Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Представления подростков о мужественности и женственности

Маргинальность - пребывание подростка на границе между двумя социальными мирами - миром детей и миром взрослых.

 

О маргинальности подростка говорил Курт Левин. Подросток уже не хочет принадлежать к детской культуре, но ещё не может войти в сообщество взрослых, встречая сопротивление со стороны реальной действительности, и это вызывает состояние «когнитивного дисбаланса», неопределенность ориентиров, планов и целей в период смены «жизненных пространств».

 

Девушки более стремятся к любви, нежности, уважению и безопасности; сексуальность для них является составляющей общих доверительных отношений с партнером. Юноши более склонны к получению непосредственного сексуального опыта и стремятся к более частым половым отношениям. У подростков половых гормонов вырабатывается больше, чем у взрослых. Постоянно мобилизированы защитные силы организма; подростки как будто все время находятся в состоянии стресса.

В связи с быстрым развитием возникают трудности в функционировании сердца, легких, кровоснабжении головного мозга. Поэтому для подростков характерны перепады сосудистого и мышечного тонуса. А такие перепады вызывают быструю смену физического состояния и, соответственно, настроения.

По мнению зарубежных психологов, подростки бисексуальны?!?, т.к. могут сочетать в себе как традиционно женские, так и традиционно мужские качества.

 

Мужские качества Женские качества
- Я легко принимаю решения. - Я предпочитаю все делать сам, не прибегая к помощи других. - Я не легко сдаюсь. - Я отстаиваю то, во что верю. - Я не изменяю своего мнения под влиянием других людей. - Среди моих друзей я часто бываю лидером. - Я много помогаю другим людям. - Я сопереживаю другим.   - Я добра по отношению к другим людям. - Я мягкий человек. - Я люблю искусство и музыку. - Я люблю маленьких детей.

III. Именно в процессе взаимоотношений со взрослыми и сверстниками подросток всё больше осознаёт себя личностью.

Предметом самосознания и сознания являются качества личности, связанные с учебной деятельностью и взаимоотношениями с окружающими.

По Л.С. Выгодскому, "самосознание есть последняя и самая верхняя из всех перестроек, которым подвергается психология подростка". Происходит становление "Я" - идентичности подростка, которая обеспечивает целостность поведения, поддерживает внутреннее единство личности.


 

 
 

 

 


Последовательность осознания подростком своих качеств:

 
 


трудолюбие, настойчивость,

внимательность, прилежание

 
 


чувство товарищества,

сдержанность, чуткость

 
 


скромность, самокритичность,

хвастливость

*Самооценка - компонент самосознания, включающий наряду со знаниями о себе оценку человеком своих физических характеристик, способностей, нравственных качеств и поступков. ("Психологический словарь" - 1983, с. 332)

Самооценка представляет собой центральное образование личности; регулятор её поведения и деятельности. Формирование самооценки происходит в процессе деятельности и межличностного взаимодействия.


 

 


неадекватное реалистичная оценка неадекватное

недооценивание человеком самого себя, оценивание себя

себя субъектом своих способностей, субъектом.

нравственных качеств

и поступков; позволяет

относиться к себе

критически и соотносить

свои силы с требованиями

окружающих.

 

 

Подростки с адекватной самооценкой имеют большое поле интересов, их активность направлена на различные виды деятельности, на познание других себя.

Подростки с завышенной самооценкой проявляют ограниченность в видах деятельности и большую направленность на общение, причем малосодержательное.

Подростки с заниженной самооценкой подвержены депрессивным тенденциям.

Агрессивные подростки характеризуются крайней самооценкой (либо максимально положительной, либо максимально отрицательной), повышенной тревожностью, эгоцентризмом и т.д. В последние годы углубился кризис самооценки детей подросткового возраста: появилось на 25-27% больше подростков, у которых превалирует негативная самооценка. Четко проявляется неприятие оценок взрослых, независимо от их правоты.

Например: 14-летний мальчик говорит: "Хочу стать учителем, чтобы доказать учителям, что они не правы".

Огромное значение при формировании самооценки оказывает семья. И стиль общения в семье.

Психологи выделяют 2 стиля общения: симметричный и асимметричный.

Симметричный стиль предполагает общение членов семьи, основанное на партнерских началах. Самоуважение подростка поддерживается уважительным отношением родителей, оценкой эффективности его деятельности. В будущем это является фактором, способствующим эмансипации самооценки подростка.

Асимметричный стиль предполагает ограничение участия ребенка в подготовке и принятии решений, что в дальнейшем ведет к формированию у него негативного само отношения и образа Я.

Вывод: В самооценке и самосознании подростка происходят следующие изменения:

· Переориентировка с учебной деятельности на взаимоотношения с товарищами и на свои физические качества;

· Самооценка становится более адекватной;

· В самооценке более выражены моральные качества, способности и воля;

· Огромное влияние на характер самосознания и самооценки оказывает оценка значимых "других" (друзей, взрослых, учителей…);

· Снижается влияние родителей на самооценку;

· Неадекватная самооценка детерминирует с делинквентным поведение подростка;

· Самооценка регулирует процесс общения.

 

IV. Основные конфликты происходят в семье. У подростка ярко выражается реакция эмансипации (стремление освободится от опеки, контроля, покровительства). Это процесс, затрагивающий различные аспекты социальных отношений. Выделяют 3 вида эмансипации подростков:

- Эмоциональная (стремление к эмоциональной близости со сверстниками противоположного пола);

- Поведенческая (стремление освободиться от контроля со стороны родителей);

- Нормативная (стремление отвергнуть, те нормы и ценности, которых придерживаются родители).

 

Конфликты в семье бывают:

1. Конфликт неустойчивости родительских отношений (по сравнению со взрослым, подросток несовершенен; положительные качества родителей не замечают, тем самым усиливают недостатки подростка).

2. Конфликт сверх требовательности с эмоциональным холодом (подросток улавливает некоторые нюансы родительского отношения следовательно страдает, приспосабливается).

3. Конфликт сверхзаботы (родители живут как бы за своих детей следовательно дети растут неуверенными в себе).

4. Конфликт неуважения прав подростка на самостоятельность.

5. Конфликт отцовского авторитета (отец, желая воспитать сына "настоящим мужчиной", отстраняет от воспитания мать, осмеивает проявление слабости, никогда не хвалит ребёнка).

 

Позиция взрослого по отношению к подростку может быть обвинительной и защитной.

 

Обвинительная (активного непринятия) Понимания (активного принятия)
- по отношению к внешнему виду; - к гигиеническим навыкам; - к выполнению учебных заданий; Любой пустяк вызывает скандал следовательно подросток ищет способы "ударить" родителей побольнее. - понять, что у подростка есть свои проблемы; - ставить подростка в позицию самостоятельности; - можно советоваться с подростком, но не идти у него на поводу; - не переделывать подростка,а понимать его.

 

Также конфликты у подростков возникают с учителями из-за:

1) отсутствия общего языка взаимопонимания;

2) неуважительного отношения учителя к ученику, и наоборот;

3) авторитарные методы воспитания;

4) непризнание учителем своих ошибок, его непогрешимость.

 

V. Учение занимает важное место в жизни подростков. Эффективность обучения подростков повышает целенаправленное формирование мотивов. Формирование мотивов связано с удовлетворением доминирующих потребностей. Одна из таких потребностей - познавательная. Но по последним исследованиям для 54% учащихся характерно преобладание ориентации не на получение знаний, а на оценку. Девочки более интересуются предметами гуманитарного цикла. У многих подростков обнаружено явное первенство интереса к математике на протяжении всего школьного возраста.

Учебно-познавательная деятельность в старших классах начинает определяться мотивами, направленными на реализацию будущего.

Учебная деятельность является сформированной, если:

- она побуждается прямыми мотивами;

- подросток может самостоятельно определить учебные задачи;

- подросток может выбирать рациональные приёмы и способы решения задач;

- подросток может контролировать и оценивать свою работу;

- реализована потребность в самоутверждении.

При решении различных учебных задач подростки демонстрируют интеллектуальную развитость следовательно это побуждает взрослых к обсуждению с ними серьёзных проблем. Возникает противоречие: как, относясь к подростку по серьезному, по взрослому, вместе с тем обращаться с ним как с ребёнком, который постоянно нуждается в помощи и поддержке.

У подростков появляется дифференцированное отношение к разным учителям: одних любят, других нет, к третьим относятся безразлично. Формируются новые критерии оценок личности и деятельности взрослых людей. Более подростки ценят знающих учителей, строгих, но справедливых, которые ставят справедливые оценки, не делят класс на любимчиков и нелюбимых.

Подросток учится рассуждать на основе общих посылок путём построения гипотез и их проверки. Умение оперировать гипотезами в решении интеллектуальных задач - важнейшее приобретение подростка в анализе действительности. Управляемой и контролируемой становится речь, развивается критическое мышление. Но часто, в связи с недостатком опыта, подросток начинает неоправданно возражать следовательно проявляется критиканство. Также происходит интеллектуализация процессов восприятия, это необходимое условие успешности усвоения учебного материала, в том числе наглядного.

 

VI. Новообразование подросткового возраста

 

1. Способность к рефлексии родительского мнения и последующей отстройке от него, к выработке собственной позиции по отношению к родительской оценке.

2. Переоценка нравственных ценностей, автономная мораль.

3. Формирование абстрактного мышления, логического и теоретического мышления, самосознания; развивается логическая память.

4. Половая идентификация.

5. Чувство зрелости (представление о себе как уже не ребенка).

 

 

Психолог Драгунова Т.В. выделила следующие проявления в развитии взрослости:

- подражание внешним проявлениям взрослых;

- ориентация на качестве взрослого;

- взрослый как образец деятельности;

- интеллектуальная взрослость.

6. Становление "Я" - идентичности.

7. Вырабатываются особые формы сленговой речи.

8. Формируется "подростковый комплекс" - отражает перепады настроения у подростков; велик диапазон полярных чувств.

9. Преобразования в строении мотивационной сферы.

Мотивы возникают на основе сознательно принятого решения. Изменяется мотивация учебно-познавательной деятельности.

10. Ярко выраженное половое развитие; интерес подростка к вопросам полового развития и к сексуальной сфере.

11. Формирование реакции эмансипации.

12. Ведущими факторами развития становятся общение со сверстниками и проявление индивидуальных особенностей личности подростка.

 

* Типы увлечений и хобби подростков:

- интеллектуально-эстетические (глубокий интерес подростка к любимому делу - музыке, рисованию, истории, электронике и т.д.);

- телесно-мануальные (связаны с намерением развить силу, выносливость, ловкость и т.д.);

- лидерские (поиск ситуаций, где можно руководить, организовывать других);

- накопительские (коллекционирование);

- эгоцентрические (любые занятия, которые позволяют оказаться в центре внимания: художественная самодеятельность, любые модные занятия);

- азартные (картёжные игры, лотереи, лото и т. д., где есть ставка на деньги);

- информативно-коммуникативные (связаны с повышенной жаждой общения, "тусовок", где можно получить легкую информацию не требующую критической переработки.).

Тип увлечения напрямую связан с типом личности подростка.

По Личко А.Е. "подростковый возраст без увлечений подобен детству без игр".

 

Диагностические методики для подростков

1. Опросник Айзенка на определение типа темперамента.

2. Рисунок несуществующего животного (по Дукаревич М.Б.)

3. Опросник Леонгарда-Шмишека на определение типа акцентуации характера.

4. Опросник структуры темперамента Русалова В.М. или Стреляу Я.

5. Опросник САН (самочувствие - активность - настроение).

6. Методика "Корректурная проба"; красно-черные таблицы, методика Мюнстенберг на изучение внимания.

7. Методика пиктограмм по А.Р. Лурии; метод попарного воспроизведения; метод опосредованого запоминания по Л.С. Выготскому на изучение памяти.

8. Методика (тест) Векслера; ШТУР (школьный тест умственного развития); матрицы Равена; методика на интеллектуальную лабильность на изучение мышления.

9. Опросник Кеттела; БАЛ (брненская анкета личности); шкала оценки тревожности Тейлора или Спилберга; методика изучения самооценки (по Будасси, Дембо-Рубинштейн); методика "Незаконченные предложения" на изучение особеностей развития личности и её свойств.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Половое развитие неотделимо от общего развития и происходит непрерывно, начиная с рождения. Половое созревание - явление не только биологическое, но и социальное | Лекция № 8 (16.10.12) Соц.-эконом. ресурсы
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1643; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.069 сек.