Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социальное восприятие

Характеристики наблюдателя и наблюдаемого

От социальных аспектов восприятия непосредственно зависит то, как мы воспринимаем и познаем друг друга и в данном случае большое влияние на восприятие оказывают характеристики наблюдателя и наблюдаемого.

Общие четыре характеристики во многом влияют на то, как человек воспринимает других в среде своего обитания:

1. Понимание самого себя облегчает ясное понимание других.

2. Черты собственной личности влияют на восприятие тех черт, которые, скорее всего, усматриваешь в других.

3. Люди, которые находятся в ладу с собой, скорее могут увидеть положительное в других

4. Точность в наблюдении за другими — это многофакторный навык.

Следует также отметить определенные характеристики наблюдаемой личности, влияющие на социальное восприятие:

1. Статус наблюдаемого оказывает серьезное влияние на восприятие его другими.

2. Наблюдаемая личность для упрощения процесса восприятия наблюдателем обычно расписывается по категориям. Обычно к ним относятся статус наблюдаемого и его роль.

3. Видимые черты наблюдаемого сильно влияют на его восприятие другими.

Члены организации должны понимать, что их восприятие во многом определяется как их собственными особенностями, так и свойствами других людей. Существует множество сложных факторов, влияющих на социальное восприятие. Однако первичные факторы коренятся в таких психологических процессах, как атрибуция, а также в проблемах, связанных со стереотипизациеи и эффектом «ореола».

Атрибуция

Атрибуция описывает, как люди объясняют свое поведение и поведение других людей. Это процесс, в ходе которого люди приходят к выводам о факторах, оказавших влияние на поведение или делающих это поведение осмысленным. Применительно к социальному восприятию, атрибуция представляет собой поиск причин (атрибутов) при объяснении поведения других людей или самого себя, и имеют место два характерных вида атрибуции. Во-первых, это предрасположенная атрибуция, которая объясняет поведение личности внутренними факторами, такими, как черты характера, мотивация или способности. Во-вторых, это ситуационная атрибуция, которая объясняет поведение внешними факторами, такими, как подготовка или социальное влияние.

Например, в случае если выдающиеся трудовые показатели рабочего приписываются таким внешним факторам, как новый станок или технология, то его восприятие и последующее отношение будут одним. Если же эти показатели будут ассоциироваться с такими чертами личности, как способности и настойчивость, то отношение будет другим. То же справедливо и в отношении причин собственного поведения. Восприятие и, соответственно, отношение будут отличаться в зависимости от вида атрибуции - внутренней или внешней. Другими словами, вид причинной (казуальной) атрибуции во многом определяет восприятие.

Стереотипизация

Термин «стереотип» отражает тенденцию воспринимать другого человека через его принадлежность к определенному классу или категории. В соответствии с теорией атрибуции стереотип также предполагает общее согласие относительно приписываемых человеку черт, а также существование несоответствия между приписываемыми и реальными характеристиками. В частности, он используется для анализа предрассудков.

Например, одно классическое исследование показано, что люди воспринимают других и оцениваются со стороны в зависимости от того, относят их к категории менеджеров или к членам профсоюза. Так, 74% лиц из группы менеджеров использовало слово «честный» при оценке г-на А, когда он был представлен как менеджер, однако это слово было использовано лишь в 50% случаев, когда его представили как представителя профсоюза.

Эффект «ореола»

Эффект «ореола» часто рассматривается в анализе процесса оценки деятельности, когда рейтинг личности оцениваемого и/или его работы в целом выставляется ошибочно, исходя из какой-либо одной характерной черты, например интеллекта, внешности, надежности или склонности к сотрудничеству. Какой бы ни была эта характерная черта, она может перекрыть все другие при составлении впечатления о личности.

Например, внешность человека ил и его одежда могут перевесить все его прочие характеристики при отборе или оценке его деятельности.

Современные представления об эффекте «ореола», можно суммировать следующим образом:

1. Эффект является распространенной ошибкой при выставлении оценки.

2. Эффект основан как на истинных, так и на иллюзорных составляющих процесса восприятия.

3. Эффект приводит к возникновению необоснованной связи между основными свойствами и обусловлен влиянием обшей оценки и особых суждений.

4. Эффект имеет негативные последствия, и его следует избегать или устранять. Например: воздействие эффекта «ореола» на восприятие работников компании, которая находилась под внешним управлением (при прохождении процедуры банкротства). Несмотря на то, что компания платила относительно высокую зарплату, предоставляла прекрасные условия труда и приемлемое руководство, служащие не воспринимали эти благоприятные факторы. Ощущение нестабильности и неуверенности создавало негативный эффект «ореола» и доминировало над оплатой и условиями труда. Результаты этого исследования подтверждают, что, когда имеется один значимый «гнилой» показатель, он может испортить целую «бочку» других характеристик.

Преодоление таких проблем восприятия, как стерсотипизация и эффект «ореола», по-прежнему остается важны, для эффективного управления человеческими ресурсами.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Перцептивная защита | Управление впечатлением
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 906; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.