Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ударение

С ударением ученики знакомятся в начальной школе. Литературное произношение предполагает правильную по­становку ударений в словах. Ошибочная постановка ударения ведет иногда к изменению смысла слова или к искажению его грамма­тической формы. В ряде же случаев значение и грамматическая форма слова не меняются, зато может заметно измениться в нем качество гласных. Это явление наблюдается, например, при просторечном произношении иноязычных по происхождению слов («портфель», «магазин», «квартал» и т. п.), а также в случаях поль­зования диалектными вариантами, не совпадающими с принятым в литературном языке произношением этих слов («столяр», «послал» — Кировская и другие области; «санки», «снежная» — Тюменская область), и т. п.

Произвольное перенесение ударения в слове ведет не только к орфоэпическим ошибкам, но часто и к ошибкам орфографическим.

Как известно, в русском языке, в отличие от ряда других язы­ков, ударение не имеет постоянного места и в разных словах может быть в самых различных положениях. Подвижность рус­ского ударения является одной из причин многочисленных речевых и орфографических ошибок, связанных с неправильной постанов­кой ударения, и прежде всего в написании безударных гласных.

Положение осложняется еще и наличием в русском языке ряда слов с двояковозможным ударением в одном и том же слове (тво­рог — творог), что иногда создает ложное впечатление о допусти­мости свободной, по желанию говорящего, постановки ударений вообще. В неправильности этого положения легче всего можно убедиться на примере таких слов, в которых ударение является признаком, дифференцирующим значение слов (например, мука и мука, полы и полы, дома и дома и т. д.).

Работа над ударением в речи учащихся должна вестись по­стоянно. Опираться при этом приходится на языковое чутье, на слух и слуховую память учащихся, поскольку многие слова с правильным ударением нужно просто запомнить как слова, кото­рые нельзя подвести под какое-либо определенное правило.

Начав с наблюдения над дыханием, движением выдыхаемого воздуха при произнесении ударных и безударных слогов и ис­пользуя при этом наглядные пособия (таблицы, макеты речево­го аппарата и т. п.), учитель на примерах отдельных слов дол­жен показать зависимость значения слов и их форм от места уда­рения.

Чтобы научить школьников разбивать слова на слоги и выде­лять среди них ударные, следует использовать упражнения в вы­разительном чтении выученных наизусть стихотворений, в сопо­ставлении встречающихся в них рифм (ударных и безударных), к чтении со скандированием, в расстановке ударений и подчер­кивании ударных слогов в письменном тексте, в сопоставлении омонимичных пар слов или их форм, различающихся ударением, а в младших классах даже хоровое чтение и т. п.

При проведении этих упражнений необходимо учитывать сте­пень трудности для данного состава учащихся того или иного за­дания, важность работы по анализу состава слова, по подбору родственных слов с ударением, постоянно сохраняемым на одной и той же морфеме или одном и том же слоге, и с ударением, пере­мещающимся на другие слоги, например при склонении существительных (вода, воду), при чередовании (ходить, похаживать), при подборе однокоренных слов (выращивать, возраст).

Омонимичные пары слов, различающихся только по ударению, должны предлагаться для чтения в контексте, чтобы ученики могли правильно понять значение, в котором употреблено анализируемое слово, и определить, с каким ударением надо его произнести (Коли нет дома и Коли дрова).

Конечно, при организации всей этой работы по возможности широко должны быть использованы орфографические словари.

На уроках русского языка могут быть проделаны и специаль­ные упражнения по расстановке ударений, например:

1. расставить ударения в тексте, предложенном учителем;

2. разбить слова на слоги и подчеркнуть те слоги, на которые падает ударение;

3. найти слова-существительные, в которых при склонении ударение не меняет место, и слова, в которых ударение при скло­нении меняет свое место;

4. найти пары слов, сходных по звуковому составу, но различ­ных по ударению (замок — замок и т. п.) и значению.

Имеется возможность почти на любом уроке русского языка практиковать учащихся в правильной постановке ударений, свя­зать эту работу с любым упражнением по русскому языку. Так, например, в дополнение к текущему заданию по учебнику ученику можно предложить расставить ударения в том же тексте (или части его), на котором проводилось упражнение с иной целью, расста­вить ударения в тексте, записанном на доске, в части текста дик­танта, в списанном или записанном наизусть стихотворении и т. д.

Конечно, во всем этом должна быть определенная система, схема которой может сводиться к следующему:

1. Сначала проводятся упражнения с двусложными словами, затем — с трехсложными и уже после этого — с многослож­ными.

2. Берутся слова с ударением на конечном слоге, затем — группы слов с ударением на втором от конца слоге, на третьем и т. д. После этого проводится работа с дифференцированными в зависимости от ударений формами слов разных частей речи. Так, например:

a) при изучении глаголов указывается на преимущественное употребление глаголов прошедшего времени в женском роде с уда­рением на окончании (взяла, брала) или па приставке (вышла, вынесла);

b) при изучении спряжений глаголов сначала берутся глаголы с ударением на окончании (поёшь, несёшь, кричишь), затем — на основе (разговариваешь, бродит) и т. п.;

c) при изучении существительных сначала берутся слова с по­стоянным ударением при склонении (например, стул, липа, боло­то), а затем — с подвижным ударением (например, друг, зуб, село, место, степь).

Может быть использован прием сопоставления слов, относя­щихся к разным частям речи или имеющих различную грамматиче­скую форму, но совпадающих в основном по своему звуковому составу и различающихся лишь местом ударения. В этих случаях роль ударения особенно велика, так как перемена места ударения здесь ведет не просто к ошибочному произношению слова или искажению его внешнего вида, а меняет само значение, смысл слова (см. таблицу).

 

 

В работе над ударением большую помощь окажут словари, к пользованию которыми надо приучить учащихся. Желательно также вести учет тех слов, в которых школьники допускают не­правильную постановку ударений. Списки таких слов должны оформляться в виде небольших таблиц и время от времени вывешиваться в классе на определенный срок (например, от 5 до 10 дней).

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Звонкие и глухие согласные | Теория происхождения солнечной системы
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 942; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.