КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Оценка эффективности РR-кампаний с помощью ЕАV
Меньшинства — тоже люди! Китайская грамота Благовония Парфюмерная компания Clairol представила в Германии свои сухие дезодоранты, используя слоган «Mist stick» (примерное значение: «Туманный брусок). В Германии выяснилось, что слово mist(«туман») на немецком означает «навоз». Компания Colgate-Palmolive вывела на французский рынок свою новую зубную пасту Сuе. Откуда ей было знать, что именно так называется известный французский порножурнал? Компания Pepsi дословно перевела на китайский язык свой главный рекламный девиз «Живи с поколением Пепси» («Come alive with the Pepsi generation»). Китайцы были шокированы, слоган приобрел неожиданное звучание: «Пепси заставит ваших предков подняться из могил». Компания Соса-Со1а долгое время не могла подобрать свое Иногда профессиональные специалисты по социальным технологиям недооценивают «местную специфику». В результате проработанная дорогостоящая кампания приводит к отрицательному результату. Пример на этот раз возьмем из российского опыта. Парфюмерная компания «Калина» выводила на рынок новую серию Ultimatum. На всех центральных ТВ-каналах был запущен ролик, построенный на противопоставлении двух типов мужчин. Первый — слащавый ухоженный блондин с обнаженным торсом заканчивает утренний туалет, нежно похлопывая себя по щекам. Второй — настоящий мужчина — бреется, глядя в зеркало военного джипа, и использует Ultimatum. В роли этого второго снялся профессионал спецназа, участник множества реальных военных операций. Противопоставление оказалось слишком сильным: в прессе поднялся шум о провокационной направленности рекламы, которая разжигает «дух гомофобии». Очевидно, кампания по дискредитации нового парфюма развязана представителями сексуальных меньшинств.
: ЭФФЕКТИВНОСТЬ РR И КОММУНИКАТИВНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ: ПРОБЛЕМА ИЗМЕРЕНИЯ И ОЦЕНКИ ПЛАН: 1. Оценка эффективности РR-кампаний с помощью ЕАV 2. Измерение эффективности РR: методика Г. Тульчинского 3. Проблемные точки оценки эффективности РR
Проблема оценки эффективности РR-кампаний и РR-акций всегда была очень дискуссионной в профессиональной среде. Возможна ли объективная оценка результатов кампании и эффективности вложенных в нее средств? В реальности часто оценка эффективности сводится к задаче РR-консулътанта убедить своего клиента в том, что все сделано правильно и результат достигнут. Иногда оценка эффективности РR-деятельности может сводиться к субъективным факторам, например — понравилось ли это руководству. Если в рекламе результативность кампании можно как-то просчитать, например, через уровень роста продаж товара, то оценить изменения установок общественности по отношению к вашей компании гораздо сложнее. Некоторые исследователи считают, что все попытки найти объективные критерии оценки РR-программ просто бессмысленны, поскольку эффект — неисчисляемый, слишком многоплановый и продолжительный по времени. Такой подход к проблеме не устраивает клиентов, которые хотели бы видеть — к чему привели оплаченные РR-акции, что представляет собой конечный результат и насколько эффективно была проведена работа. Выход, который может устроить обе стороны, заключается в том, чтобы оценивать количественными и «рациональными» методами те части результата, которые поддаются оценке и исчислению и, на основе этих данных, высказывать более объективные суждения о «неисчисляемом целом» (результате). Норман Стоун называет некоторые следующие результаты, которые поддаются исчислению [2, с, 461]: 1. Процентное изменение обеспокоенности (озабоченности, интереса, и др.), вычисляемое путем социологического опроса. 2. Рост числа полученных запросов (заявок). 3. Сокращение числа получаемых жалоб. 4. Частота упоминания в прессе (мониторинг СМИ до начала РR-кампании, в процессе, и через некоторое время после завершения). 5. Возможность видеть или слышать определенное мнение (опрос экспертов). 6. Улучшение позиции компании на рынке по отношению к конкурентам (маркетинговое исследование). 7. Время, потраченное на достижение определенных позиций на рынке или занятие определенной доли рынка.
В каждой конкретной ситуации можно найти и другие «исчисляемые» компоненты конечного результата. Но не стоит забывать, что цель оценки вышеприведенных результатов — подтверждение результативности РR-деятельности. Подобные методы являются лишь дополнительными «рычагами» в убеждении людей, привыкших рассматривать результат в цифрах, процентах, графиках и коэффициентах. В случаях, когда исследование не позволяет получить адекватных оценок, РR-специалисты для доказательства эффективности своей работы используют так называемый коэффициент эквивалентных рекламных затрат «EAV (Equivalent Advertising Value)». EAV показывает соотношение рекламных и РR-расходов на размещение в СМИ материалов одного объема. К примеру, РR-агентство в ходе кампании обеспечивало в прессе публикации об организации-клиенте на сумму, эквивалентную определенному рекламному бюджету. Для вычисления EAV определяется совокупный объем всех вышедших публикаций (конечно же, «благоприятных») и подсчитывается — сколько стоило бы размещение рекламы такого же объема в тех же изданиях (с учетом рекламных расценок на момент выхода публикаций и скидок на размещение в различных изданиях). Иногда расходы на РR оказываются в несколько раз ниже (порой — в десятки раз) возможных рекламных расходов, что для кого-то может выглядеть довольно убедительно. Коэффициент EAV не оценивает эффективность всей РR-кампании, он отражает эффективность затрат на производство определенного продукта (который, может быть, никто не станет покупать). Поэтому EAV может эффективно применяться для оценки в тех моделях РR, целью которых является достижение известности, публичности или «упоминание в прессе» и в комплексном исследовании публикаций (media coverage), на основе которого делаются выводы о результативности кампании. Большинство методик оценки эффективности РR-кампании сочетают в себе мониторинг и исследования СМИ, а также социологические опросы как в организации, так и среди ее публики. Например, английская компания «Paragon Communications» разработала относительно недорогую методику оценки эффективности РR-кампаний, которая состоит из семи «модулей»: 1. Оценка посланий, публикаций и использованных техник РR. 2. Телефонные опросы СМИ (до 25 СМИ). 3. Телефонные опросы людей, принимающих решения, и лидеров общественного мнения (до 50 человек). 4. Опрос потребителей по готовой компьютерной базе данных (2000 чел.). 5. Почтовый опрос сотрудников (по домашним адресам). 6. Телефонные интервью с теми, кто присутствовал на мероприятиях РR-программы, и теми, кто на них не пришел. 7. Ежегодное постоянное исследование по отношению к спонсорским акциям (более 6000 опрошенных ежегодно).
Учитывая, что для дорогостоящих РR-кампаний требуются точные и достоверные методы оценки их эффективности, разработка таких методов получает все больший спрос на рынке РR-технологий. Объективная оценка эффективности требует дополнительных (и порой весьма серьезных) затрат, которые рассматриваются как неоправданные, особенно в ситуациях, когда эффект РR-деятельности субъективно «понятен» или «очевиден». В связи с этим многие коммуникационные компании в 90-х годах стали специализироваться на разработке и продаже методик оценки эффективности как «общих» так и для конкретных программ.
