КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 6. Методы и виды управления
Методы управления — это система способов и приемов воздействия субъекта управления на объект управления для достижения определенного результата. Существует несколько классификаций методов управления. По наиболее распространенной классификации методы делят на три группы: 1) Экономические методы управления, основанные на социально-экономических законах и закономерностях развития объективного мира (природа и общество). Использование этих методов основано на системе экономических интересов личности, коллектива, общества и государства. 2) Организационно-распорядительные (административные) методы управления основаны на правах и ответственности людей на всех уровнях хозяйствования и управления. 3) Социально-психологические методы управления, основанные на формировании и развитии общественного мнения относительно общественно и индивидуально значимых нравственных ценностей — отношений к земле, сути жизни, нравственных начал в обществе, отношений к личности и т. д. В практике управления все методы взаимосвязаны между собой, находится в жестком взаимодействии и образуют единую систему. Реализация каждого из существующих методов организационного управления основана на определенной совокупности процедур оценки текущей обстановки и принятия обоснованных решений, направленных на изменение ситуации в заданном направлении. Методы управления независимо от их направленности имеют определенные организационные формы воздействия на управляемый объект. По видам воздействия на объект управления различают прямое и косвенное воздействие, по формам организации выработки управленческих решений — единоличные и групповые. Решения могут приниматься в различных ситуациях при разных уровнях информационного обеспечения. Экономические методы управления — это совокупность мер, обеспечивающих рациональное использование экономических законов и отношений в управлении и хозяйственной деятельности. Эффективность использования экономических законов и отношений зависит от глубины познания этих законов, а также от умения реализовать их требования при принятии и реализации управленческих решений. Содержание экономических методов управления состоит в целенаправленном воздействии на экономические интересы личности, коллектива, государства в целях достижения наилучших результатом их функционирования с наименьшими требованиями и материальными затратами. Материальное воздействие выступает в трех формах: общественное, коллективное и индивидуальное (личное). Методы управления, оказывающие экономическое воздействие на коллективные и индивидуальные интересы, могут иметь положительную (материальное стимулирование) и отрицательную (материальные санкции) направленность. Различают три группы материальных интересов: государственные, коллективные и личные. Государственные материальные интересы заключаются в росте и совершенствовании общественного производства для повышения благосостояния всего населения страны; коллективные материальные интересы — в совершенствовании деятельности и росте прибыльности конкретного предприятия и связанном с этим повышении уровня вознаграждения занятых в нем сотрудников. Личные материальные интересы связаны с увеличением трудового вклада каждого работника в благополучие своей организации с целью получения более высокого материального вознаграждения. Характерными особенностями экономических методов управления являются косвенный характер воздействия, инерционность, наличие эффекта насыщения, сложность. Нерациональное использование экономических методов приводит к таким отрицательным явлениям, как значительная дифференциация населения по уровням доходов, что может привести к социальной напряженности, увеличению уровня экономических преступлений и т. д. По масштабам использования различают две основные разновидности экономических методов управления: методы государственного управления экономикой и экономические методы управления на уровне отдельных предприятий, фирм и их объединений. Основными задачами, решаемыми с использованием методов первого типа, являются: определение рациональной структуры и направлений бюджетной политики; выбор экономических пропорций развития отраслей промышленного и сельскохозяйственного производства; комплексное развитие регионов страны; экономическое обеспечение внедрения достижений научно-технического прогресса; расширение и углубление межотраслевой интеграции и внутриотраслевой специализации и кооперации в промышленности и сельском хозяйстве; кредитное и налоговое регулирование хозяйственной деятельности государственных и коммерческих предприятий; государственное регулирование цен на энергоносители и энергоресурсы; выработка мер экономической поддержки специализированных инвестиционных фондов и т. д. Основными задачами, решаемыми с использованием методов второго типа, являются: определение экономических целей инвестиционной и эмиссионной политики; определение объемов вложений средств в производство новых изделий (услуг) и реконструкцию производства; деятельность по маркетингу, укреплению позиций в определенных сегментах рынка и т. д. В рамках реализации экономических методов управления решаются задачи такого использования средств производства, при котором достигается максимальное удовлетворение потребностей рынка. Следует отметить, что для реализации экономических методов управления общество может использовать различные институционные структуры и механизмы. Организационно-распорядительные методы управления (ОРМУ) включают способы и приемы воздействия субъекта управления на объект управления на основе указов, законов, постановлений, приказов, распоряжений, указаний, инструкций и других административных документов. При этом эти методы управления не только подкрепляются авторитетом власти, но и экономически обосновываются и обеспечиваются необходимыми ресурсами. Государство через специально созданные органы управления (министерства и ведомства, муниципальные органы) осуществляет определенное административно-организационное воздействие на органы и объекты управления путем установления обязанностей, прав и ответственности каждого звена и уровня системы управления. Административно-организационные методы управления имеют не только самостоятельное значение, но и выступают связующим звеном для реализации экономических и других методов управления. Характерными особенностями административно-организационных методов управления являются: оперативность; прямое воздействие па управляемый объект; обязательность выполнения указаний, распоряжений, приказов и других административных решений вышестоящих органов для управляемых объектов; ответственность за невыполнение приказов и распоряжений; персональная ответственность за выдачу ошибочных решений. Акты управления, осуществляемые в рамках административно организационного управления, подразделяют на два вида: нормативные и индивидуальные. Нормативные акты управления не имеют конкретного адресата. Они содержат общие нормы действий применительно к тем или другим условиям и рассчитаны, как правило, на продолжительное время. К ним относятся положения об управленческих органах, должностные инструкции, нормы и нормы и нормативы, стандарты и т. д. Индивидуальные акты управления адресуются конкретным объектам управления. К ним относятся приказы, циркуляры, распоряжение указания. Задача административно-организационного воздействия — обеспечить четкие действия управленческого аппарата, всех подразделений и служб системы управления. Осуществляемые в форме приказов и распоряжений управленческие решения не должны противоречить существующему законодательству, правовым актам и положениям. ОРМУ достаточно разнообразны по своей природе, и классифицируют их по следующим направлениям воздействия: на распорядительные; регламентирующие; инструктирующие и т.д. В зависимости от проблемы, которая стоит перед структурой управления, ОРМУ подразделяют на группы: - приемы, методы и средства краткосрочного распорядительного воздействия; - приемы, методы и средства длительного воздействия.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1161; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |