КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Товарообмен
Общая характеристика рыночного хозяйства 1). Рыночное хозяйство и его основные признаки; 2). Товар и его стоимость; 1). Рыночное хозяйство и его основные признаки: Исторически первым типом организации хозяйства было натуральное хозяйство, состоявшее из изолированных хозяйственных единиц, опиравшихся на собственные ресурсы и обеспечивавших себя всем необходимым. Основные вопросы экономики в натуральном хозяйстве решаются производителем, который одновременно выступает и потребителем. Главные черты натурального хозяйства: - замкнутость; - ручной труд; - ограниченность потребления; - отсутствие предпосылок для экономического роста. Более развитым и сложным типом организации хозяйства является рыночное хозяйство, как система товарного производства и рыночного обмена, т.е. это система, при которой продукты производятся не для собственного потребления, а для продажи, т.е. продукты становятся товарами. Условия возникновения рыночного хозяйства: - общественное разделение труда; - экономическая обособленность производителей, закрепленная разными формами собственности. Основные экономические вопросы общества решаются здесь исходя из требований рынка. Рынок – это место, сфера и механизм, на основе которого продавцы и покупатели взаимодействуют, конкурируют друг с другом. Конкуренция – это экономическое соперничество, которое ведут хозяйствующие субъекты рынка, стремящиеся сохранить и улучшить свое положение на рынке. Рыночное хозяйство – это форма взаимосвязи между производителями и потребителями через куплю и продажу товаров. Признаки рыночного хозяйства: - экономическая свобода участников производственного процесса; - наличие конкуренции среди продавцов и среди покупателей; - максимизация дохода, как цель экономической деятельности; - регулирование производства, обмена и потребления, через механизм цен. Существуют различные признаки, используемые для различной классификации рынков, например: - по признаку «объекта рыночных сделок» можно разграничить рынки на рынки товаров, услуг, ресурсов, ценных бумаг, валюты, патентов и т. д.; - по территориальному признаку: местный рынок, региональный, национальный, мировой; - по критерию соблюдения норм права, регулирующего экономическую деятельность: легальный и теневой рынки.
2). Товар и его стоимость: В трактовке основных понятий рыночного хозяйства существуют разногласия между представителями разных экономических школ, например: - марксистская теория: товар – это продукт труда, произведенный не для собственного потребления, а для продажи на рынке; - неоклассическая теория: товар – это экономическое благо, которое имеется в ограниченном количестве, предназначено для обмена и на которое предъявлен спрос. У Маркса основное внимание обращено на сферу производства, у неокласиков на сферу обмена. В марксистском определении товара его редкость не упоминается, а у неоклассиков товаром может быть лишь благо, имеющееся в ограниченном количестве. Товар имеет два главных свойства: - потребительную стоимость (или полезность); - стоимость (или меновая стоимость). Потребительная стоимость – это способность товара удовлетворять какие - либо потребности. Меновая стоимость – способность товаров обмениваться друг на друга в определённых пропорциях, это объективная величина, независящая от воли участников товарообмена. Ее величина складывается из: - стоимости потребленных ресурсов; - чистого продукта (т.е. новой стоимости, созданной в процессе производства товара). При этом, у разных школ существуют разные подходы в объяснении природы стоимости товара, например: французский экономист Ж. Сэй придерживался факторного подхода, основанного на теории трех факторов производства. Согласно ему, каждый из факторов производства создает определенные элементы в стоимости чистого продукта: - труд – зарплату; - земля – ренту; - капитал – прибыль и процент. Подходы к объяснению природы стоимости товара, используемые другими экономическими школами, рассматриваются на семинаре стоимость товара. 3). Товарообмен: Товары могут обмениваться непосредственно друг на друга (натуральный обмен/бартер), что встречается крайне редко, так как при развитых рыночных отношениях используется всеобщий эквивалент в виде денег, то есть деньги - это товар, который служит исключительно для осуществления товарообмена, так как деньги выражают цену других товаров. Сущность денег выводится из их функций, а их стоимость (или «цена денег») - из их покупательной способности. В условиях товарообмена рассматриваются две функции денег: 1) Все товары и услуги оцениваются в деньгах; 2) Деньги выступают посредником при купле и продаже товаров и услуг.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1386; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |