КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Школы менеджмента
Основные теории и тенденции развития современного менеджмента. Модели менеджмента. Школы менеджмента Тема 2. Становление и развитие менеджмента План: 2.1. Менеджмент: понятие, сущность, цели, задачи 2.1. Менеджмент: понятие, сущность, цели, задачи В 1911 г. учёный США Ф. Тейлор опубликовал книгу «Проблемы научного управления», которая явилась основой признания управления наукой. Менеджмент (англ. Management - управление) – это эффективное и производительное достижение цели предприятия посредством планирования, организации, лидерства, мотивации и контроля над ресурсами предприятия в рыночном обществе. Менеджмент не существует в отрыве от организации. Менеджмент организации –– процесс управления организацией для достижения её цели (макс. прибыли). Управление организацией – деятельность по обеспеченности целенаправленности и согласованности в работе (макс. выручка при рациональном использовании ресурсов). Основная цель менеджмента организации – при минимальной затрате достигнуть необходимых результатов в процессе деятельности организации. Основные задачи менеджмента: - эффективная организация производства товаров и услуг с учетом спроса потребителей; - привлечение высококвалифицированных работников; - стимулирование персонала за счет создания комфортных условий труда и системы его оплаты; - формирование необходимых ресурсов и источников их обеспечения; - формирование и реализация стратегии развития организации; - создание эффективного контроля. Сущность менеджмента - постоянно отслеживать деловую среду, поскольку она непрерывно изменяется и оказывает большое влияние на практику менеджмента, на его основные тенденции. Субъект менеджмента – человек или люди, создающие управленческие воздействия в рамках организации по реализации её целей и задач. Объект менеджмента – то, на что ориентированы управленческие воздействия субъекта (персонал, конкуренты, финансы, производство, сбыт поставщики ресурсов, информация и т. д.). Менеджмент – это система экономического управления предприятия, включающая в себя учение о принципах организации предприятия, его стратегическое развитие, подборе персонала и способов оптимизации его работы. Школа научного управления (1885-1920 гг.) - Ф. Тейлор, Х. Гантт) – Основные принципы: - разработка оптимальных методов работы на базе учета времени, усилий; - абсолютное следование разработанным стандартам; - подбор, обучение и расстановка кадров с наибольшей выгодой; - оплата по результатам труда, мотивация и рационализация труда; - выделение функций управления в отдельную сферу профдеятельности; - определение мер по сотрудничеству управляющего и рабочего. Тейлор также выделил 4 группы управленческих функций: 1. выбор цели; 2. выбор средств; 3. подготовка средств; 4. контроль за результатами. Административная (классическая) школа управления1920-1950 гг. (А. Файоль, М. Вебер, Л. Урвик). 14 принципов Анри Файоля: 1. разделение труда (специализация и унификация работ); 2. делегирование полномочий и ответственности за порученную работу; 3. поддержание дисциплины труда (подчинение условиям договора); 4. единство распорядительства (получение распоряжений и отчёт перед одним непосредственным начальником); 5. единство действий (единый план по одной цели); 6. подчинение частных интересов общим (интересы фирмы выше личных); 7. вознаграждение персонала (за качественный труд); 8. централизация (организация должна иметь управляющий центр); 9. скалярная цепь (иерархия неразрывной цепи команд и коммуникаций); 10. порядок (каждый работник на своём рабочем месте); 11. справедливость установленных правил и соглашений на всех уровнях; 12. стабильность персонала (долгосрочная работа в организации); 13. инициатива (поощрение независимых суждений в рамках полномочий); 14. единение персонала и организации (в единстве – сила). А. Файоль выделил несколько видов деятельности предприятия: технико-производственная; финансовая; административная; коммерческая; контрольная. Л. Урвик уделил разработке принципов построения формальной организации, не потерявших актуальности до настоящего времени. Школа человеческих отношений1930-1950 гг. (А. Маслоу, Э. Мэйо, К. Артирис, Д. Мак-Грегор, Р. Лайкерт, Н. Мейер). Основные положения: - мотивация людей через социальные потребности; - удовлетворение человека в социальных отношениях; - люди более отзывчивы к влиянию коллег, чем побуждениям руководства; - участие работников в управлении; - признание неформальных отношений Движение за человеческие отношения зародилось в ответ на неспособность полностью осознавать человеческий фактор, как основной элемент повышения эффективности деятельности предприятия. В результате экспериментов с группами рабочих Э. Мейо пришел к выводу, что производительность труда рабочих существенно зависит не только от условий труда и действий администрации, но и от психологического и социального климата в среде рабочих. Д. Мак-Грегор рассмотрел теорию X, которая применяет методы принуждения и поощрения. Теория Y – это создание условий, способствующих стимулированию работников, предоставленных им возможностей для максимального проявления инициативы, изобретательности, самостоятельности при достижении целей предприятия. Школа количественного подхода или новая современная школа с 1950 г. по н.в. (Саймон, Бил, Акофф). рассматривает экономико-математическое моделирование, систематический подход, построение моделей. Ситуационный подход внес большой вклад в теорию управления. Основным моментом этого подхода является ситуация, т.е. конкретный набор обстоятельств, которые оказывают влияние на организацию в данное время. Процессный подход рассматривает функции как взаимосвязанные, поэтому управление рассматривается как процесс. Системный подход – это не набор руководств и принципов для управляющих, а способ мышления по отношению к предприятию и управлению.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 269; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |