Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Специфика двустороннего регулирования




Многостороннее регулирование иностранных инвестиций

Основные положения ДИС

Специфика двустороннего регулирования

Многостороннее и двустороннее регулирование иностранных инвестиций

Лекция № 15

Большой вклад в исследование развития науки внёс неопозитивизм.

Сегодня подходы к науке меняются. И если Пол Фейерабенд (1924-1994) доходил в своих утверждениях до признания плюрализма теорий, вплоть до самых «абсурдных» или «аморальных», т.е. до утверждения о снятии ценностного подхода к науке, то сегодня, наоборот, подчеркивается роль этики в науке, роль ответственности ученого за свои исследования. Ибо ученый, наука всегда включены в культуру. Нужны не знания ради знания, а знание для жизни …(Предпосылкой для таких утверждений стали успехи в области создания генномодифицированных продуктов – ГМП, клонирование организмов и т.п.).

Сократ: всякое знание, отделенное от справедливости и другой добродетели, представляется плутовством, а не мудростью.

 

Карл Поппер(1902-1994) Томас Кун (1922-1996)

Первое соглашение о взаимной защите и поощрении иностранных инвестиций заключено в Европе в 1959 г. между ФРГ и Пакистаном (25 ноября 1959 г.), но первым ратифицированным соглашением подобного рода стал договор между ФРГ и Доминиканской Республикой в том же 1959 г.

В настоящее время все страны мира имеют хотя бы одно двустороннее инвестиционное соглашение. Исключением является практика многих оффшорных стран и территорий (те из них, которые относятся к группе налоговых гаваней или безналоговых стран), где нет подобных договоров с другими государствами. Например, Багамское Сообщество, Сент-Китс и Невис, Суринам, Гонконг, о. Мэн и ряд других оффшорных зон не подписывали соглашений о взаимной защите и поощрении иностранных инвестиций.

Причина в том, что одним из положений этих соглашений является пункт о взаимном предоставлении налоговыми органами информации об оттоке капитала, который может расцениваться как нелегальный. Между тем налоговые гавани гарантируют своим клиентам полную конфиденциальность хранения капитала, неразглашение банковской и коммерческой информации.

ДИС – это специализированное соглашение, заключаемое между правительствами стран, взаимно заинтересованных в расширении двустороннего инвестиционного сотрудничества.

Основополагающим моментом ДИС является демонстрация принимающей страной готовности обеспечить иностранным инвесторам принятые в мировой практике государственно-правовые гарантии.

ДИС имеет четыре базовых условия:

1. условия режима иностранных инвестиций в договаривающихся странах (investment treatment provisions), требующие справедливого и равноправного режима, в качестве которого всемирно признан национальный режим;

2. условия защиты иностранных инвесторов от возможной экспроприации, национализации или проведения иных мер, лишающих инвесторов их собственности (expropriation provisions);

3. условия перевода прибыли и доходов за рубеж (transfer provisions) требуют, как правило, беспрепятственного перевода;

4. условия, определяющие порядок разрешения споров (dispute provisions). Цель таких условий — обеспечить признание договаривающимися странами выполнения арбитражных решений, принимаемых при разрешении споров. После включения особых условий в типовой договор и подписания договаривающимися сторонами он приобретает силу закона.

Специфика рассматриваемого уровня регулирования капиталопотоков связана с определением:

1. важности прямого инвестирования для целей экономического развития договаривающихся стран (что особенно существенно для развивающихся государств и стран с переходной экономикой);

2. с признанием правомочности национального законодательства принимающего государства в отношении определения порядка допуска и функционирования иностранных инвестиций;

3. с предоставлением сторонам возможности менять положения соглашения в одностороннем порядке при наступлении чрезвычайных обстоятельств (в частности, вводить запрет на перевод прибыли при хроническом дефиците платежного баланса, при угрозе национальной безопасности).

Существует также специфика содержания двусторонних инвестиционных соглашений между отдельными группами стран:

1. В договорах между развитыми и развивающимися странами акцент делается на решение проблемы взаимосвязи инвестиционных вложений с экономическим развитием принимающего государства. Это позволяет правительствам развивающихся стран контролировать нормы собственности на предприятиях с зарубежным капиталом на основе введения ограничений на перевод основных фондов, ограничений на перевод прибыли и доходов за рубеж при хроническом дефиците платежного баланса.

2. В договорах между развитыми странами и государствами с переходной экономикой делается аналогичный акцент, а значит, признается право правительств стран с переходной экономикой вводить ограничения на перевод долгосрочных инвестиций в условиях кризиса.

3. В договорах между развитыми государствами в основу положено – регулирование принципов и норм конкуренции, расширение обмена информацией, расширение прозрачности национального законодательства договаривающихся сторон.

Преимущества двустороннего уровня регулирования связаны с непосредственным влиянием на инвестиционный климат принимающего государства на основе принципа избирательности.

Двусторонние межгосударственные соглашения позволяют учитывать особые интересы и специфику каждой из договаривающихся сторон, а также детализировать условия инвестиционной деятельности.

Существуют следующие модели ДИС:

1. Американская модель ДИС делает акцент на закреплении в соглашении всех прав инвестора на допуск и учреждение своих инвестиций в принимающем государ­стве, которые обычно предоставляются этим государством в соответ­ствии со своим пониманием их целесообразности.

Цель аме­риканской модели двусторонних инвестиционных соглашений заключается в устранении всех инвестиционных мер торгового харак­тера, которые США считают несовместимыми с интересами свободной международной торговли. Но большинство стран считают такие меры законными в свете своих национальных интересов и вряд ли в ближайшее время откажутся от их применения в регулировании иностранных инвестиций на своей территории.

2. Европейские модели ДИД более осторожно подходят к вопросу опре­деления инвестиций. Их восприняли и другие неевропейские госу­дарства. Принципиальное отличие этих моделей заключается в том, что при наличии широкого определения понятия инвестиций защита в соответствии с положениями данных соглашений предоставляет­ся только таким иностранным инвестициям, которые получили одо­брение принимающего их государства.

Таким образом, капиталовло­жения иностранного государства сразу же делятся на две категории: имеющие правовую защиту международного соглашения вследствие их одобрения принимающим государством и не имеющие таковой. Подобная дискриминация инвестиций считается законной и оправ­данной в данной ситуации, потому что она основана на объективных экономических факторах.

Можно выделить основ­ные тенденции, которые наметились при разработке новых двусто­ронних соглашений.

Во-первых, в положениях некоторых современных ДИД договари­вающиеся государства отходят от традиционного открытого опреде­ления понятия инвестиций как совокупности имущественных прав с тем, чтобы исключить вероятность использования правовых меха­низмов соглашения для защиты имущества некоммерческого назна­чения.

Во-вторых, традиционные положения наполняются новым содер­жанием в современных ДИД, устраняющим двусмысленное или не­ясное понимание. Прояснено значение мини­мального международного стандарта, которое предполагает защиту в соответствии с нормами общего международного права, а также зна­чение концепции косвенной экспроприации, обстоятельства кото­рой перечисляются в приложениях к соглашениям.

В-третьих, современные двусторонние инвестиционные договоры охватывают своим регулированием новые сферы социальных отно­шений. Таким образом, закрепляется стремление принимающих ин­вестиции государств установить справедливый баланс публичных ин­тересов на благоприятную и безопасную среду проживания людей, а также обеспечение международно-признанных трудовых прав граж­дан и экономических интересов иностранных инвесторов на свобод­ное перемещение и полную защиту своих капиталов.

В-четвертых, новое поколение ДИД существенно усовер­шенствовало процедуру урегулирования споров между иностранным инвестором, с одной стороны, и принимающим государством — с другой. В положениях соглашений теперь, как правило, предусма­тривается значительная прозрачность арбитражного рассмотрения спора, в том числе посредством открытых публичных слушаний, пу­бликации соответствующих правовых материалов дела, предоставле­ния права представителям заинтересованного гражданского обще­ства приобщать к материалам дела свое письменное мнение.

Другой тип двусторонних соглашений в сфере ИИ – соглашения об избежании двойного налогообложения.

Это связано как правило с принципами налогообложения: принципа территориальности и принципа резиденции. Принцип территориальности (или взимания налога у источника) требует взимания налогов с доходов или с экономической деятельности юридических и физических лиц, полученных в конкретной стране (т.е. государство имеет право на обложение налогами доходов, которое были получены на его территории). Напротив, принцип резиденции (или принцип обложения мировых прибылей) действует в отношении налогообложения глобальных доходов, полученных компанией в разных странах. В последнем случае страна резиденции (т.е. место, где зарегистрирована данная компания) реализует право налогового суверенитета облагать налогами доходы «своих» компаний.

Принцип территориальности выгодно применять странам — импортерам капитала, а принцип резиденции — странам - экспортерам капитала. Но так как отдельные страны (преимущественно промышленно развитые государства и наиболее развитые из числа развивающихся государств) одновременно являются и экспортерами и импортерами капитала, то на практике применяются оба принципа налогообложения.

А именно — в отношении доходов, полученных резидентными юридическими лицами, действует принцип резиденции, тогда как в отношении доходов, полученных нерезидентами, — принцип территориальности.

Основная цель данных соглашений заключается в определении критериев для предотвращения двойного налогообложения, т.е. необходимо решение налоговых проблем между договаривающимися странами. Можно выделить следующие основные положения таких договоров:

1. определение детальных правил распределения доходов от реальной собственности, подлежащих полному налогообложению без ограничений в стране — источнике получения; а также доходов в виде процентов, подлежащих ограниченному налогообложению в стране — источнике получения;

2. создается принцип ведения коммерческих операций между не зависимыми друг от друга участниками, который является стандартным при регулировании налоговыми властями трансфертного ценообразования в рамках внутрифирменных отношений ТНК;

3. содержатся правила, освобождающие от налогообложения или предоставления налогового кредита на зарубежные доходы в стране резиденции, если доходы подлежат налогообложению в стране — источнике их получения.

4. содержатся правила недискриминации, взаимной помощи и обмена информацией между налоговыми властями договаривающихся сторон;

5. определяются совместные процедуры разрешения споров при урегулировании проблемы двойного налогообложения;

6. содержатся условия оказания помощи в сборе налогов.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 771; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.