Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социализация личности

 

Социализация – это начинающийся в младенчестве и продолжающийся всю жизнь процесс усвоения культурных норм и освоения социальных ролей.

Социализация означает превращение человека в индивида, в личность («Личностью не рождаются, личностью становятся»).

Социализация должна начаться в раннем детстве, когда закладывается фундамент будущей личности. Дети, изолированные от общества в социальном плане погибают, превращаясь в так называемых феральных людей, которые с младенческого возраста воспитывались в условиях дикой природы, в животной среде (Маугли, Тарзан и др.).

Наряду с понятием «социализация» в рамках данного процесса используются другие понятия, довольно близкие ему по значению, а именно: «воспитание», «адаптация».

Воспитание – целенаправленное воздействие агентов социализации на духовную сферу и поведение индивида. Понятие «социализация» шире понятия «воспитание» и является во многом стихийным, не всегда осмысливаемым процессом.

Адаптация – ограниченный во времени процесс привыкания к новым условиям. Адаптация может рассматриваться как составная часть социализации и как ее механизм. Различают два вида адаптации: психофизиологическую и социально-психологическую, находящиеся во взаимосвязи.

Социально-психологическая адаптация – это овладение личностью новой ролью при вхождении в новую социальную ситуацию. По своим результатам социально-психологическая адаптация бывает позитивной и негативной, а по механизму осуществления – добровольной и принудительной. Процесс социально-психологической адаптации распадается на несколько стадий:

1) ознакомление;

2) ролевая ориентация;

3) самоутверждение.

По своему содержанию социализация – двусторонний процесс: с одной стороны, он состоит в передаче обществом социального исторического опыта, символов, ценностей и норм, а с другой стороны – в их усвоении индивидом, т.е. интериоризации.

Интериоризация – переход внешних по своей форме процессов общественной жизни во внутренние процессы сознания, при которых они претерпевают соответствующую трансформацию: обобщаются, вербализуются, становятся способными к дальнейшему развитию.

В отличие от простого обучения, которое наблюдается и в животном мире, социализация у человека имеет ряд особенностей:

1) социализация – двунаправленный процесс, т.е. не только старшие могут передавать свой опыт младшим, но и наоборот, младшие – старшим (поскольку в обществе изменения происходят значительно быстрее, нежели в природе и представители старших поколений начинают «отставать от жизни», им необходима помощь молодых);

2) социализация – внутривидовой процесс, т.е. личностью можно стать только в обществе, среди людей;

3) в процессе социализации предается не только опыт, но и моральные, духовные ценности и нормы.

Принято выделять два основных вида (уровня) социализации:

1) первичная: происходит в системе межличностных отношений (в малых группах) и преобладает на начальных этапах жизни человека (детство, отрочество, юность);

2) вторичная: охватывает систему социальных, формальных отношений (в формальных организациях) и преобладает во взрослой жизни.

С вышеуказанными видами социализации зачастую совпадают и ее основные этапы:

1) ранняя, начальная социализация: охватывает период от рождения человека до обретения им самостоятельности (политической, экономической, социальной, духовной);

2) поздняя, продолженная социализация: охватывает всю оставшуюся жизнь индивида.

Процесс становления личности осуществляется только в рамках социальной среды и непосредственно в результате ее воздействия. При этом можно выделить три уровня социальной среды, каждый из которых в разной степени (в зависимости от конкретных условий жизни индивида, его индивидуальных особенностей) оказывает влияние на процесс социализации:

1) микросреда – ближайшее социальное окружение человека, члены малых групп, в которых он состоит (семья, родственники, друзья, сверстники, коллеги, соседи и т.д.);

2) мезосреда – большие социальные группы, представителем которых является индивид (профессиональные, демографические, гендерные и т.д.);

3) макросреда – общество в целом (влияние институтов культуры, религии, государства, международных организаций, средств массовой информации и т.д.).

Главный смысл процесса социализации для личности на ее ранних стадиях – поиск своего социального места.

Основными опорными точками в этом процессе являются осознание и осмысление своего «Я».

1. Осознание своего «Я» происходит в раннем детстве (в возрасте от 2 до 5 лет), и связано с овладением прямохождением, речью, развитием мыслительных процессов и сознания, приобретением навыков сложной деятельности (рисование, познание, физический труд), освоением навыков обучения (чаще всего в игровых формах). Ребенок учится выделять себя из окружающих, осознавать свою «самость», самоидентифицировать себя (включая половую самоидентификацию).

Личность усваивает социальный опыт посредством определенных механизмов. Механизм социализации через групповой опыт в рамках ролевой концепции личности раскрывает теория «зеркального Я», автором которой является американский социальный психолог Чарльз Кули. Он поставил перед собой задачу исследования процесса постепенного понимания индивидом отличия своего «Я» от других личностей.

В теории Ч. Кули решающая роль в социализации индивида отводится первичным группам (семье, детским коллективам, соседской общине и др.), которые характеризуются неформальными, интимными и доверительными межличностными отношениями. Ученый считал, что личность формируется на основе множества взаимодействий людей с окружающим миром. В процессе этих взаимодействий люди (особенно дети) создают свое «зеркальное Я», состоящее из трех элементов:

1) того, как, по нашему мнению, нас воспринимают другие;

2) того, как, по нашему мнению, они реагируют на то, что видят;

3) того, как мы отвечаем на воспринятую нами реакцию других.

«Зеркальное Я» становится важнейшим элементом самосознания ребенка. Благодаря этому у него формируется самооценка, умение смотреть на себя глазами окружающих людей. Он приучается осознанно выделять себя из окружающих его людей, вырабатывая, вместе с тем, чувство удовлетворения или неудовлетворения, гордости, уважения или унижения за собственное «Я».

С течением времени, вместе с расширением социального взаимодействия в первичных группах субъективное «Я» становится более устойчивым и фиксированным: под влиянием требований окружающих у индивида вырабатывается чувство самоконтроля, он все в большей степени усваивает нормы и ценности социальной группы, возводя их (частично или в полном объеме) в ранг собственных убеждений.

2. Осмысление своего «Я»это процесс становления ценностного ядра личности. Данный процесс начинается в среднем детстве (подростковом возрасте) и происходит на основе постоянной оценки себя в сравнении с другими людьми, такими же, как «Я» (как правило, это сверстники или «значимые другие»). В ходе этого процесса формируются представления о добре и зле, цели и смысле жизни, другие духовно-нравственные и мировоззренческие установки.

Социализацию можно рассматривать как типичный и единичный процессы.

Социализация как типичный процесс означает похожесть ее протекания для представителей типичных социальных или возрастных групп, имеющих одинаковые религиозные взгляды, являющихся приверженцами одних культурных норм, занимающих примерно равное социальное положение.

Социализация как единичный процесс возникает благодаря особенностям, свойственным данной личности (способностям, внешним данным, степени конформности, коммуникабельности, индивидуальному уровню идентичности), т.е. стремлению к развитию своих способностей, осознанию своего жизненного пути как уникального.

С точки зрения общества, социализация – это совокупность агентов и институтов, ответственных за ее осуществление, контроль над ней и ее результаты.

Агенты социализации – конкретные люди, ответственные за передачу индивиду культурного опыта, норм и ценностей, освоение им социальных ролей.

Институты социализации – это учреждения, которые в рамках своей деятельности оказывают влияние на процесс социализации, направляют и контролируют его.

Как нами уже было отмечено, в социологии выделяют два уровня социализации:

1) уровень первичной социализации;

2) уровень вторичной социализации.

На каждом из этих уровней действуют различные агенты и институты социализации.

Агентами первичной социализации являются представители ближайшего окружения индивида, формирующие систему межличностных отношений, члены малых групп, в которые входит индивид: родители, родственники, друзья, сверстники, одноклассники, соседи, школьные учителя, врачи, коллеги и др.

Агентами вторичной социализации выступают руководители официальных, формальных организаций, чиновники, социальные работники, судьи, представители правоохранительных органов и др.

Степень влияния и функции агентов первичной и агентов вторичной социализации различаются. Так, агенты первичной социализации могут выполнять несколько взаимозаменяемых функций (отец одновременно может выполнять роли друга, тренера, воспитателя, учителя), а агенты вторичной социализации – одну-две функции, заменить которые сложно (профессиональнее пожарного никто пожар не потушит). Кроме того, агенты первичной социализации выполняют свои функции бесплатно, а агенты вторичной социализации за вознаграждение.

При этом следует учесть, что некоторые статусные позиции в силу специфики ролевой модели превращают их носителей одновременно и в агентов первичной и агентов вторичной социализации. К ним можно отнести учителей, врачей, социальных педагогов, социальных психологов, милиционеров и др.

Институтом первичной социализации принято считать семью. Именно в семье закладываются базовые основы становления личности, причем, по мнению большинства социальных психологов, до 70% личностных качеств формируются в дошкольном возрасте.

В качестве институтов вторичной социализации выступают все формальные, официальные учреждения и организации, с которыми взаимодействует индивид в течение всей жизни (государственные, военные, религиозные, культурные, образовательные, профессиональные и др.)

Итак, агенты и институты социализации направляют, контролируют процесс социализации и несут ответственность за ее результаты.

Жизненные циклы – это важнейшие вехи в биографии человека, которые могут рассматриваться как качественные этапы становления социального «Я».

В качестве жизненных циклов выступают дошкольный период, обучение в школе, профессиональное самоопределение, студенческая жизнь, служба в армии, супружеская жизнь, период активной профессиональной деятельности, пенсионный период и т.д.

Смена каждого этапа жизненного цикла связана с изменением главного (как правило, социального) статуса и сопровождается двумя взаимодополняющими друг друга процессами: десоциализацией и ресоциализацией.

Десоциализация – это процесс отучения индивида от старых ценностей, норм, ролей, правил поведения.

Она предполагает отвыкание человека от старых привычек, изменение (полное или частичное) круга общения, режима дня, ритма жизни и т.д. Десоциализация может быть связана с переездом в другой регион (другую страну), изменением гражданства, лишением свободы и т.п.

Иногда десоциализация может пройти настолько глубоко, что приводит к разрушению базовых основ личности, ее ценностного «ядра» (потеря любимого человека, смерть близких, последствия стихийных бедствий и иных чрезвычайных ситуаций, участие в военных действиях, отбывание заключения в местах лишения свободы, длительная безработица, неожиданная инвалидность и т.п.).

Ресоциализация – это процесс обучения индивида новым нормам, ролям, правилам поведения, усвоения новых ценностей взамен старым, связанным с предыдущим жизненным циклом.

Смена жизненного цикла требует от человека изменения не только внешних проявлений его деятельности, но, что более важно (и сложно), переосмысления своих жизненных установок и приоритетов, ценностных ориентиров. Осознание того, что человек начинает жить в иных социальных условиях, заставляет его соотносить составляющие своего «личностного ядра» с новыми реалиями.

Не всегда этот процесс происходит безболезненно и без внутреннего конфликта, но именно осознание необходимости пройти через указанные трудности и помогает личности заняться самоанализом своего «Я», понять внутренние мотивы своего поведения, «заглянуть в себя» и, возможно, что-то в себе изменить. Все это – неотъемлемая часть саморазвития личности, ее социализации.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема 12: Социология личности | Социальный статус и социальная роль личности
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1737; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.