Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Распространение культуры в обществе




 

Одним из самых существенных моментов в развитии культуры является распространение культурных ценностей и образцов. История развития человечества показывает, что технический про­гресс и изобретение новых СМИ сыграли важную роль в деле распространения культуры. «Первоначальные образцы культуры не выходили за рамки семьи, рода или племени. Развитие языка и письменности позволило распространять культуру на значитель­ные расстояния, и с этого времени культура начала переходить границы обществ, стран, государств. Изобретения и открытия в области средств массовых коммуникаций стерли физические гра­ницы для передачи информации и создали условия для глобаль­ного распространения культуры»1.

Следует подчеркнуть, что каждый культурный элемент или комплекс начинается с открытий и изобретений, сделанных от­дельными индивидами. Французский исследователь культуры А. Моль разработал универсальную модель распространения культуры в современном обществе. Любое распрост­ранение культурных образцов начинается с деятельности твор­ческих личностей, каждая их которых на основе своей умствен­ной деятельности, экспериментов, прошлого опыта создает но­вый продукт. При демонстрации культурного образца в малой группе происходит его первая оценка. В том случае, если образец устраивает членов малой группы, он принимается, и это считает­ся первым шагом в распространении культурного образца в мик­росреде. Иногда на этом распространение культурной нормы и ценности может закончиться. Часто можно наблюдать нормы, которые характерны только для определенной семьи или какого-либо малого рабочего коллектива и не распространяются на бо­лее широкую социальную совокупность.

Затем вновь созданный образец культуры, в случае его полез­ности, последовательно распространяется с помощью средств мас­совой коммуникации в более крупные социальные общности. В ходе такого распространения и принятия культурный элемент изменя­ется, и потому его можно считать продуктом коллективного твор­чества людей. Для дальнейшего распространения культурного об­разца необходимо, чтобы он, во-первых, имел ценность и значи­мость в пределах большой группы или общества, а во-вторых, был растиражирован и доведен до массовой аудитории с помощью СМК.

Но для того, чтобы получить такую возможность, культурный образец должен быть оценен с точки зрения его новизны и полезности. Это достигается путем поиска аналогичных или близких культурных образцов в банке информации, созданном в процессе предыдущей деятельности людей. При этом выход нового куль­турного образца на СМК во многом подвержен случайностям, обусловленным конкуренцией и чисто политическими условия­ми. СМИ доводят новую ценность либо социальную норму до широкой публики, или до макросреды. Однако это не означает, что каждая идея, распространяемая СМК, может стать частью массовой культуры. Если новая культурная норма или ценность принимается широкой аудиторией, макросредой как необходи­мая, полезная часть культуры, если она выдерживает конкурен­цию с другими образцами культуры данного общества, она ста­новится частью этой культуры. В ходе дальнейшего использования культурный образец усваивается людьми, входит как неотъемле­мая часть в индивидуальную культуру личностей, и процесс по­вторяется.

Таким образом, мы видим, что распространение культуры в обществе представляет собой замкнутый цикл, который начина­ется с индивидуального творчества и заканчивается слиянием созданного культурного образца с массовой культурой общества.

Гибкость культуры, ее способность изменяться и приспосаб­ливаться к окружающей среде во многом зависят от скорости обращения новых идей, составляющих основу культурных об­разцов.

Распространение культуры в значительной степени происхо­дит посредством учреждений культуры: библиотек, музеев, пар­ков культуры и отдыха, театров, концертных организаций, кино­театров и многих других.

Различные по характеру деятельности учреждения культуры, несмотря на имеющиеся у них различия, обладают общими чер­тами.

Во-первых, все они занимаются деятельностью в сфере куль­туры и предназначены для обслуживания населения, для приоб­щения людей к достижениям национальных и мировых культур. Именно деятельность учреждений культуры содействует выявле­нию и развитию талантов в художественном творчестве.

Во-вторых, учреждения культуры — проводники знаний в мас­сы, «очаги» просвещения. Пропагандируя знания достижений науки и техники, они позитивно влияют на рост культурного уров­ня людей, на развитие творческих концепций личности.

В-третьих, учреждения культуры — своеобразные базы досуга людей, организаторы более рационального использования сво­бодного времени.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 4055; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.