Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

О происхождении российского черного пиара

Феномен появления и распространения черного пиара в России объясняется достаточно легко, он просто не мог не возникнуть. Сами «технологии формирования благожелательного отноше­ния» в нашей стране внедрялись слишком быст­ро, чтобы не быть извращенными. Наиболее прямой путь распро­странения информации конечно, через СМИ. Но как заставить СМИ подавать эту информацию в новых условиях, когда они стали неподконтрольными? СМИ следовали своему интересу и могли взять информацию, а могли и не взять, если она не рабо­тала на увеличение их тиражей.

В России для таких случаев из­давна существовал надежный инструмент: подкуп. Передаваемый материал просто оплачивался, причем оплачивался не открыто, как реклама, ибо тогда он и размещался бы со всеми атрибута­ми рекламы, а не это нужно заказчикам. Материал оплачивал­ся тайно, «черным налом», а поскольку при таких условиях его и прорабатывать как следует не требовалось — все равно, мол, возьмут (!), — то и формировался он как попало, небрежно. Явно прослеживалась заказная информации. В результате на­чало пиар-деятельности сразу ознаменовалось ее трансформаци­ей. С одной стороны, в откровенную рекламу — оплаченные рек­ламные статьи, продвигающие какой-то товар. С другой стороны, в ругательные статьи, разного рода поливания грязью конкурен­тов, которые иначе как черным пиаром и назвать невозможно. Традиционного незаметного профессионального пиара не оказалось!

Почему черный пиар ассоциируется с политическими процес­сами? Потому что и политическая система в ту пору бурно раз­вивалась, политики были основными заказчиками пиара, и ока­залось, что именно черного.

Тонкость в следующем: по большому счету, начинающие пиар-специалисты проглядели главную особенность пиара — незамет­ность, которую всегда сложно организовать. Чтобы незаметно распространить нужную информацию, необходимо не выбрасывать на рынок топорно сработанные статьи, а создавать инфор­мационные поводы, раскручивать которые СМИ начнут уже са­ми, потому что эти поводы вызывают общественный интерес!

 

 

Сферы применения черного пиара практически те же самые, что и пиара белого. Это точки и зоны, где происходит столкновение интересов, имеется конфликт, разрешить который нельзя или непродуктивно обычными цивилизованными методами (вернее, другими цивилизованными!).

Рассмотрим, для чего применяется черный пиар исключитель­но в политике.

1. Для оказания влияния на верховную власть и передачи ей сигналов о необходимости назревших изменений. Чиновничий аппарат в нашей стране далек от совершенства и практически не под­дается прямому воздействию со стороны общества. Если же сигналы в виде слива негативной информации в СМИ пода­ются через головы чиновников, высшая власть, в силу своей природы, вынуждена реагировать и исправлять ситуацию.

2. Для нейтрализации негативно настроенных групп населе­ния. Здесь чаще всего используется пресловутый способ Dead Agent, то есть «дискредитации дискредитаторов». Подразуме­вается, что информация от опозоренного источника («аген­та») «мертва», то есть не работает и безопасна так же, как труп. Если су­ществует опасность агрессивной информационной атаки со стороны определенной, сформированной по какому-либо признаку группы населения, для ослабления эффекта их действий, а то и для полного устранения этого эффекта при­меняется дискредитация всей группы по другим вопросам. Не просто «сам дурак», а «вот вы и в других делах странно себя ведете, значит, и в нашем вопросе плохо ориентируе­тесь».

Что касается и политики и бизнеса, то здесь возможны следу­ющие случаи применения черного пиара.

1. Для улучшения позиций в конкурентной борьбе. Думаю, что это самое понятное применение. Чтобы поколебать пози­ции конкурентов на рынке, черный пиар применяется чаще всего. Очевидно, если один из «игроков» ослаблен, то он те­ряет свою долю рынка. Она переходит к другим участни­кам, даже если по объективным показателям, по которым и строится конкуренция, они во всем уступают выбывшему «игроку».

2. Для воздействия на партнеров. Если они надлежащим образом не выполняют условия со­трудничества, можно пойти прямым путем, то есть решить все через суд, и в итоге не получить ничего, а заодно и потерять партнеров. А можно использовать методы косвенные, которые и предоставляет черный пиар, таким образом, и нуж­ного эффекта добиться, и налаженные связи сохранить!

3. Для рекламы, действуя от противного. Действительно, точно рассчитанная акция по дискредита­ции может вызвать прямо противоположный эффект и сыг­рать на повышение рыночной оценки бизнеса. Если кто-то явно несправедливо пытается очернить компанию, значит, она хороша!

 

Корпоративная оборона

Определить пиар-атаку на компанию не так уж сложно: одно­временно в разных источниках появляются публикации с одинаковой тональностью. Если в компании есть пиар-служба, она первая узнает об этом. Если нет - а так чаще всего и бывает, узнавать приходится руководству от партнеров-доброхотов. В любом случае именно руководитель может правильно опреде­лить, каковы причины информационного «наезда». А таких при­чин всего две:

- вытеснение с рынка конкурентами;

- изъятие собственности, то есть подготовка покупки компа­нии или, как это принято сейчас называть, недружествен­ного поглощения.

