Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формы культуры




 

В зависимости от того, кто создает культуру и каков ее уровень в обществе, социологи различают три её формы: элитарную, на­родную и массовую.

Элитарная (или высокая) культура создается привилегирован­ной частью общества либо по ее заказу профессиональными твор­цами. К ней относятся специфические формы культуры, создава­емые в расчете на то, что они будут понятны лишь небольшой группе людей, обладающих особой художественной восприимчи­востью, называемой в силу этого элитой общества. Высокая куль­тура трудна для понимания неподготовленного человека. Круг ее потребителей — высокообразованные члены общества. Но часто бывает так, что элитарное искусство оказывается лишь времен­ной и преходящей формой эстетического самоутверждения тех или иных общественных групп, выделяющихся по социальному или возрастному признаку. Формула элитарной культуры — «ис­кусство для искусства».

Народная культура. В отличие от элитарной культуры народ­ная культура создается анонимными творцами, не имеющими про­фессиональной подготовки. Авторы народных творений, как пра­вило, неизвестны. Народную культуру называют любительской (но не по уровню, а по происхождению) или коллективной. Она вклю­чает мифы, легенды, сказания, тосты, сказки, песни, танцы и т.д. По исполнению элементы народной культуры могут быть инди­видуальными (изложение легенды), групповыми (исполнение танца или песни), массовыми (карнавальные шествия). Фольклор — еще одно название народного творчества, которое создается различ­ными слоями населения. Фольклор обычно локализован, т.е. свя­зан с традициями данной местности, и демократичен, поскольку в его создании участвуют все желающие.

Массовая культура. Время ее появления — середина XX в., когда средства массовой информации проникли в большинство стран мира и стали доступны представителям всех социальных слоев. Понятие «массовая культура» отражает существенные сдвиги в механизме со­временной культуры: развитие средств массовой коммуникации; становление индустриально-коммерческого типа производства и рас­пространение стандартизированных духовных благ; относительная демократизация культуры и повышение уровня образованности масс и т.д. Через систему средств массовой коммуникации печатная и электронная продукция охватывает большинство членов общества.

Посредством единого механизма моды массовая культура ори­ентирует, подчиняет все стороны человеческого существования: от стиля одежды и жизни до хобби; от выбора идеологии до риту­алов интимных отношений.

Механизм распространения массовой культуры напрямую свя­зан с рынком. Ее продукция предназначена для употребления массами. Это искусство для каждого. Образцы массовой культуры базируются на архетипах, то есть бессознательных формах вос­приятия фундаментальных структур обыденной жизни: любви, насилия, труда, счастья и т.д. К таким архетипам относится бес­сознательный интерес всех людей к эротике и насилию. И в лю­бом обществе подобный интерес ищет пути для удовлетворения. Это, так сказать, бытовой интерес, и он составляет базу успехов массовой культуры, ее произведений.

Катастрофическим последствием массовой культуры является низведение творческой деятельности человека к элементарному акту бездумного потребления.

В качестве культурологической оппозиции массовой культуры выступает элитарная культура.

Каждое общество имеет некую совокупность культурных об­разцов, которые принимаются и разделяются всеми членами об­щества. Эту совокупность принято называть доминирующей куль­турой. Но в рамках любой культуры общества имеются социокультурные различия, которые определяются национальностью, родом занятий, местом проживания людей, их полом, возрас­том, социально-классовой принадлежностью и т.д. Поэтому в об­ществе могут формироваться группы людей, развивающие такие культурные комплексы, которые не разделяются всеми членами данного общества. Подобного рода культурные образцы, тесно связанные с доминирующей культурой и в то же время отличаю­щиеся от нее, называются субкультурами.

Субкультуру можно определить как культуру какой-либо со­циальной группы. Это особая форма организации людей, авто­номное, целостное образование внутри господствующей культу­ры, определяющее стиль жизни и мышление ее носителей, отли­чающихся своими обычаями, комплексами ценностей и т.д.

Следует различать субкультуры, возникающие как позитив­ные реакции на социальные и культурные потребности общества (профессиональные субкультуры), и субкультуры, являющиеся негативным ответом на существующую социальную структуру и культуру, господствующую в обществе (например, некоторые молодежные субкультуры).

Современные субкультуры выглядят как специфический способ дифференциации развитых национальных и региональ­пых культур, в которых наряду с господствующей культурой, существует ряд своеобразных культурных образований, по форме и содержанию отличающихся от ведущей культурной традиции.

Социальной базой для формирования субкультуры могут быть возрастные группы, социальные слои, крупные неформальные объединения людей. Наиболее распространенной субкультурой современности выступает молодежная субкультура.

Однако существует такая субкультура, которая не просто от­личается от доминирующей культуры, но противостоит ей, нахо­дится в конфликте с господствующими ценностями. Она получи­ла название контркультуры.

К контркультуре можно отнести молодежную культуру, в которой наиболее резко выражается неприятие молодым поко­лением современной культуры («культуры отцов»), освящае­мого ею образа жизни и формируемого ею типа личности. К ней могут относиться, например, «наркотическая культура», «восточная мистика и оккультизм», «сексуальная революция» и др.

Субкультура террористов, например, противостоит общечело­веческой культуре, а молодежное движение хиппи в 1960-е годы отрицало господствующие ценности американского образа жизни.

 

 

Заключение

Культура не является чем-то застывшим, раз и навсегда созданным. Она постоянно развивается. Совокупность процессов функционирования, изменения и развития культуры, составляющих ее материальных и духовных элементов называется социодинамикой культуры. Наиболее активно процессы изменения культуры, как и жизни в целом, происходят в переходные эпохи.

Подобные процессы происходят сейчас в нашей культуре в спрессованном временном пространстве. Традиционные социокультурные и административные системы разрушаются и вместе с ними рушатся старые традиции, ценности, образ мира, жизненные стили и формы. Трансформируются структуры престижа, формируются новые политические и идеологические элиты и т.д.

 

 

Мусиенко Т.В., доктор политических наук, профессор кафедры гуманитарных дисциплин____________________________________________

(ФИО, уч. степень, уч. звание, должность автора-составителя)

 

 

Профессор

кафедры гуманитарных дисциплин ______________ Т.В.Мусиенко

(подпись)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1378; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.