Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Спрос и предложение




1) Спрос, факторы спроса, закон спроса;

2) Предложение, факторы предложения, закон предложения;

3) Эластичность спроса и предложения.

1) Спрос, факторы спроса, закон спроса:

Спрос - это желание и возможность покупателей покупать всевозможные объемы товаров и услуг по любой из возможных цен в данный период времени. Различают индивидуальный и рыночный спрос.

Индивидуальный спрос – это спрос отдельного потребителя на рынке.

Рыночный спрос – это сумма индивидуального спроса всех потребителей данного товара.

Величина спроса – это взаимосвязь между данной ценой и данной величиной покупаемого товара.

Соотношение между понятиями «спрос» и «величина спроса» показывает график кривой спроса.

Закон спроса гласит: «При прочих равных условиях, снижение цены вызывает увеличение количества спроса на товар, и наоборот». Следовательно, закон спроса выражает обратную связь между ценой товара и количеством спроса на него.

Зависимость между количеством спроса на товар и его ценой можно объяснить эффектом дохода и эффектом замещения.

Эффект дохода состоит в том, что при снижении цены (а это равнозначно росту дохода) товар становится дешевле относительно общей величины дохода. Следовательно, товар при этом может быть куплен в большем количестве без отказа от приобретения других товаров.

Эффект замещения означает, что при снижении цены появляется стимул купить данный товар вместо аналогичных других, которые стали относительно дороже.

Факторы спроса:

- цена;

- неценовые факторы: потребительские вкусы и предпочтения, число потребителей на рынке, доходы потребителей, цены на другие товары, ожидание потребителей.

Неценовые факторы изменяют спрос, увеличивая или уменьшая его при неизменной цене, при этом если доходы потребителей непосредственно изменяют спрос, то само направление изменений, помимо доходов, зависит от категории товаров. В зависимости от категории товаров, выделяют:

- нормальные товары,

- товары низшей категории.

Нормальные товары потребляет основная часть населения. Товары низшей категории потребляют только малообеспеченные потребители. Поэтому зависимость между изменением спроса на товары нормального качества и изменением доходов прямая, а на товары низшей категории – обратная. Цены на другие товары, влияя на поведение потребителей, также изменяют спрос. Направление изменения при этом зависит от вида товаров, является ли товар взаимодополняемым или взаимозаменяемым.

Взаимодополняемые товары – это товары, которые потребляются вместе. Взаимосвязь между спросом на данный товар и ценой сопряженного товара обратная (например: снизились цены на бензин, спрос на автомобили вырастет, и наоборот).

Взаимозаменяемые товары могут использоваться один вместо другого, при этом взаимосвязь между изменением цены взаимозаменяемого товара и изменением спроса на него прямая (например: цена на свинину упала, цена на говядину уменьшится).

2) Предложение, факторы предложения, закон предложения;

Предложение показывает желание и возможность производителей (продавцов) поставлять на рынок различные объемы товаров и услуг по любой из возможных цен в данный период времени. Также, как и в случае со спросом, необходимо различать следующие понятия:

- индивидуальные предложения,

- рыночные предложения;

- предложение,

- величина предложения.

Закон предложения гласит, что между ценой и величиной предложения существует прямая зависимость. Если цена растёт, то, при прочих равных условиях, на рынок поступит больше данного товара. Следовательно, закон предложения выражает прямую зависимость между ценой и величиной предложения товара. Кроме цены товара, на предложение влияют неценовые факторы:

- цены на ресурсы – взаимосвязь обратная. Рост цен на ресурсы увеличивает издержки производства, уменьшает предложение, и наоборот.

- технология производства – Сокращение издержек производства увеличит предложение.

- налоги и субсидии – Высокие налоги сокращают предложение, а субсидии наоборот стимулируют рост производства и предложения.

- количество продавцов – Прямая зависимость.

- ценовые ожидания продавцов – Если цена будет повышаться на товар, то продавец его придержит.

 

Кривая предложения в соответствии с законом предложения имеет восходящий характер, зависимость прямая (Ряд 2). Рост предложения приводит к сдвигу кривой вправо (Ряд 3), а уменьшение предложения к сдвигу влево (Ряд 1).

3) Эластичность спроса и предложения.

Степень чувствительности предложения на товар к изменению его цены называется эластичностью предложения. У разных товаров она неодинакова, и измеряется с помощью коэффициента эластичности. Коэффициент эластичности предложения показывает, на сколько процентов меняется количество предложения на данный товар при изменении его цены на один процент. Изменение предложения определяется трудностями при распределении ресурсов, что связано с фактором времени, поэтому предложение менее эластично в короткий отрезок времени и более эластично в длительный период времени.

 

Рыночные механизмы регулирования:

1) Рыночное равновесие,

2) «Невидимая рука» рынка,

3) Ограниченность рыночного регулирования.

1) Рыночное равновесие:

На таком рынке покупатели предъявляют рыночный спрос на товар или услугу, а продавцы осуществляют рыночное предложение данного товара. При равенстве величины спроса величине предложения на рынке устанавливается рыночное равновесие и равновесная цена. При равновесной цене отсутствуют как избыток, то есть превышение величины предложения над величиной спроса, как и дефицит (то есть превышение величины спроса над величиной предложения). Дефицит и избыток образуются в случае нарушения рыночного равновесия, то есть при отклонении рыночной цены от равновесной.

2) «Невидимая рука» рынка:

При дефиците товара возникают стимул для производителей в связи с ростом цены увеличить количество предложения, но при этом количество спроса будет сокращаться, до тех пора пока рыночная цена не совпадет с равновесной. В итоге рыночное равновесие будет достигнуто. Если же образовался избыток в следствие того что рыночная цена оказалась выше равновесной, то продавцы вынуждены начинать продавать товар по более низкой цене. Снижение цены увеличит количество спроса, но будет побуждать сокращать количество предложения, до тех пор пока не восстановится равновесие цена и рыночное предложение, однако при этом часть продавцов, которые не могут продавать товар по более низкой цене, уйдёт с рынка (так у них издержки выше), то есть тем самым происходит очищение рынка.

3) Ограниченность рыночного регулирования:

Рыночный механизм имеет ряд противоречий и ограничений:

1. Рыночная конкуренция по самой своей природе порождает тенденцию к монополизации. Из массы мелких производителей выделяются наиболее крупные, которые стремятся овладеть рынком. Монополизация будет означать саморазрушение рынка.

2. Механизм невидимой руки рынка не улавливает проблему долгосрочного развития экономики. Рыночное хозяйство развивается неравномерно, периоды роста чередуются с периодами застоя, спада, интересы экономической эффективности требуют, чтобы циклические колебания были максимально сглажены, стихийно это сделать невозможно: требуются долгосрочные программы с отдаленностью во времени в практической реализации их результатов, поскольку рыночная саморегуляция эффективна лишь в краткосрочной перспективе, то необходима сознательная корректировка направленности экономического роста.

3. Рынок ориентируется только на индивидуализированный платежный спрос, поэтому рынок не может уловить те потребности, которые могут предоставляться не отдельным потребителям, а обществу в целом. Эти общественные потребности называются общественными благами, например: охрана общественного порядка, содержание армии и так далее.

4. Хозяйствующие субъекты, стремясь к максимизации прибыли за счет экономии на издержках производства, способны загрязнять окружающую среду, истощать невоспроизводимые производственные ресурсы. Следовательно, рынок игнорирует интересы тех, кто является третьим лицом, то есть не является не продавцом, не потребителем.

5. Социальная ограниченность рынка заключается в том, что он не может реализовать принцип социальной справедливости. Вопрос о том, для кого производить, решается применительно к платежеспособному потребителю, поэтому многие жизненно необходимые товары и услуги, например жилище, недоступны неплатежеспособным покупателям, а современные гуманистические взгляды требуют, чтобы все граждане имели хотя бы определенный жизненный стандарт.

 

Государственное регулирование экономики:

1. Функции государства в рыночном хозяйстве,

2. Основные формы государственного регулирования современной экономики,

3. Основные концепции экономической политики государств.

1. Функции государства в рыночном хозяйстве:

Ограниченность рыночного саморегулирования в решении многих экономических и социальных задач требуют, чтобы недостатки рыночной стихийности восполнялись целенаправленным государственным регулированием. В процессе эволюции государственного регулирования выделяют следующие этапы:

Первый этап: XVII – середина XIX – государство играло роль «ночного сторожа», то есть ограничивалось обеспечение рынка производства правовыми нормами, не вмешиваясь в производственный процесс.

Второй этап: Начиная с конца XIX века, стихийное рыночное саморазвитие стало сопровождаться острыми социально – экономическими потрясениями. После великой депрессии возникла система постоянного и активного участия государства в управлении рыночной экономикой, следовательно, на смену саморазвивающейся рыночной экономике пришло регулируемое рыночное хозяйство.

Государство выполняет четыре основные функции, необохдимые для сохранения рыночной системы:

1. Обеспечение инфраструктуры рынка, в том числе и правовой базы, способствующей эффективному его функционированию.

2. Защита конкуренции, борьба с монополизмом.

3. Стимулирование экономического роста путем сбалансированного развития различных секторов экономики (то есть проведение структурной политики).

4. Перераспределение доходов и богатства с помощью бюджетно - налоговой системы для обеспечения социальной справедливости.

2. Основные формы государственного регулирования современной экономики:

Выделяют следующие основные формы:

1. Обеспечение правовой инфраструктуры. Экономическое законодательство слагается из следующих элементов: 1) антимонопольное законодательство. Его задача – максимум: предотвратить формирование монополий, задача - минимум – ослабить их негативное влияние на экономику.

2. Законодательство о собственности: государство определяет объекты и субъекты отношения собственности, объем их правомочий, защита прав собственников.

3. Налоговое законодательство, которое должно отражать основные приоритеты национальной политики, оставаясь при этом стабильным.

4. Законодательство о труде и социальной защите: государство регулирует взаимоотношения между предпринимателями, наемными работниками и государством. Государство дает социальные гарантии – минимальная оплата труда, социальной страхование, получение образования в определенных рамках.

5. Законодательство в охране и природы государство определяет максимально возможные нормы вторжения в окружающую среду а также меры ответственности за их нарушения.

6. Законодательство о защите прав потребителей.

Вторая форма – государственное предпринимательство – это организация деятельности предприятий, находящихся в государственной собственности.

В госсектор рыночного хозяйства входят прежде всего предприятия тех отраслей, которые производят общественные блага, то есть услуги, потреблять которые может только общество в целом – военная промышленность, космос, правопорядок и другие. Кроме тго, государство прямо и непосредственно берет под свой контроль естественные монополии (то есть отрасли производства в которых конкуренция принципиально невозможна – газоснабжение, атомная энергия и другие).

Для государственных предприятий, в отличи от частных предприятий, максимизация прибыли не является основой целью их деятельности.

Третья форма – социальная политика. Социальная политика направлена на обеспечение определённого стандарта благосостояния с целью поддержания экономической и социальной стабильности в обществе. Сюда же входит поддержка наиболее слабых слоев населения.

Четвертая форма – бюджетно – финансовая (фискальная политика) – это сбор и эффективное использование средств государственного бюджета. Результатом этой деятельности является эффективное распределение финансовых ресурсов по различным программ, отраслям и регионам. В условиях минимизации или отсутствия дефицита государственного бюджета.

Пятая форма – денежно – кредитная политика (монетарная), которая заключается в регулировании денежной массы в обращении.

3. Основные концепции экономической политики государств.

Различные формы государственного регулирования экономики находятся по отношении друг к другу в противоречии. Причина этого противоречия – противоречивость самих экономических функций государства. Например: попытки государства минимизировать безработицу, что приведет к инфляции.

В XX веке сложились две основные научные школы, которые по-разному решают вопросы о приоритетах экономической политики и о важнейших формах государственного регулирования: кейнсианство (Дж. Кейнс) и неоклассическая школа (Маршалл).

Кейнсианство возникло в 30-е годы и преобладало в экономической политике развитых стран до конца 70-х годов. Согласно этой школе, рыночная саморегуляция не способна эффективно распределять и использовать ресурсы. Следовательно, чтобы увеличить занятость и экономический рост, государство должно максимально стимулировать спрос:

1. Активизировать перераспределение национального дохода через государственный бюджет (то есть осуществлять активную фискальную и социальную политику).

2. По средствам кредитно – финансовых регуляторов (льготные кредиты, государственные заказы, и так далее). Это должно позволить сгладить циклические колебания, поддержать высокие темпы роста и уровень занятости. С этой целью проводится активная и гибкая кредитно – денежная политика.

3. Создавать обширную зону государственного предпринимательства (то есть увеличивать долю государственных секторов за счет государственных предприятий и смешанных предприятий).

Кейнсианская модель государственного регулирования органически связана с финансирование государственного бюджета, в том числе и с инфляционным финансированием.

В конце 70-х годов условия производства резко ухудшились в условиях экономического кризиса 79-81-х годов. Рост инфляции, сопровождавший кейнсианскую модель государственного регулирования стал угрожать подрывом экономики. Это предопределило переход к неоклассической модели. Преобладающей формой неоклассической модели стал монетаризм (Майкл Фридмен), как одна из моделей неоклассики. Изменение модели государственного регулирования заключалось в отказе от стимулирования спроса и в переходе к воздействию на предложение.

В соответствии с этими принципами неоклассики рекомендуют:

1. Снижать налоговое бремя, предоставлять налоговые льготы.

2. Отказ от крупных финансовых ассигнований, в том числе и на социальные программы, с целью формирования бездефицитного бюджета и устойчивого роста денежной массы.

3. Приватизировать значительную часть государственной собственности.

Выводы: монетаристская политика имеет сильные и слабые стороны:

+:

1. Жесткая финансовая политика позволила сбить накал инфляции.

-:

1. Понижение уровня жизни населения.

 

Различие между кейнсианством и неоклассикой проявляется в том, что хотя обе школы признают необходимость дополнения рыночной саморегуляции централизованным государственным регулированием, но в разной степени и различными методами.

 

Теория потребительского поведения:

1) Суть поведения потребителя. Суверенитет и рационализм потребителя.

2) Основные подходы к проблеме выбора потребителя.

3) Причины нерациональности в поведении потребителя.

1) Суть поведения потребителя. Суверенитет и рационализм потребителя.

Под поведением потребителя понимают его действия, связанные с его выбором, приобретением и потреблением товаров и услуг. Следовательно, в поведении потребителя всегда присутствует проблема рационального выбора товаров и услуг при бюджетном ограничении. В основе поведения потребителя, таким образом, лежат две характеристики:

1. Рационализм,

2. Суверенитет.

Средний потребитель – рациональный потребитель, то есть он стремится максимизировать совокупную полезность при ограниченном доходе. Ограничениями при этом являются цены и размер получаемого дохода. Следовательно, потребитель выбирает из альтернативных вариантов тот набор товаров и услуг, который обеспечит наилучшие удовлетворения потребностей. Рациональный потребитель выбирает наиболее предпочтительный для себя вариант, тем самым максимально эффективно расходует свои средства.

Суверенитет потребителя заключается в его независимости от производителя и в воздействии на производителя, так как к его системе предпочтений вынужден прислушиваться производитель.

2) Основные подходы к проблеме выбора потребителя.

Ситуация выбора предполагает:

1. Наличие нескольких возможных вариантов выбора.

2. Ограниченность выбора доступных наборов доходами и ценами.

3. Существование критериев выбора, по которым покупатель сравнивает различные варианты и выбирает самый предпочтительный.

Известны два подхода к проблеме выбора потербителя:

1. Кардиналистский (количественный).

2. Ординалистский (порядковый).

Кардиналистскаятеория (XIX век):

Предполагает, что потребитель способен оценивать потребляемые им товары и услуги, сравнивая величины их полезности.

Суть подхода: теоретически возможно измерить полезность.

Поскольку целью потребителя является максимизация совокупной полезности, то, согласно кардиналистской теории, представляли совокупную полезность, как сумму полезностей всех потребляемых товаров, входящих в некоторый набор.

В соответствии с этой теорией выбор какого – то набора товаров и услуг будет рационален, если он осуществлен в соответствии с правилом максимизации полезности. Это правило гласит: Максимизировать удовлетворение потребностей можно распределив денежный доход потребителя таким образом, чтобы последняя денежная единица, затраченная на приобретение каждого вида товара приносила одинаковую предельную полезность.

 

В основе выбора того или иного набора товаров лежат предпочтения потребителя, но в реальности невозможно количественно измерить полезность. Предпочтение это субъективный фактор, который количественно измерить нельзя.

Ординалистскийподход(XX век):

Ординалистский подход основан не на измерении полезности, а на возможности сравнения различных наборов товаров и услуг на основе предпочтительности. Боле предпочтительными при этом являются те наборы, которые имеют более высокий уровень полезности. Поведение потребителя ординалисты рассматривают в три этапа:

1. Изучаются его предпочтения с помощью «кривых безразличия».

2. Учитываются бюджетные ограничения.

3. Определяется оптимальный потребительский выбор путем совмещения потребительских предпочтений с бюджетными ограничениями.

 

Графические – изображение потребительских отношений может быть продемонстрировано в виде «кривых безразличия», предполагающее наличие только двух товаров – продуктов питания и одежды.

Кривая безразличия представляет собой совокупность комбинаций товаров Х и У, обеспечивающих одинаковый уровень удовлетворения потребностей или полезности. Потребитель безразличен к выбору наборов, представленных точками A, B, C, D, так как ему одинаково, что приобрести. Кривая безразличия имеет вид нисходящей вниз и выпуклой к началу координат по следующим причинам:

1. Между количествами приобретаемых потребителем товаров Х и У существует обратная связь (чем больше покупается на данный доход продуктов питания, тем меньше покупается одежды, и наоборот).

2. Выпуклость кривой безразличия объясняется убыванием предельной нормы замещения, которая показывает в какой степени потребитель готов заменить один товар другим: например, чем больше одежды и меньше пищи получает человек, тем скорее он откажется от одежды ради покупки продуктов питания, и наоборот. Следовательно, потребитель получает все меньшее удовлетворение по мере увеличения потребления им любого товара.

Уменьшающийся наклон кривой безразличия по мере приближения к оси Х свидетельствует о том, что готовность потребителя к замещению одной дополнительной единицы продуктов питания одеждой уменьшается.

Любой набор товаров, лежащий правее первоначальной кривой безразличия предпочтительнее набора A, B, C, D, так как содержит большую полезность, и наоборот.

Выводы:

1. Серию кривых безразличия называют картой кривых безразличия, в которой чем дальше от начала координат проходит кривая безразличия, тем большую величину полезности она предполагает.

2. Картой кривых безразличия дают описание шкалы предпочтений в отношении различных сочетаний товаров и услуг, но потребление ограничивается бюджетом.

3. Бюджетная линия показывает различные комбинации двух продуктов, которые могут быть приобретены при фиксированной величине денежного дохода.

Бюджетная линия может быть описана следующим уравнением:

 

где I – доход, Px и Py – цены на продукты питания и одежду, х и у – количество продуктов питания и одежды. Графически, бюджетная линия может быть изображена следующим образом: в точке А потребитель может приобрести максимум товара У, в точке В прямо наоборот. Тогда любая точка внутри треугольника АОВ представляет собой доступные наборы товаров для потребителя. Если доход потребителя возрос, то бюджетная линия MN сместиться вправо, и наоборот. Если измениться цена одного какого – либо товара Х при неизменной цене товара У и неизменном доходе, то измениться наклон бюджетной линии, то есть потребитель сможет купить больше единиц товара, цена которого уменьшилась, следовательно, увеличилась платежеспособность покупателя.

 

3) Причины нерациональности в поведении потребителя.

Экономическая теория базируется на концепции индивидуалистической рациональности. Всякие отклонения от предписанного этой концепции поведения объясняются иррациональными мотивами и не подлежат объяснению экономической теорией. Только междисциплинарный подход (психология + социология + экономика) объясняет причины иррациональных поступков потребителя. Например: американский экономист Лейбейнстайн, классифицируя спрос на потребительские товары, выделяет функциональный и нефункциональный мотивы. Функциональный мотив означает, что спрос на товар обусловлен присущими ему свойствами. Нефункциональный мотив вызван внешними воздействиями на оценку полезности. Сюда относятся:

1. Эффект присоединения к большинству.

