КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Звонкие и глухие согласные
Беседу о звонких и глухих согласных можно начать с напоминания ученикам о том, что говорилось ранее в учебнике о согласных, образуемых при помощи шума. При этом называются глухие согласные (к, п, с, т и т. д.), образуемые только при помощи шума. Придумываются и анализируются слова с этими согласными (кот, пот, сесть, шапка). Затем учитель обращает внимание на наличие в языке других согласных, которые по условиям их образования в некоторых отношениях являются сходными с ранее проанализированными звуками, пов то же время и существенно отличаются от них. Эти звуки называются звонкими согласными (б, в, г, д, ж, з). Сравнение работы органов речи и характера звучания при произнесении глухих и звонких (хотя бы путем прикладывания пальца к горлу или произнесения их при плотно закрытых ушах) должно показать учащимся, что различия между звуками типа к, п, с, т и звуками г, б, з, д заключаются в звучности вторых, что в образовании их участвует не только шум, но и голос (при их произнесении дрожит гортань). С этой целью могут быть использованы такие приемы: Учащимся предлагается: 1) приложить палец к горлу и произносить согласные один за другим. При произнесении звонких (б, в, г...) гортань дрожит, что отчетливо ощущается на ощупь, при произнесении глухих (к, п, с...) гортань остается спокойной; 2) плотно закрыть уши руками и произносить согласные, несколько растягивая. При произнесении звонких (б, г, д...) в ушах слышится звон, при произнесении глухих он не слышится. Затем на материале учебника и придуманных здесь же словах- примерах проводится упражнение в различении звонких и глухих. Различение звонких и глухих важно с точки зрения обучения орфографии, так как на нем основывается ряд доступных для учащихся V классов орфографических правил, ошибки на которые считаются грубыми. В процессе анализа слов со звонкими и глухими должны быть возобновлены в памяти и закреплены знания школьников о способах прояснения неясного согласного, о способах самопроверки при письме (какую букву следует писать, например, в конце слова: пруд или прут, труд или трут и т. п.). На первое место должен быть поставлен прием, состоящий в изменении слова таким образом, чтобы проверяемый звук оказался перед гласным (труды, пруды). Это правило основывается на непреложном фонетическом законе, в соответствии с которым согласные перед гласными оказываются в сильном положении. Фонетический анализ слов с глухими и звонкими согласными должен показать учащимся, что озвончение глухих и оглушение звонких — это закон произношения, а не орфографии, что в правописании звонких и глухих мы руководствуемся не произношением (за исключением лишь некоторых, строго ограниченных случаев), а особыми правилами, основанными на морфологическом составе слова (погрузка — груз — грузить; рубка — рубить). Работа по закреплению навыков грамотного и осознанного в орфографическом отношении письма, навыков, связанных с применением правил правописания звонких и глухих, проводится в определенном порядке с постепенным, но все возрастающим осложнением упражнений: ü вначале упражнения ограничиваются лишь тем, что школьники правильно читают записанный ими текст и указывают на случаи расхождения и совпадения в произношении и написании слов со звонкими и глухими, встречающимися в данном тексте; ü следующие задания осложняются: учащиеся должны найти в тексте случаи оглушения звонких в конце слов и случаи изменения произношения звонких и глухих в зависимости от соседства их с другими согласными (явление уподобления); ü вслед за тем может быть дано упражнение, состоящее в заполнении в тексте пропущенных букв или восстановлении слов со звонкими или глухими, пропущенными в тексте. Эта работа предполагает обязательное умение ученика объяснить (обосновать), почему он пишет так, а не иначе. Все подобные упражнения проводятся сначала в классе под руководством учителя, а затем уже даются и как самостоятельные (домашние). Так как запоминание рядов звонких и глухих согласных для некоторых учащихся представляет значительные трудности, школьная практика выработала ряд вспомогательных, в том числе и мнемонических, приемов, облегчающих таким учащимся усвоение перечней звонких и глухих. К таким приемам нужно отнести: 1. Использование таблицы, в которой представлены все звонкие и глухие, наглядно показаны парные и непарные среди них.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 565; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |