КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Формы культуры
В зависимости от того, кто создает культуру и каков ее уровень в обществе, социологи различают три её формы: элитарную, народную и массовую. Элитарная (или высокая) культура создается привилегированной частью общества либо по ее заказу профессиональными творцами. К ней относятся специфические формы культуры, создаваемые в расчете на то, что они будут понятны лишь небольшой группе людей, обладающих особой художественной восприимчивостью, называемой в силу этого элитой общества. Высокая культура трудна для понимания неподготовленного человека. Круг ее потребителей — высокообразованные члены общества. Но часто бывает так, что элитарное искусство оказывается лишь временной и преходящей формой эстетического самоутверждения тех или иных общественных групп, выделяющихся по социальному или возрастному признаку. Формула элитарной культуры — «искусство для искусства». Народная культура. В отличие от элитарной культуры народная культура создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки. Авторы народных творений, как правило, неизвестны. Народную культуру называют любительской (но не по уровню, а по происхождению) или коллективной. Она включает мифы, легенды, сказания, тосты, сказки, песни, танцы и т.д. По исполнению элементы народной культуры могут быть индивидуальными (изложение легенды), групповыми (исполнение танца или песни), массовыми (карнавальные шествия). Фольклор — еще одно название народного творчества, которое создается различными слоями населения. Фольклор обычно локализован, т.е. связан с традициями данной местности, и демократичен, поскольку в его создании участвуют все желающие. Массовая культура. Время ее появления — середина XX в., когда средства массовой информации проникли в большинство стран мира и стали доступны представителям всех социальных слоев. Понятие «массовая культура» отражает существенные сдвиги в механизме современной культуры: развитие средств массовой коммуникации; становление индустриально-коммерческого типа производства и распространение стандартизированных духовных благ; относительная демократизация культуры и повышение уровня образованности масс и т.д. Через систему средств массовой коммуникации печатная и электронная продукция охватывает большинство членов общества. Посредством единого механизма моды массовая культура ориентирует, подчиняет все стороны человеческого существования: от стиля одежды и жизни до хобби; от выбора идеологии до ритуалов интимных отношений. Механизм распространения массовой культуры напрямую связан с рынком. Ее продукция предназначена для употребления массами. Это искусство для каждого. Образцы массовой культуры базируются на архетипах, то есть бессознательных формах восприятия фундаментальных структур обыденной жизни: любви, насилия, труда, счастья и т.д. К таким архетипам относится бессознательный интерес всех людей к эротике и насилию. И в любом обществе подобный интерес ищет пути для удовлетворения. Это, так сказать, бытовой интерес, и он составляет базу успехов массовой культуры, ее произведений. Катастрофическим последствием массовой культуры является низведение творческой деятельности человека к элементарному акту бездумного потребления. В качестве культурологической оппозиции массовой культуры выступает элитарная культура. Каждое общество имеет некую совокупность культурных образцов, которые принимаются и разделяются всеми членами общества. Эту совокупность принято называть доминирующей культурой. Но в рамках любой культуры общества имеются социокультурные различия, которые определяются национальностью, родом занятий, местом проживания людей, их полом, возрастом, социально-классовой принадлежностью и т.д. Поэтому в обществе могут формироваться группы людей, развивающие такие культурные комплексы, которые не разделяются всеми членами данного общества. Подобного рода культурные образцы, тесно связанные с доминирующей культурой и в то же время отличающиеся от нее, называются субкультурами. Субкультуру можно определить как культуру какой-либо социальной группы. Это особая форма организации людей, автономное, целостное образование внутри господствующей культуры, определяющее стиль жизни и мышление ее носителей, отличающихся своими обычаями, комплексами ценностей и т.д. Следует различать субкультуры, возникающие как позитивные реакции на социальные и культурные потребности общества (профессиональные субкультуры), и субкультуры, являющиеся негативным ответом на существующую социальную структуру и культуру, господствующую в обществе (например, некоторые молодежные субкультуры). Современные субкультуры выглядят как специфический способ дифференциации развитых национальных и региональпых культур, в которых наряду с господствующей культурой, существует ряд своеобразных культурных образований, по форме и содержанию отличающихся от ведущей культурной традиции. Социальной базой для формирования субкультуры могут быть возрастные группы, социальные слои, крупные неформальные объединения людей. Наиболее распространенной субкультурой современности выступает молодежная субкультура. Однако существует такая субкультура, которая не просто отличается от доминирующей культуры, но противостоит ей, находится в конфликте с господствующими ценностями. Она получила название контркультуры. К контркультуре можно отнести молодежную культуру, в которой наиболее резко выражается неприятие молодым поколением современной культуры («культуры отцов»), освящаемого ею образа жизни и формируемого ею типа личности. К ней могут относиться, например, «наркотическая культура», «восточная мистика и оккультизм», «сексуальная революция» и др. Субкультура террористов, например, противостоит общечеловеческой культуре, а молодежное движение хиппи в 1960-е годы отрицало господствующие ценности американского образа жизни.
Заключение Культура не является чем-то застывшим, раз и навсегда созданным. Она постоянно развивается. Совокупность процессов функционирования, изменения и развития культуры, составляющих ее материальных и духовных элементов называется социодинамикой культуры. Наиболее активно процессы изменения культуры, как и жизни в целом, происходят в переходные эпохи. Подобные процессы происходят сейчас в нашей культуре в спрессованном временном пространстве. Традиционные социокультурные и административные системы разрушаются и вместе с ними рушатся старые традиции, ценности, образ мира, жизненные стили и формы. Трансформируются структуры престижа, формируются новые политические и идеологические элиты и т.д.
Мусиенко Т.В., доктор политических наук, профессор кафедры гуманитарных дисциплин____________________________________________ (ФИО, уч. степень, уч. звание, должность автора-составителя)
Профессор кафедры гуманитарных дисциплин ______________ Т.В.Мусиенко (подпись)
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1378; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |