Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 6. Методы и виды управления

Методы управления — это система способов и приемов воздей­ствия субъекта управления на объект управления для достижения определенного результата.

Существует несколько классификаций методов управления. По наиболее распространенной классификации методы делят на три группы:

1) Экономические методы управления, основанные на социаль­но-экономических законах и закономерностях развития объектив­ного мира (природа и общество). Использование этих методов ос­новано на системе экономических интересов личности, коллектива, общества и государства.

2) Организационно-распорядительные (административные) ме­тоды управления основаны на правах и ответственности людей на всех уровнях хозяйствования и управления.

3) Социально-психологические методы управления, основанные на формировании и развитии общественного мнения относительно об­щественно и индивидуально значимых нравственных ценностей — отношений к земле, сути жизни, нравственных начал в обществе, отношений к личности и т. д.

В практике управления все методы взаимосвязаны между собой, находится в жестком взаимодействии и образуют единую систему. Реализация каждого из существующих методов организационно­го управления основана на определенной совокупности процедур оценки текущей обстановки и принятия обоснованных решений, направленных на изменение ситуации в заданном направлении.

Методы управления независимо от их направленности имеют определенные организационные формы воздействия на управляе­мый объект. По видам воздействия на объект управления различают прямое и косвенное воздействие, по формам организации выработ­ки управленческих решений — единоличные и групповые. Решения могут приниматься в различных ситуациях при разных уровнях ин­формационного обеспечения.

Экономические методы управления — это совокупность мер, обеспечивающих рациональное использование экономических за­конов и отношений в управлении и хозяйственной деятельности. Эффективность использования экономических законов и отноше­ний зависит от глубины познания этих законов, а также от умения реализовать их требования при принятии и реализации управлен­ческих решений.

Содержание экономических методов управления состоит в целе­направленном воздействии на экономические интересы личности, коллектива, государства в целях достижения наилучших результатом их функционирования с наименьшими требованиями и материаль­ными затратами.

Материальное воздействие выступает в трех формах: обществен­ное, коллективное и индивидуальное (личное). Методы управления, оказывающие экономическое воздействие на коллективные и ин­дивидуальные интересы, могут иметь положительную (материаль­ное стимулирование) и отрицательную (материальные санкции) на­правленность. Различают три группы материальных интересов: государственные, коллективные и личные.

Государственные материальные интересы заключаются в росте и совершенствовании общественного производства для повышения благосостояния всего населения страны; коллективные материаль­ные интересы — в совершенствовании деятельности и росте при­быльности конкретного предприятия и связанном с этим повыше­нии уровня вознаграждения занятых в нем сотрудников.

Личные материальные интересы связаны с увеличением трудо­вого вклада каждого работника в благополучие своей организации с целью получения более высокого материального вознаграждения.

Характерными особенностями экономических методов управле­ния являются косвенный характер воздействия, инерционность, на­личие эффекта насыщения, сложность. Нерациональное использо­вание экономических методов приводит к таким отрицательным явлениям, как значительная дифференциация населения по уров­ням доходов, что может привести к социальной напряженности, увеличению уровня экономических преступлений и т. д.

По масштабам использования различают две основные разно­видности экономических методов управления: методы государст­венного управления экономикой и экономические методы управ­ления на уровне отдельных предприятий, фирм и их объединений.

Основными задачами, решаемыми с использованием методов первого типа, являются: определение рациональной структуры и направлений бюджетной политики; выбор экономических пропор­ций развития отраслей промышленного и сельскохозяйственного производства; комплексное развитие регионов страны; экономиче­ское обеспечение внедрения достижений научно-технического про­гресса; расширение и углубление межотраслевой интеграции и внут­риотраслевой специализации и кооперации в промышленности и сельском хозяйстве; кредитное и налоговое регулирование хозяйст­венной деятельности государственных и коммерческих предприятий; государственное регулирование цен на энергоносители и энергоре­сурсы; выработка мер экономической поддержки специализирован­ных инвестиционных фондов и т. д.

Основными задачами, решаемыми с использованием методов второго типа, являются: определение экономических целей инвес­тиционной и эмиссионной политики; определение объемов вложе­ний средств в производство новых изделий (услуг) и реконструкцию производства; деятельность по маркетингу, укреплению позиций в определенных сегментах рынка и т. д.

В рамках реализации экономических методов управления реша­ются задачи такого использования средств производства, при кото­ром достигается максимальное удовлетворение потребностей рынка. Следует отметить, что для реализации экономических методов уп­равления общество может использовать различные институцион­ные структуры и механизмы.

Организационно-распорядительные методы управления (ОРМУ) включают способы и приемы воздействия субъекта управления на объект управления на основе указов, законов, постановлений, при­казов, распоряжений, указаний, инструкций и других административных документов. При этом эти методы управления не только подкрепляются авторитетом власти, но и экономически обосновы­ваются и обеспечиваются необходимыми ресурсами.

Государство через специально созданные органы управления (ми­нистерства и ведомства, муниципальные органы) осуществляет оп­ределенное административно-организационное воздействие на ор­ганы и объекты управления путем установления обязанностей, прав и ответственности каждого звена и уровня системы управления.

Административно-организационные методы управления имеют не только самостоятельное значение, но и выступают связующим звеном для реализации экономических и других методов управления.

Характерными особенностями административно-организацион­ных методов управления являются: оперативность; прямое воздействие па управляемый объект; обязательность выполнения указаний, распоряжений, приказов и других административных решений вы­шестоящих органов для управляемых объектов; ответственность за невыполнение приказов и распоряжений; персональная ответственность за выдачу ошибочных решений.

Акты управления, осуществляемые в рамках административ­но организационного управления, подразделяют на два вида: нор­мативные и индивидуальные. Нормативные акты управления не имеют конкретного адресата. Они содержат общие нормы действий применительно к тем или другим условиям и рассчитаны, как правило, на продолжительное время. К ним относятся положения об управленческих органах, должностные инструкции, нормы и нормы и нормативы, стандарты и т. д.

Индивидуальные акты управления адресуются конкретным объ­ектам управления. К ним относятся приказы, циркуляры, распоря­жение указания.

Задача административно-организационного воздействия — обеспечить четкие действия управленческого аппарата, всех подразделе­ний и служб системы управления. Осуществляемые в форме приказов и распоряжений управленческие решения не должны противоречить существующему законодательству, правовым актам и положениям.

ОРМУ достаточно разнообразны по своей природе, и классифицируют их по следующим направлениям воздействия: на распорядительные; регламентирующие; инструктирующие и т.д.

В зависимости от проблемы, которая стоит перед структурой управления, ОРМУ подразделяют на группы:

- приемы, методы и средства краткосрочного распорядительного воздействия;

- приемы, методы и средства длительного воздействия.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Контроль | Тема 7. Объект, предмет и субъект управления земельными ресурсами
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1141; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.