Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Алфавит

Звуки и буквы.

Гласные и согласные.

Чтобы учащиеся различали гласные и согласные, опираясь на осознание их признаков, а не на механическое запоминание, учитель в самой краткой форме расскажет им об органах речи и их участии в образовании этих двух основных разрядов звуков русского языка. Одновременно надо выяснить такие понятия, как понятие голоса, шума, преграды, в том их значении, в каком они приняты в лингвистике, но в доступной для учащихся форме. Хорошо, если будет показано устройство органов речи на рисунках из книги, из анатомического атласа или на муляже.

Все эти сведения, преподнесенные в самой элементарной и наглядной форме, оказываются доступными и вполне понятными ученикам. Твердое знание гласных и согласных русского языка (перечень их можно дать для заучивания), свободное и быстрое их различение — необходимое условие для понимания и усвоения очень многих сведений по грамматике и ряда правил орфографии (например, склонений частей речи, правил правописания слов с безударными, приставок на з и т. п.).

Понятия «звук» и «буква» на первый взгляд весьма простые. Ученики знают о них из начальной школы. Дети обычно бывают искренне убеждены в том, что они хорошо представляют себе эти понятия, в то время как на самом деле они не разграничивают в своем сознании представления о звуке и букве, смешивают их. Смешение звука и буквы отрицательно сказывается на обучении орфографии.

Вот, примерно, какие упражнения можно провести с целью тренировки учащихся в различении звуков и букв:

1) В данном ниже тексте подчеркнуть слова, в которых количество звуков совпадает с количеством букв.

Мир миру, дружба между народами, борьба за счастье трудящихся — вот те ясные и благородные цели, которые ставит перед собой каждый советский человек.

2) Составить рассказ, включив приводимые ниже слова, и затем выписать из него те слова, в которых букв больше, чем звуков.

Снег, если, комья, буря, буран, метель, мрак, ночь, свет, юг, вьюга.

3) В данном тексте подчеркнуть слова, в которых звуков больше, чем букв.

Ее, Волгу, еще называют в народе по-другому — кормилица. А сколько про нее сложено песен!

4) В каких из следующих слов есть по два рядом стоящих гласных звука?

Клюет, поохотился, мобилизует, появление, своей, наугад, паять, неудачный, поющий, боевой, приоткрыл, боязнь.

Как показывает опыт, далеко не все учащиеся пятых классов хорошо знают алфавит, принятый в нем порядок букв, а также правильные названия букв. Довольно обычны случаи ошибочного называния школьниками букв («кэ», «рэ», «лэ», «мэ», «фэ», «шэ»), с чем связывается и нарушение ряда произносительных норм литературного языка (в частности, режущее слух культурного человека неверное чтение сложносокращенных слов — аббревиатур, в том числе и самых употребительных).

Алфавит и порядок букв в нем должны быть твердо усвоены учащимися. Каждый ученик обязан уметь без ошибок назвать как все буквы алфавита подряд, так и указать место каждой из них в ряду других, т. е. какая буква предшествует и какая следует за каждой из названных учителем букв (например, букве л предшествует к, за ней следует м и т. д.). Без усвоения алфавита и порядка букв в нем школьники не смогут пользоваться словарями.

Необходимо, чтобы были проведены следующие упражнения:

1) Правильное называние каждым учащимся всех букв алфавита в установленном порядке.

2) Называние букв алфавита вразбивку. Это упражнение можно проводить в разных вариантах. Вот один из них: учитель пишет на доске слово и указывает, какие буквы в нем должен назвать ученик. То же можно делать и по книге: учитель указывает, в каком слове и какие буквы должен назвать вызванный ученик. Еще вариант: ученик пишет на доске слово (или произносит его), а затем называет все буквы, которые его составляют. Слова для этого упражнения могут задавать вызванному ученику и учащиеся класса.

3) Упражнения в быстром отыскивании в словаре названных учителем слов. Это упражнение одновременно содействует и запоминанию учащимися правописания многих слов.

4) Упражнения в чтении сложносокращенных слов (СССР, КПСС, ВЛКСМ, АТС, ВВС и т. д.). Для учащихся, которым такое чтение дается особенно нелегко, это упражнение должно быть дополнено заданием: написать названия перечисленных выше учреждений и организаций в таком виде, как они произносятся.

5) Полезным упражнением (к тому же связанным с усвоением правописания ряда слов) может являться и такое, как запись по памяти в алфавитном порядке: названий учебных предметов; дней недели, месяцев; городов, рек, островов, государств; фамилий учащихся класса; фамилий писателей.

С целью тренировки школьников во внеклассных занятиях можно использовать игры, состоящие в том, что каждый из играющих называет возможно большее количество имен или предметов (по условию) на определенную букву. Такие занятия способствуют усвоению написания определенных разрядов слов, а также активизации и обогащению словаря учащихся (например, Иркутск, а не «Еркутск», Алма-Ата, а не «Олма-Ата», Яранск, а не «Еранск», Александровск, а не «Олександровск», Олекма, а не «Алекма» и т. п.).

Не всегда знают школьники, сколько букв в нашем алфавите и как они распределяются по группам в зависимости от того, какие звуки обозначают. Для лучшего запоминания этих сведений можно использовать следующий мнемонический прием (прием, обеспечивающий запоминание при помощи искусственных ассоциаций — расположения букв, чисел или чередование их и т. п.). Надо обратить внимание учащихся на то, что общее число букв у нас выражается двумя тройками — 33, что в их составе есть полугласная — 1, гласных — 10; не обозначающих отдельного звука (ъ, ъ) — 2, согласных — 20 (всего 33); гласных в два раза меньше, чем согласных и т. п.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Звуки речи | Звонкие и глухие согласные
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 577; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.