Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Культура как ценностно-нормативный механизм социальной регуляции




1.

Учебные вопросы

Введение

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИИ

 

на тему: Культура как фактор социальных изменений ________________
__________________________________________________________________

(полное наименование темы лекции)

Дисциплина:________________социология____________________________

(наименование дисциплины)

 

Автор: Т.В.Мусиенко, профессор кафедры гуманитарных дисциплин, доктор политических наук__________________________________________________

(инициалы, фамилия, должность, уч. степень, уч. звание)

 

 

Санкт-Петербург

 

Термин "культура" латинского происхождения и первоначально означал "возделывание почвы, ее культивирование". В дальнейшем слово "культура" получило обобщенное значение и им стали называть все, созданное человеком. При таком подходе культура предстает как сотворенная человеком "вторая природа", надстроенная над первой, естественной природой, как весь созданный человеком мир. Культура включает в себя материальное и духовное производство, его результаты. Это - общефилософский подход к культуре.

В социологии под культурой в широком смысле этого слова понимают специфическую, генетически не наследуемую совокупность средств, способов, форм, образцов и ориентиров взаимодействия людей со средой существования, которые они вырабатывают в совместной жизни для поддержания определенных структур деятельности и общения. В узком смысле культура трактуется в социологии как система коллективно разделяемых ценностей, убеждений, образцов и норм поведения, присущих определенной группе людей. Можно сказать, что "культура - это коллективное программирование человеческого разума, которое отличает членов данной группы людей от другой".

 

 

 

1. Понятие «культура»: содержание и основные характеристики.

2. Культура как ценностно-нормативный механизм социальной регуляции.

 

 

КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ: культура, культурное наследие, материальная культура, нематериальная культура, куль­турный элемент, ценности, ценностные ориентации, нормы, обычаи, нравы, элитарная культура, народная культура, массовая культура, субкультура, контркуль­тура.

 

2. Понятие «культура»: содержание и основные характеристики

Существенная особенность человека состоит в том, что окру­жение, в котором он существует, создано им самим. Люди созда­ют вокруг себя не только материальный мир, в который входят здания, орудия труда, мосты, каналы, возделанная земля, но и мир человеческих взаимоотношений, включающий в себя систе­му социального поведения, набор правил, процедур для удовлет­ворения основных потребностей. «Каждая личность по-своему понимает социальные отношения, создавая личностный образец проявления общих правил, обычаев и традиций. Индивидуальные и общие образцы взаимодействий, а также соответствующие им специфические материальные и духовные продукты жизнедеятель­ности людей составляют сферу человеческой культуры».

Культура — явление чрезвычайно многообразное как по ха­рактеру, так и по формам своего выражения и функционирова­ния. Она охватывает всю совокупность достижений общества в материальной и духовной жизни, отражает уровень интеллекту­ального развития человека и человечества, систему ценностей и норм, регулирующих общественную деятельность.

Научный термин «Cultura» появился в Древнем Риме, где он обозначал возделывание земли. Войдя в обыденную человеческую речь, это понятие утратило свой первоначальный смысл и стало обозначать самые разные стороны человеческого поведения, а также виды деятельности. Часто в обыденном, общепринятом зна­чении культура понимается как духовная, возвышенная сторона жизнедеятельности людей, включающая, прежде всего, искусст­во и образование. Но существуют еще такие понятия, как культу­ра производства, культура управления, культура общения.

Многозначность понятия «культура» с точки зрения здравого смысла породила многочисленные сложности, связанные с науч­ным его определением. В разных отраслях научного знания сфор­мулировано более 250 определений культуры.

Наиболее удачное определение было дано в 1871 г. англий­ским этнографом Э. Тейлором: «Культура, — писал он, — это некоторое сложное целое, которое включает в себя знания, веро­вания, искусство, мораль, законы, обычаи и другие способности и привычки, приобретаемые и достигаемые человеком как чле­ном общества».

Если прибавить к этому материализованные знания и умения, представленные в виде зданий, произведений искусства, предме­тов повседневного обихода, то становится ясно, что культура — это то, что производится, социально усваивается и разделяется людьми как членами общества.

Раскроем сущность культуры, обозначив ее характерные чер­ты.

Во-первых, культура как социальный феномен, прежде всего свя­зана с сознанием. Вне сознания нет культуры, поскольку любая сфера человеческой деятельности подразумевает овладение оп­ределенными знаниями и навыками.

Но культура — это не сознание вообще, это метод ценност­ного освоения действительности. Таким образом, можно сказать, что культура — сложная духовная система, в которой осмыслива­ется, оценивается внешняя информация, которая непосредственно определяет, как реагировать человеку на эти импульсы, как ему действовать. Культура воплощается в устойчивых образцах деятель­ности. Она формирует эталоны и нормы в обществе.

Во-вторых, культура проявляется в двух основных формах: ма­териальной и духовной. Духовная культура включает в себя слова, идеи, обычаи, верования, которые люди создают, а затем под­держивают. Материальная культура состоит из произведенных че­ловеком предметов: инструментов, зданий, орудий труда, мебе­ли и других физических субстанций, которые постоянно исполь­зуются и изменяются людьми. Неразрушенная духовная культура позволяет быстро восстанавливать материальную культуру.

В-третьих, культура выступает как средство формирования про­шлым (накопленным опытом и традициями) жизнедеятельности в настоящем. Человеку, чтобы быть полноправным и полноценным членом данного общества, необходимо перенять опыт предшеству­ющих поколений. Но мы создаем новые идеи на основе предостав­ленных нашей культурой элементов старых идей, существовавших ранее. Иными словами, преемственность, способность к самораз­витию и изменчивости — важная характеристика культуры.

Преемственность культуры осуществляется в процессе социа­лизации личности и прежде всего посредством воспитания и об­разования. Культурными законами можно овладеть в ходе соци­ального наследования. Культурное наследие представляет собой часть материальной или духовной культуры, созданную прошлы­ми поколениями, но выдержавшую испытание временем и пере­шедшую последующим поколениям, которые ее приняли и усво­или как нечто ценное и полезное. Культурное наследие находит свое выражение в культурных универсалиях.

Культурные универ­салии — это нормы, ценности, правила, традиции, которые при­сущи всем культурам, независимо от географического положе­ния, исторического периода или социального устройства обще­ства. Ученые выделяют более 60 культурных универсалий, свойственных всем обществам. К ним относят язык, религию, сим­волы, этику, искусство, образование, обычаи, ритуалы, правила поведения и т.д. Эти универсалии существуют, поскольку удов­летворяют наиболее важные биологические, психологические и социальные потребности людей.

Очевидно, что каждая культура включает в себя тысячи куль­турных элементов, сливающихся в некое единое целое. Культур­ные элементы и комплексы — это основные составляющие куль­туры. Впервые понятие культурного элемента сформулировал аме­риканский исследователь Э. Хобель в 1949 году. Он определил культурный элемент как первичную, считающуюся более неде­лимой единицу поведенческого образца или неделимый матери­альный предмет. Элементами материальной культуры могут быть такие предметы как гвоздь, карандаш, отвертка, носовой платок. Элементом нематериальной культуры может являться пожатие руки или приподнятие шляпы при встрече, езда по правой стороне дороги и т.д.

Культурные элементы комбинируются в культурный комплекс, все части которого взаимосвязаны. Например, знания индивида выступают в виде культурного комплекса, который состоит из отдельных информационных элементов, каждый из которых не­сет определенную смысловую нагрузку.

Культурный комплекс является промежуточным звеном меж­ду культурным элементом и культурой института, или институ­циональной культурой. Культуру института можно представить как серию культурных комплексов, определяющих наиболее важные виды человеческой активности. Например, институт семьи вклю­чает в себя культурный комплекс выбора партнеров, свадебный культурный комплекс, медовый месяц, культурный комплекс заботы о детях и т.д. Но не все комплексы являются принадлеж­ностью социальных институтов. Существуют системы комплексов, группирующихся вокруг менее важных видов деятельности, та­ких, например, как коллекционирование. Это относительно не­зависимый культурный комплекс.

Таким образом, каждый вид человеческой деятельности со­держит специфические культурные комплексы, которые анали­тическим путем можно разложить на ряд отдельных культурных элементов.

 

Культура формируется как важный механизм человеческого взаимодействия, помогающий людям жить в своей среде, сохранять единство и целостность сообщества при взаимодействии с другими сообществами. Каждое конкретное сообщество создает на протяжении многих веков свою собственную многогранную культуру, которая сопровождает человека, принадлежащего к ней, на протяжении всей его жизни и передается от поколения к поколению. В результате в историческом процессе возникает множество культур. Социологи задались вопросом: "Существует ли что-то общее в этих культурах, некие культурные универсалии?" Американский социолог и этнолог Дж.Мердок исследовал эту проблему и выделил более 60 культурных универсалий, свойственных всем обществам. К ним относятся: язык, религия, символы, изготовление орудий труда, сексуальные ограничения, обычай дарить подарки, спорт, нательные украшения и т.д. Большинство из них так или иначе исследуются социологией культуры. Однако изучает их социология в соответствии с особенностями ее предмета. Язык, например, интересует социологию, как совокупность моделей поведения и символов.

Социологи исходят из того, что язык (его разговорный вариант) возник на заре человеческой истории, одновременно с орудиями труда. В связи с этим разговорный язык является предпосылкой культуры, а не ее результатом. Он универсален, так как используется всеми людьми, а не отдельными группами. При помощи языка мы фиксируем символы, нормы, обычаи. На языке мы передаем информацию и что еще важнее - модели поведения: от ровесника к ровеснику, от старшего к младшему, от родителей к детям. Язык является важным элементом социализации, которая включает усвоение культурных норм и освоение социальных ролей, т.е. моделей поведения.

Наиболее глубоко проблемами языка занимается социолингвистика. Социологи, работающие в этой отрасли социологического знания, утверждают, что у каждой социальной группы есть свой язык. Они изучают социальную дифференциацию языка в зависимости от его носителей (рабочих, интеллигенции, молодежи и т.д.), взаимосвязь между структурой языка и социальной структурой, проблемы языкового и социального поведения. Молодежный сленг характеризует совершенно определенную возрастную группу. Самостоятельная группа является носителем воровского жаргона. То же можно сказать о территориальных и социальных диалектах. Словарь студенческого языка представляет некую смесь всего перечисленного с включением общенаучной и компьютерной терминологии.

Кстати, социологи выявили тенденцию появления среди детей все большего количества так называемых компьютерных маугли. К ним относятся дети, которые усваивают язык не от родителей, а от компьютера. Компьютерный язык содержит точные определения слов, которые заложил в них программист на основе словаря. Они правильны, но лишены живого, обиходного смысла. В результате дети понимают язык только в рамках компьютерной программы. Родной язык для них является как бы иностранным. Таких детей называют современными маугли, а роль волков при них выполняет компьютер. Такова печальная реальность.

Социологи утверждают, что у каждого человека есть не только социальный, но и культурно-речевой статус. Он означает принадлежность к конкретному типу языковй культуры: высокому литературному языку, просторечию, диалекту. Частое употребление человеком того или иного варианта свидетельствует не только о культурно-речевом статусе говорящего, но и о его образе жизни, условиях воспитания, социальном происхождении. По употребляемым словам и выражениям можно узнать также: где человек жил (город, село, область); как происходила социализация, т.е. кто и как на него влиял; какие книги он читал; с кем дружил и т.д. При этом чем старше человек, чем шире его жизненный опыт, тем в большее число языковых систем и речевых общностей он может входить.

Это подобно тому, что человек имеет несколько социальных статусов и входит в разные социальные группы. Одна из таких групп - речевая общность (языковой коллектив). Ее составляют носители и трансляторы данной формы языка. Так, например, речевой общностью воровского жаргона выступают не только воры, но и все те, кто им часто пользуется, иногда употребляет и просто понимает его. Таким образом, культурно-речевой статус - это очень важная характеристика социального статуса, несущая обширную познавательную информацию о человеке. Носителями такого статуса выступают речевые общности - большие социальные группы.

А теперь отвлечемся от языка и обратимся к другим базисным элементам культуры, изучением которых занимается социология. Как известно, культуру условно делят на материальную и нематериальную или духовную. Основой той и другой являются артефакты, т.е. искусственно созданные человеком вещи или идеи. Некоторые из артефактов выступают своего рода центром притяжения, вокруг которого формируются культурные комплексы. Культурный комплекс - это совокупность культурных черт или элементов, возникших на базе исходного элемента и функционально с ним связанных. Появление плуга, например, произвело подлинную революцию в земледелии, изменило образ жизни и способ хозяйствования миллионов людей традиционного общества. Появление компьютера сформировало в современном обществе свой культурный комплекс, включающий виртуализацию экономики, политики и других сфер человеческой жизнедеятельности.

Социология касается и нормативной системы культуры, поскольку культурные нормы являются разновидностью социальных норм. В нормативную систему входят обычаи, нравы, законы. Она предписывает членам общества, что надо делать, как это делать и в каких ситуациях следует так поступать. От обычаев, через нормы, к законам нарастает степень строгости тех санкций, которые использует общество по отношению к нарушителям. Обычаи - это одобренные обществом, массовые образцы действий, которые рекомендуется выполнять. К нарушителям применяются неформальные санкции: неодобрение, изоляция.

Обычаи, прибретающие моральное значение, называются нравами (от лат. moralis - нравственный). В это понятие входит совокупность культурных норм, получивших идейное обоснование в виде идеалов добра и зла, справедливости и несправедливости и т.д. Понятно, что содержательное наполнение этих категорий исторически менялось. Социология, как правило, работает с их содержанием, соответствующим актуальной, т.е. современной культуре.

Высшей разновидностью социальных и культурных норм, требующей безусловного подчинения, является закон. Различают два вида законов: неписаные правила поведения в доиндустриальном обществе и возникшие из них юридические законы, закрепленные конституцией. В социологии учитываются оба значения. Однако в конкретно-социологических исследованиях, при изучении политической и правовой культуры граждан, рассматриваются вопросы их правопослушности, а значит, закон здесь чаще всего выступает как нормативный акт, принятый высшим органом государственной власти в установленном конституцией порядке.

В своей аналитической и прогностической деятельности социологи обращают внимание на отношение общества или каких-либо его общностей к традициям. Традиции - это элементы социального и культурного наследия, передающиеся из поколения в поколение и сохраняющиеся в определенном сообществе или группе в течение длительного времени. Традиции функционируют во всех социальных системах и являются необходимым условием их жизнедеятельности. Пренебрежительное отношение к традиции приводит к нарушению преемственности в развитии общества и его культуры, к утрате ценных достижений человечества.

Важным компонентом культуры являются ценности. В ценностный мир социального субъекта входят следующие группы ценностей:

1. Универсальные: а) витальные (жизнь, здоровье, личная безопасность, благосостояние, семья, родственники, образование, квалификация, правопорядок и т.д.); б) общественного признания (трудолюбие, социальное положение и пр.); в) межличностного общения (честность, бескорыстие, доброжелательность); г) демократические (свобода слова, совести, партий, национальный суверенитет и т.д.);

2. Партикулярные: а) привязанность к малой родине, семье; б) фетишизмы (вера в Бога, стремление к абсолюту и т.д.).

Без ценностей не может обходиться ни одно общество. Однако у каждого человека свой набор ценностей. Для описания того, на какие ценности ориентируются люди, социологи используют термин ценностные ориентации. С его помощью описывается индивидуальное отношение или выбор человеком конкретных ценностей в качестве норм поведения. Итак, ценности принадлежат обществу или группе, а ценностные ориентации - личности.

Мы рассмотрели культуру как объект социального познания безотносительно к тому, как функционируют ее основные элементы в различных государственно-национальных образованиях и социальных группах. Однако культура присутствует в общественных взаимосвязях на различных уровнях и в определенных конкретных формах. Для отражения этой конкретной формы бытия культуры в социологии используется понятие субкультуры. Субкультура - это набор символов, убеждений, ценностей, норм, образцов поведения, отличающих то или иное сообщество или какую-либо социальную группу. Каждое сообщество создает свою субкультуру. Субкультура не отрицает общечеловеческой культуры, но она имеет специфические отличия, связанные с особенностями жизнедеятельности тех или иных сообществ.

Можно выделить национальные, конфессиональные, профессиональные субкультуры, субкультуры социальных групп, организаций и т.д. Термин "национальная культура" применяется для выделения особенностей культуры той или иной нации или народности. В рамках одного государства сосуществует, как правило, несколько различных национальных культур. Для социологии, работающей на социальную практику, важно определить, как идет процесс взаимодействия между ними с тем, чтобы предупредить конфликтно-конфронтационное взаимодействие.

Конфессиональная субкультура складывается на основе общности вероисповедания, принадлежности к той или иной церкви. На базе этой общности формируются общность символов, ценностей, идеалов и образцов поведения. Каждая мировая религия имеет свою субкультуру. Кроме того, отдельные ветви, направления в мировых религиях создают свои субкультуры. Например, в христианстве существуют православная, католическая и протестантская субкультуры.

Говорят о молодежной субкультуре, субкультуре пожилых или криминальной субкультуре. Субкультура может отличаться от доминирующей культуры языком, взглядами на жизнь, манерами поведения и т.д. Различия могут быть очень сильными, но субкультура не противостоит доминирующей культуре. Если же такое противостояние возникает, значит, субкультура превратилась в контркультуру. Контркультура - это такая субкультура, которая отрицает господствующие ценности доминирующей культуры, а значит, находится с этой культурой в конфликте. (Диоген, киники, террористы).

Но есть в современной истории примеры, когда субкультура, возникшая как контркультура, в дальнейшем вошла определенной своей частью в культуру доминирующую. В 1960-е годы среди студенческой молодежи западных стран развернулось культурническое движение хиппи и политическое - "новых левых", которые отвергали господствующие в западном обществе ценности: конформизм, ориентацию на материальный успех, сексуальную сдержанность, политическую лояльность. Прошло время, пик активности движений схлынул, но элементы этих движений от стиля одежды до особенностей миропонимания и мироощущения вошли в молодежную субкультуру, а с взрослением молодежи 60-х гг. - и в доминирующую культуру в целом.

 

 

 

В социологии культура рассматривается в аспекте, который непосредственно связан с регулированием поведения человека, социальных групп, функционированием и развитием общества в целом. Основное внимание здесь уделяется исследованию культу­ры как символической, ценностной и нормативной системы, направляющей и регулирующей деятельность людей. Культура, как ценностно-нормативный механизм регулирования социальных взаимодействий, обеспечивает целостность общества и социальный порядок.

Любое поведение индивида в обществе определяется его ори­ентацией на ценности. Ценности — главные элементы духовной культуры, играющие определяющую роль в регулировании соци­альных взаимодействий. Они появились в истории человеческого рода как некие духовные опоры, помогающие человеку упорядо­чить действительность и внести в ее осмысление оценочные мо­менты.

В механизме влияния культуры на общественную жизнь осо­бенно важно то, что культура устанавливает системы ценностей и определяющие их критерии. Поведение человека определяется его потребностями, на основе которых формируется интерес, т.е. некоторым потребностям придается большее значение. Индиви­ды и группы должны постоянно выбирать способы удовлетворе­ния своих потребностей. В таких ситуациях выбора вступают в дей­ствие ценности и критерии, определяющие шкалу ценностей.

Ценность — это положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для человека, класса, группы, об­щества, определяемая не их свойствами как таковыми, а вовле­ченностью в сферу человеческой жизнедеятельности, интересов, потребностей и социальных отношений. Каждый индивид облада­ет определенной иерархией ценностей. Они являются регулятора­ми человеческих стремлений и поступков, позволяют одним лю­дям оценивать поведение других, служат основой в оценке соци­альной пригодности членов групп, а поэтому определяют принцип социальных иерархий.

Таким образом, ценности — это общественные установки и оценки, императивы и запреты, цели и проекты, выраженные в форме нормативных предписаний о добре и зле, справедливости, красоте, истине и т.д.

Культура, как способ ценностного освоения действительнос­ти, выступает в качестве своеобразного механизма, который вы­являет, систематизирует, сохраняет, защищает, развивает и пе­редает ценности в обществе. Разные культуры могут отдавать пред­почтение разным ценностям, и каждый общественный строй устанавливает, что является ценностью, а что нет. Индивид, что­бы войти в эту культуру, должен принять ее систему ценностей. Это возможно через социализацию, в результате которой человек вырабатывает собственные ценностные ориентации. Ценностные ориентации — это разделяемые личностью социальные ценности, выступающие в качестве целей жизни и основных средств их до­стижения и в силу этого, как уже было сказано, приобретающие функцию важнейших регуляторов социального поведения инди­видов.

Будучи отражением фундаментальных интересов личности, ценностные ориентации выражают субъективную общественную позицию индивидов, их мировоззрение и нравственные принци­пы. Непротиворечивость ценностных ориентации — важнейший показатель устойчивости личности, тогда как обратное свидетель­ствует о неустойчивости, например, о незрелости, маргинальности (т.е. совмещении ценностных ориентации социальных групп, интересы которых существенно различаются) или психическом расстройстве. Формирование системы ценностных ориентации знаменует, таким образом, становление личности как активного субъекта социальной деятельности.

Но ценностно-регулятивный механизм представляет собой сложную организованную систему, в которой общую регуляцию поведения человека помимо ценностей осуществляют еще и нор­мы — своеобразные правила поведения.

Нормы по своему содержанию тесно связаны с ценностями. В норме та или иная культурная ценность предстает как желатель­ный конкретный образец поведения. Поэтому нормы выражают специфику, своеобразие той культуры, в рамках которой они функционируют. Культуру, которая указывает на стандарты пра­вильного поведения, то есть на то, что мы должны (или не долж­ны) делать, называют нормативной культурой.

Итак, культурная норма является системой поведенческих ожиданий, образцом того, как люди предполагают действовать. С этой точки зрения нормативная культура — это тщательно разработанная система таких норм и стандартизированных спо­собов чувствования и действия, которым члены общества сле­дуют более или менее точно. Нормы устанавливают и допусти­мые границы деятельности, выступающие условием принадлеж­ности к группе. Следовательно, нормы — это средство социальной регуляции поведения индивидов и социальных групп.

Выделяют следующие виды норм в порядке возрастания их обще­ственной значимости.

1. Обычаи. Всякий раз из огромного числа вариантов возмож­ного поведения люди всегда выбирают самые удобные и эффек­тивные. Обычаи — это привычные, наиболее удобные и достаточ­но широко распространенные способы групповой деятельности. Например, пожатие правой руки при приветствии, еда с вилки, езда по правой стороне улицы, кофе или чай на завтрак — все это обычаи. Они регулируют все действия людей — умывание, приго­товление и употребление пищи, способы ухода за собой, пере­движения и общения.

Обычаи возникают бессознательно. К тому же они могут быть основаны на ложном знании и появляться случайно. Новые поко­ления людей воспринимают эти привычные способы жизни пу­тем либо бессознательного подражания, либо сознательного обу­чения. Ребенок усваивает эти правила и, становясь взрослым, от­носится к ним как к само собой разумеющемуся явлению, не задумываясь об их происхождении. Человек, приняв и усвоив обы­чаи определенной группы людей, при столкновении с обычаями и традициями других групп считает их причудливыми. Число обы­чаев в обществе весьма велико.

2. Нравственные нормы. Некоторые обычаи, принятые в определенной группе или в обществе в целом, оказываются наиболее важными, затрагивающими жизненные интересы членов группы, способствующими их безопасности и социальному порядку.

Это те образцы поведения, которым мы должны следовать, поскольку они считаются существенными для благополучия группы или общества и их нарушение крайне нежелательно. Идеи о том, что можно (следует) делать, а что нет, соединенные с определенными общественными способами существования индивидов, называются нравственными нормами, или нравами. Поэтому можно сказать, что нравы — это обычаи, включающие в себя философские и эстетические суждения о благополучии общества, которое непременно наступит, если люди станут последовательно
соблюдать их.

Нравственные нормы всегда основаны на вере в правильность или неправильность действий. Они возникают постепенно, из повседневной жизни и групповой практики людей, без созна­тельного выбора и умственного напряжения. Нравственные нор­мы являются самообосновывающимися и саморазвивающимися. Они приобретают оттенок святости, и общество наказывает тех, кто их нарушает. В результате нравы твердо устанавливаются и выполняются автоматически.

3. Институциональные нормы. Они отличаются от обычаев и
нравственных норм тем, что сознательно, тщательно разрабаты-
ваются и сводятся в формальный и неформальный кодекс. Образ-
цы поведения, ценности, ритуалы, традиции становятся высоко
стандартизированными, взаимосвязанными. Например, торговые
организации, банки и т.п. — это экономические институты, поддерживающие собственную нормативную базу. Такой характер институциональных норм делает их наиболее формальными и не­преодолимыми, а сами институты — обладающими большой со­циальной инерцией, отсутствием склонности к изменениям.

4. Законы. Это усиленные и формализованные нравственные нормы, требующие неукоснительного выполнения. Каждый за­кон может быть эффективным только тогда, когда он стремится поддержать те нравственные нормы, которые твердо приняты большинством членов общества. Но в современном обществе за­коны становятся средством регулирования многих видов поведе­ния, которые не охватываются системой нравственных норм. Боль­шое число законов создается для регулирования, например, про­изводственных отношений, отношений торговли и обмена. Тот, кто не подчиняется узаконенным нравственным нормам, обычно наказывается, изолируется или даже уничтожается.

Если мы расположим вышеназванные нормы в порядке воз­растания их общественной значимости, а следовательно, и уси­ления меры наказания за их нарушение, то получим следующую картину (рис. 13).

Чем больше квадратиков, изображающих санкции, тем выше общественная значимость нормы и строже наказание.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 2466; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.049 сек.