Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Административные и бытовые помещения

Подсобные помещения.

Группа подсобных помещений имеет второстепенное значение для магазина, однако ее наличие и состав создают оптимальные условия для работы магазина. К этой группе относятся следующие помещения: для хранения тары, упаковочных материалов, инвентаря, белья, контейнеров, экспедиция по доставке товаров на дом, мастерские ремонта инвентаря и оборудования, рекламно-декорационная мастерская, моечные, камеры для мусора. Наличие и состав группы подсобных помещений зависят от величины и специализации магазина.

Указанные площади ряда помещений (для хранения тары, прессовки бумажных и древесностружечных отходов, хранения упаковочных материалов и инвентаря) являются также резервом для увеличения торговой площади. С развитием производства оборотной тары (тары-оборудования), а также при стопроцентной фасовке товаров на промышленных предприятиях, складах и базах эти помещения могут быть полностью ликвидированы или максимально сокращены. При централизованном ремонте инвентаря и оборудования, а также изготовлении рекламно-декорационных материалов появится возможность не предусматривать эти помещения. За этот счет может быть увеличена площадь экспедиций по доставке товаров на дом и другие помещения, способствующие повышению уровня обслуживания покупателей.

Забота об условиях работы обслуживающего персонала магазинов должна проявляться еще на стадии проектирования, так как от этих условий зависит производительность труда и культура обслуживания покупателей. В группу административных и бытовых помещений входят следующие помещения: конторские, кабинет директора, столовые и буфеты для персонала, помещение для охраны, медпункт, гардеробные, душевые и т.п. (рис.5.3)

 

 

 


Рис.5.3 Административные и бытовые помещения

 

Технические помещения

Здания современных магазинов имеют высокий уровень инженерно-технического оснащения. В группу технических помещений входят: вентиляционные камеры, машинные отделения лифтов и холодильных установок, камеры кондиционирования воздуха, электрощитовая, телефонный коммутатор, радиоузел, насосная, при централизованном теплоснабжении — тепловой узел и др.

Здания магазинов должны быть обеспечены системой центрального отопления, водопроводом, горячим водоснабжением, вентиляцией (8-10).

 

 


Рис.5.4 Технические помещения.

 

Расположение помещений магазина является важным этапом оптимизации планировки магазина. Именно от взаиморасположения помещений магазина зависит рациональность торгового процесса: сокращаются пути движения товаров, исключаются встречные потоки и т.д.

 

Расположение помещений магазина влияет на сохранение качества товаров, т.к. оптимальное расположение помещений предполагает соблюдение правил товарного соседства.

К расположению помещений магазина предъявляются строительные, технологические, санитарные требования. Все помещения должны располагаться с учетом поточности, максимального сокращения путей, отсутствия встречных потоков и перекрестков товаров, персонала и покупателей.

Отдельные группы помещений должны иметь между собой технологическую связь: загрузочные, складские помещения, помещения подготовки товаров к продаже, торговые залы. Смежно с торговым залом в непосредственной связи с входным узлом располагаются зоны дополнительного обслуживания покупателей. В зону дополнительного обслуживания входит также штучный отдел. Он может дополняться торговыми автоматами, позволяющими повысить комфортность обслуживания покупателей.

Торговые залы технологически связаны с помещениями для хранения и подготовки товаров к продаже и располагаются так, чтобы их можно было изолировать. Проходы в административные, бытовые, подсобные и технические помещения не должны пересекать торговые залы и помещения для хранения и подготовки товаров к продаже.

Помещения для приемки товаров должны иметь удобную связь с кладовыми и фасовочными, а также с торговым залом для осуществления товародвижения по схеме: рампа — торговый зал. В крупных универсамах допускается разгрузка части товаров прямо в кладовые, в которых для этой цели предусматриваются специальные площадки. Для некоторых товаров (например, хлеб, молоко) предусматриваются специальные места для ночного завоза.

Помещения для хранения и подготовки пищевых продуктов к продаже должны быть максимально приближены к загрузочным местам и торговому залу и не должны быть проходными. Товары, не требующие предварительной обработки и с высокой напряженностью грузопотоков (хлеб, рыбопродукты, овощи и фрукты), должны размещаться ближе всего к торговому залу. Товары с низкой оборачиваемостью (кондитерские изделия, бакалея) могут быть отдалены.

Эта группа помещений отличается наиболее сложной системой взаимосвязей. Каждая группа товаров образует группу взаимосвязанных помещений, Так, овощи, фрукты и безалкогольные напитки по своим физико-химическим свойствам являются товарами допустимого соседства. Кладовые этих товаров целесообразно объединять в одном помещении. Кондитерские товары не следует хранить рядом с рыбой. Холодильные камеры размещают рядом или во взаимосвязи с кладовыми и фасовочными помещениями. Поэтому при компоновке зоны хранения целесообразно коридоры предусматривать общими и проходящими через фасовочные участки. При размещении фасовочных помещений следует также учитывать постепенное изменение формы товароснабжения и централизацию фасовочных операций.

Продовольственные магазины должны иметь изолированные и специально оборудованные помещения для подготовки пищевых продуктов к продаже: разрубочные для мяса, помещения для подготовки гастрономических и молочно-жировых продуктов, рыбы, овощей и др. При размещении помещений для подготовки товаров к продаже следует учитывать, что покупатели желают, чтобы в некоторых отделах магазина, например в мясном, в отделе деликатесных товаров, в отделе выпечных изделий (отделах собственного приготовления кулинарии), они смогут сами увидеть, как товары хранят, готовят к продаже или даже приготовляют для потребления. Такие ожидания покупателей, по-видимому, порождены традицией, предоставлением дополнительных услуг (например, в мясном отделе покупатель может попросить отрубить понравившийся ему кусок), и, наконец, они сознательно поощряются руководством магазинов (аппетитные запахи приготовляемом пищи привлекают покупателей, что помогает увеличить сбыт товаров). «Кулинарное направление» магазинов становится очень модным и широко распространяется в отечественной практике. Другие помещения для подготовки к продаже и хранения товаров, например фруктов и овощей, обычно размещают вне видимости покупателей. Специалисты полагают, что поскольку овощи и фрукты обычно перед употреблением все равно моют, покупателей не интересует, в какой чистоте содержится помещение для их фасовки и упаковки и оборудование. Кладовые для бакалейно-гастрономичских товаров обычно располагают в задней части здания магазина, так как эти запасы столь велики, что возможность их хранения, например, у короткой торцовой стены просто исключается. Все подсобные, административные и бытовые помещения должны быть изолированы от помещений для хранения товаров.

Административно-бытовые помещения размещаются обособленной группой и должны иметь связь с торговыми помещениями. Часть помещений этой группы (комната материально-ответственный лиц, санузлы и др.) имеют тесную связь с торгово-технологическим процессом и должна быть размещена в непосредственной близости с торговым залом. В зарубежной практике есть примеры, когда кабинеты материально-ответственных лиц размещаются рядом с торговым залом за стеклянной перегородкой.

Большинство технических помещений не имеют непосредственного отношения к технологическому процессу продажи товаров и обслуживания покупателей и могут располагаться изолированным блоком. Часть этих помещений (например, машинные отделения лифтов и холодильных камер) должна располагаться смежно с той группой помещений, которую они обслуживают. У небольших магазинов с узкими торговыми залами обычно малая возможность выбора: подсобные, вспомогательные помещения просто располагаются в задней части здания. Но в современных магазинах больших размеров кладовые часто размещают сбоку, у одной из торцовых стен, а помещения для подготовки товаров к продаже — позади торговых отделов или даже в пределах самого торгового зала. Такая планировка оказалась наиболее практичной и эффективной.

Таким образом оптимальная планировка магазина должна отвечать ряду требований. Соблюдение этих требований является коммерческим законом с целью обеспечения рентабельности работы предприятий розничной торговли на длительный период.

Другим важным направлением оптимизации планировки магазина является распределение площадей между отдельными помещениями магазина. Показателем экономической эффективности распределения площадей магазина является соотношение торговых и неторговых площадей. Торговые помещения должны занимать основную площадь магазина. Однако в отечественной практике этот показатель зачастую составляет 1: 2,5 – 3, т.е. торговые помещения в некоторых магазинах в 2,5 – 3 раза меньше остальных помещений. В зарубежной практике эта пропорция обратная. Менеджеры современных отечественных магазинов начинают уделять должное внимание распределению площадей магазина. Как отметил главный специалист ОАО «ЦУМ» на первом Российском форуме «Торговый бизнес 21 века. Перспективный план развития» (14 – 16 марта 2001 г. Москва) до 1995 года торговые площади там занимали 40% площади магазина, а в настоящее время – 60%. Таким образом соотношение торговых и неторговых площадей было 4:6, а в настоящее время 6:4.

5.2.Помещения магазина и критерий эффективности их использования.

5.3.Планировка торгового зала как инструмент функционирования инфраструктуры торгового предприятия.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Товаров к продаже | Система вход-выход
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 6055; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.