Определить причину можно достаточно легко из самих высту­плений. В частности, по второму поводу очернению могут под­вергаться отдельные сотрудники компании из высшего руко­водящего звена, так как при слиянии им уже не будет места в руководстве.

Тезисы всех выступлений помогают определить направлен­ность кампании. По аудитории СМИ, разместивших материалы, определяется целевая аудитория, которая и должна впоследствии быть задействована для достижения намеченного черным пиаром. Эти сведения достаточны для начала активной обороны от «наезда».

Первый шаг — вычленение целей черной пиар-кампании. Очень редко используются широкие кампании по дискредитации «це­пиком» бизнесмена и его бизнеса. Как правило, задачи локаль­ные и их перечень ограничен, а именно:

- уничтожить репутацию;

- нагнать страху, чтоб сговорчивее был;

- принудить к определенным действиям;

- устранить поддержку со стороны госорганов или чиновни­ков, заставить их осторожничать.

Данные по целевой аудитории также анализируются. Слишком велики затраты на то, чтобы воздействовать на все общество, да в этом и нет смысла, ведь, как правило, только отдельные его слои имеют значение для бизнеса, для условий разрешения воз­никшей конфликтной ситуации. Наиболее влиятельный сектор — высшие государственные чиновники, поэтому всегда важно знать, какая пресса попадает им на стол. Что касается регионального уровня, то в данном случае важнее информация в региональ­ных СМИ, а не в федеральных. Если удалось определить аудито­рию, на которую нацелен черный пиар, дальше легче наметить ответные меры и распределить их по информационным ресур­сам. Не всегда контратака должна идти ровно на тех же страни­цах, с которых началась атака.

 

 

Как известно, лучшая оборона — нападе­ние. В данном случае нападение означает, что для ответа нужно точнее выбрать целевую аудиторию и полнее ее охватить, чтобы контрудар оказался мощнее. Например, можно принять во внима­ние наличие так называемых «ретрансляторов» (то есть людей, любящих распространять чужие мнения), как правило, интелли­гентов, держащих руку на пульсе событий и отдающих предпоч­тение отдельным изданиям, которые не обязательно отличаются большими тиражами. Но, учитывая функцию «ретранслятора» — передавать идеи окружению, — в конечном счете эффект будет значительно лучше, чем от публикации в тиражном издании.

В итоге кампания контрпиара строится по тем же правилам, что и обычная пиар-кампания (и черная пиар-кампания). Со­ставляется план, включающий традиционные пункты:

· цель;

· задачи;

· целевая группа;

· тезисы;

· медиаплан;

· возможные спецмероприятия;

· бюджет.

Последний пункт нужно определить достаточно точно. По­скольку, если вопрос не стоит о жизни и смерти компании, то стоит предусмотреть момент, когда не грех и остановиться, не ввязываясь в разгорающийся конфликт: Особенно если против­ник располагает неограниченными или значительными финан­совыми возможностями. Вообще как пиар (черный или белый), так и контрпиар — удовольствие дорогое. Большая пиар-кампания в центральной прессе против солидного противника оцени­вается пятизначной цифрой в валюте.

Кроме денег, могут иметь значение и неформальные связи оп­понентов с прессой, которая в этом случае занимает позицию блокирования нейтрализующей информации и ни за какие день­ги не соглашается публиковать контрпиаровские материалы. В условиях поделенности медийного рынка между олигархи­ческим капиталом такие случаи совсем не редкость. Именно поэтому важно самостоятельно определять целевую аудиторию и СМИ, на нее воздействующие. Причем желательно учитывать и временной фактор — удивительно, насколько неэффек­тивны сильные, но опоздавшие материалы, тема которых уже засвечена более расторопным оппонентом. Если даже по бюдже­ту и охвату аудитории более привлекательно выглядит ежене­дельник, то эффективнее может «выстрелить» все же ежеднев­ная газета, просто потому, что она дойдет до аудитории раньше.

 

Возможны два различных варианта защиты от черного пиара и зависимости от двух следующих принципиально различных ситуаций.

· Атака проведена с использованием полностью сфабрикован­ных материалов, не соответствующих реальному положению вещей.

· Негатив имеет под собой основания или даже полностью соответствует действительности.

Первый случай намного проще, и здесь требу­ется только быстрота реакции. Традиционно для нейтрализации черного пиара тре­буется подборка опровергающих материалов, в редких случаях — доказательства, еще реже — свидетельства независи­мых экспертов или сформированной общественной комиссии.

Иное дело, если произошел «слив» информации, то есть все негативное, что сказано о компании, имеет место. Возможны разные варианты, но для российской действительности (практика подтвердила) наилуч­шим является игра в открытую. Говорите все и говорите быст­рее! Порядок действий должен быть следующий.

