КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
О происхождении российского черного пиара
Феномен появления и распространения черного пиара в России объясняется достаточно легко, он просто не мог не возникнуть. Сами «технологии формирования благожелательного отношения» в нашей стране внедрялись слишком быстро, чтобы не быть извращенными. Наиболее прямой путь распространения информации — конечно, через СМИ. Но как заставить СМИ подавать эту информацию в новых условиях, когда они стали неподконтрольными? СМИ следовали своему интересу и могли взять информацию, а могли и не взять, если она не работала на увеличение их тиражей. В России для таких случаев издавна существовал надежный инструмент: подкуп. Передаваемый материал просто оплачивался, причем оплачивался не открыто, как реклама, ибо тогда он и размещался бы со всеми атрибутами рекламы, а не это нужно заказчикам. Материал оплачивался тайно, «черным налом», а поскольку при таких условиях его и прорабатывать как следует не требовалось — все равно, мол, возьмут (!), — то и формировался он как попало, небрежно. Явно прослеживалась заказная информации. В результате начало пиар-деятельности сразу ознаменовалось ее трансформацией. С одной стороны, в откровенную рекламу — оплаченные рекламные статьи, продвигающие какой-то товар. С другой стороны, в ругательные статьи, разного рода поливания грязью конкурентов, которые иначе как черным пиаром и назвать невозможно. Традиционного незаметного профессионального пиара не оказалось! Почему черный пиар ассоциируется с политическими процессами? Потому что и политическая система в ту пору бурно развивалась, политики были основными заказчиками пиара, и оказалось, что именно черного. Тонкость в следующем: по большому счету, начинающие пиар-специалисты проглядели главную особенность пиара — незаметность, которую всегда сложно организовать. Чтобы незаметно распространить нужную информацию, необходимо не выбрасывать на рынок топорно сработанные статьи, а создавать информационные поводы, раскручивать которые СМИ начнут уже сами, потому что эти поводы вызывают общественный интерес!
Сферы применения черного пиара практически те же самые, что и пиара белого. Это точки и зоны, где происходит столкновение интересов, имеется конфликт, разрешить который нельзя или непродуктивно обычными цивилизованными методами (вернее, другими цивилизованными!). Рассмотрим, для чего применяется черный пиар исключительно в политике. 1. Для оказания влияния на верховную власть и передачи ей сигналов о необходимости назревших изменений. Чиновничий аппарат в нашей стране далек от совершенства и практически не поддается прямому воздействию со стороны общества. Если же сигналы в виде слива негативной информации в СМИ подаются через головы чиновников, высшая власть, в силу своей природы, вынуждена реагировать и исправлять ситуацию. 2. Для нейтрализации негативно настроенных групп населения. Здесь чаще всего используется пресловутый способ Dead Agent, то есть «дискредитации дискредитаторов». Подразумевается, что информация от опозоренного источника («агента») «мертва», то есть не работает и безопасна так же, как труп. Если существует опасность агрессивной информационной атаки со стороны определенной, сформированной по какому-либо признаку группы населения, для ослабления эффекта их действий, а то и для полного устранения этого эффекта применяется дискредитация всей группы по другим вопросам. Не просто «сам дурак», а «вот вы и в других делах странно себя ведете, значит, и в нашем вопросе плохо ориентируетесь». Что касается и политики и бизнеса, то здесь возможны следующие случаи применения черного пиара. 1. Для улучшения позиций в конкурентной борьбе. Думаю, что это самое понятное применение. Чтобы поколебать позиции конкурентов на рынке, черный пиар применяется чаще всего. Очевидно, если один из «игроков» ослаблен, то он теряет свою долю рынка. Она переходит к другим участникам, даже если по объективным показателям, по которым и строится конкуренция, они во всем уступают выбывшему «игроку». 2. Для воздействия на партнеров. Если они надлежащим образом не выполняют условия сотрудничества, можно пойти прямым путем, то есть решить все через суд, и в итоге не получить ничего, а заодно и потерять партнеров. А можно использовать методы косвенные, которые и предоставляет черный пиар, таким образом, и нужного эффекта добиться, и налаженные связи сохранить! 3. Для рекламы, действуя от противного. Действительно, точно рассчитанная акция по дискредитации может вызвать прямо противоположный эффект и сыграть на повышение рыночной оценки бизнеса. Если кто-то явно несправедливо пытается очернить компанию, значит, она хороша!
Определить пиар-атаку на компанию не так уж сложно: одновременно в разных источниках появляются публикации с одинаковой тональностью. Если в компании есть пиар-служба, она первая узнает об этом. Если нет - а так чаще всего и бывает, узнавать приходится руководству от партнеров-доброхотов. В любом случае именно руководитель может правильно определить, каковы причины информационного «наезда». А таких причин всего две: - вытеснение с рынка конкурентами; - изъятие собственности, то есть подготовка покупки компании или, как это принято сейчас называть, недружественного поглощения. Определить причину можно достаточно легко из самих выступлений. В частности, по второму поводу очернению могут подвергаться отдельные сотрудники компании из высшего руководящего звена, так как при слиянии им уже не будет места в руководстве. Тезисы всех выступлений помогают определить направленность кампании. По аудитории СМИ, разместивших материалы, определяется целевая аудитория, которая и должна впоследствии быть задействована для достижения намеченного черным пиаром. Эти сведения достаточны для начала активной обороны от «наезда». Первый шаг — вычленение целей черной пиар-кампании. Очень редко используются широкие кампании по дискредитации «цепиком» бизнесмена и его бизнеса. Как правило, задачи локальные и их перечень ограничен, а именно: - уничтожить репутацию; - нагнать страху, чтоб сговорчивее был; - принудить к определенным действиям; - устранить поддержку со стороны госорганов или чиновников, заставить их осторожничать. Данные по целевой аудитории также анализируются. Слишком велики затраты на то, чтобы воздействовать на все общество, да в этом и нет смысла, ведь, как правило, только отдельные его слои имеют значение для бизнеса, для условий разрешения возникшей конфликтной ситуации. Наиболее влиятельный сектор — высшие государственные чиновники, поэтому всегда важно знать, какая пресса попадает им на стол. Что касается регионального уровня, то в данном случае важнее информация в региональных СМИ, а не в федеральных. Если удалось определить аудиторию, на которую нацелен черный пиар, дальше легче наметить ответные меры и распределить их по информационным ресурсам. Не всегда контратака должна идти ровно на тех же страницах, с которых началась атака.
Как известно, лучшая оборона — нападение. В данном случае нападение означает, что для ответа нужно точнее выбрать целевую аудиторию и полнее ее охватить, чтобы контрудар оказался мощнее. Например, можно принять во внимание наличие так называемых «ретрансляторов» (то есть людей, любящих распространять чужие мнения), как правило, интеллигентов, держащих руку на пульсе событий и отдающих предпочтение отдельным изданиям, которые не обязательно отличаются большими тиражами. Но, учитывая функцию «ретранслятора» — передавать идеи окружению, — в конечном счете эффект будет значительно лучше, чем от публикации в тиражном издании. В итоге кампания контрпиара строится по тем же правилам, что и обычная пиар-кампания (и черная пиар-кампания). Составляется план, включающий традиционные пункты: · цель; · задачи; · целевая группа; · тезисы; · медиаплан; · возможные спецмероприятия; · бюджет. Последний пункт нужно определить достаточно точно. Поскольку, если вопрос не стоит о жизни и смерти компании, то стоит предусмотреть момент, когда не грех и остановиться, не ввязываясь в разгорающийся конфликт: Особенно если противник располагает неограниченными или значительными финансовыми возможностями. Вообще как пиар (черный или белый), так и контрпиар — удовольствие дорогое. Большая пиар-кампания в центральной прессе против солидного противника оценивается пятизначной цифрой в валюте. Кроме денег, могут иметь значение и неформальные связи оппонентов с прессой, которая в этом случае занимает позицию блокирования нейтрализующей информации и ни за какие деньги не соглашается публиковать контрпиаровские материалы. В условиях поделенности медийного рынка между олигархическим капиталом такие случаи совсем не редкость. Именно поэтому важно самостоятельно определять целевую аудиторию и СМИ, на нее воздействующие. Причем желательно учитывать и временной фактор — удивительно, насколько неэффективны сильные, но опоздавшие материалы, тема которых уже засвечена более расторопным оппонентом. Если даже по бюджету и охвату аудитории более привлекательно выглядит еженедельник, то эффективнее может «выстрелить» все же ежедневная газета, просто потому, что она дойдет до аудитории раньше.
Возможны два различных варианта защиты от черного пиара и зависимости от двух следующих принципиально различных ситуаций. · Атака проведена с использованием полностью сфабрикованных материалов, не соответствующих реальному положению вещей. · Негатив имеет под собой основания или даже полностью соответствует действительности. Первый случай намного проще, и здесь требуется только быстрота реакции. Традиционно для нейтрализации черного пиара требуется подборка опровергающих материалов, в редких случаях — доказательства, еще реже — свидетельства независимых экспертов или сформированной общественной комиссии. Иное дело, если произошел «слив» информации, то есть все негативное, что сказано о компании, имеет место. Возможны разные варианты, но для российской действительности (практика подтвердила) наилучшим является игра в открытую. Говорите все и говорите быстрее! Порядок действий должен быть следующий. 1. Моментальная реакция на запрос интересующейся прессы. Никаких «без комментариев» 2. Подготовка и обнародование только проверенной информации о причинах и последствиях кризиса. Избегание догадок и предположений, которые могут стать пищей для слухов. Постоянный поток сообщений, без боязни повториться, если новостей нет, — это повышает доверие. 3. Как только будет собран достаточный объем информации по кризису, необходимо собрать пресс-конференцию, ответить на все вопросы. Должны присутствовать первые лица компании. Вести пресс-конференцию должен человек, вызывающий симпатию и пользующийся доверием у СМИ. 4. Если кризис вызвал бурную реакцию, следует организовать «горячую» линию для ответа на вопросы общественности. Сообщение о «горячей» линии обязательно передается в СМИ. 5. При необходимости можно организовать временный пресс-центр, доступный 24 часа в сутки так же, как и «горячая» линия. Никаких авральных мер нейтрализация информационной атаки, таким образом, не требует — стандартный набор реакций по активизации связей с общественностью, рутина пиара. Основная трудность — найти правильные ответы на вопросы общественности, вызванные негативными публикациями. Совет, который звучит красиво, но в реальности следовать ему проблематично: «нужно быть впереди информационного потока, а не позади него!». Если не удалось нейтрализовать информационную атаку средствами пиара, а в серьезных случаях — даже если удалось, необходимо обращаться в суд. Комплект документов для взыскания ущерба деловой репутации должен включать доказательства того, что убытки возникли в результате действий, порочащих репутацию фирмы. Кстати, моральный ущерб, по существующему законодательству, компенсировать через суд не удастся — он возмещается только физическому лицу. Разве что сотрудники фирмы в индивидуальном порядке подадут такие иски. Рассмотрим конкретную ситуацию. Несколько лет назад в Малайзии, где государственная религия — ислам, был распущен слух, порочащий репутацию компании Colgate-Palmolive. Утверждалось, что при производстве зубной пасты используется свиное сало. Как известно, Коран запрещает употребление свинины и всего, что из нее производится. Информационная атака была направлена на вытеснение продукции Colgate со всех мусульманских рынков. Сотрудники компании сразу оценили уровень опасности и составили план выхода из кризиса, по которому были предприняты следующие действия. 1. В исламских СМИ прошла серия опровергающих публикаций. 2. Представители компании провели разъяснительные беседы с религиозными лидерами. 3. На завод были приглашены представители государственных метрологических служб, чтобы проконтролировать процесс производства. Их сопровождали журналисты ведущих исламских изданий. 4. По просьбам мусульманских лидеров и детских учреждений были предоставлены бесплатные партии зубной пасты Colgate. Все сработало как нельзя лучше. Кризис был нейтрализован в короткие сроки, хотя это и повлекло значительные денежные затраты.
В заключение нашей лекции несколько забавных фактов. Дело в том, что тонкая сфера общественных связей пестрит примерами неловких манипуляций, особенно в рекламе, которые без учета тонкостей новых потребительских рынков приводят к превращению рекламы в откровенный черный пиар против самих себя. Не всегда эффект такого негатива отрицательный, кстати сказать. Порой достаточно, что к торговой марке так или иначе привлечено внимание. Но всегда эти эффекты явно противоречат ожидаемым. И, как правило, приносят немало веселых переживаний очевидцам. Habla Espanol? (Говорите ли вы по-испански?) Известна история, когда автомобильный гигант General Motors потерпел фиаско, пытаясь вывести на рынки Латинской Америки свой новый автомобиль Chevrolet Nova. Уровень продаж был неправдоподобно мал. Оказалось, что «No va» по-испански означает «не может двигаться». В США при рекламе пива Coors использовался слоган «Turn it loose!», что в разговорном значении звучит как «Стань свободным!». Буквальный перевод слогана на испанский оказался таким: «Помучайся от поноса!» Компания Frank Purdue, производящая курятину, в США использует слоган «It takes a strong man to make a tender chicken» (примерный перевод: «Чтобы приготовить нежного цыпленка, требуется сильный мужчина»). В переводе на испанский эта фраза приобрела несколько иной смысл: «Нужен сексуально возбужденный мужчина, чтобы курица стала нежной». Авиакомпания American Airlines в своих самолетах установила кожаные кресла и решила сообщить об этом своим клиентам, и том числе мексиканским. Слоган для продвижения подобного конкурентного преимущества на английском языке звучал прекрасно: «Fly in leather!» («Летай в коже!»). К сожалению, в испанском, при дословном переводе, смысл изменился и оказалось, что авиаторы призывают пассажиров: «Летай голым!» («в собственной коже»).
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 280; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |