Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопросы для повторения и размышления




Закон возрастающей субъективности и интеллектуальности в управлении упреждает характер управленческого воздействия. Закономерностью управленческих отношений является то, что, будучи по сути своей отношениями людей, складывающимися в процессе управления, все они в той или иной форме проходят через сознание, создаются и совершенствуются людьми, конечно, в зависимости от изменений в производстве, обществе. Поэтому характеристика управленческих отношений двойственная – объективно-субъективная.

Духовность, мораль–это важнейшие регуляторы общественной жизни. Наряду с интеллектуальной и информационной властью они пронизывают все механизмы управления.

В конце XX в. вообще изменилась парадигма общественного развития – не экономика определяет вектор развития, не само по себе хозяйство, наращивание или сокращение его объемов, а развитие всей хозяйственной жизни, влияют на повышение качества жизни всех граждан. Улучшение социальных параметров, прежде всего здоровья граждан (физического и духовного), является и главным источником повышения эффективности экономических результатов: надежности продукции, ее качества, следовательно, более высокой эффективности производства.

Никогда нельзя забывать, что управленческие отношения порождаются способом производства, экономическим базисом общества, но в такой же степени, вредно непонимание того, что в определенных условиях, особенно научно-технической и информационной революций, отношения сами обретают базисный характер, оказывают огромное обратное воздействие на все стороны общественной жизни, не только экономической, во многом определяют в целом темпы социального прогресса.

Следовательно, очень важно признать как неоспоримый факт, что управление, будучи деятельностью разных субъектов управления (государственных органов, общественных институтов, отдельного человека), несет на себе печать этой субъективности в виде общей и управленческой культуры (ее наличия или отсутствия), специфики традиций и исторического опыта, установок, позиций той или иной личности, являющейся лидером, и т.п. Поэтому чем выше уровень управления, на котором расположен субъект управления, отдельный лидер, тем больше простор для проявления как позитивной, так и негативной субъективности.

Характер субъективности в управлении во многом зависит от выбора, обоснования генеральной цели общества. Закон доминирования глобальной цели в развитии социальной системы является основополагающим для социального управления. Суть его заключается в том, что каждая социальная система состоит из ряда подсистем: экономической, политической, технической, организационной, социальной, духовно-культурной. В своем единстве они составляют целостный организм, но поддержание целостности возможно только при доминировании генеральной цели над целями каждой подсистемы. Сегодня стало очевидным, что в системе управления необходимо более обстоятельное изучение законов общественного развития в органическом единстве с законами биологического мира, социального и технического Исследование интегрального характера этих закономерностей во многом дело будущего, но уже сегодня можно сказать, обеспечение сбалансированного развития социального и биологического, достижение гармонического развития социальной природной среды, предотвращение экологической катастрофы – одна из важнейших задач социального управления.

Это в свою очередь актуализирует такую закономерность социального управления, как ее доктринальность. Поэтому ее разработка и реализация позволяют на деле осуществить системный характер управленческого воздействия и являются универсальной закономерностью современного социального управления.

Доктрина социальная (доктрина – учение, научная теория), руководящий теоретический принцип, который определяет место социальной системы в геополитическом пространстве, выделяет приоритеты в определении коренных социальных интересов той или иной нации, содержит механизмы их реализации (экономические, международные, культурно-духовные, экологические, военные) и является основополагающей для выработки стратегических целей управления, социальных и духовных ориентиров реформировании и выборе политики для выражения интересов граждан.

Этот процесс предполагает объективный научный анализ сложившейся социально-экономической ситуации, трезвую оценку исторического опыта, изучение внешних факторов, ведущих тенденций мирового развития геополитического пространства. На этой основе социальная доктрина, во-первых, выделяет главные национальные интересы, соответствующие перспективным целям данной страны и всего человечества; во-вторых, среди них определяет ряд интересов, от удовлетворения которых, в первую очередь, зависят национальная безопасность страны и возможность существования независимого национального государства; в-третьих, определяет те ресурсы, которые могут быть использованы для достижения стратегических социальных целей, сохранения и развития генофонда нации, увеличения продолжительности жизни людей, снижения смертности, повышения рождаемости, словом, для повышения качества жизни своих граждан.

Следует заметить, что в Украине идет процесс формирования современной доктрины развития общества как теоретической основы общих исходных положений принципов современного социального управления. Под принципами социального управления следует понимать правила, основные положения и нормы поведения, которыми руководствуются органы управления в конкретных условиях, сложившихся в обществе. Принципы управления представляют собой результат обобщения людьми объективно действующих законов и закономерностей, которые становятся общим началом их деятельности. Следовательно, принципы социального управления – это руководящие идеи, исходные положения, отражающие законы развития отношений управления. Взаимосвязь принципов и законов можно представить в такой последовательности: законы социального управления – принципы социального управления.

К числу всеобщих принципов социального управления относится, прежде всего, принцип достижения социального равновесия. Каждая социальная система в той или иной мере открыта для внешних и внутренних воздействий. Они могут быть разрушающими, деструктивными, уводящими от равновесия, причем сила внешнего воздействия может быть настолько значительной, что поведение системы в определенной точке (точке бифуркации – раздвоения) становится неопределенным, грозит системе переходом в новое качественное состояни, весьма далекое от равновесного. Важно подчеркнуть, что нормальное функционирование системы может быть нарушено, выведено из равновесия даже за счет одной ее функциональной подструктуры далеко не самой главной для данной системы, но наиболее подверженной внешним разрушениям. Вывод ее из строя под влиянием разных факторов ставит под угрозу существование системы в целом. Например, техногенные взрывы нередко происходят под влиянием сбоев системы управления, неслаженности в действиях персонала социотехнических объектов. Поэтому необходима своевременная реакция системы на возмущающие воздействия, адекватные ответы на вызовы среды Времени. В противном случае весьма вероятна гибель сложных социальных систем – как закрытых, так и открытых.

В связи с этим следующим принципом управления является принцип адекватной оценки имеющейся ситуации, как в объекте управления, так и в субъекте. Факты внешнего и внутреннего воздействия являются предметом тщательного анализа на основе переработки необходимой информации и получения данных для прогноза. Ситуационный подход невозможен без широкого применения научных методов управления, противостоящих методу «проб и ошибок». Без этого невозможно вовремя инновировать цели организации, принять грамотные управленческие решения.

Следующим принципом управления является принцип соотносительности теории управления и ее практики. Он предполагает, что любые идеи, концепции, выдвигаемые на определенном этапе управления, должны, во-первых, отвечать на те вопросы, которые поставлены самой жизнью, во-вторых, каждая из них должна быть проверена практикой, которая или доказывает продуктивность той или иной стратегии, или отвергает ее в управленческой деятельности.

Именно поэтому система подготовки лидеров стратегического управления предполагает освоение разнообразных знаний – не только теоретических, но и технологических, инструментальных, полученных путем активных методов обучения (участия в «деловых играх, «мозговых атаках» и т.п.), позволяющих анализировать ситуации и использовать частные методы, именно эти принципы управления долгие годы нарушались в деятельности органов советской власти, когда страна шла по неизведанному пути развития, что требовало неординарных решений.

Задача эта постоянно ставилась, но это были отдельные попытки «научиться управлять», этого к сожалению, не произошло ни вчера, ни сегодня: на грозные вызовы времени и внешней среды адекватных ответов найдено не было, нет их и сейчас, что привело к сокрушительным разрушениям системы, неисчислимым бедствиям для граждан. Хотя нельзя не признать, что на советском пути были достигнуты огромные хозяйственные и управленческие успехи, которые обогатили все человечество. Многие из них сегодня широко используются во многих развитых странах не только Запада, но и всего мира. Предстоит в будущем внимательно и объективно проанализировать как управленческие просчеты советской системы, так и ее огромные преимущества, которые обеспечивали долгое и успешное существование советского строя. Беспрецедентные прорывы в теории и практике советского управления, также как и серьезные срывы, еще ждут своих исследований. Без беспристрастной оценки сложившейся управленческой ситуации, в том числе и ошибок в кадровой политике, трудно прогнозировать будущее и создавать современную систему управления.

Важным принципом управления является принцип единоначалия в принятии решений и коллегиальности при их обсуждении. Практика управления показала, что чем полнее учитываются разные мнения на стадии принятия решения, тем более оптимальным оно является, тем быстрее реализуется, потому, что в процессе обсуждения отрабатывается механизм его принятия людьми, через которых проходит любое решение. С другой стороны, приказы должны исходить от одного начальника, центра управления, без чего невозможны дисциплина и ответственность в управлении, порядок и преодоление анархии. Сочетание этих двух граней в управлении – предмет науки и искусства управления, определяющих во многом стиль управленческой деятельности руководителя, представляющий собой сплав его профессионализма и личных качеств.

Существуют разные системы принятия и реализации управленческих решений, которые учитывают особенности национальной культуры и традиций той или иной страны. В общем в Америке, например, решения в сфере производства принимаются быстрее, чем в Японии, где они долго обсуждаются, но зато механизм их реализации здесь более прост, бесконфликтен, значительно короче по времени.

Огромное значение в современной практике управления, как показал мировой опыт, приобрел принцип адекватной мотивации к труду и жизни в целом. Можно сказать, что будут побеждать та цивилизация и те системы управления, которые обеспечат своим гражданам лучшую мотивацию к труду и жизни в целом. Соблюдение этого принципа, например, позволило Японии совершить прорыв в число самых развитых и передовых стран мира. Мотивационная среда, своеобразный мотивационный «душ Шарко», состоит, как известно, из пяти подсистем: пожизненного найма, кадровой ротации, подготовки кадров на рабочем месте, системе репутаций и оплаты труда. Вся система в целом, состоящая из этих пяти подсистем, позволяет решать проблемы полной реализации физических, творческих, интеллектуальных сил работников на основе высокого профессионализма, следовательно, обеспечивать высокую конкурентную способность японской продукции на мировом рынке за счет ее отличного качества и надежности.

Одним из важных принципов управления является оптимизация управления и постоянное повышение его эффективности. Совершенствование системы управления не самоцель, а средство повышения ее надежности и более высокого управленческого результата. Это зависит от многих факторов: от восприимчивости информации (внешней и внутренней), от степени открытости системы, от качества используемых методов, оптимальности оргструктуры управления и т.п. Например, постоянно растущие объемы информации сегодня не могут быть освоены без применения математики и современной компьютерной техники.

Необходимо упрощение иерархии уровней правления, регламента государственного аппарата в экономической деятельности, улучшение оргструктур управления и т.п. Применение этого принципа отвечает на главные вопросы – какая структура управления в данной ситуации является наиболее продуктивной, действенной? Сколько сотрудников аппарата управления должно непосредственно подчиняться одному руководителю, и какие функции должен выполнять каждый работник, и сколько их?

Решение этих вопросов неразрывно связано с реализацией такого принципа управления, как централизация и децентрализация управления. С одной стороны, централизация имеет огромные преимущества при решении стратегических задач, реализации крупных проектов и программ, концентрации ресурсов на главных направлениях. С другой стороны, – неизбежно подавляется инициатива исполнителей, снижается творческая энергия. В использовании этого принципа главное – нахождение меры в соотношении централизации и децентрализации. Конечно, в некоторых экстремальных ситуациях централизация в управлении совершенно необходима (война, пожар, стихийные бедствия и т.п.), в других – творческих, интеллектуальных, долгосрочно-спокойных – необходима мудрость многих, разные подходы, толерантность (терпимость) оценок, многообразие мнений и сил.

Децентрализация освобождает от ненужной опеки, стимулирует самостоятельность в принятии решений по частным вопросам, не требующим жесткой регламентации. В целом децентрализация способствует более полному использованию творческого потенциала всех субъектов управления, принятию оптимальных решений в конкретных условиях. К числу основных принципов управления относятся:

– единство воздействия всех методов управления для поддержания целостности социальной системы;

– сочетание отраслевого и территориального управления;

– приоритетность в достижении стратегических целей;

– научность социального управления;

– прогнозирование социального управления;

– ответственности за результаты социального управления;

– рациональность подбора, подготовки, расстановки и непрерывность обучения кадров;

– экономичность и эффективность управления;

– системность (рассмотрение объекта или субъекта управления как системы, состоящей из различных звеньев);

– иерархичность (рассмотрение систем как многоступенчатых, многоуровневых, которые требуют деления на элементы; при этом каждая ступень управляет нижестоящей ступенью и одновременно является объектом управления по отношению к вышестоящему уровню);

– необходимого разнообразия (управляющая система должна обладать не меньшей сложностью и разнообразием, чем управляемая система);

– обязательности обратной связи (получение информации о результатах воздействия управляющей системы на управляемую систему путем сравнения фактического состояния с заданным);

– программно-целевой;

– делегирования полномочий;

– гуманизма и нравственности в управлении;

– гласности в принятии решения.

Принципы позволяют сформировать систему методов и выбирать каждый метод в отдельности, но каждый отдельный метод не имеет такого же воздействия на принципы управления.

Таким образом, принципы социального управления должны:

– основываться на законах развития общества, на законах управления;

– соответствовать целям социального управления и отражать основные свойства, связи и отношения управления;

– учитывать временные и территориальные аспекты процессов социального управления;

– в необходимых случаях иметь правовое оформление, получать закрепление в различных нормативных актах;

Система принципов управления изменяются в процессе развития социального управления. Тем не менее основные принципы управления полностью исчезнуть не могут, т. к. выражают требование к системе управления. Формы же и методы использования этих принципов на различных этапах социального развития могут и должны быть различными, что позволит сократить социальное время для принятия и реализации управленческих решений.

 

ВЫВОДЫ

1. К законам управления относятся наиболее существенные и необходимые связи, которые изучаются наукой управления. К ним принадлежат законы необходимого разнообразия, интеграции и специализации управления, приоритетности социальных целей возрастания субъективности и интеллектуальности управления, доминирования цели системы, доктринальности.

2. На основе познания и использования законов создаются принципы управленческой деятельности руководящие идеи, исходные положения.

3.Являясь в определенной мере искусством, живым творчеством, эффективное рациональное управление невозможно.

1.Что такое закон и закономерности управления, какие они?

2. Принципы управления. Назовите те из них, которые
считаете главными.

3. Покажите связь между законами и принципами управления, как она проявляется?

4. Могут ли меняться законы и принципы управления; если да, то каким образом?

5. Какие из них являются приоритетными, усиливается ли кризисное состояние украинского общества от их незнания или слабого использования?

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 432; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.