1. Моментальная реакция на запрос интересующейся прессы. Никаких «без комментариев»

2. Подготовка и обнародование только проверенной инфор­мации о причинах и последствиях кризиса. Избегание дога­док и предположений, которые могут стать пищей для слу­хов. Постоянный поток сообщений, без боязни повториться, если новостей нет, — это повышает доверие.

3. Как только будет собран достаточный объем информации по кризису, необходимо собрать пресс-конференцию, отве­тить на все вопросы. Должны присутствовать первые лица компании. Вести пресс-конференцию должен человек, вы­зывающий симпатию и пользующийся доверием у СМИ.

4. Если кризис вызвал бурную реакцию, следует организовать «горячую» линию для ответа на вопросы общественности. Со­общение о «горячей» линии обязательно передается в СМИ.

5. При необходимости можно организовать временный пресс-центр, доступный 24 часа в сутки так же, как и «горячая» линия.

Никаких авральных мер нейтрализация информационной ата­ки, таким образом, не требует — стандартный набор реакций по активизации связей с общественностью, рутина пиара. Основная трудность — найти правильные ответы на вопросы обществен­ности, вызванные негативными публикациями. Совет, который звучит красиво, но в реальности следовать ему проблематично: «нужно быть впереди информационного потока, а не позади него!».

Если не удалось нейтрализовать информационную атаку сред­ствами пиара, а в серьезных случаях — даже если удалось, необ­ходимо обращаться в суд. Комплект документов для взыскания ущерба деловой репутации должен включать доказательства то­го, что убытки возникли в результате действий, порочащих репутацию фирмы. Кстати, моральный ущерб, по существующему законодательству, компенсировать через суд не удастся — он возмещается только физическому лицу. Разве что сотрудники фирмы в индивидуальном порядке подадут такие иски.

Рассмотрим конкретную ситуацию. Несколько лет на­зад в Малайзии, где государственная религия — ислам, был рас­пущен слух, порочащий репутацию компании Colgate-Palmolive. Утверждалось, что при производстве зубной пасты использует­ся свиное сало. Как известно, Коран запрещает употребление свинины и всего, что из нее производится. Информационная ата­ка была направлена на вытеснение продукции Colgate со всех мусульманских рынков.

Сотрудники компании сразу оценили уровень опасности и со­ставили план выхода из кризиса, по которому были предприня­ты следующие действия.

1. В исламских СМИ прошла серия опровергающих публика­ций.

2. Представители компании провели разъяснительные беседы с религиозными лидерами.

3. На завод были приглашены представители государственных метрологических служб, чтобы проконтролировать процесс производства. Их сопровождали журналисты ведущих ис­ламских изданий.

4. По просьбам мусульманских лидеров и детских учрежде­ний были предоставлены бесплатные партии зубной пасты Colgate.

Все сработало как нельзя лучше. Кризис был нейтрализован в короткие сроки, хотя это и повлекло значительные денежные затраты.

 

В заключение нашей лекции несколько забавных фактов. Дело в том, что тонкая сфера общественных связей пестрит примерами нелов­ких манипуляций, особенно в рекламе, которые без учета тонко­стей новых потребительских рынков приводят к превращению рекламы в откровенный черный пиар против самих себя. Не все­гда эффект такого негатива отрицательный, кстати сказать. По­рой достаточно, что к торговой марке так или иначе привлечено внимание. Но всегда эти эффекты явно противоречат ожидае­мым. И, как правило, приносят немало веселых переживаний очевидцам.

Habla Espanol? (Говорите ли вы по-испански?)

Известна история, когда автомобильный гигант General Motors потерпел фиаско, пытаясь вывести на рынки Латинской Амери­ки свой новый автомобиль Chevrolet Nova. Уровень продаж был неправдоподобно мал. Оказалось, что «No va» по-испански озна­чает «не может двигаться».

В США при рекламе пива Coors использовался слоган «Turn it loose!», что в разговорном значении звучит как «Стань сво­бодным!». Буквальный перевод слогана на испанский оказался таким: «Помучайся от поноса!»

Компания Frank Purdue, производящая курятину, в США ис­пользует слоган «It takes a strong man to make a tender chicken» (примерный перевод: «Чтобы приготовить нежного цыпленка, требуется сильный мужчина»). В переводе на испанский эта фра­за приобрела несколько иной смысл: «Нужен сексуально воз­бужденный мужчина, чтобы курица стала нежной».

Авиакомпания American Airlines в своих самолетах установи­ла кожаные кресла и решила сообщить об этом своим клиентам, и том числе мексиканским. Слоган для продвижения подобного конкурентного преимущества на английском языке звучал пре­красно: «Fly in leather!» («Летай в коже!»). К сожалению, в ис­панском, при дословном переводе, смысл изменился и оказалось, что авиаторы призывают пассажиров: «Летай голым!» («в соб­ственной коже»).

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция 13: Черный пиар | Оценка эффективности РR-кампаний с помощью ЕАV
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 264; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.