2. Эффект сноба.

3. Эффект Веблена – явление показательного потребления, зависящее от цены товара (чем дороже товар, тем больше спрос).

4. Сиюминутное удовольствие, неприятные последствия отделены во времени с неприятными ощущениями. (Алкоголь, наркотики).

5. Спекулятивный спрос.

6. Конфликт между инстинктами и удовольствием.

7. Отсутствие определенных навыков потребления товаров и услуг.


Распределение доходов:

1. Понятие и функции доходов;

2. Заработная плата, её формы и системы. Уровень заработной платы;

3. Государственное регулирование доходов.

1. Понятие и функции доходов:

Распределение произведенного продукта приводит к образованию доходов. Доходы – это весь валовой продукт или обособившаяся в процессе распределения и перераспределения его часть, которую субъект экономических отношений получает для личного или производственного потребления. Различают денежные и натуральные доходы. Натуральные доходы получают в виде материальных благ и услуг.

Доходы выполняют следующие функции:

· Воспроизводственную,

· Стимулирующую,

· Социальную.

Воспроизводственная функция состоит в том, чтобы наемный работник смогу поддерживать и развивать свою способность трудиться.

Стимулирующая функция побуждает работника к эффективной трудовой деятельности.

Социальная функция заключается в обеспечении определенного уровня жизни наемных работников, семьи, поддержания социальной стабильности.

Поскольку доходы это распределенный продукт, то различные точки зрения на происхождение чистого продукта положены в основу различных теорий доходов. Например: сторонники теории факторов производства считают, что заработная плата, процент, прибыль и рента, которая образует чистый продукт, то есть первичные доходы, создаются соответственно каждым из факторов производства: рабочей силы, капитала, земли и предпринимательского таланта. Согласно теории доходов Карла Маркса, первичные доходы создаются только наемным трудом, из которого наемные работники получают лишь заработную плату, а процент и ренту, в виде прибыли, присваивают собственники факторов производства.

Возникшая в конце XX века теория «Человеческого капитала» рассматривает труд, как особый вид капитала, и, таким образом, признает участие наемной рабочей силы в создании прибыли, тем самым сближая теорию факторов производства и Марксистскую теорию доходов.

2. Заработная плата, её формы и системы. Уровень заработной платы:

Заработная плата – это главная форма дохода лиц наемного труда (бонусы, премии, дивиденды и другие).

Существуют две противоположные точки зрения на сущность зарплаты. Одна из них трактует зарплату как плату за труд наемного работника, которая полностью возмещает его вклад в производство, то есть затраченный им труд. Это характерно для сторонников теории факторов производства, для теории производительности, теории физического минимума, средств существования и других.

Противоположная точка зрения Карла Маркса, которая рассматривает зарплату как оплату только части затраченного наемным работником труда, а другая часть труда работника в форме прибыли, согласно этой концепции, безвозмездно присваивается собственником средств производства.

Эти противоположные точки зрения едины в том, что заработная плата выражает отношение наемного труда, то есть отношение купли-продажи рабочей силы на рынке труда.

Основных форм заработной платы две:

1. Повременная, когда размер оплаты зависит от отработанного времени,

2. Сдельная, когда размер оплаты зависит от объема произведенной продукции.

Эти формы заработной платы положены в основу различных систем заработной платы.

Системы заработной платы конкретизируют зависимость зарплаты от ряда показателей, факторов, которые положены в основу ее исчисления. Например: в XX веке получило широкое распространение система Тейлора, которая базируется на трех основных элементах:

1. Рационализация труда. Выработка правильных приемов работы. Установление наилучших систем учета и контроля труда.

2. Установление высокой нормы труда.

3. Введение двух уровней расценок: пониженные расценки для тех, кто не выполнил норму выработки и повышенные, для тех, кто выполнил и перевыполнил норму выработки.

Многофакторные системы заработной платы. В этих системах размер заработной платы определяется на основе оценки общих и специальных знаний работников, их способностей к работе, их вклад в производство и так далее. Каждый фактор при этом учитывается на основе определенных расценок. Кроме того, существуют такие многофакторные системы, которые позволяют увязать с размером основной зарплаты участие в доходах от результатов деятельности, например: система Скэнлона.

При определении уровня зарплаты пользуются понятиями номинальная зарплата и реальная зарплата. Номинальная зарплата – это денежное выражение зарплаты за определенный период времени. Реальная зарплата – количество товаров и услуг, которое можно приобрести на номинальную зарплату. Следовательно реальная зарплата зависит от

1. уровня номинальной зарплаты;

2. уровня цен на товары и услуги.

Показателем, позволяющим определить изменение реальной зарплаты за период времени является индекс реальной заработной платы, который рассчитывается как отношение индекса номинальной зарплаты к индексу потребительских цен.

3. Государственное регулирование доходов:

Государство в целях поддержания социальной стабильности и стимулировании экономического роста может проводить политику регулирования доходов и потребления (в реальности, попытка смягчить неравенство между слоями). Политика регулирования доходов применяется во всех высокоразвитых европейских странах. Её инструменты:

1. Прогрессивное налогообложение,

2. Установление минимального уровня заработной платы,

3. Социальные программы.

В США такая политика менее распространена, государство устанавливает только минимальный уровень заработной платы и черту бедности.


 

Конкуренция:

1. Признаки чистой конкуренции;

2. Несовершенная конкуренция. Её основные признаки;

3. Чистая монополия;

4. Монополистическая конкуренция. Олигополия;

5. Антимонопольное законодательство.

· Признаки чистой конкуренции:

· Отсутствие барьеров входа на рынок.

· Множество производителей.

· Доля каждого производителя в рыночном предложении незначительна.

 

Выводы:

 

· Производитель не может воздействовать на рыночную цену, которая устанавливается на основе взаимодействия рыночного спроса и предложения.

· В реальных условиях, чистый конкурентный рынок существовать не может.

· Несовершенная конкуренция. Её основные признаки:

При несовершенной конкуренции, на рынке отдельного товара или услуги взаимодействуют не множество отдельных производителей, а много, несколько или одна.

Сокращение числа производителей происходит под влиянием барьеров рынка. Барьеры рынка – это препятствия для входа ны рынок данного товара. Такими препятствиями могут быть: государственное регулирование (особенности законодательства), таможенные пошлинные квоты, патенты и лицензии, высокий уровень концентрации производства, и так далее.

Все барьеры рынка делятся на непреодолимые и труднопроходимые.

Выводы:

Рынкам несовершенной конкуренции присущи:

1. Наличие барьеров.

2. Ограниченное количество фирм.

3. Возможность в определенных пределах влиять на рыночную цену.

4. Использование неценовых методов конкурентной борьбы.

5. Участие государства в регулировании деятельности на рынках несовершенной конкуренции.

 

К рынкам несовершенной конкуренции относятся:

 

· Рынки чистой монополии,

· Монополистической конкуренции,

· Олигополии.

· Чистая монополия:

Чистая монополия существует, когда фирма является единственным производителем продукта, то есть, у потребителей нет выбора. Барьеры вступления новых фирм на этот рынок непреодолимы. Монополист сам определяет и цену и объем производства.

На рынке чистых монополий отдельно выделяют естественные монополии, которые, как правило, регулируются государством и могут предусматривать государственное участие.

Естественная монополия – это тип рынка чистой монополии, на котором нецелесообразно или невозможно появление других производителей, в связи с огромными масштабами деятельности, контролем со стороны государства, установлением цен, тарифов или их естественного уровня.

 

· Монополистическая конкуренция. Олигополия:

При монополистической конкуренции на рынке имеется относительно большое число мелких, средних и крупных фирм, предлагающих похожую, но не идентичную продукцию.

Важным признаком монополистической конкуренции является дифференциация продукта, то есть наличие разных видов товара. Благодаря им, рынок отдельного товара образует сеть взаимосвязанных микрорынков. Барьеры входа в отрасли с монополистической конкуренцией преодолимы, так как требуется относительно небольшой капитал, однако, всегда необходимы дополнительные финансовые затраты на рекламу и совершенствование качества продукции.

Соперничество в условиях монополистической конкуренции сосредотачивается как на цене, так и на неценовых факторах: например, качество, реклама, условия продажи и так далее.

 

На рынке олигополии действует несколько фирм. Олигополистами могут быть не только крупные компании, но и фирмы, играющие роль ведущих производителей в рамках специализированных производств, или на локальных рынках. Абсолютный размер таких фирм может быть небольшой.

В отличие от чистой и монополистической конкуренции, при олигополии появляется новая черта в конкурентной борьбе: ни одна фирма – олигополист не изменит свою ценовую политику без оценки вероятных действий ее конкурентов. Это следует из взаимозависимости немногочисленных участников олигополии.

Возможны четыре варианта олигополистического ценообразования:

· Фирмы - олигополисты не прибегают к сговору. Например: на рынке три фирмы А, Б, В и одна из них (А) изменила цену. Ответной реакцией Б и В станет либо изменение цен, либо они оставят цены на прежнем уровне. При последнем решении фирма А потеряет потребителей. Если фирма А понизит цену, то она получит возросший объем продаж,

· Ценообразование основано на открытом или тайном сговоре В данном случае они могут заключить соглашение о цене, разделе рынков, производственных квотах, следовательно, они будут действовать как единое целое, что роднит их чистые монополии, но всегда есть опасность нарушении сговора.

· Лидерство в ценах – молчаливое соглашение, с помощью которого олигополисты координируют своё поведение в области цен, не вступая в прямой сговор, то есть она фильма установила цену, а остальные ей последовали.

· Издержки плюс надбавки – олигополист стремится к некой запланированной прибыли на свои капиталовложения, поэтому он устанавливает определенную надбавку к средним издержкам производства.

Ц = средние издержки + надбавка (%)

В этом случае цена на продукцию определяется не невидимой рукой рынка, а невидимым рукопожатием монополистов.

 

· Антимонопольное законодательство:

Монополизм противоречит рынку, так как огранивают конкуренцию, удерживают высокие цены, и так далее. Однако, на ряду с негативными проявлениями действия монополий в экономике есть и позитивные проявления.

· Более низкие долгосрочные средние издержки («Эффект масштаба»).

· Концентрация финансовой и производственной мощи, что дает преимущество в использовании достижений НТР, позволяют сохранять и укреплять конкурентоспособность на мировых рынках.

В разных странах разное отношение к монополиям. Выделяют две модели антимонопольного законодательства:

· Американская (США, Канада, Австралия) – жесткая модель, так как она не допускает монополизации рынка, законодательно ограничивает долю рынка в каждой отрасли.

· Европейская (Юго-Восточная Азия, Западная Европа) – либеральная модель, которая допускает существование монополий, пытаясь только сдерживать негативные проявления их деятельности.


Кредитно – денежная система и политика:

1. Кредитно – денежная политика.

2. Кредитно - денежная система.

3. Современная банковская система.

4. Методы и кредитно – денежная политика Центробанка.

5. Техника кредитования.

1. Кредитно – денежная политика:

Кредитно – денежная политика (монетарная политика) – это экономическая политика, опирающаяся на способность денежно – кредитной системы, влиять на макроэкономическую стабильность (высокий темп экономического роста, низкая инфляция и высокая занятость).

Основная задача монетарной политики – регулирование массой денег в обращении.

Плавный рост денежной массы стимулирует деловую активность и, наоборот, сокращение денежной массы снижает деловую активность.

Следовательно, государство должно выбирать тот путь воздействия на денежную систему, на объем денежной массы, который обеспечит наибольший успех.

Анализ монетарной политики предполагает изучение трёх основных понятий и процессов:

· Денежная система;

· Банковская система, как регулятор денежного обращения.

· Механизм государственного регулирования денежного обращения.

 

2. Кредитно - денежная система:

Денежная система – это форма организации денежного обращения. Её элементы:

· Денежная единица,

· Масштаб цен,

· Виды государственных денежных знаков,

· Порядок эмиссии денег,

· Регламентация безналичного оборота,

· Госорганы по регулированию денежного оборота.

Денежная единица – это, принятая законодательно, валюта данной страны.

Масштаб цен означает, что цены всех товаров и услуг измеряются определенным количеством денежных единиц.

Денежное обращение состоит из движения наличных денег и безналичного оборота.

Все деньги в современной экономике являются кредитными деньгами (отдельное место занимают разменные монеты, но их удельный вес в обращении очень мал).

Кредитные деньги включат в себя:

· Банкноты – это главной элемент наличной денежной массы.

Банкноты – это бумажные деньги, выпускаемые в обращение эмиссионными банками (Центробанком).

Дополнительный выпуск банкнот должен покрываться:

o Покупкой Центробанком облигаций госзайма

o Увеличением золото – валютных резервов страны.

o Переучётом (дисконтом) коммерческих векселей. (Коммерческий банк выплачивает предъявителю векселя его номинальную стоимость, за вычетом скидки (дисконта), которая равна плате за банковский кредит. Право требования денег переходит к банку, который либо ждет истечения срока уплаты по векселю и получает с векселедателя сумму, указанную на векселе (то есть номинальную), либо переучитывает (погасит) вексель в Центробанке, но с установленной Центробанком уплаты за эту операцию, в соответствии установленной ЦБ официальной процентной ставкой).

· Чеки и кредитные карточки – главные средства безналичных расчетов.

Владелец чека хранит свои деньги на банковском текущем счете и, по средствам чека, он даёт банку указание выплатить указанную на чеке сумму определенному лицу (в пределах остатка денег на текущем счете, иногда, с учетом предоставленного банком кредитным резервом). Чек должен быть индоссирован – то есть подписан на обратной стороне лицом, получившим по этому чеку наличные деньги, или же задепозировавшему его на свой счёт. Банковские чеки используют и сами кредитные учреждения для межбанковских расчетов.

Следовательно, преобладающая часть денежной массы в современном мире представлена в виде остатков на текущих счетах в кредитных учреждениях.

Основные показатели денежной массы:

Величина денежной массы (или предложения денег) оценивается тремя основными показателями:

· М I: Предложение денег, обозначаемое M I, состоит из двух элементов: наличные деньги, и остатки средств на текущих счетах.

· M II: Это М I и все срочные сберегательные вклады в коммерческих банках.

· M III: Это M II + депозитные сертификаты (то есть срочные вклады, которыми владеют предприятия, открытые на крупные суммы

В целом – это денежная масса.

 

3. Современная банковская система:

Центральный Банк России
Коммерческие банки
Небанковские кредитные учреждения
Современный банк – это финансовый институт, выполняющий многообразные финансовые услуги в отношении любого экономического субъекта. В большинстве стран существует двухуровневая банковская система.

 

 


Основные функции Центробанка:

1. Эмиссия банкнот.

2. Хранение государственных золотовалютных резервов.

3. Денежно – кредитное регулирование экономики.

4. Проведение расчетов по счетам правительства, правительственных структур, органов законодательной и представительной власти.

5. Предоставление кредитов коммерческим банкам, зарубежным государствам.

6. Контроль за деятельностью коммерческих банков – их лицензирование и отзыв лицензии.

Центробанк независим от правительства. Банк России подотчетен Госдуме, Госдума назначает и освобождает от должности председателя банка России и членов совета директоров банка.

 

4. Методы и кредитно – денежная политика Центробанка:

1. Учётная политика: основана на регулировании ссудных капиталов путём изменения учетной ставки Центробанком. Учётный процент непосредственно влияет на стоимость кредитов, предоставляемых коммерческими банками своим клиентам, и, следовательно, влияет на объём инвестиций. Повышая ставку по кредитам, Центробанк побуждает другие кредитные учреждения сокращать заимствование, а это ведет к росту процентных ставок по коммерческим кредитам, и, следовательно, к сокращению кредитных операций в стране и снижению инвестиционной активности. К учётной ставке привязаны не только коммерческие кредиты, но и ставки по сберегательным вкладам.

2. Операции на открытом рынке – это наиболее гибкий метод регулирования ликвидности и кредитных вложений путем размещения госдолга.

3. Управление нормами обязательных резервов. Эти резервы имеют двойное назначение: 1) они должны обеспечить постоянный уровень ликвидности у коммерческих банков, 2) они являются инструментами для регулирования денежной массы и кредитоспособности банков. Центробанк повышает или понижает норму обязательных резервов в зависимости от экономической ситуации в стране. При увеличении нормы у коммерческих банков уменьшаются суммы на выдачу кредитов, при этом предложение денег сокращается, заёмные средства становятся дороже, деловая активность снижается, сокращается производство, сокращается количество денег в обращении, но уменьшается инфляция. Снижение нормы резервов вызывает кредитную экспансию, то есть предложение денег растёт, процентная ставка снижается, кредит становится более привлекательным, расширяется объем инвестиций, повышается их прибыльность, растет производство и снижается уровень безработицы, но при этом может увеличиться инфляция.

 

5. Техника кредитования:

Главная экономическая функция банков – это предоставление кредитов. Оценка кредитной заявки базируется на 6 ключевых факторах (условиях):

1. Характер заемщика (кредитная история);

2. Наличие у заемщика юридического права подписывать кредитный договор;

3. Способности получить достаточную прибыль или поток наличности, чтобы погасить кредит в установленный срок;

4. Наличие обеспечения кредита (активы, залог);

5. Определение факторов, которые могут отрицательно повлиять на возврат кредита (возраст, наличие у предприятия ряда долговых обязательств);

6. Соответствие кредитной заявки стандартам банка и правилам, установленным контролирующей организацией (например, Центробанком).

В технике кредитования эти правила в мире получили названия правила 6 C (credit history, capability, cash plod, -,controlling, -).

Банковские ссуды классифицируются по многообразным признакам: в зависимости от сроков - краткосрочные, долгосрочные; в зависимости от целей кредитования – ипотечные кредиты, сельскохозяйственные кредиты, потребительские кредиты, лизинговое финансирование и так далее.

Среди различных схем кредитования и форм кредита выделяют:

· Револьверная кредитная линия (по соглашению между банками и клиентом, заёмщик может заимствовать средства в пределах определенного лимита, погашать полностью или частично, повторно заимствовать в пределах лимита и так далее);

· Банк перечисляет предприятию большую часть его дебиторской задолженности, но право собственности на нее переходит банку. После оплаты счетов покупателем, банк перечисляет предприятию оставшуюся часть дебиторской задолженности, за вычетом комиссионных и процентов. Такая техника кредитования получила название – факторинг (или переуступка прав требования);

· Кроме того, в технике регулирования применяются различные процентные ставки – cap – верхний предел ставки по кредиту, до которого ставка может дорасти в зависимости от ситуации на рынке кредитования, floor – минимальная процентная ставка.


Государственный бюджет.

1. Сущность бюджетно – финансовой политики. Причины возникновения бюджетного дефицита.

2. Налоговая политика. Функции, элементы и виды налогов.

3. Основные типы налоговой политики.

1.

Бюджетно – финансовая политика проводится с целью поддержания макроэкономической стабильности, борьюы с кризисами, безработицой, инфляцией и так далее. Сферой бюжетнофинансовой политики являются области налогов и государственных расходов. Нарушение в сфере бюджетно финансовой политики несоответствие дохожов и расходов государства приводит к бюджетному дефициту.

Причины возникновения бюджетного дефицита:

1. Циклический спад производства приводит к снижению доходов, что уменьшает налоговые сборы. Бюжетный дефицит вызван циклическим спадом производства нахывается циклическим дефицитом.

2. Структурный дефицит вызван политикой текущих расходов.

 

По формам проявления различают:

1. Бюджетный дефицит в активной форме.

2. Бюджетный дефицит в пассивной форме.

3. Их сочетание.

К активной форме бюдежетного дефицита относят те расходы, которые направлены на стимулирование экономического развития страны.

К пассивной форме бюжетного дефицита относитя увеличение расходов на социальную сферу, на увеличение пенсий, пособий




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 789; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.