2. Измерение эффективности РR: методика Г. Тульчинского Петербургский профессор Г. Тульчинский в своей работе «РR фирмы: технология и эффективность» [9] и ряде публикаций в журнале «Советник» предлагает собственную оригинальную методику измерения эффективности РR. Г. Тульчинский вслед за многими специалистами РR полагает, что центральной проблемой РR является проблема эффективности. Ситуация усугубляется главной особенностью РR: эта деятельность, в отличие от маркетинга и рекламы, не предполагает увеличения оборотов, прибыли, объемов продаж «здесь и сейчас». РR — это инструмент для установления, поддержания и распространения доверительных отношений, создания и укрепления репутации, расширения влияния, то есть ориентирован на достижение долгосрочного результата, не поддающегося жесткой оценке сразу после события (postevent). РR-технологии не рассчитаны на создание репутации единовременно, но ее можно сформировать в процессе систематической продуманной работы. По мнению Г. Тульчинского, РR-инструменты уместно использовать для создания позитивного, привлекательного имиджа фирмы и ее первых лиц в глазах различных групп общественности, выстраивания доверительных отношений с группами влияния. Они способствуют формированию общественного мнения о деятельности фирмы, расширению сфер и возможностей влияния, установлению постоянных и доверительных отношений со СМИ и органами власти, обеспечению благоприятных внутрикорпоративных отношений. Учитывая указанную специфику РR особое внимание следует обратить на измерение эффективности данной деятельности. Можно исходить из признания, что сегодня важнейшие факторы развития бизнеса стали другими: • главной задачей теперь является не увеличение объемов производства, а адаптация людей к изменениям, связанным с внедрением более эффективных технологий; • конкурентоспособность определяется не столько качеством управления производством, сколько отношением к товару потребителей и отвечающих за его реализацию агентов и дилеров; • основное в работе с персоналом не трудовая и технологическая дисциплины, а формирование у людей мотивации к карьере именно в этой фирме; • финансовая деятельность состоит не столько в планировании затрат, сколько в умелой работе с инвесторами. Недаром современный менеджмент называют «управлением по слабым сигналам». И успех дела во многом зависит не от способности решать хорошо структурированные задачи с конкретными параметрами, а в умении учитывать и использовать неявно выраженные импульсы среды и управлять сопротивлением — внешним и внутренним [подробнее см. 9]. Чтобы стремление продемонстрировать эффективность РR-деятельности не смахивало на попытки выдать желаемое за действительное, следует четко представлять себе концептуальное содержание эффективности, ее виды и уровни. Нужно помнить, что нет эффективности «вообще» — ее содержание всегда конкретно в ее относительности. В случае с РR это обстоятельство особенно важно. Прежде всего, следует различать такие виды эффективности, как: • отношение затрат к полученным результатам (Э = Р/3), выражающее экономичность использования средств и ресурсов — эффективность • отношение результата к преследовавшимся целям (Э = Р/Ц), выражающее степень реализации целей деятельности — эффективность тем выше, чем в большей степени результаты соответствуют целям; • соответствие целей реальным потребностям, проблемам (Э = Ц/П), выражающее степень рациональности выдвигаемых целей — эффективность тем выше, чем в большей степени достигнутые цели решают реальные проблемы. С некоторой степенью условности эти виды эффективности допустимо соответственно определять как «экономичность», «результативность» и «целесообразность» [подробнее см.9]. Итоговое выражение эффективности Э = Ц/П х Р/Ц х Р/3 может быть упрощено за счет очевидного математического преобразования (сокращения Ц) до вида Э = Р/П х Р/3. Таким образом, эффективность конкретна, и надо знать, о каком ее виде идет речь в каждом отдельном случае или какой их них наиболее значим применительно к данной ситуации и задаче. Более того, каждый из видов эффективности РR-деятельности меняет свое конкретное содержание, в зависимости от уровня анализа. В качестве первого уровня анализа может рассматриваться эффективность отдельной РR-акции, конкретного мероприятия с конкретной целевой группой.
Второй уровень анализа — эффективность РR-деятельности фирмы за некий период, например, за год. Третий уровень — эффективность РR в социальной среде в целом.
Рис. 10.1. Уровни анализа эффективности РR
Очевидно, что характеристики эффективности на каждом из уровней анализа могут не только не совпадать, но и вступать в противоречие друг с другом. Например, достижение сиюминутных целей какого-либо разового проекта может негативно влиять на позицию и репутацию фирмы в долговременной перспективе, дестабилизировать ситуацию в социальной среде. Еще более наглядно содержание эффективности может быть представлено в таблице, соотносящей необходимые для анализа характеристики:
Рис. 10.2. Поле анализа эффективности РR Таблица дает представление о «поле анализа» эффективности. Согласно Г. Тульчинскому, каждая характеристика на каждом уровне должна выражаться в конкретных показателях. Проще всего с затратами (в рублях, в штуках оборудования, в человекочасах трудозатрат и т. д.), т. к. они поддаются количественному счету. Не столь проблематично и выражение результатов деятельности на всех уровнях. Намного сложнее с показателями целей и потребностей, но и им могут быть найдены определения, в том числе и имеющие количественное выражение. К числу основных параметров, которые необходимо учитывать при анализе эффективности РR относятся: • информирование общественности, способствующее продвижению новых идей и проектов; • развитие мотивации персонала с целью укрепления его сплоченности; • углубление взаимопонимания между фирмой и ее социальной средой, исключающее неприятные неожиданности; • выход на новые рынки, формулировка новых идей и проектов, открывающих очередные перспективы развития фирмы; • преодоление изоляционизма и замкнутости в менеджменте. Поскольку в анализе эффективности многое зависит от первичной базы сравнения, то изменения, возникающие вследствие РR-работы, следует сопоставлять с четкими и систематизированными данными о первоначальном положении дел. Такое сопоставление допустимо отразить в виде таблицы, которая может иметь как сводный характер, так и дифференцироваться по каждому конкретному адресату и целевой группе РR:
Разумеется, существует возможность проследить эффективность и как соотношение затрат на конкретную РR-программу изменений в социальной среде. Но эта зависимость имеет сложноопосредованный характер. Тем не менее, чем очевиднее и нагляднее будет представлена эта зависимость, тем убедительнее станут звучать доводы об эффективности управленческих РR-мероприятий [подробнее см.9].
3. Проблемные точки оценки эффективности PR Проблема измерения эффективности РR до сих пор остается одной из главных в теории и практике связей с общественностью. Российские и зарубежные специалисты активно обсуждают эту тему, предлагая собственные решения. Однако, существуют некоторые международные стандарты измерения эффективности РR. Одним из наиболее эффективных признан метод стандартизации, выработки особых норм и правил, которых следует придерживаться. Так, в международном сообществе родились Минимальные стандарты качества РR (MQS). Минимальные стандарты качества были разработаны квалифицированными экспертами трех крупнейших международных организаций: IPRA, IСО и СЕRР. Эти стандарты вполне могут служить основой для контроля за качеством РR-услуг и, соответственно, для повышения этого качества. Эти требования ни в коем случае не касаются содержания работы, то есть того, что нужно делать, они касаются только процесса, то есть как нужно делать. Если при осуществлении конкретного проекта по организации общественных связей учтены все необходимые звенья в технологической цепочке, то уровень качества данного проекта не может опуститься ниже определенного уровня. Если же какие-то технологические звенья забыты или проигнорированы, то вероятность успеха уменьшается, и даже при дополнительных усилиях качество может пострадать [см.1].
Система оценки эффективности РR получила достаточное развитие в Германии. Немецкие специалисты используют несколько близких по значению, но различающихся по содержанию понятий для разграничения различных аспектов результативности РR[7]: • «воздействие» — изменение когнитивных, эмоциональных и поведенческих установок в результате проведенной кампании; • «эффект» — соотношение поставленных целей и достигнутых результатов; • «эффективность» — соотношение полученного эффекта и затраченных средств и ресурсов. При этом, только последняя категория может рассматриваться как относительно экономическая (при постановке задачи, скажем, на увеличение оборота в два раза в этот разряд попадает и понятие «эффект»). Первая же из рассмотренных категорий может быть оценена либо путем экспертных оценок, либо посредством опросов общественного мнения. На основе работ немецких авторов можно сформулировать некоторые общие рекомендации по измерению эффективности РR. Первую группу показателей, косвенно служащих для оценки РR-кампании, составляют фактические результаты работы агентства или корпоративной РR-службы: 1. Подготовленные материалы (брошюры, пресс-релизы, пресс-киты, речи, выступления, конференции и прочие мероприятия) с учетом их количества и тиража. 2. Контакты со СМИ (интервью, запросы, заявки на аккредитацию на пресс-конференции и т. п.). 3. Объемы материалов в СМИ, освещающих затронутую тему (продолжительность сюжетов, объем в полосах) как в количественном, так и в качественном отношении. 4. Предполагаемые целевые группы и их количество (потенциальная аудитория каждого СМИ, их тиражи или рейтинг). 5. Расчет расходной части (сопоставление с эквивалентными рекламными расходами, расчет стоимости контакта). Если пп. 1 и 2 в большей степени показывают работоспособность специалистов, то пп. 3- 5 можно рассматривать как косвенное свидетельство качества работы. Кстати, п. 5 многими крупными зарубежными РR-агентствами рассматривается как ключевой показатель, и именно этот показатель приводится в описаниях кейсов.
