КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Общественное питание — социально-экономическая система, действующая в условиях рыночных отношений
Особенности функционирования предприятий общественного питания Лекция 4.1. Специфика общественного питания в индустрии гостеприимства. Основные функции и особенности отрасли
4.1. Общественное питание — социально-экономическая система, действующая в условиях рыночных отношений 4.3. Индустриализация общественного питания
Общественное питание — это специфическая отрасль экономики и разновидность торговли, поскольку предмет деятельности из сферы производства переходит в сферу обращения и потребления. Основу отрасли составляют предприятия, характеризующиеся единством форм организации производства и обслуживания потребителей и различающиеся по типам, специализации. Общественное питание выполняет задачи как социальные (удовлетворение физиологических и культурных потребностей общества в организации питания по месту работы, учебы, жительства, отдыха), так и экономические (обеспечение условий самоокупаемости объектов хозяйствования через извлечение прибыли от своей деятельности). Характерной особенностью общественного питания является выполнение специфических функций производства, реализации и организации потребления продукции общественного питания и покупных товаров. Производственная функция общественного питания заключается в осуществлении переработки сырья и выпуске собственной продукции — блюд, кулинарных изделий, кулинарных полуфабрикатов. Изготовление собственной продукции требует создания на предприятиях производственных цехов и помещений, оснащенных специальным оборудованием, инвентарем и приспособлениями. Продукция общественного питания — это пища, уже готовая к употреблению, или полуфабрикат, требующий незначительной доработки, и в большинстве случаев не предназначена для длительного хранения, поэтому ее необходимо немедленно реализовать. Для решения этой задачи общественное питание производственную функцию гармонично сочетает с функцией реализации, т.е. немедленной продажей произведенной продукции, для чего в своей системе оборудует специальные залы. Помимо собственной продукции в залах продаются покупные товары, которые не проходят дополнительной обработки по изменению свойств продукта, а реализуются в том состоянии, в котором поступили. Поскольку выпускаемая продукция готова к употреблению, то общественное питание организует в залах места для ее потребления и обслуживает их. Уникальность отрасли заключается в том, что продуктом торга выступает не столько сама продукция, а скорее услуга по ее изготовлению, услуга по организации продажи и обслуживанию покупателей в местах употребления пищи. Услуга — это товар, предмет купли-продажи, поскольку за счет стоимости услуги общественное питание получает прибыль. Конкуренция — неотъемлемая составная часть рыночной экономики. А поскольку у посетителей возникает возможность выбора, основная задача каждого предприятия — повышение качества производимой продукции и предоставляемых услуг. Успешная деятельность предприятия определяется качеством производимых услуг, которые должны: • удовлетворять требования потребителя; • соответствовать действующим нормам законодательства, стандартам и техническим условиям; • предоставляться потребителю по конкурентоспособным ценам; • обеспечивать получение прибыли. Для достижения поставленных целей предприятие должно учитывать все факторы, влияющие на качество продукции и ее безопасность (технический, административный, человеческий). В ситуации, когда предложение превышает спрос, необходим маркетинговый подход к организации работы. Услуги питания и обслуживания должны быть конкурентоспособными по основным критериям: безопасность, качество, ассортимент, цена, сервис. Следует проводить маркетинговые исследования качества услуг, изучая отношение к услугам потребителей, их требования к качеству и ассортименту продукции и услуг. Потребителем услуги является гражданин или организационная структура, использующие продукцию общественного питания для личных нужд (питания), не связанных с извлечением прибыли. Организационная структура или индивидуальный предприниматель могут покупать у предприятия общественного питания продукцию и для дальнейшей перепродажи, выступая при этом посредником между производителем и потребителем услуги в целях извлечения прибыли. Результаты исследования определяют систему контроля и обеспечения качества. Такая система многоэлементна. Она включает в себя ответственность руководства, закупку сырья и продуктов, разработку новых видов продукции, управление производством, контроль, идентификацию услуги и продукции, предупреждение неверных действий, управление процессами обслуживания, статистические методы, безопасность продукции, маркетинг, подготовку кадров. Коммерческая деятельность в общественном питании связана с широкой оперативно-организационной и хозяйственной работой по реализации основных функций, для чего проводятся мероприятия по изучению и выбору поставщиков сырья и товаров, совершению актов сделок купли-продажи, организации производства собственной продукции и реализации ее в условиях, удовлетворяющих разносторонние запросы покупателей. Коммерческую деятельность в общественном питании можно представить как комплекс производственных, торговых и сервисных процессов, направленных на удовлетворение физиологических потребностей, эстетических и культурных вкусов потребителей в целях извлечения прибыли. Большое внимание субъекты хозяйствования уделяют достижению эффективности хозяйственной деятельности. Для общественного питания — это эффективность коммерческой деятельности от предоставления специфических услуг отрасли. В основу определения эффективности коммерческой деятельности в общественном питании положен принцип соизмерения затрат и результатов в денежном (стоимостном) выражении и возмещения расходов имеющимися ресурсами и собственными доходами с обеспечением прибыльности, а критерием определения является минимизация затрат на организацию хозяйственной деятельности при получении оптимальной доли прибыли. Основными принципами заинтересованности организационно-правовых формирований в эффективности коммерческой деятельности являются их хозяйственная и оперативная самостоятельность, юридическая независимость, материальная и моральная заинтересованность предприятия в целом и его работников в результатах производственной деятельности и контроль, направленный на выявление резервов развития и совершенствования хозяйственной деятельности. Эффективная коммерческая деятельность в общественном питании возможна при следующих условиях: • четкое определение своего места в системе оказания услуг отрасли; • организация оптимального управления организационно-правовым формированием; • финансовая возможность совершенствования материально-технической базы; • разумное использование материальных и трудовых ресурсов; • рациональная организация снабжения сырьем, материально-техническими и топливно-энергетическими ресурсами; • активное внедрение новых технологий в производство, реализацию и организацию потребления продукции общественного питания; • постоянное и систематическое изучение спроса, предложения, конъюнктуры рынка и своевременного реагирования на их колебания. При расчетах эффективности коммерческой деятельности следует различать: • ожидаемую эффективность, которая рассчитывается на стадии образования организационно-правовой структуры общественного питания или намерений ввода новых объектов хозяйствования, реконструкции и т.д.; • планируемую эффективность, которая рассчитывается на стадии внедрения новых объектов, техники и технологий, разработки бизнес-планов деятельности субъектов хозяйствования на период действия; фактическую эффективность, определяемую в процессе производственно-коммерческой деятельности действующих объектов общественного питания. Фактическая эффективность коммерческой деятельности выявляется в динамике за изучаемый период (год) с учетом качественных и количественных изменений в структуре предприятия. По характеру предоставления услуг следует различать эффективность экономическую и социальную. Под экономическим эффектом понимается увеличение объемов выпуска продукции в натуральных и стоимостных показателях, рост производительности труда, снижение затрат на всем пути превращения сырья в продукцию общественного питания с организацией ее реализации и потребления. Социальный эффект выражается в полном удовлетворении спроса потребителей на все виды питания, совершенствование условий сервисного обслуживания, предоставление широкого круга услуг. Эффективность, таким образом, является отношением суммы экономического и социального результата к необходимым затратам на их осуществление и получение конечного эффекта. Эффективность коммерческой деятельности следует изучать системно. При определении эффективности хозяйственной деятельности в общественном питании необходимо учитывать количество рабочего времени, затраченного на организацию снабжения, производство и реализацию продукции, внедрение достижений научно-технического прогресса и на их использование в хозяйственной деятельности.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 4821; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |