КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Для анализа среды важнейшим фактором является полнота, количество, доступность и актуальность информации
Анализ внутренней и внешней среды. После установления миссии и целей руководство предприятия должно приступить к этапу анализа окружающей среды, а также своих возможностей и слабых мест. На данном этапе процесса стратегического планирования предусмотрены 2 подэтапа: анализ среды и стратегический анализ. 1. Анализ среды – процесс определения важных элементов внутренней и внешней среды, которые могут оказать влияние на способности фирмы в достижении своих целей. Среда любой организации представляет собой совокупность трех элементов: 1) Внутренняя среда; 2) Рабочая среда; 3) Общая среда.
Анализ внутренней среды проводится по пяти основным признакам: 1. Производство. Здесь оцениваются такие параметры, как: · размер и мощности; · тип и возраст оборудования; · источники поставок; · тенденции производительности; · инновационные возможности; · уровень брака.
2. Маркетинг, где оценка проходит по следующим аспектам: · номенклатура продукции; · качество продукции; · размер и доля рынка; · организация (ее уровень) маркетинговых исследований; · эффективность рекламы; · организация продаж, сервис. 3. Финансы, где оценивают: · активы предприятия; · валовые накопления; · доходность; · источники денежных поступлений; · показатели баланса. 4. Управление персоналом: · процедура привлечения и отбора кадров; · содержание трудовых операций и уровень технормирования; · содержательность работы; · существующая система вознаграждения, ее эффективность. 5. Организационная структура: · характер делегирования полномочий; · тип организационной структуры; · отношения между сотрудниками на всех уровнях управления; · характер власти; · эффективность существующей системы менеджмента. 2.Рабочая среда – среда непосредственных контактов спредприятием, включает в себя следующие элементы: · поставщики экономических ресурсов · покупатели · государственные органы (налоговые) · деловые партнеры и конкуренты · маркетинговые организации · СМИ и т.п.
3. Общая среда – состоит из элементов, которые не связаны напрямую, но оказывают влияние на формирование общей атмосферы бизнеса.
Общая среда включает в себя следующие факторы: · Экономические · Технологические · Политические · Социальные. Для оценки внешней среды существуют различные методы, рассмотрим 3 основных:
1. Метод «5*5» А.Х. Меска. Данный метод предусматривает ответы на 5 вопросов о 5-ти факторах внешней среды: 1. Если вы обладаете информацией о 5-ти факторах внешней среды, назовите их. 2. Какие 5 факторов внешней среды представляют для вас наибольшую опасность? 3. Какие 5 факторов из планов ваших конкурентов вам известны? 4. Какие 5 факторов являются наиболее важными для достижения ваших целей? 5. Назовите 5 основных пространств, которые могли бы стать благоприятными для вас?
2. Матрица Дж. Х. Вилсона «Вероятность усиления фактора – воздействия фактора на организацию».
Оценка с помощью подобной матрицы проводится на основе ответов по 4 вопросам: 1) Как (положительно или отрицательно) данный фактор может повлиять на положение предприятия? 2) Какова вероятность усиления воздействия фактора, прослеживается ли оно в будущем? 3) Насколько велико будет воздействие фактора на предприятие? 4) Когда воздействие этого фактора на предприятие может ослабнуть?
3. Кроме того одним из самых распространенных методов оценки среды является SWOT – анализ. S – strong – сила; W – weakness – слабости; O – opportunity – возможности T – threat – угрозы
SWOT-Анализ базируется на сопоставлении сильных и слабых сторон организации, потенциальных возможностей для бизнеса и угроз из внешней среды. Сравнительный SWOT-Анализ проводится в процессе поиска ответов на такие вопросы: 1. Как связанные основные проблемы организации с ее сильными и слабыми сторонами, а также с благоприятными факторами и угрозами внешней среды? 2. Как наиэффективнее использовать сильные стороны фирмы и благоприятные внешние факторы для решения основных проблем организации? 3. Как отстранить или максимально зменьшити влияние слабых сторон и внешних угроз на бизнес организации? В процессе SWOT-Анализа исследуются также попарные соединения всех составных SWOT-Анализа с целью: - поиска положительной синергии: сильные стороны / благоприятные внешние факторы; - устранение отрицательной синергии: слабые стороны / внешние угрозы. В результате получим матрицу SWOT, в которой рассматриваются все возможные парные комбинации на каждом с полей (рис.3.4.).
Рис. 3.4. Матрица SWOT-Анализа
5. Анализ стратегических альтернатив и выбор стратегии. Для достижения одной и той же самой цели можно применить разные способы. Поэтому возникают два вопроса: 1. С помощью каких способов может быть достигнутая цель? 2. Который из этих способов есть наилучшим? Отвечая на эти вопросы руководство организации обрабатывает несколько вариантов стратегии и выбирает из них наиболее приемлемый вариант. При этом организация целеустремленно ориентируется на использование собственных преимуществ. Существует, как мы уже выяснили, три уровня стратегий: общекорпоративный, стратегия бизнеса и функциональный. Разработка каждой из них имеет свои особенности. Разработка общекорпоративной стратегии При обгрунтуванні этой стратегии чаще всего опираются на классификацию стратегий за целями. Согласно этому критерию различают (табл.3.4.): - стратегию роста; - стратегию стабильности; - реструктивну стратегию; - комбинированную стратегию. Стратегия роста - может осуществляться несколькими способами, т.е. существуют разные стратегические варианты роста. Стратегия стабильности - эту стратегию применяют организации, которые удовлетворенные своим предыдущим курсом действий и желают оставить существующее состояние. Реструктивна стратегия - используется в случаях, когда организация оставляет определенные рынки, или перепрофилирует производство. В пределах реструктивної стратегии существует несколько вариантов. В деятельности больших корпораций стратегии роста, стабильности и реструктуризации изменяют одна одну или используются в комплексе. Вины- Таблица 3.4. Типы и виды общекорпоративной стратегии
кає четвертый вид стратегий - комбинированная стратегия. Методы выбора общекорпоративной стратегии На практике существует несколько методов выбора общекорпоративной стратегии. В основу многих из них положен метод “пакетного менеджмента”. Сущность метода заключается в том, что группы (или пакеты) продукции организации распределяются согласно их рейтингу за двумя критериями. Рассмотрим принцип матричной техники с помощью таких двух критериев: 1) темпы роста рынка, 2) частица участия продукции фирмы в рынке. На рис.3.5. изображенные позиции четырех групп продукции фирмы (A, B, C, D) согласно сформулированным критериям.
Темпы рост рынка а низкие
низкая высокая
Судьба участия в рынке
Рис. 3.5. Инструменты выбора общекорпоративной стратегии (Метод пакетного менеджмента)
Группы продукции А і D, едва ли, будут демонстрировать в будущем роста, скорее будет наблюдаться падение объемов их производства. Группы продукции В і С потенциально имеют сильные позиции. Здесь можно ожидать значительного прироста. Тем не менее желательный рост будет требовать значительных капиталовложений, особенно группа В. Позиции продукции А і В относительно конкурентов слабые, а в С і D, наоборот, - сильные. Учитывая, что завоевание большего сектору рынка спричиняє зменьшення себестоимости единицы продукции за счет объемов производства, можно говорить о высокой прибыли групп продукции С і D. Особенно прибыльным может быть сектор D, поскольку сюда не делаются дополнительные капиталовложения под будущий рост. Итак, как логические стратегии для фирмы, которая выпускает группы продукции от А до D, можно было бы предложить следующие: 1) реструктивна стратегия для А; 2) стратегия роста для С; 3) стратегия стабильности для D; 4) стратегия роста (или реструктивна стратегия) для В.
Принцип матричная техника положена в основу многих конкретных методов выбора общекорпоративной стратегии, в частности, в основу построения старой и новой матрицї BCG (Бостонської консультативной группы).
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 624; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |