнение, отличное от того, которые им внушены. Они не рациональны, руководствуются впечатлениями, их сознание привносится извне. Это не безумные, ни преступники. Цель науки психологии толпы – методы управления, соответствующие психологии масс.

Интересные замечания о больших массах людей находим у Г. Зиммеля. В работе «Социология» он делает рыд замечаний – напимер о поведении больших масс на открытом пространстве: их чрезмерное возбуждение вызывается сочетанием чувтва свободы (возможность экспансии в неопределенное») и фактическим ощущением зажатости в толпе, где импульс к спонтанной активности вбирается надындивидуальным единством» [Филиппов, 10-109].

 

Огромное влияние Габлиэль де Тард (1843-1904) «Общественное мнение и толпа». Он описал как в обществе возникают инновации. Теория подражания.

Коммуникация – социальный процесс. Поэтому с изменение ее формы, средств меняет и природу социальных групп и форму власти, способ коллективного внушения.

По Тарду каждому типу связи соответствует тип социального сообщества:

· традиционной коммуникации из уст в уста – толпа

· современной коммуникации, начинающейся с газет – публика.

Капитализм родил новый тип социальной общности – публику, а с ней и публичное (общественное) мнение. Более мнение публика выделилась при Людовике ХIV и состояла из «благородных людей», которые читали свой ежемесячный журнал, книги, предназначенные для этого круга, и были сгруппированы если не при дворе, то в Париже. Публика порождает ОМ.

Значение: связь ОМ с печатью, различными формами общения.

Любое мнение начинается с разговора. Количество разговоров и скорость изменений мнений связаны. Где мнение меняется мало – разговоры редки и тихи, замкнуты в тихом круге молвы.

Разговор – это не только обмен словами. Собеседник пускает в ход весь арсенал: взгляды, модуляции голоса, осанку, шарм. Хороший собеседник гипнотизирует.

По Тарду разговор определяют три слова – внушение, удовольствие, равенство. Свобода и равенство зависят от беседы. До прессы беседа – единственная угроза правительству. С появлением СМИ – закат разговора. В массовом обществе СМИ формируют ОМ. Публика массовых аудиторий – это индивиды и группы, взятые ситуативно, без корней, без предыдущей истории. Она существует здесь и теперь.

Специфические характеристики аудитории: анонимность, рассредоточенность в пространстве, времени, массовость, вынужденная относительная пассивность во время коммуникации.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция 4-5. Социальные отношения, социальные процессы и движения | Отрасли сельского хозяйства
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 253; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.371 сек.