Вторую группу образуют так называемые промежуточные показатели, показывающие влияние разработанного сообщения на аудиторию. К этой группе относятся [7]: 1. Численные показатели реальной аудитории (количество участников мероприятий, количество членов клубов или помощников в отдельных акциях). 2. Ответная реакция целевой группы (возможные письма, звонки, посещения веб-сайта, отдельные высказывания по теме). 3. Другие способы признания и оценки кампании (призы и награды профессиональных организаций, копирование кампаний другими агентствами или организациями). 4. Продолжение и расширение РR-программы (свидетельствующее о признании кампании руководством заказчика). 5. Эмпирические социологические исследования (интервью и глубинные интервью, опросы, дискуссии), показывающие внимание, понимание и знание публикой распространенного сообщения. Названные промежуточные показатели можно рассматривать как относительно объективные критерии проведенной кампании, особенно в случаях, когда воздействие ориентировано на массовую аудиторию. Итоговым показателем может стать достижение поставленной перед РR-кампанией цели с достоверными указаниями на связь с общественностью как на инструмент, способствовавший достижению этой цели. В числе критериев успешно проведенной кампании можно назвать: 1. Изменение заранее отобранных индикаторов, указывающих на достижение целей кампании за определенный период. 2. Количественные показатели достижения ключевым сообщением своей аудитории (и ее целевых групп). 3. Наличие взаимосвязи между стадиями кампании и изменениями индикаторов ее эффективности. Однако, в целом, измерение эффективности в РR по-прежнему остается острой проблемой, ждущей своего решения.
РЕЗЮМЕ • Для вычисления эффективности РR-кампаний используют такие показатели как: 1.Процентное изменение обеспокоенности, вычисляемое путем социологического опроса; 2.Рост числа полученных запросов (заявок); 3.Сокращение числа получаемых жалоб; 4.Частота упоминания в прессе; 5.Возможность видеть или слышать определенное мнение; 6.Улучшение позиции компании на рынке по отношению к конкурентам; 7.Время, потраченное на достижение определенных позиций на рынке или занятие определенной доли рынка. • В случаях, когда исследование не позволяет получить адекватных оценок, РR-специалисты для доказательства эффективности своей работы используют коэффициент эквивалентных рекламных затрат «ЕАV (Equivalent Advertising Value)». ЕАV показывает соотношение рекламных и РR-расходов на размещение в СМИ материалов одного объема. • Можно различать следующие виды эффективности: отношение затрат к полученным результатам («экономичность»); отношение результата к преследовавшимся целям («результативность»); соответствие целей реальным потребностям, проблемам («целесообразность»). • Система оценки эффективности РR получила достаточное развитие в Германии. Немецкие специалисты используют несколько близких по значению, но различающихся по содержанию понятий для разграничения различных аспектов результативности РR: «воздействие» — изменение когнитивных, эмоциональных и поведенческих установок в результате проведенной кампании; «эффект» — соотношение поставленных целей и достигнутых результатов; «эффективность» — соотношение полученного эффекта и затраченных средств и ресурсов.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 973; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |