КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
События революции 1848-1849 гг. на западно-украинских землях. Головна Руська Рада
Лекция: Национально-освободительное движение на западно-украинских землях в 20-50-е гг. 19 века. 1. Подъем национально-освободительной борьбы в Галиции в 20-30 гг. XIX в. "Русская троица". 1. Подъем национально-освободительной борьбы в Галичине в 20-30 гг. XIX в. "Русская троица". Западно-украинские земли (Восточная Галиция, Северная Буковина, Закарпатье) в конце XVIII века оказались под властью Австрийской империи. Их включение в состав империи совпало с реформаторской деятельностью императоров Марии-Терезии и Иосифа II. Реформы способствовали пробуждению национальной жизни в западно-украинских землях. Специфика национального возрождения в этом регионе заключалась в том, что основными носителями украинской национальной идеи было духовенство. Национальное возрождение сначала охватило Закарпатье, где благодаря деятельности будителей конца XVIII - начала XIX в. появилась плеяда выдающихся деятелей. С начала XIX в. процесс национального возрождения охватил и Галицию. В 1816 г. по инициативе священника И. Могильницкого в Перемышле возникла первая в Галиции культурно-просветительная организация - "Общество священников", вокруг которой объединилось патриотически настроенное греко-католическое духовенство. Общество стало активным защитником прав украинского языка, поборником украинизации школ. Члены общества энергично способствовали принятию императором решения 1818 г. о допущении в начальную школу украинского языка. Из-под пера его участников вышли первые грамматики украинского языка - И. Могильницкого, И. Лозинского, И. Левицкого. Глава Униатской церкви епископ Перемышльский Иоанн (Снегурский) много сделал для противодействия латинизации восточного обряда, прежде всего – создания учреждений для вспомоществования священнослужителей, а также бурс, учебных заведений для низшего клира. Эти меры укрепили материальное положение духовенства и подняли его образовательный уровень, что было чрезвычайно важно в условиях, когда над Униатской церковью нависла угроза полного вытеснения восточных обрядов и даже догматов и замены их «латинством». В первой половине XIX в. центром национального движения в Галиции стал Львов. Здесь в начале 30-х годов возникло полулегальное демократически-просветительское и литературное объединение "Русская троица" (учредители - М. Шашкевич, И. Вагилевич и Я. Головацкий), которое выступило в защиту украинского языка (термин "русская" для галичан означал украинских). Особенностью возникновения и деятельности общественно-культурного объединения "Русская троица" является то, что оно, будучи ярким самобытным проявлением культурнического этапа украинского национального движения, одновременно сохраняло определенные черты этапа фольклорно-этнографического и делало первые попытки прорыва в политический этап. Находясь под значительным влиянием произведений историков (Д.Бантыш-Каменского), этнографов (М. Максимовича) и литераторов (И. Котляревского) правобережной Украины, члены "Русской троицы" свою главную задачу видели в подъеме статуса и авторитета украинского языка, расширении сферы его использования и влияния, стремлении "поднять дух народный, просветить народ", максимально способствовать пробуждению его национального сознания. Свою деятельность члены кружка начали с изучения жизни, традиций и истории собственного народа. С тетрадями в руках Я. Головацкий и И. Вагилевич побывали во многих городах и селах Галиции, Буковины и Закарпатья. Результатом этого своеобразного "хождения в народ" стали не только многочисленные подборки материалов по народоведению, фольклористике, истории и языкознанию, но и знание реального современного положения украинского народа под иностранным гнетом. Во время своих этнографических путешествий они контактировали с польскими подпольщиками, которые готовили антиправительственное выступление, но "Русская троица" не пошла за революционными заговорщиками, сосредоточив усилия на культурной просветительской деятельности. В первом рукописном сборнике стихов и переводов под названием "Сын Руси" (1833), они призывали к народному единению и национальному пробуждению. Следующим шагом "Русской троицы" стал подготовленный к печати сборник "Заря" (1834), который содержал песни, оригинальные произведения кружковцев, исторические и публицистические материалы. Лейтмотивом рукописи было осуждение иностранного господства, прославление борьбы народа, воспевание казацких вожаков - Б. Хмельницкого и С. Наливайко. Прозвучал в сборке и призыв к единению украинский Галиции и Приднепровья. Издание этой книги было запрещено и венской, и львовской цензурой. Первая пыталась подавить проявления украинского движения в Галиции, опасаясь, что он в перспективе может стать пророссийским. Вторая, отражая интересы консервативных лидеров греко-католической церкви, выступала не столько против содержания, сколько против формы: появление книги на украинском языке посягала на монополию и авторитет языка церковнославянского. Для молодых авторов запрещенной "Зари" начался период преследований, обысков, доносов, обвинений в неблагонадежности. Принципиальное обвинение было сформулировано директором львовской полиции: "Эти безумцы хотят воскресить... мертвую русинскую национальность". Однако даже в этих неблагоприятных условиях члены "Русской троицы" не прекращали активной деятельности. Они, ломая консервативную традицию, которая предусматривала вынесение официальных речей латинском, польском или немецком языках, одновременно в трех церквях Львова прочитали религиозно-нравственные проповеди на украинском языке. Они энергично выступали против латинизации письменности, всячески поддерживали возвращение родного языка в быт национальной интеллигенции. В 1836 г. М. Шашкевич подготовил учебник для младших школьников - "Читанку", написанную живым украинским языком В конце 1836 (в книге указано 1837 год) в Будапеште увидел свет альманах "Русалка Днестровая". И хотя идеи освобождения прозвучали в ней со значительно меньшей силой, чем в "Заре", только 200 экземпляров этого сборника попали в руки читателей, остальные были конфискованы. Что же испугало официальную власть на этот раз? Это было новаторское произведение и по форме, и по содержанию. Оно написано живым народным языком, фонетическим правописанием, "гражданским" шрифтом. Все это выделяло сборник из литературного потока, делало его близким и понятным широким массам. Три идеи пронизывают содержание "Русалки Днестровской": признание единства украинского народа, разделенного границами разных государств, и призыв к его обновлению; позитивное отношение к общественному движению и прославление народных вожаков - борцов за социальное и национальное освобождение; пропаганда идей собственной государственности и независимости. Совершенно очевидно, что авторы сборника в определенной мере вышли за рамки культурно-просветительской деятельности и вторглись в политическую сферу. Вскоре это объединение распалось. Преследуемый светской и церковной властью, на 32-м году жизни скончался М. Шашкевич. В 1848 г. перешел на пропольские позиции И. Вагилевич, который начал проповедовать идею польско-украинского союза под главенством Польши. Дольше отстаивал идеи "Русской троицы" Я. Головацкий. В 1846 г. он опубликовал в Лейпциге под псевдонимом статью «Положение русинов в Галиции», которая стала первым программным документом западно-украинского национально-освободительного движения, где были культурно-просветительные, социально-экономические и национально-политические требования. Я. Головацкий считал необходимым освобождение крестьян от гнета помещиков и ликвидацию барщины, развитие промышленности, торговли, культуры на украинских землях, введение украинского языка в школьном обучении, подготовка кадров национальной интеллигенции в вузах, где тоже будет использоваться украинский язык обучения. Головацкий рассчитывал на австрийское правительство, которое проведет реформы в пользу украинских галичан. Но и он под влиянием М. Погодина присоединился к москвофилам и в 1867 г. эмигрировал в Россию. 2. События революции 1848-1849 гг. на западно-украинских землях. Головна Руська Рада. В 1848-1849 гг. Европу охватила общеевропейская демократическая революция. Она была направлена против режима реакции, установившегося после разгрома империи Наполеона, против пережитков феодализма. В результате революции впервые в истории в политической жизни Европы могли участвовать широкие народные массы. В европейских странах началось становление демократических институтов, гражданского общества. Демократизация жизни, подъем социальных движений, дал толчок к развертыванию национально-освободительной борьбы угнетенных народов Восточной и Центральной Европы. Резко активизировалось польское национальное движение. В годы революции центром (русинского) украинского национального движения стала Восточная Галиция. Группа представителей греко-католического духовенства обратилось к австрийскому императору в апреле 1848 г. с петицией. В ней высказывались пожелания: 1. введение в школах и общественных учреждениях Восточной Галиции украинского языка, 2. обеспечение украинцам доступа ко всем должностей и 3. уравнивание в правах духовенства всех конфессий. 2 мая 1848 во Львове была основана первая украинская политическая организация - Головна руська рада (главный русский совет), которая взяла на себя роль представителя украинского населения Галиции перед центральным правительством и выполняла ее на протяжении 1848-1851 гг. Раду, которая состояла из 30 постоянных членов - представителей светской интеллигенции, высшего и низшего духовенства, возглавил епископ Григорий Яхимович. Печатным органом Главного русского совета стала " Зоря Галицкая" - первая во Львове газета на украинском языке, которая начала выходить 15 мая 1848. По инициативе ГРР за национальную символику галицких украинцев был принят сине-желтый флаг и герб с изображением золотого Льва на синем фоне. ГРР, выступая за проведение демократических реформ, добивалась раздела Галиции на две части, обеспечения свободного национального развития украинского населения Восточной Галиции. Осуществление своей программы они связывали с преданностью Австрийской конституционной монархии. В городах, городках и селах Восточной Галиции организовалось около 50 местных русских рад, в состав которых избирались представители различных слоев, главным образом, крестьяне, мещане, светская интеллигенция (учителя), представители низшего духовенства, которые развернули активную общественно-политическую и культурно-образовательную деятельность. Началось формирование отрядов самообороны - Национальной гвардии. Русские рады также выступали за отделение Восточной Галиции от Западной (польской) и превращения ее в отдельную провинцию, то есть за национально-территориальную автономию, введение обучения во всех учебных заведениях на родном языке и т. д. Правящие круги Австрии согласились только на введение с 1848 г. обучения на украинском языке в народных школах и преподавание этого языка как обязательного предмета в гимназиях. В начале 1849 г. открыта кафедра украинского языка в Львовском университете. Ее первым профессором стал Я. Головацкий. Составной частью борьбы за демократические преобразования стало оживление культурно-образовательного движения в крае. В октябре 1848 г. во Львове состоялся первый съезд деятелей украинской культуры и науки. Согласно решению съезда в Львове была основана "Галицко-русская матица" - культурно-просветительная организация, которая имела задачей издание популярных книг для народа на кириллице. Ставились украинские пьесы, появились первые библиотеки, был создан народный дом во Львове. В условиях революции император пошел на отмену барщины, было обещано, что государство выкупит у помещиков земли крестьян, была дарована конституция и парламент. В июле 1848 г. на первом заседании парламента было 39 украинцев из 96 галицийских депутатов. Украинские послы озвучили идею раздела Галиции на две части. Таким образом, в 1848-1849 гг. впервые была выработана программа национально-политического и духовного утверждения украинства в рамках конституционной Австрийской монархии. Лидером этого движения выступало духовенство, которое ориентировалось на династию Габсбургов. Австрийские власти использовали украинцев в борьбе против польского национального движения. Поляки выступали против идеи раздела Галиции на две части. Пытались примирить украинцев и поляков лидеры чешского национального движения. Летом 1849 г. после разгрома объединенными силами Австрии и России венгерской революции в империи Габсбургов был восстановлен абсолютистский режим с его централистски-бюрократической системой. Австрийскую конституцию отменили. Летом 1851 г. распустили Главную русскую Раду, начались попытки насаждения латиницы вместо кириллицы. Важными были социальные последствия революции 1848-1849 гг. Так, была отменена барщина, крестьяне получили полную личную свободу. Однако лучшая земля, общинные земли (леса, пастбища) оставались в руках помещиков.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 690; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |